Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.
статья по теме
Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_2012.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.
Аннотация.
Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность. Творческий тип познавательной активности характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося.
Творческая среда для развития одарённости детей является неотъемлемой частью урока, где учитель создаёт условия для возможности нестандартного мышления учащихся.
Статья.
Изменение характера и форм учебной деятельности, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания. Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем - к внутренней потребности в самообразовании.
Развивая воображение, образность мышления, интуицию, необходимые для творческого типа учебной активности, можно сослаться на рекомендации, предлагаемые группой ученых под руководством С. Парнса: устранять внутренние препятствия творческими проявлениями; воздерживаться от оценок, показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий; давать возможность умственной разминки; уделять внимание работе подсознания.
Развитие одарённого ребёнка происходит в несколько этапов и выводит его на качественно новый уровень развития. Поступательное развитие отражено на схеме, где Первый этап:(1-2)-представляют 5-6 кл. Основа – интеллектуальное развитие школьников.
Второй этап:(3-4)-представляют 7-8-9кл. Основа – развитие исследовательской деятельности.
Вся подготовительная работа готовит учащихся любого класса к выступлениям в НОУ. Основа – самовыражение учащихся.
1.Создание презентаций, творческих работ
2.Реферативная деятельность.
3.Метод проектов
4.Исследовательская деятельность.
5. Научное общество учащихся
Характеристика этапов.
1.Создание презентаций, творческих работ. Учащиеся нестандартно передают изучаемый материал. Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Всё это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в простом находить необычное.
2. Реферативная деятельность. Реферат способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находя убедительные доказательства как истории, так и современности по изучаемой проблеме.
Для развития учащихся необходимо при создании творческой среды для развития одарённости учитывать новые информационные технологии, умело использовать их на уроке в качестве дополнительного средства обучения одарённых детей.
Информатизация образования позволит решить проблемы качественного изменения информационной среды системы образования, предоставит новые возможности для развития личности и формирования коммуникативных умений, навыков, обеспечивая при этом развитие познавательного интереса и способностей, самостоятельности, самоконтроля, способствуя развитию творческой личности. Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С.А. Илюшин и Б.Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский».
Например, такой вид работы, как создание «Живого журнала» призван не только показать факты биографии писателей и поэтов, не только увлекательно (в форме дневниковых записей с привлечением материалов видео из художественных и документальных фильмов)рассказать о жизни и творчестве писателя, но и донести до аудитории учащихся радость познания, радость творчества, радость общения.
3. Проектная деятельность – один и лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления (например, с точки зрения языка), обработать, и полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания ( сообщение, доклад), при изучении новой темы ( защита реферата, выполнение творческой работы), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).
4. Исследовательская деятельность-это первая ступенька для подготовки к НОУ. Это более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты.
В использовании приёма «виртуальная экскурсия» на уроке литературы --ещё один способ преподнести нестандартно, необычно, а значит, привлечь внимание учащихся, вызвать необычные эмоции. Эта деятельность способствует не только пробуждению и закреплению интереса к поэзии, но и помогает обратить внимание ребёнка к необычному в обычных, много раз виденных им предметах и явлениях, будь то осень в парке или падающий осенний лист, памятник Пушкину или сломанная ветка… А это развитие фантазии, воображения, творчества.
Таким образом, к 9 классу можно создать Портфолио достижений. Основной смысл –«показать всё, на что ты способен».Портфолио содержит многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащегося, а также помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Результаты деятельности представлены в виде грамот и дипломов.
Использованная литература.
1.Власенков А.И. «Развивающее обучение русскому языку». Москва. «Просвещение». 1983.
2.Корниенко Р.Н. «Активная деятельность учащихся на уроках русского языка». // «Русский язык в школе». - 2000. - № 3. - с. 37 - 44.
3.Мочалова Н.М. «Методы проблемного обучения и границы их применения». - Казань: Издательство Казанского университета. 1979
4.Оконь В.М. «Основы проблемного обучения» / Отв. ред. A.M. Матюшкин. -Москва. «Просвещение». 1968.
5.Орлов В.И. «Активность и самостоятельность учащихся». // «Педагогика». - 1998. - № 3. - с. 44 - 48.
6.Селевко Т.К. «Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации». Москва. «Народное образование». 1998.
7.Соколова Н.Ю. «Как активизировать познавательную деятельность учащихся» // «Педагогика» - 2001. - № 7. - с. 32 -36.
8.Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Ярославль. «Гринго». 1996.
9.Тушканова О.И. «Развитие внимания». Волгоград. 1995.
10.Тушканова О.И. «Развитие мышления». Волгоград. 1995.
11.Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения». Москва. «Педагогика». 1990.
12.Фридман Л.М., Волков К.Н. «Психологическая наука - учителю». Москва. «Просвещение». 1985.
13.Колеченко «Энциклопедия педагогических технологий», издательство КАРО, Санкт-Петербург, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регулирование системы работы с одарёнными школьниками. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира за...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...
СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Нетрадиционные формы работы на уроках литературы...
Создание творческой среды на уроках иностранного языка
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. ...
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Формирование и развитее творческого потенциала учащихся неотделимо от образовательного и воспитательного процесса в целом и невозможно без создания творческой среды в образовательном учреждении, котор...
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей личности на уроках иностранного языка могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. Управление развитием детской одарённости в условиях школ...
Создание творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка в музыкальной школе
В рамках современной парадигмы образования создание условий, способствующих развитию качеств творческой личности у каждого учащегося является одной из приоритетных педагогических задач.Одн...