Методическая разработка внеурочного занятия по "Истоковедению" Тема: "Столица"
материал
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта к уроку "Столица" | 101.5 КБ |
Презентация к уроку "Столица" | 1.78 МБ |
Рабочий лист к уроку "Столица" | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога | Колосова Наталья Валерьевна | |
Должность | учитель истории и обществознания | |
педагогический стаж | 20 лет | |
в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки» | второй год | |
квалификационная категория | высшая | |
образовательная организация | МБОУ «СШ №10» | |
форма занятия | внеурочная деятельность | |
группа / класс | 6 класс | |
возраст обучающихся | 12-13 лет |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ | «Столица» |
Цель для педагога: | Дать представление о столице нашей Родины- Москве как центре русских земель. | Цель для обучающихся: | Узнать об истории возникновения слова столица, особом ее облике как центра русских земель. | |||||
Задачи для педагога: | 1. Объяснить значение терминов и понятий. 3. Показать, что Москва является собором всей земли русской и именно поэтому у Москвы особый облик. 4 Работать над развитием мыслительной деятельности обучающихся и познавательного интереса через решение нестандартных задач. | Задачи для обучающихся |
| |||||
Термины, понятия | «Стольный град», «престол», «первопрестольный», «собор всей земли Русской». Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал. « Наш городок - Москвы уголок». | |||||||
Планируемые результаты: | Формируемые компетентности | Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования) | ||||||
Знать: истоки происхождения слова столица; почему Москва - собор всей земли русской. Уметь: характеризовать, оценивать и анализировать исторические процессы и явления, выражать свое отношение к ним, пользоваться энциклопедической и справочной литературой как источником знаний; выстраивать конструктивное общение с одноклассниками и учителем, достигать совместных значимых результатов; решать творческие задачи на уровне импровизаций; использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Владеть: навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме, приемами ведения дискуссии; навыками работы в парах, принимать совместное решение. | Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; уважительного отношения к истории нашего народа. Регулятивные: определять тему занятия, ставить цель, задачи, составлять план, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: Общеучебные: развитие умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, структурировать знания, самостоятельно находить и выделять необходимую информацию, работать с текстом (анализировать его, выбирать главное, делать выводы, выводить заключение); рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения); извлечение необходимой информации из прослушанной беседы. Логические: на основе анализа событий делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно- следственные связи. развивать умения слушать других обучающихся, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, формулировать собственное мнение и позицию. | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Межпредметные связи | Формы организации, методы, приёмы работы | Ресурсы | ||||||
Формы организации: Ресурсный круг «что для каждого из нас значат слова Москва- столица нашей Родины» (учащиеся, учитель); Работа в активной паре (учащиеся); Фронтальная работа; Индивидуальная работа при подготовке к уроку; Тренинг (практическое упражнение: «чувствую», «вижу», «слышу»); Информационно-рецептивный. Фронтальная беседа. Частично-поисковый: на основе предложенного перечня пословиц Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал. « Наш городок- Москвы уголок» доказать, что Москва – собор земли русской. Работа в паре. Объясни историю слова «столица», используя цепочку слов: стол, стольный, престол, первопрестольный. Объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ сопровождается слайдовой презентацией. Виртуальная экскурсия по Москве. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Метод опережающего обучения. Подготовка сообщения учащимся о происхождении слова столица. Мнемоника. Проблемный метод. « Можно ли утверждать , что в образе Отечества и образе столицы есть много общего?»
| Оборудование: Слайдовая презентация; проектор; компьютер; аудиоколонки. Учебник «Истоки». А.В. Камкин 6, видеоклип «Виртуальная экскурсия по Москве». Наглядно-демонстративный материал: видеоклип «Виртуальная экскурсия по Москве». Вопросы на доске. Отечество столица
Общее 1 2 3 4
| |||||||
Цель этапа: | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | стр. книги | |||||
I этап. Целеполагание | ||||||||
Подведение детей к формулировке темы и постановке цели урока. | Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодня наше занятие принесет нам всем радость общения. Сегодня на занятии вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помогут вам внимание, находчивость, смекалка. - Итак, на прошлых занятиях мы с вами размышляли над образом Отечества. Сегодня мы будем рассматривать тему не менее важную. Эта тема является продолжением изученной темы. А какая это тема, вы узнаете, совершив виртуальную экскурсию. Итак, наша тема звучит так: Столица. Стольный град- Москва. А что такое столица? (да это главный город страны). Ресурсный круг. Давайте попробуем понять, что для каждого из нас значат эти слова.. « Москва- столица нашей Родины» . Что вы чувствуете…,? - Что вы слышите…? - Что вы видите…? Подумайте, какие вопросы мы рассмотрим в рамках изучения нашей темы? Почему главный город называется именно столицей? Почему столица называется стольным градом? Рассмотрим, что обозначают новые слова «стольный град», «престол», «первопрестольный», «кремль», «собор». Почему Москва ознаменовала собой- собор земли русской? Ответим на вопрос « Правильно ли утверждать, что в образе отечества и образе столицы есть много общего? | Смотрят видеоклип «виртуальная экскурсия по Москве».
Ребята вместе с учителем стоят в кругу. Говорят о своих ощущениях и представлениях.
Учащиеся предлагают варианты формулировок темы занятия, план занятия и записывают в тетрадь тему занятия «Москва столица-стольный град». Слушают выступление учащегося. Запоминают Работают в парах. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | ||||||
II этап. Основной этап | ||||||||
Решение учебной задачи. Создание проблемной ситуации. | История слова столица очень познавательна. Сообщение ученика Учитель. Строилась Москва по- особенному. Вокруг Кремля и Красной площади, как дружинники вокруг княжеского стола располагались стены Китай города с многочисленными торговыми рядами, За ним размещался Белый город с ремесленными мастерскими, далее –Земляной город с селами, монастырями. Все как на княжеском пиру (вокруг княжеского стола). А теперь вы попробуйте объяснить историю слова « столица», используя цепочку слов: стол, стольный, престол, первопрестольный С ХV века Москва становится столицей всей Руси и приобретает свой особый облик. Какая это особенность, мы определим, раскрыв смысл пословиц. «Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал». « Наш городок- Москвы уголок». Москва должна была знаменовать собою собор всей земли. Что такое собор? В словаре даны следующие определения понятия собор. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов организации, управления. Съезд представителей духовенства христианской церкви. Главная или большая церковь в городе, в монастыре. Используя данные определения, попробуйте сформулировать определение понятия «собор всей земли русской» Докажите, используя текст учебника, что в облике Москвы –столицы можно увидеть частичку истории и облик других городов Вот почему говорят Москва – «собор всей земли Русской». | Ваша задача – выяснить из рассказа вашего товарища происхождение слова столица. Что-то можете записывать . Слушают выступление учащегося Раскрывают смысл пословицы. Читают определения понятий собор. Объясняют, что обозначает понятие «собор всей земли русской». Работа с текстом учебника с. 19. Приводят примеры и доказывают, что Москва-« собор всей земли Русской» Работают в парах. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | ||||||
III этап. Актуализация опорных знаний и умений | ||||||||
Решение учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Закрепить полученные знания. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действий. | История нашей малой Родины тоже отразилась в облике Москвы. Недаром говорят « Наш городок- Москвы уголок». Дома вы должны были вместе с родителями попробовать найти подтверждение этому. А теперь подумайте, можно ли утверждать, что в образе отечества и образе столицы есть много общего? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Заполняют схему Отечество столица
Общее 1 2 3 4
Обучающиеся делают вывод, что в облике Отечества и облике столицы есть такие общие черты (звук, цвет, связь времен, единство, единый язык, культура, традиции, государственность) | ||||||
IV этап. Итоги занятия. Рефлексия | ||||||||
Определить степень усвоения учебного материала, эмоциональное состояние и интерес к уроку | -Итак, давайте подведём итог нашему уроку. - Удалось ли вам узнать что-то новое о столице ?
| Называют, подводят итог урока |
Используемая литература:
Используемая литература:
1. Бандяк О.А. Истоки: 6 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
2. Камкин А.В. Истоки: 6 класс. – М., 2000.
3. http://bsk.nios.ru/content/rol-kupechestva-v-socialno-ekonomicheskom-razvitii-sibiri-xviii-nachalo-xx-v
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Столица - стольный град.
Мы узнаем: Почему главный город Отечества именуется именно столицей? Какой облик придавали столице? Почему Москва ознаменовала собой - «Собор земли Русской?» Познакомимся со значением слов « столица», «стольный град», «престол», «первопрестольный», «собор». Ответим на вопрос «Правильно ли утверждать, что в образе Отечества и образе столицы есть много общего?»
Стол - место, где сидел князь. Стольный град - город, в котором находился княжеский стол. Престол - государев стол. Первопрестольный - название главного города.
Москва – «собор всей Земли Русской»
Собор- собрание всех русских земель.
Облик столицы Москва – «собор всей Земли Русской» Особенные черты столицы.
Успенский собор Москва Владимир
Лубянка и Лубяница Площадь Лубянка в Москве Улица Лубяница в Новгороде
Казанский собор
Тихвинская церковь
Особый облик столицы. Столица вбирала в себя черты столиц бывших самостоятельных княжеств. В московских названиях слышны любимые цвета нашего народа. Районы столицы располагались особым образом вокруг Кремля и Красной площади.
«Наш городок - Москвы уголок».
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к занятию. Столица- стольный град.
- Рабочая тетрадь. Задание №1с.13
- Работа со словарем.
Задание. Прочитайте определения слова Собор, которые даны в словарях. Выберите то определение, которое нам поможет дать определение понятию « Собор всей земли Русской».
Значение слова Собор по Ефремовой.
Большое количество лиц, собравшихся в одном месте.
Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов организации, управления.
Съезд представителей духовенства христианской церкви.
Значение слова Собор по Ожегову.
Главная или большая церковь в городе, в монастыре.
Свой ответ начните словами:
« по- нашему мнению определение (…….) наиболее подходит к определению понятия « Собор всей земли Русской». Нам удалось составить такое определение (….)
- Работа с учебником. Москва - собор земли Русской. (с.19-20)
- Группа.
- Найти во втором абзаце подтверждение тому, что в облике столицы, мы можем увидеть облик других городов.
- Группа.
- Какие особенные черты в образе столицы мы сможем увидеть ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса
Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....
Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению» ко Дню народного единства
Учитель МБОУ СОШ №7: Козленко О.П. Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению»ко Дню народного единстваЦель мероприятия: воспитание чувства патриотизма, ...
Методическая разработка внеурочного занятия по изготовлению детского развивающего коврика "Цифры"
Методическая разработка создана для проведения занятий в кружках технического творчества по профессиям швейного профиля. Целью является знакомство обучающихся с инновационными технологиями изготовлени...
Методическая разработка внеурочного занятия по математике; Интеллектуальный десант по теме: "Нам циркуль строить и жить помогает "
От современного человека сегодня требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать недостающ...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....