Технология исследования частного случая.
методическая разработка

Сивкова Анна Михайловна

Частным случаем является реальная проблемная ситуация, которая возникает в жизни любого человека в его деятельности, а мы рассмотрим данную технологию на примере  случая или проблемной ситуации в школьной жизни.  Частный случай может возникнуть в процессе обучения (на любом уроке при изучении определённой темы)  или во внеучебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_issledovaniya_chastnogo_sluchaya.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технология исследования частного случая.

Частным случаем является реальная проблемная ситуация, которая возникает в жизни любого человека в его деятельности, а мы рассмотрим данную технологию на примере  случая или проблемной ситуации в школьной жизни.  Частный случай может возникнуть в процессе обучения (на любом уроке при изучении определённой темы)  или во внеучебной деятельности. Описание проблемной ситуации ставится в центр изучения на занятиях, непосредственно на уроке, если же ситуация касается темы нравственного поведения, то чаще всего это исследование происходит на классных часах. Перед ребятами раскрывается проблемная ситуация, где учащиеся анализируют её, собирают информацию и оценивают создавшуюся ситуацию, ищут способы решения проблемы. Целью данной технологии является подготовка учащихся к самостоятельной деятельности, к принятию решений в различных ситуациях. Не менее важной целью освоения данной технологии является и то, что она мотивирует учащихся на поиск причин возникновения частного случая и поиск способов решения проблемы. Данная технология позволяет сделать процесс обучения  интересным для ребят, она мотивирует  их на самостоятельное учение.

          В методике изучения частного случая выделяют шесть этапов.

1. Конфронтация (реальная учебная или внеучебная ситуация). Исследование случая начинается с его описания, описания проблемной ситуации. Это мотивирует учащихся на поиск причин нарушения нормального протекания учебного процесса или причин, побудивших ребят на неадекватное поведение во время внешкольной деятельности. Проблемная ситуация становится ситуацией деятельности.

2. Информация (поиск информации, необходимой для решения проблемы). Учащиеся ищут необходимую информацию в различных источниках, если это касается учебной деятельности, или, опираясь на собственный опыт поведения в различных ситуациях, готовы привести примеры из своей жизни или жизни друзей, одноклассников.

3. Исследование (этап индивидуальной работы). Выясняются способы решения данной проблемы. Для достижения цели существуют различные способы решения данной проблемы. Задача учащихся – выявить все возможные варианты .

4. Принятие решения (этап работы в малых группах). Этот этап необходим для того, чтобы учащиеся обсудили различные варианты решения проблемы и выбрали рациональный способ действия.

5. Дискуссия (общегрупповое обсуждение).  Во время предпоследнего шага работы над случаем или проблемой учащиеся должны защитить перед классом свой вариант разрешения проблемной ситуации и объяснить преимущества своего способа решения. Задача учителя – стимулировать обсуждение: активизировать деятельность учащихся на поиск аргументов в поддержку рациональных способов решения проблемы.

6. Сверка с оригинальным решением. На этом этапе осуществляется самооценка: учащиеся оценивают, насколько их способ решения проблемы близок  к профессиональному, но в данном случае учитель не оценивает правильность предложенных способов действий, он анализирует ход дискуссии, обращает внимание на доказательность суждений.

Мы с ребятами готовились к классному часу,  тема которого была «Общение между людьми». Однажды я случайно увидела,  как поссорились два мальчика. Тогда я решила использовать на классном часе технологию исследования частного случая. Рассказала ребятам о том, что произошло между двумя мальчиками, которые после уроков возвращались домой. Сначала они разговаривали тихо и спокойно, а потом Миша начал кричать и обзываться на Колю. Коля заплакал и убежал домой. А Миша злой, рассерженный, пошёл в другую сторону. Что же могло произойти? Я поставила перед ребятами проблему: «Из-за чего могла произойти ссора,  и какие пути выхода из создавшейся ситуации вы можете предложить?» На этапе конфронтации ребята задумались, проблемная ситуация стала для детей ситуацией деятельности, информацией к размышлению. Данная информация побудила ребят к откровенному разговору. Дети стали приводить различные примеры, произошедшие между ребятами, то есть дети были готовы приступить к обсуждению данной ситуации. На этапе исследования в индивидуальном порядке ребята стали предлагать свои способы решения выхода из создавшейся ситуации. Детская откровенность и неподдельный интерес к самой проблеме подтолкнули к разговору даже молчунов и неактивных ребят. Дети называли различные причины ссоры между мальчиками: хвалился, обзывался, завидовал, обманывал, унижал и т.д.  - А теперь, давайте подумаем, может быть, мы смогли бы помочь этим мальчикам? И тут дети наперебой стали предлагать свои варианты выхода из сложившейся ситуации. Вот тут-то и  настал момент, когда учащиеся объединяются в малые группы и в этих группах каждый предлагает свой вариант решения проблемы. Потом дети сами выбирают тот вариант, который считают самым рациональным.  На этапе дискуссии ребята озвучивают классу свой вариант решения проблемы, доказывая, почему, на их взгляд, это решение будет правильным и действенным.  Ребята высказывались по-разному, но все были близки к истине: надо уметь признавать свои ошибки и уметь просить прощение.  – А знаете ли вы, как нужно просить прощение? Мы вместе вспомнили правила:

 - когда просишь прощения, называй человека по имени;

 - смотри в глаза своему другу;

 - говори спокойно, чтоб тебе поверили;

 - обязательно скажи, что ты просишь прощения;

 - дать обещание, что осознал вину и никогда такое не повторишь.

 - А как должен вести себя человек, у которого просят прощения?

Дети сами говорят о правилах, они вжились в роль исследователей проблемы. Затем на предпоследнем этапе даю возможность проиграть данную ситуацию. Ребята без стеснения выходят парами к доске и обыгрывают ситуацию, включая правила, которые помогут ребятам восстановить дружбу, попросив друг у друга прощения.

Конечно, дети верно называли способы выхода из сложившейся ситуации. Каждый готов был помочь мальчикам. А главное – ребята ещё раз усвоили то, что в общении друг с другом не должно быть ссор и раздоров, но уж если ссора и произошла,  необходимо вовремя остановиться, протянуть друг другу руку дружбы и тихо сказать: «Прости».

     Технология исследования частного случая ставится в центр изучения на занятиях. Она способствует мотивации учения, так как приближает обучение к практике, помогает искать такие способы решения проблемы, которые помогают найти истину в любом частном случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку в 9 классе с применением информационно – коммуникационных технологий «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы»

Урок «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы» по теме «Наука и Техника»(УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой « Новый курс английского языка для российских школ, 5й год обучения», 9 класс...

Конспект урока математики. 9 класс. Тема: «Куб, как частный случай прямоугольного параллелепипеда».

Тип урока: закрепление и коррекция знаний.Образовательная цель: систематизировать знания о параллелепипеде, показать, что куб – это параллелепипед....

Методика изучения частного случая

Презентация "Методика изучения частного случая" в дополнение к материалу "Деятельностный подход в преподавании математики"...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА», 9 класс...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА.»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.», 9 класс...