Художественная литература (сказки) как средство воспитания нравственных качеств у младших школьников с нарушениями интеллекта
рабочая программа
Младшие школьники с ОВЗ – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих людей и собственное поведение.
В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Книга – это открытие мира. Через книги дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2019.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2019–2020 учебный год.
Тема «Художественная литература (сказки) как средство воспитания нравственных качеств у младших школьников с нарушениями интеллекта»
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание – одно из направлений работы в коррекционной школе. У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение четко осознать причинно-следственные связи затрудняют правильное восприятие, обобщение и анализ окружающей действительности, для них характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная и затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей с ОВЗ различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом, социально-бытовыми условиями в семье.
Младшие школьники с ОВЗ – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих людей и собственное поведение.
В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Книга – это открытие мира. Через книги дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
В духовно-нравственном воспитании произведения детской литературы являются самым активным средством воздействия на чувство ребенка. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления – все это делает «книжное путешествие» к истокам нравственности интересным. И находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных чувств и понятий, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Все компоненты художественного произведения – сюжет, система образов, стиль – являются активной познавательной базой, адаптирующей сознание школьника к социальному миру во всем его противоречивом состоянии.
При чтении, помимо задач формирования нравственных представлений и понятий, решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к детской литературе.
Актуальность
ФГОС требует от воспитателя школы-интерната формирования личности обучающегося, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности обучающегося происходит в семье и школе-интернате, где ребенок получает первые знания о «большом» мире.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Для решения данной проблемы была выбрана работа по ознакомлению детей с произведениями литературы. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребенка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей. Сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению. Поэтому в первый год обучения детей в школе-интернате для воспитания нравственных качеств выбраны сказки. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель и задачи
Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у обучающихся 1 класса посредством детской художественной литературы (сказки).
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие:
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Приемы
Словесные:
- Беседы;
- Игры-беседы;
- Рассказ;
- Чтение художественной литературы;
- Использование игровых ситуаций;
- Игры - беседы с персонажами сказок;
- Сочинение историй;
Наглядные:
● Групповые выставки;
● Рассматривание иллюстраций;
Практические:
- Игры – драматизации;
- Игры – инсценировки;
- Игры – забавы;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
- Моделирование и анализ заданных ситуаций;
- Рисование;
Формы организации
- Занятие по художественной литературе;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой
- выразительность чтения
- повторность чтения
- выборочность чтения
- драматизация и театрализация сказки
- просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой
- Знакомство детей с русской народной и зарубежной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Сотрудничество с родителями
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Ожидаемые результаты
- формирование позитивного отношения воспитанника к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.
Содержание
I. Теоретический этап (сентябрь)
1. Наблюдение. Ознакомление с нравственными качествами обучающихся 1 класса.
2. Изучение педагогической, психологической и методической литературы по данной теме.
3. Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.
II. Практический этап (октябрь 2019г. – май 2020 г.)
Перспективный план
Октябрь.
1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».
Методические приёмы:
-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.
-Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Учите детей любить книгу».
-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами со сказками, дисками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
Методические приёмы:
-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
- Чтение сказок: В. Сухомлинский. «Семь дочерей», «Большое и маленькое»
-Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ».
3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.
Декабрь.
1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.
Методические приёмы:
-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
-Чтение сказки В.Сухомлинского «Кому же идти за дровами?»
-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».
3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»
Январь.
1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».
Методические приёмы:
-Чтение русской народной сказки «Зимовье»
-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В. Сухомлинского.
-Чтение детям сказки «Три медведя».
-Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная система ,органичная внутренней среде человека».
-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.
Февраль.
1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».
Методические приёмы:
-Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»
-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.
-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского
-Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2. Рассказывание сказки с новой концовкой «Волк и семеро козлят».
Март.
1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».
Методические приёмы:
-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинского.
-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
-Мини-викторина «Русские сказки»
-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
-Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
Апрель.
1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей с ОВЗ».
Методические приёмы:
-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
2. Добавить материал в театральный уголок.
Май.
1. Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приёмы.
-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки».
2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
Литература
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310 с.
2. Малова В.В. Конспекты по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. – М.: Владос, 2013. – 350 с.
3. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.
4. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С. Азбука нравственного взросления. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 304 с.
5. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта
виды внимания, нарушения внимания, пути коррекции...
Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда
Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.
В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....
«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»
Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"
ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...
«Занимательная психология» Арт-терапия как средство коррекции. Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия
Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия...