ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.
статья на тему
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.
Аннотация: В данной статье раскрывается процесс формирования ключевых компетенций младшего школьника в процессе использования проектно- исследовательских исследований в начальной школе.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, ключевые компетенции, проект, младший школьник, метод, образование.
FORMATION OF KEY COMPETENCIES IN THE PROJECT-BASED LEARNING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FSES OF PGE.
Batagova Anzhela Alekseevna
Annotation: In this article, the process of forming the key competences of the junior schoolchild in the process of using design and research in primary school is disclosed.
Key words: project-based learning, key competencies, project, junior schoolchild, method, education.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.
Аннотация: В данной статье раскрывается процесс формирования ключевых компетенций младшего школьника в процессе использования проектно- исследовательских исследований в начальной школе.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, ключевые компетенции, проект, младший школьник, метод, образование.
FORMATION OF KEY COMPETENCIES IN THE PROJECT-BASED LEARNING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FSES OF PGE.
Batagova Anzhela Alekseevna
Annotation: In this article, the process of forming the key competences of the junior schoolchild in the process of using design and research in primary school is disclosed.
Key words: project-based learning, key competencies, project, junior schoolchild, method, education.
Современное общество диктует свои условия специалистам различных сфер деятельности, а именно нестандартное мышление, инновационный и творческих подход к решению поставленных им задач. При этом, меняются и требования к выпускникам образовательных учреждений: выпускник школы должен обладать практико-ориентированными знаниями для дальнейшей адаптации в социуме.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, а главная цель - всесторонне развитие личности ребёнка [1, с. 62]. Тогда задача учителя не просто дать знания, а научить учиться.
С позиции компетентностного подхода, основным результатом освоения учебной программы является формирование ключевых компетенций младшего школьника. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по степени применимости и своему характеру компетенции. Их формирование осуществляется в рамках одного из учебных предметов.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по степени применимости и своему характеру компетенции. Их формирование осуществляется в рамках одного из учебных предметов.
Нами выделены следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции, связанные со способностью ученика видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль, уметь выбирать смысловые и целевые установки для своих действий и поступков.
- Общекультурные компетенции – это ключевые компетенции, связанные с познанием и опытом деятельности в области общечеловеческой и национальной культуры; духовно-нравственными основами жизни человека и человечества.
- Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельно-познавательной деятельности.
- Информационные компетенции - это компетенции, связанные с поиском, отбором, сохранением, преобразованием и передачей необходимой информации.
- Коммуникативные компетенции. Умение взаимодействовать с окружающими людьми; владеть различными социальными ролями.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, потребителя избирателя, члена семьи и т.п.
- Компетенции личностного самосовершенствования – это компетенции направленные на освоение способов физического, интеллектуального и духовного саморазвития.
На сегодняшний день существует множество методов формирования ключевых компетенций, одним из них является использование проектно-исследовательской деятельности.
История метода проектов связана с именами Д.Дьюи, В.Килпатрика, Э.Свадковского. Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В.В.Гузева, М.Кноль, М.А.Петухова, Г.К.Селевко, И.С. Якиманской и др.
Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных учебных заведениях. Но наибольшее развитие проектные технологии получили в практике общеобразовательной школы, а также среди профессиональных учебных заведений [2].
Главным преимуществом проектного обучения, является то, что современный школьник ориентируется на исследование изучаемой темы, а не просто на её изучение.
Эффективность от использования метода проектов во многом зависит от качества организации исследовательской работы.
Основные этапы проектно-исследовательской деятельности являются:
1. Определение темы исследования, анализ проблемы, постановка цели.
2. Обсуждение вариантов исследования, выбор способов, сбор и анализ информации, составление плана работы, распределение обязанностей (при групповом проекте);
3. Выполнение учебного исследования, внесение необходимых корректировок;
4. Подготовка и защита проекта;
5. Анализ результатов выполненного проекта, оценка.
Учебные исследования обучающихся можно разделить на три вида: монопредметные, межпредметные, и надпредметные.
Монопредметные исследования- это исследования, выполняемые по одному из изучаемых предметов. Данное исследование предполагает привлечение знаний для решения поставленной проблемы именно по этому предмету.
Межпредметные исследования- это исследование, направленное на изучение и решение проблемы, требующей привлечение знаний из нескольких учебных предметов.
Надпредметные исследование – это исследование, которое предполагает совместную деятельность учащихся, учителя, и родителей. Оно направленно на исследование конкретных личностно-значимых проблем для учащихся.
Уже в первом классе на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии, включаются задания, направленные на общелогические умения (синтез, анализ, сравнение или обобщение). На данном этапе важно проводить специализированные уроки, содержащие элементы проектной деятельности. Особенность таких уроков - направленность на обучение детей простым приемам индивидуальной и групповой деятельности, учет возрастных особенностей школьника.
Начиная со второго класса необходимо внедрять монопредметные исследования. Они не выходят за рамки школьной программы и предусматривают краткосрочный период исследования 1-2 урока. Наиболее отпимальными для мини-проектов являются такие учебный дисциплины как окружающий мир и технология.
Со второго полугодия можно начинать работы над межпредметными исследованиями. Продолжительность проектов обычно занимает 1-4 недели. Данный вид проекта помогает младшему школьнику понять, что многие проблемы решаются проще, если рассматривать их с точки зрения разных дисциплин. Такие проекты можно выполнять на базе окружающего мира и литературного чтения или информатики.
К концу второго класса появляется возможность выполнять более сложные проекты – надпредметные. В соответствии со сроками, от 1 месяца, выполняемый надпредметный проект может быть, как итоговым так и текущим, цель которого - расширение приобретенный знаний в процессе конкретной практической и исследовательской деятельности.
В процессе выполнения проектной работы у младшего школьника возникают проблемы, поэтому данная работа требует повышенного внимания не только со стороны учителя, но и со стороны родителей. В ходе выполнения работы ребёнок сам настраивает себя на научный лад. Скрытый мотив учителя на поздних этапах проекта – формирование умения творчески и самостоятельно решить поставленную проблему, отстаивать свою позицию при защите проекта. Родители же должны быть готовы оказать помощь и поддержку ребёнку в выполнении исследования, но не выполнять работу за него.
Результатом проектной деятельности школьника является продукт, произведенный усилиями детей. Дети видят итог своей исследовательской деятельности, радуются успеху. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной-исследовательской деятельности развивается фантазия и творческие способности ребенка.
Поэтапное применение проектно-исследовательских технологий в начальной школе, позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и постепенном совершенствовании у младших школьников ключевых компетенций, что, говорит о положительном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности учителя.
Литература:
1. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО // Молодой учёный. – 2015.-№2.1. С.61-67.
2. Леонтович А. В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. М. :ВАКО, 2014. 160 с.
3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2013. № 10. С.8-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование ключевых компетенций , через метод проектной деятельности»
Проектная деятельность является сердцевиной технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг имеющих личную и общезначимую значимость. Теор...
«Обеспечение формирования познавательных компетенций в проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уро...
Формирование ключевых компетенций в процессе игровой деятельности обучающихся средствами географии
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке тр...
Формирование ключевых компетенций в проектно-исследовательской деятельсности на уроках математики
В выступление раскрыта сущность ключевых компетенций учащихся...
Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»
Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...
Формирование ключевых компетенций через реализацию проектной деятельности на уроках биологии
Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС по биологии? Какие УУД необходимо сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?Во-первых, требования, регламентированные ...
Воспитание нравственных чувств у младших школьников в контексте реализации ФГОС через внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность в школе в первую очередь направлена на развитие личности обучающегося средствами нравственного воспитания, а также на расширение контактов со сверстниками и взаимодействие с об...