Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ» 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Индивидуальный итоговый проект" 9 класс содержит: пояснительную записку,планируемые результаты освоения курса, требования к результатам усвоения курса,содержание курса,календарно-тематическое планирование курса, интернет-ресурсы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_iiproekt.docx | 42.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Рабочая программа «Индивидуальный итоговый проект» представляет собой документ, включающий:
планируемые результаты освоения спецкурса,
содержание,
календарно-тематическое планирование.
Особенностью проектов на уровне ООО является их исследовательский, прикладной характер. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Методы преподавания данного курса определяются целями и задачами, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.
Возможные приемы организации деятельности:
- - Лекция
- - Семинар
- - Практическая работа
- - «Мозговой штурм»
- -Работа с источниками, в частности с документами.
Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов.
Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Общие цели курса с учетом специфики
Рабочая программа ориентирована на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания спецкурса «Индивидуальный учебный проект», подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Общая характеристика курса
Рабочая программа спецкурса «Индивидуальный итоговый проект» обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование личностных и метапредметных результатов обучения.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством учителя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, Результат освоения программы дисциплины должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
Освоение программы спецкурса «Индивидуальный итоговый проект» должно обеспечить:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- всестороннее индивидуальное творческое развитие личности;
- формирование у обучающихся инициативности и познавательной активности;
- выработку навыка самостоятельной навигации в информационных системах и ресурсах;
- универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем: в процессе самоопределения, образования и в профессиональной деятельности.
Количество часов по учебному плану
Общее количество часов по курсу 66 Ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса
2.1. Личностные результаты освоения программы спецкурса отражают:
ЛР.1) уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
ЛР.2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛР.3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР.4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
ЛР.5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
ЛР.6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ЛР.7) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
ЛР.8) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
ЛР.9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
ЛР.10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем;
ЛР.11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
2.2. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
МР.1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
МР.2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
МР.3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР.4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МР.5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МР.6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
МР.7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
МР.8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
МР.9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2.3. Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный итоговый проект» отражают:
ПР.1) сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
ПР.2) способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
ПР.3) сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
ПР.4) способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
ПР.5) владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.;
ПР.6) сформированность понятий проект, проектирование;
ПР.7) владение знанием этапов проектной деятельности;
ПР.8) владение методами поиска и анализа научной информации.
Требования к результатам усвоения курса
Основные формы контроля
- создание индивидуального проекта и его презентация;
- тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, практические работы, эссе);
- творческие работы (презентации, рефераты, проблемные задания и др.)
- выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров.
Итогом изучения курса является защита проектной работы на школьном уровне.
Результаты выполнения индивидуального проекта отражают:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Выпускник научится:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследовать реальные связи и зависимости;
- уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- выполнять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделять основную информацию от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбирать вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенно работать с текстами различных стилей, понимать их специфики; адекватное воспринимать язык средств массовой информации;
- самостоятельное создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- пользовать мультимедийными ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создавать базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- овладевать основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Выпускник получит возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ)
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.
Раздел 1 Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.
Тема1.1Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности.
Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом.
Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Тема 1.2 Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. «Учебное проектирование».
Структура, этапы исследовательской работы, критерии оценки. Введение, основная часть научного исследования. Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы. Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению. Тезисы. Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта
(презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). Технология презентации. Создание компьютерной презентации. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Составление архива проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Подготовка авторского доклада. Представление работы, предзащита проекта. Корректировка проекта с учетом рекомендаций.
Направленность учебных проектов:
- Социальные
- Исследовательские
- Творческие
- Информационные
- Инженерно-конструкторские
- Бизнес-проектирование
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса
«Индивидуальный итоговый проект»
№ п/п | Дата План/ факт | Тема урока | Количество часов |
1 | Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию | 1 | |
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности | |||
2 | Виды школьных проектов. Основные технологические подходы | 1 | |
3 | Особенности монопроекта и межпредметного проекта | 1 | |
4 | Учебный проект. Определение темы проекта | 1 | |
5 | Этапы работы над проектом | 1 | |
6-7 | Методы исследования | 2 | |
8-9 | Результаты опытно-экспериментальной работы | 2 | |
10-11 | Технология составления плана работы | 2 | |
12-13 | Определение цели, задач проекта | 2 | |
14-15 | Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой | 2 | |
16-17 | Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге, поиск по индексу статей периодики | 2 | |
18 | Работа с электронным каталогом библиотеки | 1 | |
19-20 | Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования | 2 | |
21-22 | Что такое плагиат и как его избегать в своей работе | 2 | |
23 | Итоговое занятие по теме «Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности» | 1 | |
24 | Составление плана информационного текста | 1 | |
25-26 | Тезисы. Конспект. | 2 | |
27-28 | Цитирование. Правила оформления цитат | 2 | |
29-30 | .Рецензирование, отзыв о работе | 2 | |
31-32 | Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования. | 2 | |
33-34 | Выдвижение гипотезы исследования | 2 | |
35-36 | Структура учебного реферата. Структура исследовательской работы, критерии оценки | 2 | |
37-38 | Формулировка темы, определение актуальности темы, проблемы реферата | 2 | |
39-46 | Работа над основной частью исследования | 8 | |
47-48 | Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант | 2 | |
49-50 | Подготовка авторского доклада. | 2 | |
51-52 | Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению | 2 | |
53-55 | Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). | 3 | |
56-57 | Технология презентации | 2 | |
58-61 | Создание компьютерной презентации. Корректировка проекта с учетом рекомендаций | 4 | |
62-63 | Представление работы, предзащита проекта. | 2 | |
64 | Защита проекта/исследовательской работы | 1 | |
65 | Защита проекта/исследовательской работы | 1 | |
66 | Анализ достижений и недостатков. | 1 |
Интернет-ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)
2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)
3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)
4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)
5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)
6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)
7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)
8. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ (виртуальный учебник по химии)
9. http://www.schoolchemistry.by.ru/ (школьная химия)
10. http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149 (каталог образовательных ресурсов по химии)
11. http://www.alhimik.ru/fun/games.html (химические игры Алхимик)
12. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm (занимательная химия)
13.www.booksgid.com- Воо^ Gid. Электронная библиотека.
14. www.school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.
15.http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
16.http://fiz.1september.ru/- Учебно-методическая газета «Физика».
dic.academic.ru- Академик. Словари и энциклопедии.
17.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
18.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
19.http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах (для четырёхлетней начальной школы)
Количество часов: всего 136 часов2 класс – 68 часов 3 класс – 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»
Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности по математике«От развлечения к знаниям»...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 9 класса «Математика в спорте»
...................
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Подготовка к ОГЭ по математике» в 9 классе.
Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки обучающихся по курсу математики основного общего образования. Целенап...