Воспитательная программа по экономическому воспитанию для старших школьников с ОВ
рабочая программа
Социальная интеграция, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в интеллектуальном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu_dlya_starshih_shkolnikov_s_ovz.docx | 52.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
«Воспитательная программа по экономическому воспитанию для старших школьников с ОВЗ».
Направление: трудовое и экономическое воспитание
для учащихся 7-10 классов
Составитель программы: воспитатель Чебан Н.Г.
Рецензент: Е.Н.Петрянкина, заведующая Старопохвистневским филиалом «ЦВР «Эврика» ГБОУ СОШ с. Подбельск
Содержание:
- Паспорт программы
- Нормативно – правовая база
- Этапы работы
- Пояснительная записка
- Разделы программы
- Тематическое планирование
- Форма проведения занятий
- Требования к знаниям и умениям учащихся,
- Ожидаемые результаты
- Список используемой литературы
- Материально – техническое обеспечение воспитательного процесса
Паспорт программы.
Название образовательного учреждения: | Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная( коррекционная) общеобразовательная школа – интернат с. Малый Толкай. |
Адрес организации: | Самарская область, Похвистневский район, с. Малый Толкай, ул. Советская,32 |
Телефон, факс: Электронный адрес: | Тел.8(846)54146 |
Автор-разработчик программы: | Чебан Наталья Геннадьевна. |
Кем принята программа: | Рассмотрено на заседании педагогического совета. Утверждено директором школы-интерната. |
Цель программы воспитания: | формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности |
Задачи программы воспитания: |
повседневной экономической действительности;
|
Главные ожидаемые результаты: | Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к самореализации и социализации в динамично изменяющемся социальном окружении. |
Критерии результативности: | Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм. |
Нормативно-правовая база.
Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Этапы работы.
1. Диагностический (выявление и изучение интересов, увлечений и предпочтений воспитанников, их психофизического состояния, социальных особенностей, уровня воспитанности для возможности планирования воспитательной работы с учётом выявленных особенностей).
2. Деятельностный (проектирование содержания воспитательной работы по заданным направлениям в соответствии с результатами диагностики, планирование мероприятий, реализация воспитательных мероприятий в условиях единого воспитательного пространства школы-интерната).
3. Итоговый (мониторинг и анализ эффективности реализации программы воспитательной работы).
Пояснительная записка
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации детей с ОВЗ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы.
На первое место выходит задача социальной интеграции выпускника ОВЗ. Социальная интеграция, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в интеллектуальном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и результаты специальных исследований указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы:
дети с ОВЗ, окончив школу, сталкиваются с огромным количеством мелких проблем, которые не возникают у «домашних детей»:
-тенденция к частой смене работы;
- трудности в установлении контактов с членами коллектива;
- отстраненность от участия в общественной и культурной жизни;
- неумение распределить бюджет (спланировать накопления, рационально вести хозяйство).
- не умение распределить заработную плату;
-не умение подсчитать стоимость коммунальных услуг;
-заполнить бланки на оплату электроэнергии;
-правильно сделать покупки;
-написать доверенность и.д.
Программа составлена на основе авторской программы Т.Н. Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и на основе учебно-методических пособий «Основы экономических знаний».
Программа рассчитана на формирование у воспитанников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления. Формирование основ экономических знаний о домашнем хозяйстве, о потребностях человека и общества, путях их удовлетворения. Также программа предполагает познакомить с принципами ведения семейного бюджета, оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар. Воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в группе, школе комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. При разработке содержания программы учтены цели, мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.
Воспитательные занятия по экономическому воспитанию в 7-10 классах, облегчат интеграцию детей с проблемами в обществе. Большинство детей встречаются с первоначальными знаниями по экономике в семье.
Актуальность проблемы диктует необходимость разработки и составления программ воспитания на каждый возрастной период. Именно поэтому формированию готовности старших подростков с интеллектуальной недостаточностью к социальной интеграции следует уделять достаточное внимание. Программа составлена на 4 года (7 – 10 класс) по 1 часу в неделю, с учетом преемственности и включает в себя 136 часов.
Программа состоит из нескольких разделов для каждого класса.
7 класс
- Экономика и ее роль в жизни человека и семьи.
- Труд и работа
- Домашнее хозяйство
- Понятие о покупателе и продавце
- Понятие услуги
- Начальное представление об оптовой и розничной торговле
- Понятие бюджета: семейного, государственного
- Банк как финансовый посредник
- Натуральное хозяйство
8 класс
- Экономика наука для всех и для каждого
- Потребитель. Доходы потребителя
- Потребности. Виды потребностей
- Торговля – это расчет.
- Услуга как особый вид деятельности
- Понятие собственности и право распоряжаться ею.
- Производство
- Способы ведения хозяйства
9 класс
- Мир экономики.
- Человек и собственность.
- Человек как потребитель.
- Человек и трудовая деятельность.
- Социальная сфера экономики.
- Налоги и налоговая система.
10 класс
1. Экономика как хозяйство.
2. Человек и экономическая система.
3. Человек как работник.
4. Человек как потребитель.
5. Человек, как член общества.
Содержание каждого из разделов распределено по неделям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию.
Темы программы
7 класс
Экономика и её роль в жизни человека и семьи. Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата – источник существования и жизнеобеспечения семьи. Разделение труда. Обмен результатами своего труда. Домашнее хозяйство. Самое первое представление о товаре и деньгах. Первоначальное понятие о потребностях. Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве. Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, ларек, киоск, супермаркет, мини – маркет. Процесс купли-продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача. Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская. Представление о деятельности организаций, осуществляющих контроль за выполнением обязательств, соблюдением порядка. Начальное представление об оптовой и розничной торговле. Виды денег: монеты, купюры. Богатство и деньги. Богатство и счастье. Понятие бюджета: семейного, государственного. Доходы и расходы. Первое представление о банке как финансовом посреднике. Сбережения – накопления. Формы накопления денег. Вклад. Достаток. Выгода. Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела. Экономия собственных затрат.
8 класс
Экономика как наука. Потребности. Виды потребностей. Понятие о товаре. Собственные затраты: цена и прибыль. Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная. Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой. Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы рекламы. Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги. Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею. Производство. Издержки производства. Прибыль производителя. Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат. Качество производимой продукции. Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов.
9 класс
Мир экономики. Человек и собственность. Человек как потребитель. Человек и трудовая деятельность. Социальная сфера экономики. Налоги и налоговая система.
10 класс
Экономика как хозяйство
Натуральное хозяйство. Бартер.
Натуральное хозяйство (натуральная экономика). При нем нет обмена и торговли. Все блага, необходимые для жизни, семья производит своими силами и сама же эти блага потребляет.
Главный недостаток натурального хозяйства – низкая производительность. Оно может обеспечить лишь минимальные условия для выживания.
Производство всех товаров и услуг одним человеком или семьей экономически нецелесообразно и невозможно. Людям нужны разные вещи и услуги.
Натуральный обмен (бартер) – самый древний, но не умирающий вид торговли без денег. Преимущества и недостатки натурального обмена.
Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация).
Вещь становится товаром, когда она производится не для того, чтобы ее использовать для удовлетворения потребностей своей семьи, а для того, чтобы обменять или продать ее.
Специализация при товарном хозяйстве (товарной экономике). Люди специализируются в производстве определенных товаров и услуг для обмена друг с другом.
Разделение труда (специализация – выполнения строго определенных видов работ) – основа товарного хозяйства (производства).
Семья – основной «заказчик» товарной экономики.
Человек и экономическая система
Типы экономических систем.
Человек в экономической системе.
Виды экономических систем, они различаются в разные исторические эпохи и в разных странах.
Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная.
Способы решения трех главных экономических вопросов: что производить (какие блага и услуги), как производить (каким способом изготавливать товары) и для кого производить (кто их будет получать в собственность) при разных экономических системах.
Роли человека в экономической системе: продавец своей рабочей силы в обмен на зарплату; производитель экономических благ и услуг (работник); покупатель, затрачивающий свой заработок на покупку товаров; потребитель благ и услуг; налогоплательщик.
Достоинства и недостатки плановой (командной)
и рыночной экономики
Достоинства и недостатки плановой экономики.
Преимущества и недостатки рыночной экономики.
Недостатки плановой и рыночной экономики. Идеальной экономической системы, состоящей из одних достоинств, не существует. Экономика в действительности является смешанной, т.е. обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства.
Основные черты рыночной экономики.
Предпринимательство
Рынок – это все организации, которые помогают производителям и покупателям найти друг друга (магазины, банки, транспортные организации и т.д.).
Основные черты рыночной экономики: право на частную собственность; свобода выбора; личная выгода; колебание цен; конкурентная борьба между теми, кто делает или продает одинаковые товары; экономические решения в большинстве принимают частные лица и фирмы; подъемы и спады рыночной экономики.
Отличие бизнесмена от предпринимателя.
Виды рынков
Рынок – это всякое сотрудничество людей, в результате которого продавцы могут продавать, а покупатели – купить товары и услуги.
Виды рынков в зависимости от их конкурентности, величины, объема продаж, видов продаваемых благ и услуг.
Собственность. Приватизация
Собственность: общественная (государственная), частная (приватная); частная личная, частная групповая собственность.
Приватизация – преобразование государственной собственности в частную. Назначение приватизации. Способы приватизации в России.
Человек как работник
Производство. Виды современных фирм.
Производство – основная фирма экономической деятельности людей, организуемая в целях создания экономических благ и услуг для удовлетворения нужд потребителей.
Отрасли производства: первичные, вторичные, третичные.
Виды современных фирм: частные (ИП), открытое и закрытое акционерное общество (ОАО, ЗАО), кооперативные, государственные.
Прибыль – главный стимул работы частных фирм. Работа для общего блага – основная задача государственных фирм.
Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг.
Ценные бумаги – документы, обладающие стоимостью и возможностью превращения в деньги.
Долевые и долговые ценные бумаги. Назначение ценных бумаг. Сбор необходимой суммы денег для организации задуманного дела (производства). Права держателей акций и облигаций.
Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа. Курс акций. Дивиденд – доход от акции. Разница между номинальной и рыночной стоимостью акций. Отличие акций от облигаций.
Повременная и сдельная, номинальная и реальная
заработная плата
Трудовой контракт – соглашение между работодателем и наемным работником о взаимных обязанностях друг друга, о характере, содержании и условиях труда, о размере его оплаты.
Заработная плата – плата за труд.
Различие между сдельной и повременной, номинальной и реальной зарплатой.
Причины различий в уровне оплаты труда в разных областях экономики и внутри одной профессии.
Бедность и богатство
Минимальная зарплата. Прожиточный минимум. Черта бедности соответствует прожиточному минимуму.
Зависимость богатства от доходов семьи и от расхода полученных денег.
Личное богатство – запас имущества и денег, которыми человек владеет в данный момент.
Инфляция
Инфляция – непрерывный рост цен при низкой покупательной способности денег. Рост стоимости жизни.
Причины инфляции: избыток выпуска бумажных денег, повышение спроса на товары, увеличение затрат на производство товаров, сокращение производства товаров, рост зарплаты при неизменной производительности труда, высокие цены на ввозимые из-за границы товары.
Неблагоприятное воздействие инфляции на экономику семьи.
Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы
Профсоюзы – объединение работников одной профессии или предприятия, созданное для защиты интересов этих работников.
Функции профсоюзов: ведение переговоров с администрацией об условиях оплаты труда; защита рабочих от несправедливых увольнений; отстаивание прав на возмещение ущерба при производственных травмах.
Вредные и опасные для здоровья условия труда. Профзаболеваемость. Льготы в связи с особыми условиями труда. Досрочные льготные пенсии. Охрана труда.
Безработица. Биржа труда
Безработица. Безработные и неработающие. Причины возникновения безработицы и ее виды (естественная, сезонная, структурная, циклическая).
Социальные последствия безработицы. Меры по борьбе с безработицей. Биржа труда. Виды помощи, оказываемые безработным службой занятости. Условия выплаты пособия по безработице.
Перечень документов, необходимых для постановки на учет в службе занятости. Права и обязанности безработных, состоящих на учете на бирже труда.
Человек как потребитель
Торговля
Обмен. Специализация и разделение труда вызывают потребность в обмене между людьми.
Торговля – обмен товарами на основе взаимной выгоды продавца и покупателя.
Виды торговли: натуральный обмен; торговля за наличные и безналичные деньги; государственная и частная, оптовая и розничная торговля; комиссионная торговля; продажа в кредит, предоставление товаров в прокат.
Виды розничной торговли, товаров. Сертификат качества товара. Товарный знак – лучшая реклама товара.
Реклама
Реклама товара. Широкая известность, популярность товара облегчает его продажу.
Виды торговой рекламы в зависимости от ее цели: информационная, убеждающая (навязывающая), напоминающая.
Виды торговой рекламы в зависимости от ее размещения: наружная, радио- и телереклама, печатная и др.
Деньги
Торговля без денег (бартер) – неудобный способ обмена.
Деньги порождены торговлей. Товары, побывавшие в роли товарных денег.
Роль и назначение денег: средство обмена, платежа при купле-продаже приобретаемых товаров и услуг, мера стоимости и ценности товаров, средство сбережения и накопления богатства, средство существования.
Виды современных денег: наличные (бумажные, разменная монета) и безналичные (чеки, пластиковые карты). Как расплачиваются за покупки или получают деньги по ссекам и пластиковым картам.
Свойства денег, денежный оборот, покупательная способность денег, фальшивые деньги. Валюта национальная и иностранная.
Цены
Цена, что это такое и зачем она нужна.
Правила установления цен (цена должна покрывать все расходы на изготовление товара и приносить минимальную прибыль).
Разновидность цен: государственные, договорные, оптовые, розничные, прейскурантные, региональные, сезонные, рыночные.
Спрос и предложение – главные условия формирования рыночной цены. Законы спроса и предложения – главные законы рыночной экономики. Рыночное равновесие.
Семейная экономика
Семейный бюджет. Доходные статьи семейного бюджета. Различие между номинальными и реальными доходами семьи. Основные виды расходов (текущие, одноразовые, на крупные покупки).
Виды семейного бюджета: уравновешенный, дефицитный. Минимальный потребительский бюджет.
Планирование семейного бюджета. Учет семейного бюджета. Денежные расходы необходимо и планировать, и учитывать.
Потребности. Потребитель. Потребление
Потребность. Потребитель. Потребление. Социальные отрасли экономики (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура, образование, общественный транспорт и т.д.). Основные виды потребностей: материальные, духовные, социальные.
Потребительское поведение. Зависимость потребностей от возраста, пола, увлечений, вкусов, от климата и места жительства. Классификация потребностей.
Потребительский выбор. Потребительские предпочтения с позиции рациональности.
Права потребителя. Защита прав потребителя.
Основные права потребителя: на безопасность товаров, информацию, надлежащее качество товаров, работ, услуг, на бесплатный ремонт, уценку, замену или возврат товара ненадлежащего качества. Закон «О защите прав потребителей», закрепляющий эти права.
Гарантийный срок. Срок годности. Товары ненадлежащего качества. Порядок и срок замены недоброкачественного товара. Экспертиза товара.
Права потребителей в сфере услуг. Срок гарантии. Права потребителя при выполнении услуг.
Зависимость цены и качества товара. Чем ниже цена товара или услуги, тем больше вероятности, что они плохого качества или опасны для здоровья.
Финансовые услуги. Банк.
Банк как финансовое учреждение. Основные виды финансовых услуг (открытие и ведение денежных счетов, предоставление денежных кредитов для хозяйственной деятельности фирм и личных нужд граждан, обмен валюты, покупка и продажа ценных бумаг и др.)
Виды банков. Центральный государственный банк. Коммерческие банки (сберегательный, инвестиционный, ипотечный, сейф-банки). Ломбард.
Основные виды вкладов: вклады до востребования и срочные вклады. Начисление «простых» и «сложных» процентов по срочным вкладам.
Страховые услуги. Страхование.
Страхование (разновидность финансовых услуг) – способ защиты имущества и здоровья.
Обязательное страхование: медицинское и социальное, а также страхование пассажиров. Добровольное страхование: страхование жизни, страхование имущества.
Страховой случай. Договор страхования. Страховые взносы. Размер страховых взносов. Прерывание договора страхования. Страховая сумма.
Страховая компания. Виды страховых компаний (коммерческие, государственные, общественные).
Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги.
Нотариус. Какие действия может выполнять нотариус.
Нотариальные сделки. Виды сделок, обязательные для нотариального оформления: завещания; договоры купли-продажи, дарения, обмена недвижимости, о разделе имущества, о наследовании. Наследники первой и второй очереди.
Плата за нотариальные услуги, госпошлина.
Бесплатное предоставление неотложной медицинской помощи.
Платные виды медицинских услуг (профилактические, диагностические и т.д.). Какой документ выдается потребителю платных медицинских услуг.
Человек как член общества.
Налоги.
Налог – установленный государством обязательный сбор.
Виды налогов: прямые налоги (подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятия, налог на имущество и наследство); косвенные налоги (налог на добавленную стоимость (НДС); налоги, напоминающие цену за оказание услуг (госпошлины).
Социальная защита населения
Основные категории нуждающихся граждан. Виды государственной социальной помощи нуждающимся.
Адресная направленность социальной помощи, оказываемой органами социальной защиты людям, нуждающимся в бедственном положении.
Цель социальной службы – довести доход нуждающихся до величины прожиточного минимума.
Тематическое планирование
Название темы | Кол-во часов | Цели |
7класс | 34 | |
Труд и работа. Заработная плата | 3 | Познакомить учащихся с понятиями «труд», «работа», «заработная плата» |
Домашнее хозяйство | 4 | Познакомить с тем, кто в семье ведет домашнее хозяйство, какие товары и продукты необходимы семье. Обсуждение вопроса: кто из членов семьи и как часто закупает товары, необходимые в домашнем хозяйстве |
Понятие о покупателе и продавце | 4 | Дать понятие, в каких организациях торговли закупают товары и продукты питания (экскурсия в магазин) |
Понятие услуги | 4 | Знакомство с предприятиями бытового обслуживания, услугами которых пользуются люди, о видах услуг, которыми пользуются чаще. |
Начальное представление об оптовой и розничной торговле | 3 | Познакомить с формами организации торговли (оптовой и розничной) |
Понятие бюджета: семейного, государственного | 5 | Знакомить с тем, кто и как должен планировать семейный бюджет, какие статьи расходов остаются неизменными, что является источником дохода семьи. |
Банк как финансовый посредник | 4 | Дать понятия, какие виды платежей осуществляются через банк. Банковские вклады. Экскурсия в банк |
Натуральное хозяйство. Запасы | 6 | Дать понятие, о натуральном хозяйстве как об образе жизни, при котором семья всё или почти всё, что ей нужно для жизни, производит сама; |
Итоговое занятие | 1 | |
8 класс | 34 | |
Экономика – наука для всех и для каждого | 4 | Дать понятия об экономике, как науке о хозяйстве; о разных масштабах экономики; об ограниченных благах, услугах, ресурсах; о выборе; |
Потребитель. Доходы потребителя | 5 | Дать понятия об основных доходах: заработной плате, выплачиваемых денежных пособиях, пенсиях Сформировать умения ориентироваться в сумме доходов, получаемых семьей за месяц |
Потребности. Виды потребностей | 5 | Дать понятия об основных видах потребностей |
Торговля – это расчет | 4 | Дать понятия о видах торговли и товаров, о товарном знаке, о сертификате качества товара, об экспорте и импорте |
Услуга как особый вид деятельности | 4 | Познакомить с профессиями сферы услуг |
Понятие собственности и право распоряжаться ею | 4 | Познакомить с понятием «собственность», подбор отрывков из сказок, где по смыслу отношений могли быть употреблены экономические понятия (например, «Мужик и медведь») |
Производство | 3 | Познакомить воспитанников с различными видами производственной деятельности. |
Способы ведения хозяйства | 4 | Познакомить учащихся с рациональными способами ведения хозяйства |
Итоговое занятие | 1 | |
9 класс | 34 | |
Мир экономики | 5 | Дать понятия об экономике как науке о хозяйстве; о разных масштабах экономики; об ограниченных благах, услугах, ресурсах; о выборе; |
Человек и собственность | 6 | Дать понятия о собственности общественной (государственной) и частной (приватной); о приватизации как процессе преобразования государственной собственности в частную; о назначении, этапах и способах приватизации в России; о приватизации жилья; о рынке жилья; об агентствах недвижимости; |
Человек как потребитель | 6 | Дать понятия об основных видах потребностей, о социальных отраслях экономики. Сформировать умение рассуждать о рациональности своего планирования расхода денежных средств |
Человек и трудовая деятельность | 5 | Дать понятия о сдельной и повременной, номинальной и реальной зарплате; о причинах различий в уровне оплаты труда; |
Социальная сфера экономики | 6 | Дать понятия о первоочередных задачах правительства в области социальной политики; об основных категориях нуждающихся граждан; о видах и адресной направленности государственной социальной помощи; о критериях оценки нуждаемости семей, претендующих на адресную помощь; о недостатках системы социальных выплат; |
Налоги и налоговая система | 5 | Дать понятие о налогах; о льготном налогообложении; о декларации доходов, о целях взимания налогов и направлениях расходования денег, собранных с помощью налогов; |
Итоговое занятие | 1 |
10 класс | 34 | |||||||
Экономика как хозяйство Натуральное хозяйство. Бартер Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация) | 6 | Дать понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи. | ||||||
Итоговое занятие | 1 | |||||||
Человек и экономическая система. Типы экономических систем. Человек в экономической системе Достоинства и недостатки плановой (командной) и рыночной экономики Основные черты рыночной экономики. Предпринимательство. Виды рынков Собственность. Приватизация. | 6 | Познакомить с исторически сложившимися типами экономических систем; дать общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе. | ||||||
Итоговое занятие | 1 | |||||||
Человек как потребитель Торговля Реклама Деньги Цены Семейная экономика Потребности. Потребитель. Потребление Права потребителя. Защита прав потребителя Финансовые услуги. Банк Страховые услуги. Страхование Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги. | 6 | Рассмотреть два вида экономической деятельности людей: обмен (купля-продажа различных товаров и услуг) и потребление (использование товаров и услуг); продемонстрировать экономические роли человека как покупателя и как потребителя благ и услуг. | ||||||
Итоговое занятие | 1 | |||||||
Человек как член общества Налоги Социальная защита населения | 5 | Рассмотреть экономическую связь человека с обществом, связь домашней экономики с экономикой государства (налоги, социальная государственная поддержка нуждающихся); продемонстрировать экономическую роль человека как налогоплательщика. | ||||||
Итоговое занятие | 1 | |||||||
Формы проведения занятий:
Моделирование реальных ситуаций, разыгрывание деловых и сюжетно-ролевых игр, решение задач по экономике, беседы.
Темы практических занятий:
- Деловая игра «Семейный бюджет».
- Деловая игра «Экономика домашнего хозяйства».
- Решение задач по теме «Стоимость, цена, деньги».
- Деловая игра «Безработный».
- Деловая игра «Формирование потребительского бюджета семьи».
- Деловая игра «Получение социальной помощи».
- Моделирование ситуации «Оформление вклада».
- Моделирование ситуации «Оплата коммунальных услуг в банке».
- Моделирование ситуации «Получение кредита».
- Моделирование ситуации «Получение ИНН в налоговой инспекции».
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- Что такое экономика.
- Что такое труд и работа.
- Потребности людей. Виды потребностей
- Что такое семейный бюджет
- Что такое домашнее хозяйство.
- Что такое собственность и зачем она нужна.
- Понятие услуги.
- Понятия покупатель, продавец.
- Понятие об оптовой и розничной торговле
- Натуральное хозяйство
- Товар и его свойства.
- Стоимость товара. Что такое цены, как они возникли и как устанавливаются.
- Деньги и их роль в экономике.
- Виды труда и трудовой деятельности. Количество и качество труда.
- Заработная плата.
- Налоги и налоговая система
- Уровень жизни и ее качество, прожиточный минимум. Доходы, расходы, потребительский бюджет человека и семьи.
- Социальная защита и социальная помощь и его функции.
- Социальное обеспечение. Пенсионный фонд и его функции.
- Банки. Денежные вклады. Кредитование.
- Способы ведения хозяйства
Учащиеся должны уметь:
- Определять подлинность денежных купюр.
- Обратиться в центр занятости населения для постановки на учет как безработного, для получения помощи в поиске работы.
- Сравнить свои доходы с прожиточным минимумом.
- Обратиться в пенсионный фонд для оформления страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
- Обратиться в управление социальной защиты для получения детского пособия, социальной помощи.
- Обратиться в банк для оформления вклада.
- Оплатить коммунальные услуги в банке.
- Обратиться в банк для получения кредита.
- Обратиться в налоговую инспекцию для получения ИНН.
Ожидаемые результаты:
- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
- решать задачи экономического содержания: распределение семейного бюджета;
- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
- правильно заполнять бланк для постановки на учет в службе занятости.
Использованная литература
- Азимов, Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
- Липсиц, И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл.и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.
- Меньшикова, О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
- Меньшикова, О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
5. Романова, Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
6. Романова, Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994.–35с.
Стэнлейк, Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
7. Стариченко, Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
8. Стариченко, Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).
Материально – техническое обеспечение воспитательного процесса:
- Мультимедиа
- Дидактические игры
- Сюжетно – ролевые игры
- Методическая копилка для организации самоподготовки по предметам. Методическая копилка для организации воспитательских занятий. (Трудовое воспитание и профориентация, экономическое воспитание, правовое воспитание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотического воспитания у старших школьников
Гражданское и патриотическое воспитание подростков обусловлено влиянием семьи, школы, социума, Интернета, СМИ и др. Все эти аспекты российского общества в конце XX в. находились на последних местах, ч...
Формирование социальной компетентности старших школьников в ходе реализации проекта «Экономические игры»
Формирование социальной компетентности старшеклассников и студентов в проектной деятельности...
Выпускная работа. Курс: «Школа классного руководителя». Тема: «Экономическое воспитание школьников».
Задачи курса – 1. Познакомить обучающихся с экономическими понятиями: вклад, кредит, вкладчик, заемщик, простые и сложные проценты, годовая процентная ставка, коэффициент наращения простых процентов, ...
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе как средство воспитания культуры здоровья школьников
quot;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчеств...
Программа по развитию познавательной сферы старших школьников
В основе концепции программы "Развитие познавательной сферы старших школьников" лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуац...
Воспитательная программа по теме: "Воспитание культуры общения"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Важная роль в ней отводится становлению нравственного облик...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Работа по формированию экономического воспитания, культуры старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...