Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе как средство воспитания культуры здоровья школьников
статья на тему
"Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества"
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_sosh_27.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный педагог МАОУ СОШ №27 Серякова А.В.
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе как средство воспитания культуры здоровья школьников
"Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества"
В.А.Сухомлинский
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.
Сохранение укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходиться на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов. И по мере устранения этих факторов исчезают. И около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания. Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс, и возрастание числа тех, кто страдает хронической либо функциональной патологией. Многие научные исследования доказывают, а практика подтверждает, что эффективно начинать учебу в школе могут только здоровые дети.
На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.
На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Таким образом, целью современной школы можно считать создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек.
Существует более 300 определений понятия "здоровье". Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни.
Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.
Как следствие, в школах наблюдается рост числа учащихся, употребляющих алкоголь. Проблема курения школьников тоже остается одной из самых острых на сегодняшний день. Кроме того, увеличивается количество учащихся, склонных к употреблению наркотиков. С этой проблемой столкнулась и наша школа. В МАОУ СОШ №27 на сегодняшний день обучается 1256 человек. По сравнению с предыдущим годом в нашем учреждении снизилось количество обучающихся, состоящих на профилактическом учете за употребление алкоголя
(2016/2017 уч.год – 2 чел. 2017/2018 уч.год - 0) и курение (2016/2017 г. – 4, 2017/2018 -3). Но, к сожалению, число детей, поставленных на контроль в правоохранительных органах за употребление ПАВ, возросло (2016/2017г. – 1; 2017/2018г. -2).
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни проводится в нашей школе ежегодно. В организации работы по данному направлению участвуют классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, уполномоченный по правам участников образовательного процесса, медицинские работники, специалисты служб системы профилактики. Помимо традиционных профилактических бесед, проводятся «Дни здоровья», конкурсы и викторины, познавательные игры и тренинги.
Одной из новых форм работы, помогающей достичь положительного результата в учебно-воспитательном процессе, является волонтёрская деятельность.
Повышение качества формирования ЗОЖ стало возможно при внедрении в программу по здоровьесбережению работы волонтерских групп. Когда сами дети говорят о необходимости сохранения здоровья, выступают с инициативой проведения мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. В нашей школе организована работа 4 волонтерских отрядов:
-отряд ЮИД «Вираж»
- отряд ЮПП «Позитив»
-отряд ДЮП «Феникс»
-отряд юных экологов «Гринпис»
Помощь в проведении общешкольных мероприятий оказывают активные и готовые делиться своими идеями лидеры детской организации «Исток».
Волонтеры, их идеи и предложения координирует старшая вожатая О.Г. Филатова, имеющая многолетний опыт работы с детьми.
Развитие у подростков здоровьесберегающих навыков - одно из самых важных и актуальных направлений нашей волонтерской деятельности. Практика показывает, что эффективность мероприятий, проводимых детьми, зачастую оказывается очень высокой. Не менее важен психологический аспект: при проведении акции «равный-обучает-равного» волонтеры, ведущие здоровый образ жизни, выступают в качестве позитивного примера, формируя здоровую систему ценностей среди близких себе по возрасту, социальному статусу. К тому же информация, полученная от сверстников, вызывает больше доверия.
Организаторами мероприятий по здоровьесбережению выступают добровольцы различных возрастных групп и направлений.
С целью привлечения внимания общественности к проблеме наркомании юные помощники полиции ежемесячно проводят социальную акцию «Мы против наркотиков». Предварительно ребята организовали конкурс листовок противонаркотической направленности среди обучающихся 5-8 классов. Листовки-победители волонтеры распространяют на улице. В 2017 году нам удалось раздать 480 агиток.
Ко Всемирному дню борьбы со СПИДом волонтеры провели акцию «Красная лента», сами изготавливали символические ленты в поддержку больных СПИДом, раздавали агитационные буклеты.
Популярностью у школьников пользуются интеллектуальные и познавательные игры. Брейн-ринг «Я знаю все о здоровом образе жизни»» для обучающихся 7-8 классов провели добровольцы ДШО «Исток», в 6-х классах ребята боролись за звание «Самый умный».
Волонтеры организуют мероприятия творческого характера: конкурсы плакатов и рисунков «Сообщи, где торгуют смертью, «Альтернативы вредным привычкам», «Здоровые дети-здоровая страна» «Курить – здоровью вредить» среди обучающихся 1-11 классов.
В первом полугодии 2017/2018 уч.г. ребята из волонтерского отряда «Позитив» организовали и провели замечательный праздник «Старты для всех» с обучающимися 3-4 классов, который включал в себя спортивные конкурсы, творческие номера, номера художественной самодеятельности.
Ведется работа и на каникулах. Волонтеры 8А класса вместе с учителями физической культуры провели спортивный праздник для обучающихся 2-х классов «Мой веселый звонкий мяч», в котором второклассники участвовали совместно с родителями.
Основная задача работы волонтерского движения в привитии навыков здорового образа жизни – привлечение новых единомышленников в формировании позитивных установок на ведение правильного образа жизни, вовлечение большого числа детей в активную общественную деятельность по пропаганде ЗОЖ.
Позитивной динамикой проведения данной работы может служить то, что количество обучающихся, вовлеченных в спортивные кружки и секции, возросло. Все больше ребят вступают в ряды волонтеров, выражая готовность изменить жизнь школы и ее обитателей к лучшему. По итогам анкетирования «Мое отношение к ЗОЖ», по сравнению с предыдущим годом, на 15% увеличилось количество обучающихся с положительной мотивацией к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни
- Отказ от вредных привычек
- Оптимальный двигательный режим
- Рациональное питание
- Закаливание
- Личная гигиена
- Положительные эмоции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. Принципы здоровьесбережения.Технологии оптимальной организации учебно...
«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»
Использование основных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы
Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...
мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...