Воспитательная программа по теме: "Воспитание культуры общения"
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Мишанина Мария Дмитриевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     В   настоящее  время в России идет  становление новой системы образования. Важная роль в ней отводится становлению нравственного облика Человека. Мы постоянно находимся среди людей: очень близких – дома, в  кругу друзей; хорошо знакомых или малознакомых – на  улице, в школе, в гостях, в кружках и секциях, в автобусе, в театре, в кино и т.д. Но готовы ли мы  и наши воспитанники правильно вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми, чтобы чувствовать  взаимное удовлетворение от общения с окружающим миром. Как и все знания, которые мы приобретаем в жизни, владение этикетом не появляется само собой, этому надо учиться.

    Предполагаемая программа поможет школьнику сделать первые шаги в постижении искусства хороших манер и правил поведения среди людей.

     Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи  предполагает наличие достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному  общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

    Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные, а любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали.

    Какие наиболее важные нравственные качества  хотелось бы видеть в наших детях?

    Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

     Деликатность – сестра вежливости. Человек наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

    Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

     Общительность – в ее основе лежат элементы  доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия  в выработке у детей культуры  взаимоотношений. Общительный ребенок быстрее находит место в коллективе.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Сформировать у школьников эстетическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений.

ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ:

-  формирование коммуникативных навыков , культуры общения;

- формирование толерантного мышления воспитанников, и уважение прав, индивидуальности других людей;

- систематизация необходимых для современного этапа развития России нравственно-правовых знаний;

- воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников;

- преодоление  правового нигилизма и идеализма.

- формирование культуры общение школьников с друзьями, родственниками, учителями, взрослыми;

- ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;

- развитие способностей воспитанников соотносить  культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;

-создание благоприятного нравственно- психологического климата в коллективе, обеспечение защищенности каждого его  члена;

- создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Беседы.
  • Воспитательские часы.
  • Практикумы.
  • Тестирование.
  • Экскурсии.

По окончанию курса воспитанники должны: 

  • соблюдать требования этикета в общении;
  • проявлять дружелюбие и вежливость,уважение и чуткость по отношению к окружающим,сострадание и помощь к слабому;
  • должны уметь разумно использовать свое время, быть самокритичны, ставить перед собой благородные цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

Колличество образовательных компонентов:

общее- 37;

в неделю-1;

 

Учебная неделя

Тема

Количество часов

 

    1.

    

 

    2.

 

 

    3.

 

    4.

 

    5.

 

 

    6.

 

 

    7.

 

    8.

 

 

    9.

 

  10.

 

  11.

 

  12.

 

  13.

 

  14.

 

  15.

 

 

  16.

 

   17.

 

   18.

   19.

 

   20.

 

   21.

 

   22.

   23.

  

   24.

 

 

   25.

 

 

  26.

 

  27.

 

  28.

  29.

 

  30.

 

  31.

  32.

 

  33.

 

  34.

 

  35.

 

 

 

  36.

 

 

  37.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательский час «Давайте познакомимся»

 

Беседа практикум «Школьный дресс-код» или поговорим о школьной форме».

 

Воспитательский час: «Что есть человек?»

 

Игра «Заколдованный ребенок»

 

Воспитательский час «Учимся жить в коллективе»

 

Диагностическая беседа «Жестокость и агрессивность в нашей жизни».

 

Воспитательский час «Что есть труд?»

 

Практикум «Технология вербального общения»

 

Беседа «Твой стиль поведения»

 

Ролевая игра «Трудно жить по правилам».

 

Беседа «Учимся  говорить – НЕТ!»

 

Беседа с элементами игры «Друг или враг нам табак?»

Этическое занятие «Личная гигиена – часть общей культуры человека».

Воспитательский час «Что такое  совесть?».

 

Тестирование «Умеете ли вы слушать собеседника ?»

 

Диалог- размышление «Зачем человеку дана свобода»

Воспитательский час «Кто мы есть?»

 

Круглый стол «Когда какое слово молвить»

Беседе-размышление  «Конфликты: как их избежать?

Диагностическая беседа «Проблемы современного города»

Беседа «Как справиться со стрессом»

 

Воспитательский час  «Что такое деньги?»

Воспитательский час «Человек живет среди людей»

Вечер вопросов и ответов «Что такое жестокость и насилие и как от них защититься?»

Беседа-практикум  «Заговор злых сил против людей».  (профилактика зависимости).

Беседа «Правовые знания»

 

Ролевая игра «Человек и его собственность»

Беседа «Легко ли выглядеть приличным?

Беседа-размышление "Дружба начинается с улыбки".

Деловая игра «Закон школьной республики»

Практическое занятие «Хорошие манеры»

Воспитательский час «Что такое счастье?»

 

Ситуационная игра «Будь приятен окружающим».

Воспитательский час «Совесть – это нравственная категория».

Этический тренинг «умеешь ли ты вежливо и правильно общаться с окружающими тебя людьми?»

 

Воспитательский час «Уйти или преодолеть?»

 

Итоговое занятие  «На рубеже взрослости»

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1.  Пояснительная записка
  2.  Форма реализации Программы
  3.  Содержание материала по разделам
  4. Структура тематического планирования
  5.  Оценка эффективности реализации Программы
  6.  Нормативно-правовые документы
  7.  Список литературы
  8.  Приложение

Пояснительная записка

  Данное направление по нравственному воспитанию по программе выбрана не случайно.

  Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе.        

  На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога сверхсложная: она должна раскрыть внутренний мир воспитанника и заложить основы нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность.

  Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа создает условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Менделеев сказал: «Знания без воспитания-это меч в руках сумасшедшего». Программа нравственного воспитания предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же раскрывает и дает возможность проявить потенциальные творческие возможности воспитанников, несущие им и нам счастье и радость жизни. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога и школы.

  Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

  Под нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Цель: приобщение воспитанников к национальным обычаям и традициям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, а также качества личности: уважение, доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие и благородство.

Задачи:

  • Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности.
  • Формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности учащихся.
  • Воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций.
  • Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.

Основные направления реализации программы:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
  • Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Программа основана на следующих принципах и подходах:

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном обучающимся в частности.

Принцип природосообразности и здоровьесбережения

Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества обучающегося в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

При проведении занятий используются следующие методы:

  • Словесные – рассказ, объяснение, беседа
  • Наглядные – наблюдение, демонстрация
  • Практические – упражнения
  • Методы изложения новых знаний
  • Методы повторения, закрепления знаний
  • Методы применения знаний
  • Методы контроля

Эффективность программы

Конечными результатами программы воспитанники должны:

  • быть внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям.
  • обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение.
  • быть самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой.
  • быть способны к изменению самих себя.

Формы реализации программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная работа.

Формы реализации программы:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Массовые

А – теоритические:

- беседы

- сообщения

- встречи с интересными людьми

- экскурсии

- просмотр фильмов

- информационные часы

- наблюдения

- чтение литературных произведений

Б – практические:

- конкурсы

- выставки

- соревнования

- показательные выступления

- праздники

- викторины

- инсценировки

Программа рассчитана на один учебный год, занятия проводятся  1 раз в неделю программа состоит из 36 часов и рассчитана на 4 часа в месяц .

Четверть

Количество часов

I

  10 часов

II

   8 часов

III

  10 часов

IV

   8часов

Год

 36 часов

Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни, отпуск, больничный. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в календарно - тематическом плане.

Остальные направления воспитательной работы школы-интерната реализуются в ходе ежедневной работы по графику работы воспитателя.

      Содержание материала по разделам

                                          1 час в неделю - 36 часов

1. «Моя малая Родина»

Воспитание уважения к предкам, историческому прошлому своей малой Родины как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности. Расширение и углубление знаний о своем родном крае. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

         Воспитанники должны:

  • Знать традиции и обычаи своей малой Родины
  • Любить и уважать свою малую Родину
  • Доверять людям
  • Уважать традиции и обычаи своих предков

2.  «Нравственно — трудовое воспитание»

Формирование и закрепление трудовых навыков. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей. Воспитания уважения к людям труда, готовить к сознательному выбору профессий. Воспитание потребности к овладению навыками трудовой деятельности, которыми дети смогут руководствоваться в повседневной жизни. Осмысление необходимости трудовой деятельности. Развитие потребности трудиться. Овладение основами экономической грамотности.

Воспитанники должны:

  • Знать роль трудовой деятельности в жизни человека
  • Уважать и ценить труд людей
  •  Уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности
  • и повседневной жизни
  • Уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени

 3.  «Гражданско — правовое воспитание»

Формирование навыков владения гражданско-правовыми основами. Осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей. Усвоение основ правового воспитания.

Воспитанники должны:

  • Знать основные права и обязанности граждан Российской Федерации
  • Усвоить правовые нормы своего поведения
  • Уважать права другого человека
  • Уметь применять свои знания на практике
  • Знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав

4.  «Нравственно — эстетическое воспитание»

Способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане. Расширение сознания и кругозора. Раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала. Развитие чувства восхищения  прекрасным и бережного к нему отношения. Формирование духовных запасов личности каждого воспитанника.

Воспитанники должны:

  • Любить и хранить национальную культуру
  • Стремиться  всё делать красиво
  • Использовать в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения)
  • Справедливо оценивать свои поступки

5.  «Личностное развитие»

Формирование навыков культурного поведения. Воспитание уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу). Учить следовать им в повседневной жизни. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Воспитывать чувство личной ответственности за свои дела и поступки, умение соотносить их с интересами коллектива. Развитие механизмов эмоционального регулирования поведением.

Воспитанники должны:

  • Уметь выражать свои приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности
  • Правильно вести себя во время разговора
  • Самостоятельно регулировать отношения с другими детьми

6.  «Нравственно — физическое воспитание»

Формировать у воспитанников сознание физического совершенства, сознательного отношения к укреплению здоровья. Прививать санитарно-гигиенические навыки. Развивать интерес к физической культуре и спорту. Развитие профилактических умений по охране здоровья. Развитие привычки к здоровому образу жизни.

Воспитанники должны:

  • Знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье
  • Знать способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания
  • Уметь использовать полученные знания на практике
  • Соблюдать правила личной гигиены
  • Критически относиться к употреблению табака и алкоголя

7.  «Семейное воспитание»

Формировать представления о семейных и родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании людей

Расширять представления детей о наличии родственных связей внутри семьи

Дать представления о культуре быта, интерьере

Сформировать представление о семейных ролях, семейной структуре, о реальном образе семьи, о мужественности и женственности

  • Уметь осмысливать отношения между людьми и понимать, что связывает их между собой
  • Сострадать, уважать, понимать то, что любой человек происходит от младенчества до старости, как в природе растения рождаются, растут и умирают
  • Уметь сравнивать, анализировать, осмысливать внутрисемейные роли

8.  «Нравственно — экологическое воспитание»

Формирование экологической культуры, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле. Формирование знаний о современных проблемах окружающей среды. Формировать личную ответственность за состояние окружающей среды. Воспитание доброты, милосердия, ответственного отношения к природе.

Воспитанники должны:

  • Знать правила поведения на природе
  • Правильно вести себя на природе, охранять растения и животных
  • Уметь анализировать собственное поведение на природе

9.  «Нравственно — патриотическое воспитание»

Формирование патриотических чувств, общей культуры. Воспитание чувства любви, интереса к истории Отечества, своему народу. Формировать у воспитанников систему знаний, уважение и интерес к государственной символике России. Знакомить с истоками национальной культуры. Развитие навыков познавательной деятельности.

Воспитанники должны:

Знать государственную символику России

Знать историко-культурное наследие своей страны

Уметь применять свои знания на практике

Структура тематического планирования

Название

Формы работы

Месяц, количество часов в неделю

1.

«Моя малая Родина»

Информационный час

Видеофильм

Час семейного чтения

Час памяти

Сентябрь

1 час

1 час

1 час

1 час

2.

«Нравственно — трудовое воспитание»

Воспитательный час

Санитарный час

Игра — викторина

Познавательный час

Октябрь

1 час

1 час

1 час

1 час

3.

«Гражданско — правовое воспитание»

Интеллектуальная игра— викторина

Анкета

Спортивный час

Час семейного чтения

Ноябрь

1 час

1 час

1 час

1 час

4.

«Нравственно — эстетическое воспитание»

Ручной трудиться

Час семейного чтения

Общешкольный конкурсу

Изодеятельность

Декабрь

1 час

1 час

1 час

1 час

5.

«Личностное развитие»

Прогулка

Общешкольное мероприятие

Общешкольный конкурс

Час семейного чтения

Январь

1 час

1 час

1 час

1 час

6.

«Нравственно — физическое воспитание»

Игровая программа

Спортивный праздника

Спортивный час

Час семейного чтения

Февраль

1 час

1 час

1 час

1 час

7.

«Семейное воспитание»

Ручной труд

Общешкольный фольклорный праздника

Час семейного чтения

Викторина

Март

1 час

1 час

1 час

1 час

8.

«Нравственно — экологическое воспитание»

Час семейного чтения

Общешкольная игра

Изодеятельность

Час семейного чтения

Апрель

1 час

1 час

1 час

1 час

9.

«Нравственно —патриотическое воспитание»

Изодеятельность

Час семейного чтения

Час семейного чтения

Час семейного чтения

Май

1 час

1 час

1 час

1 час

Оценка эффективности реализации Программы

К концу учебного года воспитанники должны знать:

    • Всё об особенностях своего «Я».

    • Требования этикета к культуре речевого общения.

    • Общечеловеческие нормы нравственности и морали.

    • Разумно следовать моде, уметь одеваться стильно и со вкусом.

    • Требования к моральному и духовно-нравственному облику человека.

    • Технологию вербального и невербального общения.

    • Знать основные нормы толерантного поведения и общения.

    Воспитанники должны уметь:

    • Разумно планировать и использовать свое время.

    • Соблюдать требования этикета в общении, разговоре, достойно вести себя в общественных местах.

    • Уметь соотносить представления о нравственном идеале и моральных нормах с повседневным поведением. Быть самокритичными, применять методы самоконтроля.

    • Держать слово и выполнять взятые на себя обязательства.

    • Использовать приемы самовоспитания, самосовершенствования через изучение культурного и исторического наследия нашего народа.

    • Занимать активную гражданскую позицию, проявлять порядочность в любых ситуациях.

    • Беречь и охранять природу.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции воспитанника, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоений АООП относятся:

  1. осознание себя как гражданина России;
  2. формирование чувства гордости за свою Родину;
  3. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. сформированноеть адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  6. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  7. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  8. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  9. принятие и освоение социальной роли воспитанника;
  10. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях;
  11. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  12. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  13. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  14. проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные воспитанниками знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты воспитанников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.

Нормативно-правовые документы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Декларация прав ребёнка
  3. Закон «Об образовании»
  4. Закон «О гражданстве в РФ»
  5. Конвенция о правах ребёнка
  6. Конституция Российской Федерации
  7. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"(вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей")
  8. Семейный кодекс РФ
  9. Трудовой кодекс РФ

 10.  Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

Список литературы

  1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
  2. Волкова Т.В. Наука быть человеком Волгоград, 2008.
  3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. Воронковой В.В., - М. 1994.
  4. Выготский, Л.С. Нравственное воспитание/Л.С. Выготский Пед. психология. – М.: 1991.
  5. Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е. Настольная книга педагога-дефектолога, Ростов-на-дону, «Феникс», 2006.
  6. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2: Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001.
  8. Худенко Е.Д. Пособие для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной школе-интернате, детском доме)», «Аркти», 2006.
  9. Шилова М.И. Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Культура общения»

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).Настоящая прогр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Культура общения»

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).Настоящая прогр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Культура общения»

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).Настоящая прогр...

Программа "Школа диалога и культуры общения" для 5-7 лингвистического лагеря

Данная лингвистическая школа предназначена для учащихся среднего звена. В условиях низкой речевой культуры и дефицита общения у современных подростков становится актуальной проблема речевой  и ди...

Обобщение опытом тема «Воспитание навыков коммуникативного общения учащихся ».

План.   Введение…………………………………………………………………………………...3-5стр.                 ...

Доклад по теме «Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы»

Доклад по теме«Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы»...