Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Валдаец» гражданско - патриотической направленности
методическая разработка
Образовательная программа «Юный Валдаец» является авторской программой дополнительного образования детей. Настоящая редакция программы одобрена на педагогическом совете МАОУ « СШ №2 г.Валдай» и рекомендована к использованию.
Необходимость её создания продиктована современным обществом, в котором особо остро стоит проблема воспитания нового высоконравственного человека, испытывающего чувство причастности к истории своей Родины, чувство ответственности за ее судьбу и свои поступки, чувство глубокого уважения к людям. Такая причастность и ответственность формируются только в результате глубокого, предметного и вдумчивого знакомства с историей и культурой своего края в единстве и целостности с изучением главных ценностных установок (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество и т.д.). Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.
Актуальность и новизна программы
В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений духовно-нравственного воспитания, в том числе в сотрудничестве с социальными партнерами школ. Родители и учителя – проводники ребенка в мир взрослой жизни – обеспокоены снижением уровня воспитанности детей, часто говорят об утрате ими нравственного стержня, о расшатывании нравственных устоев, о насущной потребности перемен. Причины падения нравственности детей, подростков и молодёжи связываются в сознании взрослых людей с общественно-политической ситуацией в обществе, влиянием СМИ и западного мира.
Актуальность предлагаемой образовательной программы также определяется запросом со стороны родителей учащихся 4-5 классов, более 2/3 которых желают, чтобы их дети были знакомы с достопримечательностями и святынями Валдая, проявляли уважительное отношение к прошлому малой Родины.
Новизна дополнительной образовательной программы «Юный Валдаец» заключается в организации эффективного взаимодействия школы и других субъектов социализации – социальных партнеров. Впервые в рамках предлагаемой программы используется опыт сотрудничества с главной православной святыней Валдая – Иверским Святоозерским Богородицким мужским монастырём, на территории которого происходит «погружение» учащихся в историческое и культурное прошлое и настоящее родного края.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации решается сложнейшая психолого-педагогическая задача – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка посредством ознакомления с историей, культурными традициями и святынями своего родного края. Предлагаемая программа позволяет педагогу дополнительного образования развивать нравственное самосознание учащихся, укреплять их духовное здоровье, формировать позитивное отношение к жизни, прививать чувство доверия к людям и обществу.
Цель программы
Воспитание духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей историческими знаниями и желающей участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.
Задачи программы
- создание ситуаций соприкосновения с историческим и культурным миром через знакомство учащихся с архитектурными особенностями православного монастыря и храмов, произведениями православной книжности, иконописи, этики;
- воспитание бережного отношения к культурному наследию;
- развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- формирование ценностного отношения к семье;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valdaets.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 Г.ВАЛДАЙ» 175400, г. Валдай, ул.Труда, д.63а ____________________________________________________________________________ | |
Регистрационный номер работы | Директор МАОУ СШ№2г. Валдай» Н.Ю.Матвеева |
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Юный Валдаец»
гражданско - патриотической направленности
срок реализации – 2 года
возраст обучающихся 10 – 11 лет
Автор программы:
Гаврилова Надежда Ивановна,
учитель русского языка и литературы
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №2 г. Валдай»
Валдай
2018 год
Пояснительная записка
Образовательная программа «Юный Валдаец» является авторской программой дополнительного образования детей. Настоящая редакция программы одобрена на педагогическом совете МАОУ « СШ №2 г.Валдай» и рекомендована к использованию.
Необходимость её создания продиктована современным обществом, в котором особо остро стоит проблема воспитания нового высоконравственного человека, испытывающего чувство причастности к истории своей Родины, чувство ответственности за ее судьбу и свои поступки, чувство глубокого уважения к людям. Такая причастность и ответственность формируются только в результате глубокого, предметного и вдумчивого знакомства с историей и культурой своего края в единстве и целостности с изучением главных ценностных установок (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество и т.д.). Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.
Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но мы все-таки остановились на утверждении, что, как и всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться?
Все это поднимает проблему патриотического воспитания на первостепенный уровень.
Таким образом, данная программа дополнительного образования направлена на духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание обучающихся начального и среднего звена, в ходе которого осуществляется процесс превращения базовых ценностей в личные ценностные смыслы и ориентиры. Для этого необходимо вовлечь ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности и определения собственного отношения к ней, что возможно только на практике.
Актуальность и новизна программы
В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений духовно-нравственного воспитания, в том числе в сотрудничестве с социальными партнерами школ. Родители и учителя – проводники ребенка в мир взрослой жизни – обеспокоены снижением уровня воспитанности детей, часто говорят об утрате ими нравственного стержня, о расшатывании нравственных устоев, о насущной потребности перемен. Причины падения нравственности детей, подростков и молодёжи связываются в сознании взрослых людей с общественно-политической ситуацией в обществе, влиянием СМИ и западного мира.
Актуальность предлагаемой образовательной программы также определяется запросом со стороны родителей учащихся 4-5 классов, более 2/3 которых желают, чтобы их дети были знакомы с достопримечательностями и святынями Валдая, проявляли уважительное отношение к прошлому малой Родины.
Новизна дополнительной образовательной программы «Юный Валдаец» заключается в организации эффективного взаимодействия школы и других субъектов социализации – социальных партнеров. Впервые в рамках предлагаемой программы используется опыт сотрудничества с главной православной святыней Валдая – Иверским Святоозерским Богородицким мужским монастырём, на территории которого происходит «погружение» учащихся в историческое и культурное прошлое и настоящее родного края.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации решается сложнейшая психолого-педагогическая задача – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка посредством ознакомления с историей, культурными традициями и святынями своего родного края. Предлагаемая программа позволяет педагогу дополнительного образования развивать нравственное самосознание учащихся, укреплять их духовное здоровье, формировать позитивное отношение к жизни, прививать чувство доверия к людям и обществу.
Цель программы
Воспитание духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей историческими знаниями и желающей участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.
Задачи программы
- создание ситуаций соприкосновения с историческим и культурным миром через знакомство учащихся с архитектурными особенностями православного монастыря и храмов, произведениями православной книжности, иконописи, этики;
- воспитание бережного отношения к культурному наследию;
- развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- формирование ценностного отношения к семье;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Отличительные особенности программы
Данная программа дополняет курс «Основы православной культуры и светской этики», не повторяя ее. Отличительная особенность методической разработки заключается в эффективном использовании в процессе организации занятий возможностей социума, в том числе демонстрация архитектурных особенностей, архивных материалов Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, организация занятий на его базе, а также на базе музея колоколов, Валдайского национального парка.
Методическая разработка практически значима, реализует системно-деятельностный и культурологический подходы. В рамках Соглашения о сотрудничестве комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области и Новгородской Митрополии Русской Православной Церкви в образовательной и культурно-просветительской деятельности от 11 мая 2012 года данная программа отражает характер продуктивного социального партнерства в воспитании детей.
Данная программа может быть рекомендована для использования педагогами, организующими внеурочную деятельность учащихся, педагогами дополнительного образования.
Принципы педагогического процесса
- принцип добровольности;
- принцип доверия и поддержки;
- принцип гуманизма.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 10 – 11 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 288 часов, включая посещение экскурсий.
Режим занятий
Занятия проводятся 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа).
Форма занятий
Занятия проводятся в групповой форме.
Беседы: изложение и обсуждение теоретических сведений, которые иллюстрируются примерами, наглядными пособиями, презентациями.
Выездные занятия: путешествия по историческим и памятным местам, экскурсии.
Встречи со священнослужителями.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В ходе реализации программы организуются выставки рисунков и поделок учащихся. Программа завершается итоговым праздничным концертом для родителей.
Ожидаемые результаты обучения
Критерии | Показатели |
1. Отношение к изучению истории города | 1.1. Учащиеся активны в деятельности на занятиях. 1.2. Учащиеся задают много вопросов. |
2. Удовлетворенность учащихся и родителей занятиями | 2.1. Учащиеся и их родители удовлетворены содержанием и формами занятий 2.2. Учащиеся и их родители удовлетворены характером взаимоотношений. |
3. Умение различать хорошие и плохие поступки | 3. Учащиеся правильно оценивают свои действия и поведение одноклассников, соблюдают правила поведения на занятиях |
4. Сформированность моральных норм и правил поведения | 4. Учащиеся знают основные моральные нормы и правила поведения |
5. Ценностное отношение к семье, старшему поколению | 5. Учащиеся имеют ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями |
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Содержание программы, разделы, темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | История села и города Валдая | 20 | 18 | 2 |
3 | Валдайский Национальный парк | 20 | 14 | 6 |
4 | Экологическая обстановка современного города | 18 | 16 | 2 |
5 | Памятники истории культуры и архитектуры города Валдая | 28 | 16 | 12 |
6 | Валдай современный | 18 | 14 | 4 |
7 | Валдай в годы Великой Отечественной войны | 24 | 18 | 6 |
8 | Выдающиеся земляки | 12 | 8 | 4 |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 108 | 36 |
Содержание 1 года обучения
- Вводное занятие.(2 час)
- История села и города Валдая(20 час)
- моя родословная;
- вводная лексика по теме «Родословная»;
- составление родословной;
- первые жители г. Валдая;
- легенды старого Валдая;
- история Валдая в летописях и грамотах;
- гербы нашего города;
- Валдай и его слободки;
- древние и современные улицы Валдая;
- колокольная песня;
- вводная лексика по теме «История села и г. Валдая»;
- познавательная программа «Знаешь ли ты свой город?» (итоговое занятие по теме);
- экскурсия по городу.
- Валдайский Национальный парк(20 час)
- природа родного края;
- растительный и животный мир г. Валдая;
- охрана растений;
- охрана животных;
- Валдайское озеро;
- Образцовая гора;
- встречи с работниками Национального парка;
- экскурсия в музей гидрометеорологических приборов.
- Экологическая обстановка современного города(18 час)
- проблема окружающей среды в г. Валдая;
- мой вклад в защиту окружающей среды;
- составление экологической азбуки;
- составление экокроссвордов «Где твои корни?», «Мир вокруг меня»;
- изготовление разрешающих и запрещающих знаков поведения в лесу;
- экологическая конференция.
- Памятники истории культуры и архитектуры г. Валдая( 28 час)
- Иверский монастырь;
- обладатель исторической воли: патриарх Никон;
- Петропавловская церковь;
- Церковь Екатерины II;
- Музей уездного города;
- Музей колоколов;
- водная лексика по теме «Памятники истории, культуры и архитектуры г. Валдая»;
- обзорная экскурсия по г. Валдаю;
- подготовка экскурсии;
- экскурсия в музей уездного города;
- экскурсия в музей колоколов.
- Валдай современный( 18 час)
- Валдай – центр туризма и отдыха;
- Улица, на которой я живу;
- их именами названы улицы: ул. Уткина, Германа, Павлова;
- моя школа (экскурсия);
- Валдайское озеро и другие озера – места отдыха туристов;
- проект «Город моей мечты»;
- пишем стихи о Валдае.
- Валдай в годы Великой Отечественной войны( 24 час)
- Валдай прифронтовой;
- Валдайцы – Герои Советского Союза;
- Сквер героев (экскурсия);
- Памятные места в Валдае, связанные с великой Отечественной войной;
- Памятник воинам-артиллеристам;
- Сочинения «Награда моего дедушки (бабушки)».
- Выдающиеся земляки( 12 час)
- Почетные граждане Валдая;
- Художники (экскурсия в Дом Народного Творчества);
- Стихи поэтов о г. Валдае;
- Встречи с замечательными людьми.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Экскурсии |
1. | Валдай. Исторические сведения | 10 | 5 | - | 5 |
2. | История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря | 20 | 20 | - | - |
3. | Колокола Иверского монастыря, XVII век | 50 | 40 | - | 10 |
4. | Схема монастыря | 60 | 30 | - | 30 |
5. | Что узнали об Иверском монастыре? Тест. | 4 | 2 | 2 | - |
ИТОГО | 144 | 97 | 2 | 45 |
Содержание 2 года обучения
1. Валдай. Исторические сведения (10 часов)
Легенды старого Валдая.
Происхождение названия города. «Преданья старины далекой». Легенды, мифы.
Экскурсия в Музей Уездного города.
2. История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря (20 часов)
История иконы «Иверская икона Божией Матери» (вход в монастырь).
Надвратная церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси,1879г. Иверская икона Божией Матери.
Собор в Честь Иверской иконы Божией Матери (1655 – 1656 г.).
Правила поведения в Храме.
3. Колокола Иверского монастыря, XVII век (50 часов)
Наместнический корпус и колокольня.
Слушание колокольного звона на площадке расположения колоколов.
Колокольное дело на Валдае.
Музей колоколов.
Троицкий Собор и колокольня.
4.Схема монастыря (60 часов)
Надвратная церковь во имя Архистратига Михаила (1683 – 1685 г.).
Монастырское кладбище.
Монастырская стена.
Церковь Богоявление с трапезною палатою (1657 – 1659 г.).
История монастырской типографии.
Настоятельский корпус с домовой церковью, XVII век.
Окно Настоятельского корпуса с изразцами.
Церковь святого праведного Иакова Боровического с больничными келиями и трапезной палатой (1702 г.).
Методическое обеспечение программы
Анкетирование - опрос (по желанию) в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/id52456095)
- методические разработки занятий к темам: «Валдай. Исторические сведения», «История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря», «Колокола Иверского монастыря, XVII век»;
- методическая разработка родительского собрания «Результативность усвоения программы»;
- учебно-методические комплекты, пособия. Сост. Метлик И.В. Электронный ресурс: http://www.pafnuty-abbey.ru/news/232;
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010;
- Библия в пересказе для детей. - М.: Библейское общество, 1997;
- Киреева Н. История рождественской елочки. - М., 1998.
Дидактическое обеспечение программы
- рабочие тетради;
- карты-схемы монастыря;
- фотографии;
- архивные материалы.
Ресурсное обеспечение программы
- материалы: альбом для рисования, краски, цветные карандаши;
- кабинет для занятий.
- ноутбук;
- интерактивная доска;
- видеопроектор
Литература для педагога
- Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Сост. протоиерей Серафим Слободской. Издательство «Сатисъ», 2009. – 475 с.
- Закон РФ «Об образовании». Электронный ресурс: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/9/
- Конституция Российской Федерации. Электронный ресурс: http://zakonprost.ru/konstitucija-rf/
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. – 2009. – № 17. Электронный ресурс: www.vestnik.edu.ru/proect.html
- Основы религиозных культур и светской этики. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Российская газета. Электронный ресурс: http://www.rg.ru
- Усольцев А.И. Правовые обоснования преподавания основ Православия как обязательного предмета в образовательных учреждениях России. Электронный ресурс: http://www.r-komitet.ru
Литература для учащихся
- Библия в пересказе для детей. – М.: Библейское общество, 1997.
- Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. – М., 1999.
- Киреева Н. История рождественской елочки. – М., 1998.
- Пасхальный подарок для детей (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа»). – М., 2001.
- Православный мир. – М., 2000.
Приложение 1
Анкета для среднего и старшего звена.
1. Как Вы понимаете, что такое «патриотизм?»
любовь и уважение
готовность отдать жизнь
почетание...
улучшить жизнь людей
что-то делать для...
2. Считаете ли Вы, что в Вашей школе сложилась и функционирует эффективная система гражданского и патриотического воспитания учащихся?
Да
нет
затрудняюсь
3.Считаете ли Вы необходимым расширение в образовательных учреждениях:
истории и культуры...
истории родного ….
героического ….
4. В каких мероприятиях по гражданскому и патриотическому воспитанию Вы участвуете?
Военно-патриотические кружки
молодежные организации
встречи с ветеранами и …
чествование памятных дат
создание школьного музея
посещение музеев
другое (концерты, смотры строя и песни)
5. Слово «Родина» вызывает у вас чувство:
гордости за страну
патриотизма
уважении к истории, культуре
сострадание к народу
готовность отдать жизнь
унижения и обиды
безразличия
другое
Анкета для младшего звена.
1. Как Вы, понимаете, что такое «Родина»?
«где я живу»
«я люблю свою Родину...»
родной дом
отечество
общий дом
родная страна
2. Как по Вашему, что означает любить Родину?
беречь природу
заботиться, защищать
не предавать
помогать
любить родной дом
3. Как Вы думаете, кого можно назвать героем?
«совершил подвиг»
«заботится, защищает»
4. Каких героев России Вы знаете?
Жуков
Кутузов
Лебедев
Макаров
5. На каких уроках Вы больше всего узнаете о Родине?
история
литература
окружающий мир
6. Какие школьные мероприятия, по Вашему мнению, помогают больше узнать о своей Родине?
классный час
экскурсии
олимпиады
встречи с ветеранами
праздники
Приложение 2
Результаты анкетирование обучающихся среднего и старшего звена. | |||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Кол-во участников | 25 | 24 | 24 | 23 | 23 | 23 | 19 |
1. Как Вы понимаете, что такое «патриотизм?» | |||||||
любовь и уважение | 2 | 8 | 2 | 14 | 17 | 15 | 18 |
готовность отдать жизнь | 20 | 19 | 16 | 15 | 3 | 0 | 6 |
почетание... | 0 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 9 |
улучшить жизнь людей | 2 | 5 | 3 | 4 | 4 | 0 | 5 |
что-то делать для... | 1 | 10 | 4 | 1 | 3 | 10 | 2 |
2. Считаете ли Вы, что в Вашей школе сложилась и функционирует эффективная система гражданского и патриотического воспитания учащихся? | |||||||
Да | 20 | 3 | 5 | 22 | 18 | 6 | 16 |
нет | 1 | 5 | 2 | 1 | 3 | 3 | 0 |
затрудняюсь ответить | 4 | 16 | 17 | 0 | 5 | 15 | 4 |
3. Считаете ли Вы необходимым расширение в образовательных учреждениях: | |||||||
истории и культуры... | 6 | 7 | 6 | 11 | 19 | 7 | 9 |
истории родного …. | 17 | 17 | 18 | 3 | 9 | 8 | 10 |
героического …. | 2 | 12 | 0 | 0 | 8 | 9 | 4 |
4. В каких мероприятиях по гражданскому и патриотическому воспитанию Вы участвуете? | |||||||
Военно-патриотические кружки | 0 | 3 | 0 | 6 | 1 | 0 | 0 |
молодежные организации | 0 | 1 | 11 | 5 | 12 | 5 | 14 |
встречи с ветеранами и … | 20 | 7 | 0 | 17 | 13 | 17 | 21 |
чествование памятных дат | 24 | 24 | 0 | 20 | 5 | 12 | 16 |
создание школьного музея | 2 | 0 | 0 | 5 | 1 | 1 | 2 |
посещение музеев | 21 | 20 | 0 | 12 | 1 | 7 | 15 |
Другое (концерты, смотры строя и песни | 0 | 0 | 0 | 6 | 0 | 5 | 2 |
5. Слово «Родина» вызывает у вас чувство: | |||||||
гордости за страну | 20 | 19 | 18 | 19 | 23 | 12 | 15 |
патриотизма | 16 | 14 | 4 | 12 | 7 | 2 | 12 |
уважении к истории, культуре | 16 | 14 | 10 | 12 | 10 | 11 | 12 |
сострадание к народу | 8 | 1 | 1 | 8 | 0 | 2 | 1 |
готовность отдать жизнь | 10 | 13 | 3 | 12 | 6 | 0 | 1 |
унижения и обиды | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 |
безразличия | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 |
другое | 4 | 5 | 0 | 2 | 2 | 0 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"
Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный ботаник»
Предлагаемая программа эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса «Юный ботаник», рассчитанного на обучающихся 5-8 классов, интересующихся жизнью растений и...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...
Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»
Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный пешеход»
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившей...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный химик"
Пропедевтический курс предназначен для подготовки учащихся к изучению основного курса. Его появление отчасти вызвано тем, что согласно ФГОС, ученики начинают изучать проектные технологии уже в 5...