Проектный семинар для обучающихся 7 классов "Калейдоскоп профессий"
методическая разработка (7 класс)

Фуколова Инесса Константиновна

Семинар «Калейдоскоп профессий»- оказание помощи в раннем выборе профиля обучения. На установочном этапе выступающий подает аудитории лекционный материал, который иллюстрируется слайдами. Затем родители рассказывают о своих профессиях, все участники могут задать вопросы. На практическом этапе семинара могут применить полученную информацию, дополнить её из других источников и создать презентацию по типу профессий (одной или в комплексе).  Таким образом, семинар является интерактивным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaledoskop_professiy.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный семинар «Калейдоскоп профессий»

Семинар «Калейдоскоп профессий»- оказание помощи в раннем выборе профиля обучения. На установочном этапе выступающий подает аудитории лекционный материал, который иллюстрируется слайдами. Затем родители рассказывают о своих профессиях, все участники могут задать вопросы. На практическом этапе семинара могут применить полученную информацию, дополнить её из других источников и создать презентацию по типу профессий (одной или в комплексе).  Таким образом, семинар является интерактивным.  

Что надо ребёнку, чтобы сделать правильный, сознательный выбор?

-Знать самого себя, знать что хочешь, что можешь делать лучше всего. Узнать это можно только в деятельности, в общении с другими.

- Нужно знать, какие профессии позволят наилучшим образом реализовать внутренний потенциал.

- Нужно знать требования, которые профессия предъявляет к человеку (в том числе к состоянию здоровья, физическому развитию), а также какие качества характера, уровень культуры и образования обеспечивают достижение профессиональных высот.

Актуальность работы заключается в том, что зачастую обучающиеся, даже в выпускном классе, не всегда могут определиться со своими профессиональными предпочтениями, не видят пути самореализации. Если в раннем возрасте оказать помощь в самоопределении, показать пути достижения цели, то можно надеяться на то, что выпускник не растеряется в изобилии выбора и примет правильное решение.

Целью работы является: расширение представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Задачи:

Образовательные: расширить кругозор обучающихся в мире профессий, повысить учебную мотивацию обучающихся,

Воспитательные: расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях; раскрыть творческий потенциал обучающихся, диагностика готовности к выбору профессии.

Развивающие: воспитание сплоченности, чувства коллективизма, развитие стремления к познанию нового о мире профессий.

Оборудование: проектор и экран в актовом зале; компьютеры, интерактивные доски, наличие интернета в аудиториях.

 Методические рекомендации по проведению семинара «Калейдоскоп профессий»

Мероприятие состоит из семи частей:

1 (подготовительная) – Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, тестирование «Определение типа будущей профессии»;

2 – деление на группы по типу профессий: человек – человек, человек – природа, человек – знаковая система,  человек – художественный образ, человек-техника;

3 - встреча с профессионалами по типу профессий;

4 – работа групп по выбору профессий;

5 – разработка презентации по выбранной группой профессии;

6 –защита презентации;

7 - оценка работы групп

Ведущий: В мире нет ни одного человека, который бы сам производил  всё, что ему  необходимо для жизнедеятельности. Все мы пользуемся результатами труда других людей. И очень важно выбрать такую профессию, которая нам будет нравиться.

 Чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо знать, чем занимаются люди данной профессии, её особенности. Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующей определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

В современном мире существует более 40 тысяч различных родов деятельности, а только в промышленности и строительстве насчитывается около 3 тысяч профессий, это не говоря обо всех остальных сферах жизнедеятельности. Однако мир профессий далеко не статичен. В нем постоянно рождаются новые, и умирают старые профессии. В среднем жизнь одной профессии длится от 5 до 15 лет. А еще профессия может видоизмениться до неузнаваемости, так, что название останется одним и тем же, а сама суть профессии будет совсем другой, и людям придется полностью переучиваться — буквально заново учиться новой профессии.

Все мы прекрасно понимаем, что выбор профессии — это самый важный шаг в жизни человека, и, поэтому, люди придумали множество классификаций для них. Так, все мы помним из занятий профориентации в старших классах школы, что профессии могут делиться по тому, с чем именно приходится сталкиваться человеку в своей профессиональной деятельности. Эту классификацию придумал академик В.Я. Климов, он классифицировал профессии следующим образом:

Человек-техника. Обслуживание техники, ее ремонт и наладка, сборка и монтаж оборудования, обработка материалов.

 Человек-человек. Торговля, медицина, обучение, воспитание и информирование.

  Человек-природа. Лечение животных, исследование природы.

  Человек-знаковая система. Речь — устная и письменная, работа с    документами, чертежами, диаграммами, формулами и цифрами.

Человек-художественный образ. Все виды творческой работы, музыка, изобразительное искусство, литература, актерская и исполнительская деятельность.

Мир профессий очень разнообразен. Можно ли познать мир профессий? Он практически необозрим. Мы попробуем узнать лишь малую его часть. На следующий учебный год вам уже предстоит выбрать один  из предпрофилей: физико- математический, гуманитарный, социально-экономический  или химико – биологический. И потом или продолжить заниматься в 10-11 классах по этому профилю, или изменить его.

Сегодня вам предстоит встреча с родителями лицеистов - представителями различных профессий, которые расскажут о выбранной ими профессии, каким образом этот выбор состоялся, плюсы  и минусы профессии с их точки зрения. После выступления профессионала вы сможете интересующие вас вопросы с точки зрения выбора профессии.

Обучающиеся расходятся по аудиториям, согласно итогам тестирования.

После выступления родителей тьютор каждой команды даёт установку по режиму работы:

Что мы ждем от семинара?

-плодотворного коллективного труда;

-классного общения в командах;

-получения новых знаний о профессиях;

-создания презентации, рассказывающей о профессии или группе профессий.

Какими должны быть презентации?

Они должны быть:

-значимыми для вас, в конце учебного года каждый должен определиться с профилем;

-направленными на расширение знаний о профессиях.

Желаем, чтобы работа в группах принесла вам удовлетворение!

Правила работы в группе:

-каждый участник мыслит с разных точек зрения;

-работа в рамках дополнения;

-взаимовежливость: не допускаем беспорядка в группах, выслушиваем терпеливо каждого.

Требования:

-у презентации должно быть название;

-цель;

-задачи;

-содержательная часть.

Регламент: работа над созданием проекта составляет 60 минут. За это время вам нужно:

-выбрать профессию или группу профессий согласно типу личности;

-создать презентацию;

-разработать текст защиты проекта.

 Финал семинара (проходит в актовом зале)

Ведущий: Мы неспроста дали название нашему семинару «Калейдоскоп профессий», потому во время защиты презентаций вы узнаете много интересного и познавательного из разнообразного мира профессий.

Защита презентаций пройдёт согласно проведённому жребию. Если по ходу выступления команды появляются вопросы у других команд, по завершению знакомства с презентацией вы сможете в корректной форме их задать. После прослушивания презентаций все команды оценят их по пятибалльной шкале.

(Защита и оценка презентаций).

Сегодня вы получили большой объём информации о мире профессий. В течение учебного года это знакомство продолжится, ведь уже в мае вам всем предстоит определиться с предпрофильным обучением. Но все мы должны помнить, что у каждого есть право на ошибку и в процессе обучения у каждого из вас есть возможность изменить свой выбор.

Заключение:

В современной России остро стоит вопрос в качественной профессиональной ориентации школьников. Очень часто дети выбирают ВУЗы не по призванию, а по престижности. Впоследствии, выпускники не могут найти себя в профессиональной жизни в соответствии с образованием. Очень важно, чтобы у ребёнка как можно раньше появилось осознание собственных возможностей согласно психологическим, медицинским, личностным качествам. В нашем лицее работа по профессиональной ориентации проводится, начиная с младших классов. Школа воспитывает у обучающихся готовность трудиться, создает основу для сознательного выбора профессии, обеспечивает высокий уровень общего образования учащихся. После участия в семинаре у ребёнка появляется желание к самопознанию, развитию, укрепляется мотивация в обучении. Следующим этапом будут экскурсии на предприятия. В профориентационной работе активное участие принимают родители, которые помогают качественно осуществлять знакомство с самыми различными профессиями. Выпускники школы, студенты и специалисты, приходя в школу, проводят традиционный «Лицейский круг», на котором делятся своим опытом в достижении цели.

Комплекс мероприятий помогает обучающимся своевременно определиться с выбором профиля, в тоже время, возможен свободный переход из одного профильного класса в другой.

Семинар «Калейдоскоп профессий» может проводиться в образовательном учреждении любого типа для интерактивного ознакомления школьников миром профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для обучающихся 9 класса "Связь размещения хозяйства с природными условиями зоны степи"

Урок по географии  учителя  Сердюковой Екатерины СергеевныМБОУ лицея №13, Пролетарского района, г. Ростова-на-ДонуСеминар.Семинар по теме: « Связь размещения хозяйства с природными условиями...

Практико-ориентированный семинар для обучающихся 8-10 классов «Путь к вершине».

Цель:  осознание  необходимости  целеполагания  с  учетом  потребностей  и  мотивов.Задача: обучение  пошаговому  способу  достижения  цели....

Методическая разработка группового занятия «Тренировочный конкурс мастерства по профессии «слесарь» для студентов I курса, обучающихся по профессии «мастер санитарно-технического оборудования»

Профессии «мастер санитарно-технического оборудования» в обособленном структурном подразделении (далее - ОСП) ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» обучаются студенты, получившие ранее об...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна».

из опыта реализации Проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна»....