Практико-ориентированный семинар для обучающихся 8-10 классов «Путь к вершине».
методическая разработка по психологии (8 класс) на тему
Цель: осознание необходимости целеполагания с учетом потребностей и мотивов.
Задача: обучение пошаговому способу достижения цели.
Форма проведения: практикум с элементами психотерапевтической работы над целями.
Участники: 8-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_vershine.docx | 59.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения
практико-ориентированного семинара для обучающихся 8-10 классов
«Путь к вершине».
Цель: осознание необходимости целеполагания с учетом потребностей и мотивов.
Задача: обучение пошаговому способу достижения цели.
Форма проведения: практикум с элементами психотерапевтической работы над целями.
Участники: 8-11 классы
№ п/п | Проводимые мероприятия | Время | Необходимый материал |
1. 2. 3. 4. 5. | Организационный момент. Упражнение «Давайте знакомиться». «Путь к вершине» (практико-ориентированный семинар)
Упражнение на снятие мышечного напряжения. Рефлексия. Подведение итогов. Упражнение «Барометр настроения». | 4 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 2 мин. 5 мин. 5 мин. 2 мин. 5 мин. 3 мин. | Ноутбук, видеопроектор, бланки для работы, ручки Ноутбук, релаксационная мелодия Ватман, цветные жетоны в виде лепестков |
Длительность: 50 минут
План-конспект
практико-ориентированного семинара для обучающихся 8 – 10 классов
«Путь к вершине».
Ход:
- Организационный момент.
- Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас. Сегодня нам предстоит насыщенная и плодотворная работа.
Прошу ответить на следующие вопросы:
- Что такое психология?
- Что такое психологическое здоровье?
- Для чего вам необходимо психологическое здоровье?
- Зависит ли ваше благополучие от вашего психологического здоровья?
- Как вы оцениваете своё психологическое здоровье сейчас?
Действительно, психологического здоровья нам сегодня не хватает даже больше, чем физического. Бешеный темп жизни, увеличение объёмов выполняемой работы, получаемой информации и соответственно расширенный круг общения породили целую армию людей, имеющих проблемы с психологическим здоровьем. Однако многие люди, имеющие проблемы данного типа, пытаются самостоятельно решить их, не замечают их, ссылаются на осеннюю хандру или возлагают решение этих проблем на своих родных, знакомых . Но если у них болит зуб, они тут же бегут не к бабке-знахарке или другу, а к стоматологу, потому что только он имеет необходимые знания, материал и инструментарий. Соответственно, психологические проблемы должны решаться под чутким руководством специалиста-психолога.
Французский философ 16 века М. Монтень писал: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие». Получать настоящее удовольствие от жизни может только человек с душевным равновесием, т.е. психологически здоровый. Быть психологически здоровым – жить в гармонии с собой и миром. Путь к здоровью – как подъём в гору с полными вёдрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций? Как прожить эту жизнь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитое время?
Сегодня мы:
- познакомимся поближе с понятием психологическое здоровье;
- разберёмся в себе, определим наш запас прочности в отношении провоцирующих факторов;
- найдём способы противостоять этим факторам;
- узнаем приёмы, позволяющие обеспечить психологическое здоровье нам, нашим друзьям, родителям.
Предлагаю вам познакомиться поближе. Предлагаю вам встать и образовать круг.
- Упражнение «Давайте знакомиться».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания, развитие коммуникативных навыков, активизация участников.
Инструкция: Возьмитесь, пожалуйста, за руки. Теперь, не отпуская рук, представим, что наш круг – это большой и добрый мишка. Давайте прислушаемся к его дыханию. Послушаем, как бьётся его сердце. Тук – делаем шаг вперёд, тук – шаг назад (повторить не менее 3х раз)
А теперь пусть каждый из вас по очереди сделает шаг в круг, назовёт себя по имени, выполнит какое-нибудь движение или действие, сделает шаг назад, вернувшись в общий круг.
Все остальные «связываются» глазами, одновременно делают шаг вперёд, повторяют за автором его имя точно так, как он произнёс, и то движение, которое выполнил, и, делая шаг назад, возвращаются в общий круг.
Можно топать ногами, крутить головой, поднимать руки вверх или делать какие-нибудь ещё движения, но такого уровня сложности, чтобы все стоящие в кругу смогли повторить ваши действия. Итак, я называю своё имя и хлопаю в ладоши, а все остальные повторяют за мной. Отлично! Продолжит тот, кто стоит справа от меня. Спасибо!
Предлагаю занять ваши места за рабочими столами.
- «Путь к вершине» (практико-ориентированная работа).
- Вводная беседа.
Жизнь ученика насыщена ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Назовите их. Следует заметить, однако, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются учащимися как трудные, сложные, опасные. При достаточно длительном воздействии таких провоцирующих факторов ученик может попасть в стрессовую ситуацию, выходом которой он видит пропуски школы, общение с новыми, порой странными компаниями, прием психоактивных веществ и прочие неконструктивные способы.
Назовите мне личностные особенности человека, попавшего на крючок психологического нездоровья (слайд).
Презентация
«Личностные особенности»
№ п/п | Личностная особенность | Комментарии |
1. | Нерешительность | Снижение способности самостоятельно принимать решения и реализовывать их в деятельности |
2. | Пассивность | Стремление избегать затрат – эмоциональных и физических |
3. | Консерватизм | Трудности в смене установок, теряется гибкость в общении, поведении |
4. | Закрытость | Обратимся к образу: внутренний мир человека – неприступный замок, ворота наглухо закрыты, нельзя ни войти, ни выйти |
5. | Повышенная изменчивость настроения | На смену настроения влияет любая мелочь |
6. | Раздражительность | Как форма проявления агрессии |
7. | Эмоциональная холодность | Снижение яркости чувств и как следствие поиск новых ощущений |
8. | Сверхконтроль | Желание контролировать не только других, но и себя. Под запретом всё то, что выходит за рамки представления о себе. |
9. | Утомляемость | Физическая и умственная |
10. | Тревожная мнительность | Ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное переживание ситуации неопределённой опасности |
Согласитесь, что человек, обладающий этим «набором», не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто находится рядом.
Человек не рождается с данными личностными особенностями, он приобретает их при взаимодействии с окружающим миром. Мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаю к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью (слайд).
Презентация «Ключ».
№ п/п | Личностные особенности | Комментарии |
1. | Нерешительность – уверенность | Осознание «Я сильный сам по себе, а не за счёт того, что унизил кого-то» |
2. | Пассивность – активность | Активная жизненная позиция, стремление брать инициативу в свои руки |
3. | Консерватизм – принятие нового | Осознание того, что мир меняется, готовность принять эти изменения |
4. | Закрытость – открытость | Готовность к общению, взаимодействию, сотрудничеству |
5. | Повышенная изменчивость настроения – эмоциональная стабильность | Образ: спокойный ровный свет вместо пульсирующего |
6. | Раздражительность – выдержка, самообладание | Сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих деятельность в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу |
7. | Эмоциональная холодность – эмпатия | Постижение эмоционального состояния другого, проникновение – вчувствование в переживания другого человека |
8. | Сверхконтроль – умение расслабиться | Владение приёмами релаксации |
9. | Утомляемость – высокая работоспособность | Достаточность психофизиологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности на эффективном уровне |
10. | Тревожная мнительность – способность к риску | Принятие риска – активное предпочтение опасного варианта действия безопасному варианту (неопределённость исхода ситуации и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха). |
- Упражнение «Древо личностных особенностей».
Цель: оценка личностных особенностей обучающихся.
Инструкция: предлагаю вам из каждой пары антонимов выбрать одно из двух (либо «лист», либо «корень») в зависимости от того, что на данный момент доминирует в личности.
Каждый ребенок оформляет своё «дерево», добавляя «листья» (отрицательные личностные особенности) и «корни» (положительные личностные особенности).
Получилось дерево. Давайте оценим устойчивость нашего дерева. Бурю какой силы по шкале от 0 до 10 баллов сможет оно выдержать? Поставьте балл.
Теперь давайте усилим дерево. Посмотрите, с каким «листочком» вам представляется реальным распрощаться уже в ближайшем будущем? Избавьтесь от него, уберите его из кроны. Усильте своё дерево «корнем», замените им вычеркнутый «лист».
Для того чтобы избавиться от этого «листочка» и обратить его в «корень», т.е. слабость обратить в силу необходимо:
- Осознать свои потребности, мотивы, цели.
- Работать над достижением цели, тренируя волевые качества.
Работать будем по схеме: (слайд)
- ЦЕЛЬ
- МОТИВАЦИЯ
- ПРОШЛЫЕ УСПЕХИ
- РЕСУРСЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ
- ЛЕСТНИЦА ДОСТИЖЕНИЙ
- ДОСТИГНУТЫЙ ПРОГРЕСС
- ЛИЧНОСТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Упражнение «Цель».
Цель: определение глубинной цели своих потребностей.
Инструкция: определите для себя цель. Чего вы хотите достичь? Цель всегда содержит подтекст. Например, мы покупаем не апельсины, а здоровье (т.е. витамины).
Глубинная цель не может быть оценкой со стороны других, не может быть мудростью (это всего лишь информация), глубинная цель – это достижение определённого состояния… Какого? Вы назовёте мне через 3 минуты. Работайте – определите состояние, которое наступит по достижении глубинной цели (состояние благодати, умиротворения).
- Упражнение «Мотивация».
Цель: определение мотивов деятельности, совершенствования.
Инструкция: в колонку «За» напишите причины для сохранения данной личностной особенности, а в колонку «Против» - причины для изменения её, т.е. чем она мешает вам.
Вторая колонка должна быть заполнена намного больше. Заполняйте.
Вторая колонка – это причины для изменения себя в сторону совершенствования.
Но для того, чтобы работать над собой, надо подкрепить уверенность, что «у меня получится», т.к. подобные ситуации были.
- Упражнение «Прошлые успехи».
Цель: определение прошлых успехов и достижений.
Инструкция: заполните лучики, отмечая прошлые успехи в сходной ситуации и успехи общего порядка. Например, в детском саду лучше всех лепил из пластилина, или первый класс закончил без «3», или экзамен в музыкальной школе сдал на «отлично» (может быть, успех в том, что вообще его сдал), или уговорил маму взять кошку…(слайд)
ВАШ ПРОШЛЫЙ ОПЫТ – ЭТО ВАША ЛИЧНАЯ СИЛА!
ЕГО НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ!
- Упражнение «Ресурсы достижения».
Цель: определение ресурсов достижения.
Инструкция: заполните лучики, отмечая ресурсы достижения – это то, что даёт вам ощущение радости. Уверенности, что окрыляет и наполняет энергией. Например, спорт, природа, хобби, музыка, книги, личное качество (упрямство), мама…(слайд)
ЧЕМ ШИРЕ СПЕКТР, ТЕМ ВЫШЕ ВЫ МОЖЕТЕ СЕБЯ ПРИПОДНЯТЬ!
- Упражнение «Лестница достижений».
Цель: планирование будущих достижений.
Инструкция: заполните, предполагая ваши успехи через определённые промежутки времени. Каждая ступенька – это достигнутый вами прогресс.
- Упражнение «Достигнутый прогресс».
Цель: определение возможных результатов будущих достижений.
Инструкция: на том же (предыдущем) рисунке сделай пометку: «Как ты завтра (и на следующих ступеньках) узнаешь, что достиг цели? Как другие узнают, что ты достиг принятого решения? Как ты докажешь скептику, что достиг прогресса?»
- Упражнение «Социальная поддержка».
Цель: определение круга социальной поддержки.
Инструкция: представьте, что вы достигли своей цели и у вас праздник – «День успеха». Кого вы пригласите? Может быть, это будут даже отрицательные персонажи. Например, соседский мальчишка, который в детстве унижал вас – если бы не он, ты бы не пошел в секцию восточных единоборств, не выиграл бы первенства и не стал бы призёром Олимпийских игр…
Перечислите всех, даже предполагаемых людей, которые сыграли важную роль в достижении вашей цели (группа учителей, которые ругали, заставляли, жаловались родителям). В этот список одинаково могут попасть как те, которые исполняли роль «пряника», так и те, которые исполняли роль «кнута».
- Упражнение «Закрепление» (домашнее задание).
Цель: закрепление достижений, прописывание аффирмаций (позитивных утверждений).
Инструкция: В далёкой Японии, в давнее время упало дерево, но никто об этом не знает. А упало ли оно?
Если вы достигли цели (первой, промежуточной), то запишите в своём дневнике. Это должно стать привычкой. Перед сном обязательно отметьте:
- Что я сегодня сделал для достижения своей цели? (Купил новую ручку…)
- Что я завтра сделаю для достижения цели? (Спишу физику или решу физику, хотя бы выучу одну формулу!)
Вариантом является прописывание аффирмаций (позитивных утверждений) относительно целей. Утверждений должно быть 7.
Например: «Я знаю физику», «Я умею решать задачки по молекулярной физике» и т.д.
Всего 7. Без частицы «не».
Прописывать надо недоминирующей рукой (у большинства это левая), она включает правое полушарие и программирует краткосрочную память. 7 аффирмаций по одному разу до тех пор, пока не исчезнет проблема. Это работа с бессознательным (слайд).
ДОСТИГАЕТ ТОТ, КТО ДЕЛАЕТ! УСПЕХОВ ТЕБЕ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ!
Эти упражнения помогут тебе избавиться от ненужных тебе личностных особенностей, помогут стать более уверенным, собранным и целеустремлённым. Данные упражнения можно применять не только для улучшения психологического здоровья, но и для устранения проблем в учёбе и даже в общении. Но следует помнить, что любое действие может сопровождаться ощущением напряжения или даже стресса, поэтому нужно уметь время от времени расслабляться. В этом вам может помочь прослушивание музыки, творчество, чтение, физическая культура, ручной труд, а также специальные упражнения.
- Упражнение на снятие мышечного напряжения.
Цель: снятие мышечного напряжения, релаксация.
- Рефлексия. Подведение итогов.
Упражнение «Барометр настроения».
Цель: определение эмоционального отношения к проведённому мероприятию, полученным знаниям на уроке.
Путь к вершине долог и тернист. Сегодня вы сделали первый шаг к личностному росту, осознав свои проблемы и наметив путь для их решения.
Предлагаю вам встать и образовать круг.
Инструкция: Сейчас я предлагаю вам кратко, одним словом, выразить своё отношение к проведённому мероприятию, взять соответствующий лепесток-оценку и приклеить его к импровизированному цветику - семицветику, тем самым показав отношение к полученным вами знаниям на уроке. Спасибо!
Желаем вам психологического здоровья, психологического комфорта в вашей душе; мира и согласия в вашей семье; доброжелательного отношения с окружающими; желаем найти общий язык с теми, с кем ещё не удалось договориться; быть более внимательным друг к другу; а также успехов в преодолении жизненных трудностей, ведь только преодолевая их, мы можем понять, что же такое счастье на самом деле. Хотим обратиться к вам лично, к каждому, словами великих людей. Надеемся, что эти постулаты житейской мудрости помогут понять себя и окружающий вас мир больше (вручение сюрпризов, например, календарей с прикрепленными высказываниями из «Постулатов мудрости»).
Удачи вам! Спасибо за внимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материал для сюрприза.
Постулаты житейской мудрости.
Никогда не спорьте с дураком – люди могут не заметить между вами разницы.
Минута отчаяния – это всего лишь минута.
Чтобы иметь золотой характер, нужна железная выдержка.
Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственная мелким людям. Великий человек, напротив, внушает вам чувство, что вы можете стать великим.
Лучше напрягать мышцы, чем нервы.
Кто борется, может проиграть, кто не борется, тот уже проиграл.
Идти вперёд – значит потерять душевный покой; остаться на месте – значит потерять себя.
Стремление избегнуть ошибки ведёт к промаху.
Умный человек найдёт выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется.
Когда невозможно уже работать напряжённее, начни работать умнее.
Работай с умом, а не до ночи.
Времени не хватает только бездельникам.
Один час работы придаёт человеку больше сил, чем целый месяц жалоб на жизнь.
Человек устаёт главным образом не от сделанного, а от несделанного.
Дороже всего люди расплачиваются за то, что пренебрегают банальными истинами.
Хорошо лишь то беспокойство, благодаря которому мы впоследствии получаем покой.
… хотеть недостаточно, надо действовать.
Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает.
Старайся дать уму как больше пищи.
… ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени.
… пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.
… цель, для которой требуется неправые средства, не есть правая цель…
Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты.
Когда в безделье дремлет лев, не влезет в пасть ему газель.
Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
Кто увидит, что делу конец дурной,
Откажись от такого любой ценой.
… если человек сам стал хуже, то всё ему хуже кажется…
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
Пути не открываются перед теми, кто не борется.
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки – мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг, тот, кто мне льстит, - мой враг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лист работы над целью
- Моя глубинная цель: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задай себе вопрос: «Что тебе даёт достижение этой цели? Что ты будешь иметь от её достижения?»
- Мотивация.
«За» причины для сохранения нынешнего образа жизни | «Против» причины для изменения нынешнего образа жизни |
Например, меня хвалят | Например, меня мало хвалят, ругают родители и прочее |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
- Прошлые успехи.
Помни: Ваш прошлый опыт – это ваша личная сила! Его нужно использовать!
- Ресурсы достижения
Помни: Чем шире спектр, тем выше вы можете себя приподнять!
- Лестница достижений.
- Достигнутый прогресс.
этап | Предполагаемые результаты (1) Достигнутый прогресс(2) |
завтра | 1. 2. |
через неделю | 1. 2. |
через месяц | 1. 2. |
через четверть | 1. 2. |
через год | 1. 2. |
через два года | 1. 2. |
- Социальная поддержка (помощники).
- Закрепление.
Запиши 7 аффирмаций (позитивных утверждений), не используя частицу «не», прописывая недоминирующей рукой.
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
- _________________________________________________________________________________
Достигает тот, кто делает! Успехов тебе в достижении целей!
Раздаточный материал (по необходимости)
«Личностные особенности»
№ п/п | Личностная особенность | Комментарии |
1. | Нерешительность | Снижение способности самостоятельно принимать решения и реализовывать их в деятельности |
2. | Пассивность | Стремление избегать затрат – эмоциональных и физических |
3. | Консерватизм | Трудности в смене установок, теряется гибкость в общении, поведении |
4. | Закрытость | Обратимся к образу: внутренний мир человека – неприступный замок, ворота наглухо закрыты, нельзя ни войти, ни выйти |
5. | Повышенная изменчивость настроения | На смену настроения влияет любая мелочь |
6. | Раздражительность | Как форма проявления агрессии |
7. | Эмоциональная холодность | Снижение яркости чувств и как следствие поиск новых ощущений |
8. | Сверхконтроль | Желание контролировать не только других, но и себя. Под запретом всё то, что выходит за рамки представления о себе. |
9. | Утомляемость | Физическая и умственная |
10. | Тревожная мнительность | Ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное переживание ситуации неопределённой опасности |
«Ключ»
№ п/п | Личностные особенности | Комментарии |
1. | Нерешительность – уверенность | Осознание «Я сильный сам по себе, а не за счёт того, что унизил кого-то» |
2. | Пассивность – активность | Активная жизненная позиция, стремление брать инициативу в свои руки |
3. | Консерватизм – принятие нового | Осознание того, что мир меняется, готовность принять эти изменения |
4. | Закрытость – открытость | Готовность к общению, взаимодействию, сотрудничеству |
5. | Повышенная изменчивость настроения – эмоциональная стабильность | Образ: спокойный ровный свет вместо пульсирующего |
6. | Раздражительность – выдержка, самообладание | Сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих деятельность в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу |
7. | Эмоциональная холодность – эмпатия | Постижение эмоционального состояния другого, проникновение – вчувствование в переживания другого человека |
8. | Сверхконтроль – умение расслабиться | Владение приёмами релаксации |
9. | Утомляемость – высокая работоспособность | Достаточность психофизиологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности на эффективном уровне |
10. | Тревожная мнительность – способность к риску | Принятие риска – активное предпочтение опасного варианта действия безопасному варианту (неопределённость исхода ситуации и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха). |
.