«Что? Где? Когда?» (6-11 классы) (внеклассное мероприятие)
материал (8 класс)

Мелентьева Лариса Николаевна

Турнир знатоков, посвященный  Ивану Андреевичу Крылову. 

Цель мероприятия: систематизировать знания учащихся о творчестве И. А. Крылова;

- развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

- развивать творческую и познавательную активность учащихся (выразительное чтение басен).

Во время турнира обучающиеся знакомятся с творчеством Крылова. А также выполняют задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_po_krylovu.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Морозовская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

 «Что? Где? Когда?»

(6-11 классы)

(Слайд 1)

Составила: Л.Н.Мелентьева,

 педагог-организатор

16.03.2019 г.

Цели и задачи:

- систематизировать знания учащихся о творчестве И. А. Крылова;

- развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

- развивать творческую и познавательную активность учащихся (выразительное чтение басен);

- развивать сотворчество и сотрудничество в группах;

- воспитывать интерес к литературе, к слову;

- воспитывать доброту, честность, справедливость.

Оборудование:

- портрет И. А. Крылова;

- выставка книг с произведениями русского баснописца;

- презентация мероприятия;

- слайды – иллюстрации к басням;

-СД записи отрывков из басен Крылова;

- ДVД-ролики с отрывками из басен Крылова;

- грамоты, призы.

Участники: обучающиеся 6-11 классов.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Формы: фронтальная, коллективная.

Технологии: игровая, информационная.

Ход мероприятия.

Ведущая: Сегодня у нас турнир Знатоков, посвященный  Ивану Андреевичу Крылову. Стихотворение  М. Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их прямой и благородный

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Ведущая:  

(Слайд 2)  И.А.Крылов (1769-1844 гг.) родился 2 февраля 1769 г. в Москве, в семье бедного дворянина. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях.

(Слайд 3)  Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Первые годы детства Крылов провел в Оренбурге, куда, по случаю Пугачевского бунта, переведен был отец его, служивший в армии капитаном.

Ведущая:  

(Слайд 4) По окончании бунта, в 1774 году, отец Крылова переезжает в Тверь, где заботливая, хотя и малообразованная, жена его занялась воспитанием сына.

В 1777 год – начало обучения Ивана Андреевича. Сумев удивить местного помещика своими стихами, получает разрешение обучаться вместе с его детьми.

После смерти мужа в 1780 году, оставшись без всяких средств к существованию, Мария Алексеевна определила мальчика канцелярским чиновником сначала

(Слайд 5) в Калязинский уездный суд, а затем  (Слайд 6) в Тверской магистрат. Будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом» - на должность писца. Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством.

Ведущая:
 В 1782 г. Крылов переехал с матерью в Петербург и поступил на службу в (Слайд 7) казенную палату. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он начинает писать в журнале «Утренние часы».  

Ведущая:  Итак, внимание вопрос. Что?  (Слайд 8).

Вопрос: После своей смерти отец Крылова, Андрей Прохорович, оставил наследство. Что же оставил отец сыну, Ивану Андреевичу?

Ответ: Единственное наследство, которое оставил отец Ивану -  солдатский сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг.

Ведущая:  Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». (Слайд 9).

Но именно басня сделала его известным. Он писал так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает. В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. Когда умерла мать, в 1788 г., Иван Андреевич оставил службу и предался литературе, в которой давно уже пробовал свои силы, написавши еще 15 лет от роду оперу "Кофейница", а потом две трагедии: "Клеопатра" и "Филомела». (Слайд 10).

 В 1789 г. Крылов основал журнал "Почта духов", в котором в первый раз и с большим успехом выступил на поприще сатиры. (Слайд 11).


Ведущая:
 (Слайд 12).На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1806 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста", и по совету  знаменитого поэта-баснописца Ивана Ивановича  Дмитриева посвятил себя этому роду поэзии. (Слайд 13).

Первое издание его басен появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим.

Ведущая: Многие свои сюжеты черпал писатель из пословиц и поговорок. Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои». В молодости будущий баснописец увлекался боями «стенка на стенку». Благодаря своим габаритам и росту он неоднократно одерживал победу над довольно взрослыми и крепкими мужиками!

Ведущая: Внимание, следующий вопрос.   (Слайд 14).

Вопрос: Какими языками владел Крылов?
Ответ: Но стремления к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел французским, немецким и  итальянским языками. А к 50 -ти годам выучил древнегреческий язык.

Ведущая:  Творчество  Крылова  ценили известные люди, в частности Белинский. Он высоко ценил Ивана Андреевича. Он говорил, что его будет читать весь русский народ.

(Слайд 15).В 1812 г. Крылов был определен на службу в Императорскую Публичную Библиотеку, где оставался до 1841 г., и затем, выйдя в отставку, умер в Петербурге 9 ноября 1844 г. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ведущая:  В.Г Белинский назвал басни И.А.Крылова «маленькими комедиями» в стихах. Они раскрывают перед читателями яркие картины жизни русского народа в прошлом. Но, не только Белинский высоко оценивал творчество Крылова. Кто же еще?

(Слайд 16) Вопрос: Кто этот человек? И какое определение он дал басням Ивана Андреевича Крылова?

Ответ: Иван Крылов русский писатель, баснописец, академик. Им написано множество басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки.  По определению Николая  Васильевича  Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».

(Слайд 17) Вопрос: Что связывает Крылова с 1812 года с  Петербургской  Публичной библиотекой?

Ответ: В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров. Сейчас там музей – его кабинет, диванчик, на котором он любил отдыхать, сохранились его рабочие записи.

Ведущая:  (Слайд 18) Перу Ивана Андреевича Крылова принадлежат такие известные басни как «Ворона и Лисица», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Рак  и Щука», «Демьянова уха», и многие другие басни.

В одном из первых выпусков телепередачи «Что? Где? Когда?» знатокам задали, казалось бы, элементарный вопрос: «Назовите четвертую строчку басни Крылова «Ворона и Лисица». Минуту посовещавшись, знатоки дали неверный ответ.

(Слайд 19) Вопрос: Назовите четвертую строчку басни Крылова «Ворона и Лисица».

Ответ:  Они просто забыли, что эта басня начинается с морали, которая и занимает как раз три первые строчки. Ну а дальше – знаменитое  крыловское «Вороне где-то бог послал кусочек сыру…». Как ни печально это осознавать, но про мораль мы забываем достаточно часто.

Прочитать басню Крылова «Ворона и Лисица» 

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
----
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было, совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие  перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Ведущая: Многие слова и выражения из произведений И.А.Крылова стали “крылатыми”, т.е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль. (Слайд 20) - картинка.

(Слайд 21)  Вопрос: Какие «крылатые»  выражения вы знаете? Назвать выражение и басню.

Ответ: 1) «А ларчик просто открывался». – «Ларчик».

              2) «За что же, не боясь греха, Кукушка  хвалит Петуха?» - «Кукушка и Петух».

              3) «А Васька слушает да ест». – «Кот и Повар».

              4) «Хоть видит око, да зуб неймет». – «Лисица и Виноград».

               5) «Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на Слона!» - «Слон и Моська».

               6) «У сильного всегда бессильный виноват». - «Волк и Ягненок».

               7) «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.- « Квартет».

               8) «Ты все пела? Это дело, так пойди же попляши! - «Стрекоза и Муравей».

               9) «А жаль, что не знаком ты с нашим Петухом;

                     Еще б ты боле навострился,

                     Когда бы у него немножко поучился». – Осел и Соловей».

               10) «Сильнее кошки зверя нет!» - «Мышь и Крыса».

Ведущая: (Слайд 22)  Великий баснописец высмеивал человеческие пороки. Героев своих басен он взял из русских народных сказок и показал человеческие пороки: Лиса, Ворона, Волк, Ягненок, Рак, Лебедь и т.д.

(Слайд 23) Вопрос: Какие человеческие пороки  видит Иван Крылов в том или другом герое своих басен?

1 команда: Глупая Ворона, несчастный Ягненок, Волк.

2 команда: Осел, Обезьяна, Лебедь, Рак и Щука.

Ответ: Глупая Ворона – наивный, ограниченный человек, которого легко обмануть.

Несчастный Ягненок – слабый человек, страдающий от произвола и власти более сильного.

Жадный, наглый Волк - это образ циничных людей, пользующихся своей властью, унижающих достоинство тех, кто слабее.

Высокомерный  Осел – человек весьма ограниченный, но осмеливающийся судить о том, в чем совершенно не разбирается.

Обезьяна – человек, любящий злословить, но не замечающий собственных пороков.

Лебедь, Рак и Щука – люди, не умеющие уступать и находить компромисс. Поэтому их совместная деятельность и не приносит желаемого результата.

Ведущая: Здесь собрались знатоки творчества и  биографии Ивана Андреевича Крылова.  Я предлагаю вам восстановить басню, вписав пропущенные слова, и выразительно прочитать басню.

Зеркало и Обезьяна – проверка (Слайд 24)

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за
рожа?
Какие у нее ужимки и
прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких
кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин
совет лишь попусту пропал.

(Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра).

Ведущая: В 1994 году Банком России была выпущена монета, посвящённая 225-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова.

Внимание, следующий вопрос.

(Слайд 25) Вопрос: Монета каким номиналом была выпущена банком?

Ответ: В 1994 году Банком России была выпущена монета номиналом 2 рубля, посвящённая 225-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова.

Ведущая: Литературные заслуги поэтов, писателей чаще всего увековечиваются памятниками.

(Слайд 26) Вопрос: Назовите, где установлены памятники Ивану Андреевичу Крылову?

Ответ: 1) Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в 1855 году Летнем саду в Санкт-Петербурге. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.

2) В Москве у Патриарших прудов.

3) В Твери в сквере Победы.

А также многие художники делали к ним иллюстрации.

(Слайд 27) – картинки.

Ведущая: По иллюстрации определить басню. Дать название. (Слайд 28) – картинки.

Ведущая:

Вывод: Познакомиться с басней Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. И наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И.А.Крылова.

Дополнительное задание:

Ведущая: У каждого человека есть те или иные пристрастия к чему – либо. Знаменитый баснописец Крылов тоже имел таковые.

Вопрос: Назовите, какие три самые известные пристрастия имел Иван Андреевич Крылов?

Ответ: 1) Говорят, что как только становилось известно о пожаре, Иван Андреевич тотчас же отправлялся к тому месту, в какой бы точке Петербурга он не произошел. Чем вызвана такая страсть к огню – неизвестно, но это поистине интересный факт.

2) Еда – это даже скорее не пристрастие, это любовь всей жизни. Крылов был самым настоящим обжорой, и ел все на свете. Он даже в друзья себе выбирал только тех, кто его вкусно кормил.

3) Ну, а после плотного обеда, баснописцу обязательно требовалось поспать. И это третье его пристрастие. Причем, Крылову было все равно, где он находится, поэтому спал он и в гостях и на работе. (К слову сказать, именно в библиотеке у Ивана Андреевича сложилась традиция спать после сытного обеда около двух часов. Его друзья знали эту привычку и всегда приберегали для своего гостя свободное кресло).

Ведущая: Перед вами два ключевых слова: псевдоним, спасение. Какое слово выберите?

псевдоним

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже. Впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было ужу 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны.

Вопрос: Назовите псевдоним Крылова.

Ответ: «Нави Волырк». Если вы  прочитаете это имя справа налево, сразу всё поймёте.

 спасение

Во время Пугачёвского восстания отец будущего писателя служил помощником коменданта  Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачёв грозился схватить их и повесить. Мать смогла спасти сына.

Вопрос: Как она это сделала?

Ответ: Тайком в большом глиняном горшке увезла сына в Оренбург.

«Вопросы на засыпку»

Учащимся обеих команд задаются вопросы. Если команда не может ответить, вопрос переходит к другой.

- Сколько очков купила Мартышка? (С полдюжины, т.е. 6 штук).

- От кого Ворона получила сыр? (От Бога).

- Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (За сто шагов вниз по ручью).

- На чём играла Мартышка в квартете? («Я - прима». Значит - 1-ая скрипка).

- Что съел Васька у Повара? (Пирог, курёнка, жаркое).

- Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4 тарелки).

- На каком дереве сидела Ворона? (На ели).

- Каков возраст Ягнёнка? (Еще отроду нет году).

- Кто была соседкой Моськи? (Шавка).

- Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Ах, уж эта математика" для учащихся 5 классов. Внеклассное мероприятие для 5-7 классов.

В КВН соревнуются две сборные команды из четырёх пятых классов. Ведущие-два восьмиклассника. В жюри учителя математики школы и учащиеся 11 классов. Музыкальное сопровождение,  большой экран с вид...

Путешествие в волшебный лес. 3 класс внеклассное мероприятие по информатике

Внеклассное мероприятие по информатике (3 класс) включает разработку и презентацию....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Математическая велогонка для 5 класса ( внеклассное мероприятие по математике в 5 классе)

Данное мероприятие содержит пояснительную записку,включающую в себя ход игры, приложения, ответы на вопросы для жюри, а также презентацию по теме....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....