Я - школьник, я - патриот
рабочая программа

Надежда Александровна Ковалева

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_shkolnik_ya_-_patriot.docx159.89 КБ

Предварительный просмотр:

K:\Эмблема+++.jpg

  муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика                                                                                                            

ПРОГРАММА

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Я-ШКОЛЬНИК,

Я-ПАТРИОТ»

http://primdou74.ru/public/users/994/img/patriot.jpg

2017-2018 учебный год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

№ 1 от 28 августа 2017г

                           УТВЕРЖДЕНО

                    Приказом по МБОУЯСШ №4

                     № 145 от  31.08. 2017г

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Я-ШКОЛЬНИК, Я-ПАТРИОТ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие обучающимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.

Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения мероприятий, связанных с государственными символами Отечества.

Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность общественных организаций «Почётный караул «Пост №1», «Юные Жуковцы», «ЮНАРМИЯ», а также школьный музей. Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка к службе в армии. В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию.

Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
        Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся 
работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции «Милосердие» и «Поздравь ветерана на дому», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» и т.п.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: 

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи Программы: 

  1. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:
  • Способствовать получению и расширению знаний обучающихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
  • Воспитать у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
  • Воспитывать у обучающихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
  • Воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию.
  • Воспитывать у обучающихся интернациональные чувства.
  1. Продолжение  создания  системы патриотического воспитания: привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей,  отдельных граждан; повышение качества патриотического воспитания.

Механизм реализации программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУЯСШ №4. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.                                                 При планировании работы учитываются Государственная Программа по патриотическому воспитанию, традиционные общешкольные, окружные, городские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.

Основные направления реализации Программы:

учебная деятельность через предметы;
система тематических, творческих классных часов;

работа общественных организаций «Юные Жуковцы», Почётный караул «Пост №1», «ЮНАРМИЯ»;

работа школьного музея;
проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
проведение конкурсов «Знатоки российской истории», «Знатоки российской культуры»;
выставки
творческих работ;
организация работы школьного самоуправления;
система мероприятий школьной библиотеки.

Срок реализации программы:  2017 – 2022 г.г.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап: проектный – 2017 -2018 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.    Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.    Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.    Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.    Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2017-2020 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1.    Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.    Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3.    Развивать ученическое самоуправление.

4.    Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5.    Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

6.    Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7.    Проводить мониторинг реализации программы.

8.    Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический – 2019-2020 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.     Обобщить результаты работы школы.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.     Спланировать работу на следующий период.

Оценка эффективности реализации программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-       умение принимать и защищать свои решения;

-       готовность к участию в общественных делах;

-       готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-       патриотизм и любовь к Родине;

-       права и свободы человека и гражданина;

-       символика Российской Федерации;

-       национальное самосознание;

-       уважение чести и достоинства других граждан;

-       гражданственность.

Количественные параметры

1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2.    Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3.     Отсутствие детей с девиантным поведением;

4.     Деятельность органов ученического самоуправления;

5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

6.     Проведение мероприятий.

 

Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

-      создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-      обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-      вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
  • Изучение символики округа, города, школы.
  • Изучение традиций, истории России,
  • Работа школьного музея.
  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
  • Шефская помощь ветеранам.
  • Изучение основ государства и права.
  • Изучение культуры народов России.
  • Изучение округа, города и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
  • Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому».
  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, районного и городского значения
  • Исследовательская деятельность
  • Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).
  • Встречи с участниками современных войн, Героями России.
  • Проведение переговорных площадок «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания
  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
  • Единые классные часы.
  • Спортивно-конкурсные программы.
  • Возложение цветов к Памятным местам.
  • Патронат памятника «Героям 1812 года»
  • Подготовка к службе в армии, экскурсии в воинскую часть
  • Смотр песни и строя «Юных Жуковцев»

Примерные классные часы и беседы:

1 класс:
1. «История моего имени и фамилии»
2. «Герб, флаг, гимн России»
3. «Вот она, какая моя Родина большая»
4. «Я – Россиянин»
2 класс:
1. «История моей улицы»
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»
3 класс:
1. «История моего города »
2. «Моя родословная»
3. «Обычаи и традиции русского народа»
4 класс:
1. «Мои предки в труде и в бою»
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»
5 класс:
1. «Что значит любить Родину?»
2. «Духовное наследие России»
6 класс
1. «Защищать Родину – это почётный долг»
2. «Литературное наследие России»
3. «Отец, Отчизна, Отечество»
4. «Праздники русского народа»
7 класс
1. «Праздники народов России»
2. «Искусство России и земли тюменской»

8. класс
1. «Гражданин ли я России»
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию»
3. «Русские за границей»
9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга»
2. «Я патриот своей Родины?»
3. «Дети на защите Отечества»
4. «Семейные праздники и традиции»
10 класс
1. «Можно ли меня назвать гражданином России?»
2. «Достижения русских учёных и изобретателей»
3. «Мои замечательные земляки»
4. «Памятные места моего города»
11 класс
1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?»
2. «За что я люблю Россию?»
3. «Народ и я – единая семья»

ПЛАН РАБОТЫ

по гражданско-патриотическому воспитанию

п/п

Мероприятие

Срок

реализации

Исполнитель

1

Реализация Программы

«Я – школьник, я – патриот».

Сентябрь 2017г.-

Май 2022г.

ЗВР, классные руководители

2

Цикл мероприятий, посвящённых Дню освобождения города Ярцево.

Сентябрь

ЗВР,

Педагог-организатор

3

Цикл мероприятий, посвящённых Дню освобождения Смоленска.

Сентябрь

ЗВР,

педагог-организатор, классные

руководители

4

Классный час: «205 лет со дня Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812)».

Сентябрь

Классные руководители                      (5-11 кл.)

5

Участие в городском военно-историческом квесте «Война. Народ. Победа»

Сентябрь

Сентябрь учителя истории

6

Участие в районной военно-спортивной игре «Зарница»

Сентябрь

6

Тематические уроки: «100 лет революции 1917 года в России»

Ноябрь

Учителя истории

6

Классные часы, посвященные Дню Героев Отечества.

Декабрь

Классные руководители                      (5-11 кл.)

7

Месячник патриотического воспитания.

Декабрь

ЗВР,

педагог-организатор, классные

руководители

8

Реализация Программы развития школьного музея.

Сентябрь 2017г.-

Май 2022г.

Руководитель музея

9

Районное мероприятие «Декабрьские встречи», посвящённое памяти маршала бронетанковых войск О.А.Лосику.

Декабрь

Комитет по образованию и молодёжной политике, ЗВР, педагог-организатор, классные руководители

10

Цикл мероприятий, посвященных Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943г.)

Февраль  (первая декада)      

ЗВР, педагог-организатор, классные руководители

11

«Большие манёвры», посвящённые Дню защитника Отечества.

Февраль  (вторая декада)      

ЗВР, педагог-организатор, классные руководители,

учителя физической культуры, ОБЖ, педагог-

организатор

12

Участие обучающихся 10-х классов в сборах допризывной молодёжи.

Июнь

Педагог-

организатор, учитель ОБЖ

13

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны».

По плану

(в течение года)

ЗВР,

педагог-организатор, классные

руководители

14

Тематические классные часы с приглашением ветеранов.

В течение года

ЗВР, педагог-организатор,

классные  руководители,

музыкальный руководитель

15

Мероприятия массовой работы:

а) конкурс рисунков, посвящённый Дню защитника Отечества;

б) конкурс стенгазет «И не остынет боль…»,посвящённый Дню освобождения г.Ярцево от немецко-фашистских захватчиков;

в) экскурсии в школьный музей и в районный краеведческий музей (по плану);

г) спортивные конкурсы, литературно-музыкальные  композиции.

В течение года

ЗВР, педагог-организатор, классные руководители,

учителя ИЗО,

ОБЖ, физической культуры,

музыкальный руководитель,

руководитель школьного музея

16

Классные часы, посвященные Дню воссоединения Крыма с Россией.

Март

ЗВР, педагог-организатор, классные руководители,

17

Конкурс-смотр военно-патриотической песни и строя («Юные жуковцы»).

Апрель

ЗВР, педагог-организатор, классные руководители,

учителя физической культуры, ОБЖ,  педагог-организатор

18

Неделя Боевой Славы:

а) митинг, посвященный Дню Победы «Героям войны посвящается…»

б) тематические  классные часы «День Победы – праздник всей страны»;

в) конкурс стенгазет «И не остынет боль…»;

г) конкурс рисунков "Мир нужен всем!";

д) конкурс исполнителей стихотворений военно-патриотической тематики «Подвиги ратной славы»;

е) выставка книг в школьной библиотеке «Солдаты России»;

ж) выставка – конкурс альбомов, посвящённых Дню Великой Победы.

Май

ЗВР, педагог-организатор, классные руководители,

учителя ИЗО,

ОБЖ, физической культуры,

музыкальный руководитель,

руководитель школьного музея

19

Акция  «Открытка ветерану».

Май

Педагог-организатор

20

Акция «Бессмертный полк»

Май

ЗВР, педагог-организатор

21

Акции «Поста № 1».

В течение года

ЗВР, педагог-организатор, учитель ОБЖ

22

Благотворительная  акция помощи ветеранам Вов и труда «Живой костёр Славы».

Апрель-май

ЗВР, педагог-организатор,

классные руководители

23

Акция «Помним и чтим» (благоустройство территории памятников).

Сентябрь

Апрель

ЗВР, педагог-организатор,

классные руководители

Мероприятия по реализации программы

№ п/п

         Мероприятия          

Период   исполнения

Ответственный

1.

Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.     

В течение года

Зам. директора по ВР

2.

Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

Постоянно

Зам. директора по ВР, руководитель  музея, классные руководители.

3.

Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы .        

Постоянно

Руководители  МО, учителя – предметники.

4.

Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся «Наши дети – будущее России»

2 полугодие

Зам. директора по ВР

5.

Проведение конкурсов среди обучающихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .         

В течение   года

Зам. директора по ВР, руководители  МО

6.

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.         

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры

7.

Проведение мероприятий, посвященных празднованию  победы в Отечественной войне 1812 года.

По отдельному плану

Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея, классные руководители

8.

Проведение конкурса чтецов, посвященного Дню защитников Отечества.

Февраль

Зам.директора по ВР, педагог-организатор

9.

Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»   .     

Ежегодно, май.

Зам.директора по ВР

10.

Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея

11.

Проведение встреч с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн.         

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители.

12.

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему

В течение года

Классные руководители

13.

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию  в местных  СМИ

Постоянно

Зам. директора по ВР

14.

Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников.

Постоянно

Зам. директора по ВР

15.

Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучению государственной символике РФ.

Сентябрь

Классные руководители

16.

Цикл мероприятий, посвящённых Великой победе в ВОВ.

По отдельному плану

Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея, Классные руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"

Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...

ПРОЕКТ «ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА РОССИИ»

Важную роль  в социальной политике  современной России играет  патриотическое  воспитание населения, и молодежи в частности данное  направление  стало  актуальным...

Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников

Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ"

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насы...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Растим патриотов"

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажут...

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я – ПАТРИОТ»

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем. Гражданско-пат...