Я - школьник, я - патриот
рабочая программа
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_shkolnik_ya_-_patriot.docx | 159.89 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
ПРОГРАММА
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«Я-ШКОЛЬНИК,
Я-ПАТРИОТ»
2017-2018 учебный год
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
ПРИНЯТО Педагогическим советом № 1 от 28 августа 2017г | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУЯСШ №4 № 145 от 31.08. 2017г |
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«Я-ШКОЛЬНИК, Я-ПАТРИОТ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие обучающимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения мероприятий, связанных с государственными символами Отечества.
Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность общественных организаций «Почётный караул «Пост №1», «Юные Жуковцы», «ЮНАРМИЯ», а также школьный музей. Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка к службе в армии. В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию.
Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции «Милосердие» и «Поздравь ветерана на дому», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» и т.п.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы:
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи Программы:
- Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:
- Способствовать получению и расширению знаний обучающихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
- Воспитать у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
- Воспитывать у обучающихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
- Воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию.
- Воспитывать у обучающихся интернациональные чувства.
- Продолжение создания системы патриотического воспитания: привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан; повышение качества патриотического воспитания.
Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУЯСШ №4. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются Государственная Программа по патриотическому воспитанию, традиционные общешкольные, окружные, городские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.
Основные направления реализации Программы:
учебная деятельность через предметы;
система тематических, творческих классных часов;
работа общественных организаций «Юные Жуковцы», Почётный караул «Пост №1», «ЮНАРМИЯ»;
работа школьного музея;
проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
проведение конкурсов «Знатоки российской истории», «Знатоки российской культуры»;
выставки творческих работ;
организация работы школьного самоуправления;
система мероприятий школьной библиотеки.
Срок реализации программы: 2017 – 2022 г.г.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап: проектный – 2017 -2018 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2017-2020 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2019-2020 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Отсутствие детей с девиантным поведением;
4. Деятельность органов ученического самоуправления;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
- Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
- Изучение символики округа, города, школы.
- Изучение традиций, истории России,
- Работа школьного музея.
- Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
- Шефская помощь ветеранам.
- Изучение основ государства и права.
- Изучение культуры народов России.
- Изучение округа, города и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
- Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому».
- Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, районного и городского значения
- Исследовательская деятельность
- Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).
- Встречи с участниками современных войн, Героями России.
- Проведение переговорных площадок «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания
- Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
- Единые классные часы.
- Спортивно-конкурсные программы.
- Возложение цветов к Памятным местам.
- Патронат памятника «Героям 1812 года»
- Подготовка к службе в армии, экскурсии в воинскую часть
- Смотр песни и строя «Юных Жуковцев»
Примерные классные часы и беседы:
1 класс:
1. «История моего имени и фамилии»
2. «Герб, флаг, гимн России»
3. «Вот она, какая моя Родина большая»
4. «Я – Россиянин»
2 класс:
1. «История моей улицы»
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»
3 класс:
1. «История моего города »
2. «Моя родословная»
3. «Обычаи и традиции русского народа»
4 класс:
1. «Мои предки в труде и в бою»
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»
5 класс:
1. «Что значит любить Родину?»
2. «Духовное наследие России»
6 класс
1. «Защищать Родину – это почётный долг»
2. «Литературное наследие России»
3. «Отец, Отчизна, Отечество»
4. «Праздники русского народа»
7 класс
1. «Праздники народов России»
2. «Искусство России и земли тюменской»
8. класс
1. «Гражданин ли я России»
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию»
3. «Русские за границей»
9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга»
2. «Я патриот своей Родины?»
3. «Дети на защите Отечества»
4. «Семейные праздники и традиции»
10 класс
1. «Можно ли меня назвать гражданином России?»
2. «Достижения русских учёных и изобретателей»
3. «Мои замечательные земляки»
4. «Памятные места моего города»
11 класс
1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?»
2. «За что я люблю Россию?»
3. «Народ и я – единая семья»
ПЛАН РАБОТЫ
по гражданско-патриотическому воспитанию
№ п/п | Мероприятие | Срок реализации | Исполнитель | |||
1 | Реализация Программы «Я – школьник, я – патриот». | Сентябрь 2017г.- Май 2022г. | ЗВР, классные руководители | |||
2 | Цикл мероприятий, посвящённых Дню освобождения города Ярцево. | Сентябрь | ЗВР, Педагог-организатор | |||
3 | Цикл мероприятий, посвящённых Дню освобождения Смоленска. | Сентябрь | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители | |||
4 | Классный час: «205 лет со дня Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812)». | Сентябрь | Классные руководители (5-11 кл.) | |||
5 | Участие в городском военно-историческом квесте «Война. Народ. Победа» | Сентябрь | Сентябрь учителя истории | |||
6 | Участие в районной военно-спортивной игре «Зарница» | Сентябрь | ||||
6 | Тематические уроки: «100 лет революции 1917 года в России» | Ноябрь | Учителя истории | |||
6 | Классные часы, посвященные Дню Героев Отечества. | Декабрь | Классные руководители (5-11 кл.) | |||
7 | Месячник патриотического воспитания. | Декабрь | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители | |||
8 | Реализация Программы развития школьного музея. | Сентябрь 2017г.- Май 2022г. | Руководитель музея | |||
9 | Районное мероприятие «Декабрьские встречи», посвящённое памяти маршала бронетанковых войск О.А.Лосику. | Декабрь | Комитет по образованию и молодёжной политике, ЗВР, педагог-организатор, классные руководители | |||
10 | Цикл мероприятий, посвященных Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943г.) | Февраль (первая декада) | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители | |||
11 | «Большие манёвры», посвящённые Дню защитника Отечества. | Февраль (вторая декада) | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя физической культуры, ОБЖ, педагог- организатор | |||
12 | Участие обучающихся 10-х классов в сборах допризывной молодёжи. | Июнь | Педагог- организатор, учитель ОБЖ | |||
13 | Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны». | По плану (в течение года) | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители | |||
14 | Тематические классные часы с приглашением ветеранов. | В течение года | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители, музыкальный руководитель | |||
15 | Мероприятия массовой работы: а) конкурс рисунков, посвящённый Дню защитника Отечества; б) конкурс стенгазет «И не остынет боль…»,посвящённый Дню освобождения г.Ярцево от немецко-фашистских захватчиков; в) экскурсии в школьный музей и в районный краеведческий музей (по плану); г) спортивные конкурсы, литературно-музыкальные композиции. | В течение года | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя ИЗО, ОБЖ, физической культуры, музыкальный руководитель, руководитель школьного музея | |||
16 | Классные часы, посвященные Дню воссоединения Крыма с Россией. | Март | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители, | |||
17 | Конкурс-смотр военно-патриотической песни и строя («Юные жуковцы»). | Апрель | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя физической культуры, ОБЖ, педагог-организатор | |||
18 | Неделя Боевой Славы: а) митинг, посвященный Дню Победы «Героям войны посвящается…» б) тематические классные часы «День Победы – праздник всей страны»; в) конкурс стенгазет «И не остынет боль…»; г) конкурс рисунков "Мир нужен всем!"; д) конкурс исполнителей стихотворений военно-патриотической тематики «Подвиги ратной славы»; е) выставка книг в школьной библиотеке «Солдаты России»; ж) выставка – конкурс альбомов, посвящённых Дню Великой Победы. | Май | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя ИЗО, ОБЖ, физической культуры, музыкальный руководитель, руководитель школьного музея | |||
19 | Акция «Открытка ветерану». | Май | Педагог-организатор | |||
20 | Акция «Бессмертный полк» | Май | ЗВР, педагог-организатор | |||
21 | Акции «Поста № 1». | В течение года | ЗВР, педагог-организатор, учитель ОБЖ | |||
22 | Благотворительная акция помощи ветеранам Вов и труда «Живой костёр Славы». | Апрель-май | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители | |||
23 | Акция «Помним и чтим» (благоустройство территории памятников). | Сентябрь Апрель | ЗВР, педагог-организатор, классные руководители |
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Мероприятия | Период исполнения | Ответственный |
1. | Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий. | В течение года | Зам. директора по ВР |
2. | Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.) | Постоянно | Зам. директора по ВР, руководитель музея, классные руководители. |
3. | Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы . | Постоянно | Руководители МО, учителя – предметники. |
4. | Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся «Наши дети – будущее России» | 2 полугодие | Зам. директора по ВР |
5. | Проведение конкурсов среди обучающихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам . | В течение года | Зам. директора по ВР, руководители МО |
6. | Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам. | В течение года | Зам. директора по ВР, учителя физкультуры |
7. | Проведение мероприятий, посвященных празднованию победы в Отечественной войне 1812 года. | По отдельному плану | Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея, классные руководители |
8. | Проведение конкурса чтецов, посвященного Дню защитников Отечества. | Февраль | Зам.директора по ВР, педагог-организатор |
9. | Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» . | Ежегодно, май. | Зам.директора по ВР |
10. | Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы. | В течение года | Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея |
11. | Проведение встреч с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн. | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители. |
12. | Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему | В течение года | Классные руководители |
13. | Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в местных СМИ | Постоянно | Зам. директора по ВР |
14. | Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников. | Постоянно | Зам. директора по ВР |
15. | Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучению государственной символике РФ. | Сентябрь | Классные руководители |
16. | Цикл мероприятий, посвящённых Великой победе в ВОВ. | По отдельному плану | Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея, Классные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"
Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...
ПРОЕКТ «ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА РОССИИ»
Важную роль в социальной политике современной России играет патриотическое воспитание населения, и молодежи в частности данное направление стало актуальным...
Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников
Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насы...
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Растим патриотов"
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажут...
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я – ПАТРИОТ»
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем. Гражданско-пат...