Путешествие по родному краю
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «Путешествие по родному краю» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии земляков, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_rodnomu_krayu.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
«Путешествие по родному краю»
5-9 классы
Ковалева Надежда Александровна, учитель высшей категории
Ф.И.О. учителя, категория
Пояснительная записка
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «Путешествие по родному краю» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка. Занятия в историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Направление программы внеурочной деятельности: Программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» предназначена для учащихся 5-9 класса. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа изучения истории и географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс внеурочной деятельности призван удовлетворять социальные потребности, то есть помочь в социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Педагогическая целесообразность реализации данной программы.
Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края. В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села. Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие. В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростков, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Способствует формированию умений и навыков проектной деятельности.
Актуальность: внеурочная деятельность в форме проведения интеллектуальных конкурсов, экскурсий, социально значимых акций, создания индивидуальных проектов, и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей, организация встреч с ветеранами, интересными людьми, для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья - школа - общество». Программа носит проектно-исследовательский характер. Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
Цель: нацелить учащихся на активное познание родного края; расширить и углубить знания учащихся о родном крае; сформировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; воспитывать патриотизм.
Задачи:
1. Сформировать системное представление о Краснодарском крае как целостном
географическом регионе;
2. Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;
3. Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
4. Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации,
тематическими картами.
5. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
6. Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания
ценности и значимости каждой человеческой жизни;
7. Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
8. Общеобразовательные: обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
10. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных
отношений;
11. Через научно-исследовательскую, проектную и практическую направленность
содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских
способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их
образовательные потребности в исследовании;
12. Развивать гибкость мышления и поведения
13. Развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать
с различными источниками информации:
14. Создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;
15. Формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к
саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть
равноправным членом нашего общества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа обучения по курсу «Путешествие по родному краю» предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу в котором живешь. Среда обитания и человек неразрывно связаны, поэтому, необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела способствует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес), этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколений и младших, какие праздники отмечают дома. Большой вопрос уделяется православию. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Введение на начальном этапе изучения природных процессов позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В первом классе большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно – творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, чтение текстов и их обсуждение, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной деятельности (подвижные игры, туристические и экскурсионные прогулки).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;
- осознание традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- понимание культурной самобытности своей страны и мира, уважение к культуре своего народа;
- толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т. ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- способность организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
- готовность к сотрудничеству в группе, коллективной работе;
Предметные результаты:
- овладение представлениями о памятных «страничках» истории своей семьи, школы;
- овладение пониманием значения имени, отчества, особенностей профессии членов семьи, важности знания домашнего адреса и телефона, адреса школы, названий улиц в микрорайоне школы и дома;
- овладение представлениями о гербе и флаге, истории возникновения города Краснодара, как необходимой основой понимания «малой родины»;
- формирование здоровьесберегающей культуры поведения: правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах;
- формирование экологической культуры поведения, бережного отношения к природе своего края.
Модель плана внеурочной деятельности
Направление деятельности | Формы внеурочной деятельности | 1 ступень | 2 ступень | 3 ступень | 4 ступень | 5 ступень |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
Социальное направление «Путешествие по родному краю» | Интеллектуально- познавательный блок «История вокруг нас» | 34 часа | ||||
История родного края | 34 часа | |||||
Природа и география края | 34 часа | |||||
Культура края | 34 часа | |||||
Исторический проект | 34 часа |
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 170 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение еженедельных внеучебных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – интенсивами. Программа состоит из 4 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеучебной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических
задач. Данная программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Срок реализации 5 лет. Возрастная характеристика группы – программа состоит из пяти ступеней реализации:
1 ступень – учащиеся 5 класса;
2 ступень – учащиеся 6 класса;
3 ступень – учащиеся 7 класса;
4 ступень – учащиеся 8 класса:
5 ступень – учащиеся 9 класса.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Данная программа социального воспитания подростков конструируется вокруг
таких ценностных ориентиров.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого
познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Форма организации внеурочной деятельности
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Основными видами и методами работы являются встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
- Тематический план программы
№ | Название раздела | Общее кол-во часов | Кол-во часов по классам | Основные виды деятельности обучающихся | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
1 | История вокруг нас | 34 | Общий сбор группы. Введение в КТД. Экскурсия в музей. Меры предосторожности. Подбор фотографий, Встреча с краеведением рисование портретов. Фотографирование на уроках, переменах и прогулках. Генеалогическое древо семьи. Изготовление исторической газеты, «Дневника краеведа». Участие в проведении исторических интеллектуальных игр. Изготовление презентаций и альбомов о семье. Библиотечные уроки. Проведение опросов. Встречи с интересными людьми посёлка. Учатся работать в малой группе над общим заданием. | |||||
Встреча с краеведением | 6 | |||||||
Моя школа | 6 | |||||||
Моя семья | 8 | |||||||
История города | 8 | |||||||
Встреча с краеведческой книгой | 6 | |||||||
2 | История родного края | 34 | Библиотечные уроки. Проведение опросов. Встречи с интересными людьми посёлка. Изготовление презентаций и альбомов по истории края. Подбор фотографий, портретов Подготовка и проведение интеллектуальных игр. Учатся задавать вопросы. Учатся применять установленные правила в решении задачи | |||||
Наш край в древности | 8 | |||||||
Средневековая история края | 6 | |||||||
Советские годы | 8 | |||||||
Наш край в годы войны | 6 | |||||||
Чем гордится наш город | 6 | |||||||
3 | Природа и география края | 34 | Изготовление климаторграмм города по временам года. Фотографирование природных объектов. Экскурсии к природным достопримечательност ям. Составление исторической карты края. Оформление презентаций, альбомов, газет по географии края. | |||||
Климат и природа края | 8 | |||||||
Реки, моря, озёра нашего края | 6 | |||||||
Административно-территориальное устройство | 6 | |||||||
Смоленский край | 6 | |||||||
Город Ярцево | 8 | |||||||
4 | Культура края | 34 | Работа творческих групп. Подготовка групповых презентаций по литературе, живописи, музыке и театральной жизни края. Экскурсии в музеи. Оформление альбома «Памятники города» Встречи с деятелями культуры. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Проявление активность для решения познавательных задач | |||||
Литература | 8 | |||||||
Живопись | 8 | |||||||
Музыка и театр | 6 | |||||||
Музеи | 6 | |||||||
Памятники | 6 | |||||||
5 | Исторический проект | 34 | Учатся работать в малой группе над общим заданием. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия применять установленные правила в решении задачи. Подготовка и защита проекта. формулирование собственного мнения и позиции | |||||
Теоретические основы исторического исследования | 8 | |||||||
Практическое исследование | 20 | |||||||
Защита проекта | 6 |
Литература:
1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические
рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов.
- М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
3. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по
истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый
учебник», 2003. – 64с.
4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/
А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
5. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации
поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы,
2009г.
6. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
7. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в
краеведческом музееМ.,2001.
8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
9. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
10.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие
Ставропольский край - музей под открытым небом. В презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...
План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"
Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....
Путешествие по родному краю
Занятие "Путешествие по родному краю" способствует здоровому образу жизни человека, сплочению коллектива и направлено на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, развивает их наблюдательность...
РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»
Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....
Урок-путешествие по родному краю в 5 класе
Урок-путешествие по родному краю в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня мы с вами провед...
: Программа элективного курса по английскому языку «Путешествие по родному краю» (8-9 классы)
Данный курс «Путешествие по родному краю» направлен на систематизацию и расширение зна...
Путешествие по родному краю
Сценарий праздника предусматривает чередование спортивно – игровых заданий, показательных выступлений, развлекательно – познавательных номеров, которые обеспечивают достаточную физич...