Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) по теме

Кобзева Татьяна Георгиевна

Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс по учебнику Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования/ Под ред. Р.А. Кассиной/(А.В. Фирсова, Е.В. Лившиц, Е.А. Князева, З.С. Антипина, К. Э. Шумов, Т.И. Пастаногова, М. Г. Вершинина), - М.:Издательство ВЛАДОС, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmma_pemskiy_kray_7_klass.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28

Обсуждено на  методическом                                          УТВЕРЖДЕНО

объединении ______________                                           Директор МАОУ  средняя

__________________________                                          общеобразовательная школа № 28

протокол № ____ от _______ 2018г.                                 _______________  Е.Ю.Найденова

Рекомендовано к работе                                            приказ № ____ от _______ 2018 г.

методическим советом школы                                

протокол № ____ от _______ 2018 г.                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

на 2018-2019 учебный год

«Мой Пермский край»

Направление ВУД: общекультурное

 для 7А, 7 Б класса

                                                                        Составители: Кобзева Т.Г.

                                                                        учитель русского языка

                                                                        высшей категории,

Чаплыгина Т.Л., учитель первой категории

г. Березники

2018 г.

Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.
                                           Дмитрий Лихачев.

Целевая аудитория: учащиеся 7 класса.

Цель курса – сориентировать учащихся на эколого - краеведческий профиль. Программа будет интересна тем учащимся, которые хотят жить в Пермском крае и трудиться на благо края.

Курс краткосрочный.

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.

Курс интегрированный. Он предполагает  рассмотрение исторических и географических, биологический и культурологических особенностей развития Пермского края.

Главной целью программы  является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Планирование составлено на основе учебника Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования/ Под ред. Р.А. Кассиной/(А.В. Фирсова, Е.В. Лившиц, Е.А. Князева, З.С. Антипина, К. Э. Шумов, Т.И. Пастаногова, М. Г. Вершинина), - М.:Издательство ВЛАДОС, 2017.

Задачи курса:

Обучающие:

  • Приобретение  знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Пермского края,  о  культуре, обычаях и традициях своего народа,  об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта.

Воспитывающие:

  • воспитание любви к родному краю,  уважения к истории  края, к  местным традициям,  бережного отношения к  природе;
  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких. 

Развивающие:

  •   расширение кругозора учащихся;
  • стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края;
  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации.
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

Основные принципы реализации программы – научность,  доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, наглядность, партнерство, творчество и успех.

В  ходе реализации программы  идет работа по формированию следующих универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  • готовность и способность обучающихся к самообразованию;
  • сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • ценностно- смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
  • сформированность основ гражданской идентичности.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения организовать целеполагание, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • использование различных способов поиска, сбора,  анализа, обработки информации;
  • умение работать по плану, алгоритму.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе;
  • разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Программа  предусматривает практические занятия:  

  • экскурсии,
  • практикумы, коллективные творческие работы,
  • работа с документами, СМИ,
  • работа с компьютером,  другими информационными носителями.

Ожидаемые результаты:

  • В результате изучения курса краеведения в 7 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные краеведческие понятия и термины;
  • основные этапы и ключевые события истории Пермского края с древности до наших дней;
  • выдающихся деятелей родного края;
  • результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;
  • изменение природной среды Пермского края в результате деятельности человека;
  • особенности природы, населения, хозяйства Пермского края;
  • важнейшие достижения культуры, сформировавшиеся в ходе исторического развития Пермского края.

уметь

  • соотносить даты событий истории Пермского края с основными периодами отечественной истории;
  • рассказывать о важнейших событиях истории Пермского края и их участниках,
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
  • показывать на плане и карте границы Пермского края, Октябрьского района.
  • составлять краткую характеристику населенного пункта;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников;
  • понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
  • высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Пермского края;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов Пермского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

Тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Дело № 01 от 07.10.1878 «Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане». М.А. Осоргин

4

1.1

Введение. «Детская комната М. А. Осоргина».

1

1.2

«Парадная» г. Перми.

1

1.3

«Тёмная кладовая»

1

1.4

«Балкон» Перми

1

2

Дело № 02 от 17.04.1884 «О птичьих гнёздах, авиаторах и эликсире молодости. В. В. Каменский

4

2.1

Сын Камы

1

2.2

Природа и поэт

1

2.3

Начало творческой деятельности

1

2.4

Крыловейность поэта

1

3

Дело № 03 от 09.01.1904 «О невидимом оружии, сыре – боре» А.П. Гайдар.

4

3.1

Добрые дела. Детство

1

3.2

Боевая юность. Пермский период

1

3.3

Невидимое оружие

1

3.4

А дальше была война

1

4

Дело № 4 от 11.08.1880 «О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях» А.С. Грин

4

4.1

Зов моря

1

4.2

Сказочник

1

4.3

Герой

1

4.4

Мечта

1

5

Дело № 5 от 15.01.1879 «О подземном мире, коварных хранителях и динамите» П.П. Бажов

4

5.1

Испытание умом, красотой и верностью

1

5.2

Испытание трудом

1

5.3

Испытание темнотой и молчанием, золотом и дружбой

1

5.4

Испытание талантом, благородством и бескорыстием

1

6

Дело № 6 от 11.05.1924 «О двух родинах, любви и ящике с петухом» В.П. Астафьев

5

6.1

Родина «с ноготь величиною»

1

6.2

«Не у каждого жена Марья, а кому бог подаст»

1

6.3

«Не навреди»

1

6.4

Экологическое движение

1

6.5

Экологическое движение

1

7

Дело № 7 от 29.01.1890 от 29.01.1980 «О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке»

5

7.1

Пастернак и Урал

1

7.2

Пять секретов (1 и 2)

1

7.3

Секреты 3, 4, 5

1

7.4

Пастернаковские чтения

1

7.5

Пастернаковские чтения

1

8

Дело № 8 от 24.12.1890 от 24.12.1847 «О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине» В.И. Немирович-Данченко

4

8.1

Путешествие по Уралу

1

8.2

Киносъёмка в Пермском крае

1

8.3

Заповедные уголки малой родины

1

8.4

Заключение. Всё только начинается

1

Итого

34

Основные темы:

  • Географическое положение Пермского края. Климат. Рельеф.
  • Водные ресурсы Пермского края.
  • Карст. Пещеры Пермского края.
  • Полезные ископаемые Пермского края.
  • Животный мир Прикамья.
  • Редкие растения Пермского края.
  • Охраняемые природные территории.
  • Географическое положение  и природа Октябрьского района.
  • Повторение и обобщение по теме «Географические особенности Пермского края».
  • История возникновения Перми и Пермского края.
  • Символика Пермского края. Органы власти в Пермском крае.
  • Народы Пермского края.
  • Пермские поэты и писатели.
  • Пермские учёные и деятели культуры.
  • Знаменитые люди Октябрьского района.

          Результатом работы данной программы является написание творческих проектов, с которыми учащиеся выступят на общешкольной метапредметной практической конференции.

Примерная тематика творческих работ:

Информационные проекты

  • «Моя семья»
  • «Семейная реликвия»
  • «Моя родословная»
  • «Виртуальный гербарий редких растений Пермского края»
  • «Путеводитель по заповедным местам Прикамья» и т.п.

Творческие проекты

  • «Проект герба моего села»
  • «Мое село в будущем» и т. п.

Социальные проекты

  • «Озеленение класса»
  • «Создание виртуального музея истории села»,
  • «Очистка территории от мусора» и т.п.

Исследовательские работы  и эссе

  • «История моей семьи»,
  • «История моей фамилии»,
  • «История моего села»,
  • «Экологические проблемы моего села» и т п.

Рисунки на тему «Моя малая родина»

Кроссворды, викторины, ребусы и т п.

Литература для учителя:

  • География. Пермская область. Н.Н.Назаров. М.Д. Шарыгин. Пермь. «Книжный мир». 1999 г.
  • Природная география Пермской области. Хрестоматия. Под. Ред. А.Н. Зеленина. Пермь. «Книжный мир». 2001 г.
  • Страницы истории земли Пермской. Под .ред А.М. Белавина. Часть 1. Пермь. «Книжный мир». 1995 г.
  • Страницы истории земли Пермской. Под .ред А.М. Белавина. Часть 2. Пермь. «Книжный мир». 1997 г.
  • Книга для чтения по истории Прикамья. И.С.Капцугович.  Пермское книжное издательство, 1984 г.
  • Е.В.Шабашова. Исторические миниатюры о Земле Пермской. Пермь, 1998г.
  • С.Барков. Туризм в Пермской области. ООО «Раритет-Пермь»,2002г.
  • В.Оборин. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермское книжное издательство, 1976г.
  • В.С.Верхоланцев. Город Пермь,его прошлое и настоящее. Пермь «Пушка»,2002г.
  • В.А.Останин. Октябрьский. Пермь, 2001г.
  • Г.Ширякина. Далёкое близкое. Пермь, 2001г.
  • Преподавание истории и обществознания № 3,10. 2004г.
  • Т.Ромащенко. Мой дом родной. Пермь, 1984г.
  • А.Н.Щеколдин. Из летописи Земли Кунгурской. Пермь, 1967г.
  • В.Михайлюк. Город белых берёз. Пермь, 1982г.
  • Г.Чагин. Чердынь. Пермь, 1972г.
  • Ю.К.Николаев. Основы геральдики. Пермь, 2002г.

Интернет-ресурсы:

  • Телекомпания ВЕТТА. Рубрика «Я здесь живу»

http://vetta.tv/telecasts/ya_zdes_givu

  • Ураловед. Портал знатоков и любителей Урала.

http://uraloved.ru/naturalist

  • Наш Урал.

http://nashural.ru/index.htm

  • Пермский региональный сервер

http://www.perm.ru/

  • Октябрьский муниципальный район

http://oktyabrskiy.permarea.ru/

  • Группа «В Контакте» - История Перми

http://vk.com/oldperm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "История XXв." - 9 класс

Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов....

Рабочая программа по курсу:"Новая историяXIXв" - 8 класс

Рабочая программа  по Новой истории  для 8-х классов составлена в соответствии с типовой программой по истории, рекомендованной МОиН Российской  Федерации. Авторы  А.Я.Юдовская, Л....

Рабочая программа по курсу "Русский язык" 6 класс, базовый уровень по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Программа рассчитана на 6 часов в неделю...