Доклад "Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе".
статья (8 класс) на тему
В последнее время среди учащихся общеобразовательных учреждений участились случаи агресии по отношению друг к другу. В данном докладе раскрываются причины агрессивности учащихся, даются рекомендации по профилактике жестокости в семье. Важную роль в воспитании подрастающего поколения играет интернет. Именно в интернете, социальных сетях подростки видят модель поведения, которой стараются подражать. Агрессия в виртуальном мире подчас выливается реальную жизнь. В докладе особо подчёркивается мысль о необходимости воспитания у учащихся интернет-грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_profilaktike_zhestokosti_v_klasse.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат №2»
Доклад по теме: «Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе»
Подготовил: воспитатель Тарасов Э.Г.
Ногинск
2018
Согласно проводимым опросам, от одной до двух третей учеников подвергается насилию в той или иной форме со стороны их сверстников или старшеклассников. Хотя подобное насилие часто воспринимается педагогами как нечто нормальное в детской и подростковой среде, его травмирующее воздействие на ребенка не меньше, а часто даже сильнее, чем на взрослого человека. В унижении и насилии над ребенком не может быть ничего «нормального». Зачастую, вследствие безнаказанности, оно может принимать по-настоящему преступные формы и иметь драматические последствия.
Как распознать жертву школьного насилия?
Психологи выделяют ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок подвергается насилию в школе:
- Желание, намерение агрессора причинить боль или вред;
- Непосредственные мотивы к действию, лежащие в основе физического или психического насилия (например, самооборона не является насилием);
- Неравенство сил;
- Неоднократность действий (преследование);
- Неоправданное использование силы;
- Очевидное удовлетворение агрессора;
- Очевидная подавленность со стороны жертв Дети – жертвы преследований в школе испытывают постоянный стресс, тревогу, напряженность, они чувствуют себя в изоляции, теряют уверенность в себе, могут развиться различные заболевания, снизиться успеваемость. Ученик – жертва насилия - не может учиться, им владеют сильные отрицательные эмоции, он не способен сосредоточиться и запоминать. Задача учителя в этом случае – понять, что поведение ребенка является результатом насилия и принять соответствующие меры: поговорить с учеником, вместе с администрацией школы продумать меры, предотвращающие насилие.
Причины и противодействие
Согласно проведенным исследованиям применение взрослым психологического насилия к детям провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно. Жестокость детей по отношению друг к другу зависит от множества других факторов: агрессивности самих учащихся; их жизненного опыта, в том числе, пережитого ими насилия в семье; недостаточности развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствия примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений, знаний о собственных правах и т.д.. Не все эти факторы можно устранить, но школьная среда может значительно повлиять на устранение издевательств над учениками путем специально разработанной системы педагогических действий.
Это работа с потенциальными агрессорами и жертвами, включая их информирование, обучение, проведение тренингов, ролевых игр с учащимися и т.д.
На индивидуальном уровне педагог должен надлежащим образом реагировать на случаи насилия в отношении ученика со стороны других детей: принимать меры к прекращению насилия и, при необходимости, обращаться в компетентные органы по защите прав несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних при органах внутренних дел).
Причины жестокого обращения с детьми:
-безработица или низкая материальная обеспеченность;
-алкоголизм одного или обоих родителей
-одиночество или распавшийся брак;
-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,
-физическое или психическое переутомление;
-незрелость родителей;
-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
-отсутствие привязанности к ребенку;
-чрезмерная требовательность;
-рождение другого ребенка;
-большое количество детей;
Задачи классного руководителя по профилактике жестокого обращения с детьми в семье:
-Создание системы работы по профилактике жестокого обращения с детьми;
-Выявление проблем взаимодействия обучающихся в семье;
-Отслеживание состояния физического, психологического, социального здоровья обучающихся;
-Осуществление регулярного контроля за реализацией планов профилактической работы педагогическим коллективом.
Формы работы с семьей
- Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей. (Например, «Агрессивное поведение подростков», «Конфликты семейного воспитания»;
- Анкетирование родителей;
ν Размещение информационных материалов на сайте «Как формировать произвольность», стенде «Эмоции и чувства», в папке «В помощь родителям», в буклетах, памятках «Насилие в семье»;
- Круглый стол с приглашением специалистов города;
- Школа успешных родителей, цель которой - психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка;
- Тренинг для родителей и детей «Навстречу друг к другу»;
- Совместные игры детей и родителей. «Большая регата»;
- Индивидуальные и групповые консультации.
В последнее время проблема жестокости подростков по отношению друг к другу связана с интернетом. Подростки много времени проводят в социальных сетях, имеют доступ к различным тематическим группам, аудио- и видеозаписям. Родителям и педагогам сложно проконтролировать, что читает ребёнок в интернете, какие видеозаписи смотрит. Актуальной становится тема троллинга одними учащимися других в социальных сетях.
В Интернете формы детского троллинга приобретают особенно жестокий вид. Суть троллинга стандартная: один из участников виртуального общения («тролль») сознательно (очень редко неосознанно) провоцирует конфликт. Его задача - вызвать гнев другого участника виртуального общения), довести его практически до полной потери самоконтроля унижениями и оскорблениями, нарушая все нормы этики сетевого общения. Объект троллинга должен либо уйти с площадки, либо – что гораздо лучше – сам сбиться на неконтролируемое хамство и оскорбления. Если при этом удастся добиться санкций от модератора ресурса в отношении своей жертвы – для тролля вообще прекрасно.
Таким образом, интернет сегодня задаёт новые стандарты поведения. Часты случаи, когда конфликты, начинающиеся между подростками в социальных сетях, выливаются в унижения и драки в реальной жизни. Как же бороться с негативным влиянием интернета на подростка?
- Ребёнку нужно объяснить, что интернет – хорошая возможность для поиска и обработки информации. В виртуальной жизни необходимо соблюдать те же этические правила общения, что и в реальной жизни.
- Не стоит общаться с незнакомыми людьми, выполнять какие-либо задания, поручения незнакомцев.
- Родители и педагоги должны иметь возможность контролировать поведение учащихся в социальных сетях: необходимо бить тревогу, если подросток подписан на группы, связанные с суицидом, порнографией, начал активно интересоваться оружием, психоактивными веществами, процессом изготовления взрывчатых устройств.
- Родитель, педагог и классный руководитель могут научить ребёнка грамотно пользоваться интернетом: подготовить доклад, прочитать интересную статью на определённую тему, посмотреть художественный фильм. Выработка у подростка культуры использования интернета – чрезвычайно трудоёмкая и долгая работа.
В любом случае, «лечение» проблемы надо начинать с семьи. Нельзя позволить ребенку уйти в свой внутренний мир, который только формируется. Задача родителей заключается в том, чтобы «не изолировать детей» от внешнего мира, не создавать им искусственную среду обитания, а помочь приспособиться к возможным жизненным трудностям. Это сложная задача, которая требует дополнительного образования и серьезного разговора на уровне общественного сознания, права и культуры. Чаще общайтесь со своим ребенком. Узнавайте о его интересах. Спрашивайте о его друзьях и хобби. Проводите с ним с ним больше свободного времени, гуляйте, ходить на спортивные и культурные мероприятия. Даже обычная прогулка на природе сплачивает семью. Рассказывайте о своей жизни, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя одиноко и оторванным от семьи.
Стать своему ребенку другом и наставником очень просто. Надо только уделять своим детям время. Дружеская атмосфера – залог безопасности.
Формы работы с педагогами:
Беседы с педагогами по вопросам:
- Как вести себя в случае раскрытия насилия;
- Как уменьшить изоляцию ребенка;
- Насилие в семье и его последствия.
ν Консультирование педагогов по итогам диагностики;
ν Мастер-класс «Конфликт – структура и сущность»;
ν Семинары «Как общаться с подростком», «Правовые основы семьи»;
ν Деловая игра «Домашнее насилие. Как не попасть в такие отношения».
Формы работы с детьми:
ν Классные часы, беседы: «Детки и предки» «Как вызвать симпатию к себе» и др.;
ν Тренинговые занятия «Позаботься о себе сам», «Моя семья», «Что делать если…», как выжить если вы в опасности»
ν Консультирование;
ν Размещение информационных материалов на сайте, стенде Темы: «Любовь», «Дружба», «Толерантность»;
ν Анкетирование учащихся: «Жизненные ценности», «Здоровый образ жизни», «Психоэмоциональное состояние детей в семейной ситуации»;
ν Встречи со специалистами города: юрисконсульт, врач;
ν Коррекционно-развивающие занятия «Коррекция расстройств поведения и эмоций»;
ν Психологическая игра «Город эмоций»;
ν Занятия по профилактике виктимного поведения.
Работа классного руководителя по профилактике фактов жестокого обращения
Выявление учащихся группы риска:
- Изучение личных дел учащихся;
- Составление социальной карты ученика, класса;
- Определение детей «группы риска»;
Изучение психолого-педагогической особенности детей:
- Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;
- Педагогическая характеристика обучающихся.
Проведение анкетирования учащихся класса с целью сбора информации о имеющихся случаях жестокого обращения с детьми в семьях.
Оказание консультационной помощи ребенку в семье
- Индивидуально-консультативная помощь родителям;
- Организация и проведение классных и тематических родительских собраний.
Обращение к специалистам службы ППМС сопровождения
Взаимодействие с администрацией школы.
Список литературы
1.Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми. - М., Психология и Педагогика,1994г.
2.Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.: Психология и Педагогика,1993г.
3.Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Народное образование №5,1995г.
4.Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдалённые последствия. Психологический Ж. №6, 1993г.
5.Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. Социологические исследования.№4,2003г.
6.И.Алексеева., И.Г.Новосельский. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. 2-е издание. Издательство. Национальный фонд защиты детей. Москва,2010г.
7.Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие. Педагогика, №5, 1988г.
8.Конвенция ООН о правах ребёнка
9.Государственный доклад о состоянии здоровья населения в РФ, 1997г.
10.Жестокость взрослых и детский суицид. Ж.Директор школы. №4, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формы и методы работы классного руководителя по профилактике ПАВ"
Презентация "Формы и методы работы по профилактике ПАВ" 10 класс...
план работы классного руководителя по профилактике суицида
Суицид частое явление в сегодняшней жизни. Поэтому этот материал пригодится классным руководителям, которые столкнулись с данной проблемой...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"
презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...
«Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе»
Методические рекомендации для работы классного руководителя...
Доклад на тему "Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»
Доклад для выступления на методическом объединении....