Внеклассное мероприятие Игра – путешествие:Дикорастущие растения луга, водоема и леса.
план-конспект занятия (6 класс)
Внеклассное мероприятие Игра – путешествие:Дикорастущие растения луга, водоема и леса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikorastushchie_rasteniya_lesa_luga_vodoema.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск»
Дикорастущие растения луга, водоема и леса. Учитель биологии Курчавая Г.В |
Тема: Дикорастущие растения луга, водоема и леса.
(Игра – путешествие)
Цели:
- сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений;
-развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать, сравнивать;
- познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами;
Ход занятия:
- Вступительная часть.
Учитель. Много интересных открытий таят в себе обыкновенные растения наших лугов, водоемов и лесов. Сегодня мы отправляемся в путешествие по загадочному миру растений, познакомимся с их удивительными свойствами.
- Путешествие в мир растений.
Станция №1 «Могут ли растения двигаться»
Учитель: Растения – живые организмы. Они питаются, дышат, растут, размножаются, но могут ли они двигаться. На первый взгляд, кажется, что нет. Ведь у всех растений есть корень, который прочно держится в земле. Деревья, кусты и даже травы стоят на месте, только иного качаются от порыва ветра. Но, оказывается, растения могу двигаться и без помощи ветра. Одуванчик на солнце раскрывается, а вечером или в пасмурный день закрывается. Цветки ноготков и листья герани поворачиваются к свету, стыдливая мимоза опускает листочки, если к ним прикоснуться. Задание, приведите примеры собственных наблюдений за движением растений или их частей. Станция №2: «Легенды о растениях». Учитель. А сейчас мы погрузимся в мир удивительных историй о происхождении растений. Далее следует Сообщения учащихся.
Легенда о цветке Иван-да-Марья
Название растения Иван-да-Марья связано с красивой легендой. Она гласит, что пошли как-то в лес по грибы Иван да Марья, но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться грибникам, и храбрый Иван заслонил собой красавицу Марью. Как только стихла непогода, вернулись Иван да Марья домой, а на том месте, где юноша спас девушку от грозы, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые защищаю и спасают от непогоды желтые цветы, как Иван спас Марью.
Легенда о ландыше.
Старинное русское придание рассказывает о безнадежной любви водяной царицы Волховы к удалому новгородскому купцу Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег что бы последний раз послушать пение и игру на гуслях любимого. Долго ходила царевна, но Садко нигде не было…. Как вдруг увидела она в березовой роще Садко и Любаву. Заплакала с горя гордая царевна. Жемчужинами падали ее слезы на траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности. Обездоленная горем, навсегда ушла Волхова в свое холодное подводное царство.
Легенда о хризантеме.
Хризантемы – любимый цветок Японии. Изображение его связано, и правом носить его пользуются только члены императорского дома. Цветок является символом дающего всему жизнь солнца.
Легенда о сирене.
Существует интересное повествование о происхождении сирени. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Радугу. Смешала лучи Солнца с пестрыми лучами Радуги, начала щедро засыпать их на свежие полевые борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появились цветы, а земля ликовала от этой благодати. Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сиять белыми и лиловыми лучами сирени
Станция № 3 «Удивительные растения»
Учитель: Многие растения могут выглядеть очень странно. В природе встречаются растения, похожие на камни, бутылки или курительные трубки. У некоторых корни растут над землей. Есть даже растения, которые едят насекомых. Некоторые растения живут тысячи лет и вырастают до огромных размеров.
Мамонтоводерево – самое высокое и старое дерево в мире. Возраст одного из них в Калифорнии составляет более 3 тыс. лет. Корни
Мандрагоры похожи на ноги. Корни болотного кипариса растут над землей. У Бутылочного дерева ствол похож на бутылку. В нем запасается вода.
Станция №4 «Как живут растения»
Учитель. Почему растения высокие? Для роста деревьев необходимо, что бы солнечный свет попадал на их листья. Самые высокие деревья в лесу получают больше всего света. Они не затенены листвой соседних деревьев. Карликовая Ива - самое маленькое дерево на свете. Растет она очень медленно в арктической тундре. Взрослое растение достигает в высоту всего 5 см.
Как определить возраст дерева?
Каждый год у дерева под корой нарастает новый слой древесины. Если спилить дерево, слои будут видны в виде колец на поверхности пня. Посчитав кольца, Вы сможете узнать возраст дерева.
Почему деревья сбрасывают листву?
Деревья теряют много воды при испарение ее с поверхности листьев. Зимой дереву трудно добывать влагу, потому что вода в почве замерзает. Поэтому дерево сбрасывает свои листья до прихода весны во избежание потери влаги.
Корень . самая крупная корневая система – у растений засушливых районов: пустынь и полупустынь.
Рассмотрим несколько примеров длины корней: среднеазиатский кустарник мимозка – 7 м.
Люцерна посевная – свыше 15 м.
Верблюжья колючка – более 20 м.
Лист. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8м в длину и 6м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки.
Колючки кактуса – это его листья.
Прославилась своими большими листьями Виктория амазонская – родственница нашей водяной лилии (кувшинки). Лист Виктории выдерживает на себе школьника. Лист Виктории не тонет, когда всю его поверхность засыпают ровным слоем песка до 80 кг.
- Заключение.
Учитель. Наше путешествие подошло к концу, мы познакомились с разнообразием дикорастущих растений, узнали легенды о них, и познакомились с удивительными их свойствами.
Литература:
Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. - М.: «КолосС», 2007.
Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В.,Семенова А.М. Внеклассная работа по биологии. - М.: «Просвещение», 1980.
Понаморева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Шарова И. Х., Мосалов А. А. Биология. Внеклассная работа по зоологии. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004
Александрова Ю.Н. Николаева Н.Н»Юный эколог». Издательство «Учитель» 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов "Что мы сажаем ,сажая леса..."
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов. Состоит из теоретической и практической части...
Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)
Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир растений"
Целевая аудитория: 6 класс....
Внеклассное мероприятие по географии, биологии, экологии, краеведению "Загадки карельского леса"
Мероприятие разработано в форме игры и предназначено для учащихся среднего звена....
Внеклассное мероприятие "Путешествие по комнатным растениям"
Внеклассное мероприятие "Путешествие по комнатным растениям" позволяет углубить знания о приспособленности растений к условиям среды, развивать исследовательские умения....
Внеклассное мероприятие по СБО «Лекарственные растения Ростовской области»
Внеклассное мероприятие по СБО на неделе старших классов под девизом : "Сохраним природу вместе" направленное на формирование знаний учащихся о многообразии лекарственных растений Донс...
Внеклассное мероприятие"Уход за комнатными растениями"
С одной стороны это простой вопрос, но почему то у одних растения зеленые, цветущие, у других, как они не стараются ничего не получается. В чем дело. Вопрос задают не только дети, но и взрослые. Они ч...