Дружественное социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха» как фактор развития этноэкологической культуры
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха», являясь «местом встречи» ребенка с возможностями для реализации своих ожиданий от школьного образования, дает возможности для самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры и современной экологической науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhestvennoe_sotsiokulturnoe_setevoe_prostranstvo.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дружественное социокультурное сетевое пространство
«Экосистема успеха» как фактор развития этноэкологической культуры
Одним из основных результатов реализации комплексной этно-экологической образовательной программы «Цветок Байкала» является создание дружественного социокультурного сетевого пространства «Экосистема успеха», которое предполагает разработку модели с участием общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Республики Бурятия и других регионов Российской Федерации. Модель социокультурного сетевого пространства будет «местом встречи» ребенка с возможностями для реализации своих ожиданий от школьного образования, средой для самостоятельного осознанного выбора школьником своей стратегии поведения, способом самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры и современной науки.
«Экосистема успеха» будет способствовать построению взаимоотношений не только с учениками своего класса и своей школы, но и с участниками Сети проекта – сверстниками из других школ, других регионов и другими взрослыми. Такие условия способствуют развитию личностных качеств, жизненного и творческого потенциала, интеллекта, здоровья, психоэмоциональной сферы, успешной социализации участников Сети, создающей и распространяющей этноэкологические знания.
Дружественное социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха»- это обучающая среда, модернизированная и насыщенная программно-техническим обучающим комплексом для решения групповых и индивидуальных задач участников проекта. Дети смогут использовать в своих активностях цифровую лаборатория Pasco по экологии, биологии, интерактивный комплекс, новейшие гаджеты и др. средства обучения.
Кроме технической и программной оснащенности важное место в сетевом пространстве занимает разработанный туристический маршрут «Селенга-Байкал», состоящий из этапов, разработанных школами Сети по реке Селенга и на озере Байкал. Прохождение по маршруту «Селенга-Байкал» разбито на 5 секторов:
сектор А - «ЭКОтерра» предполагает проведение лабораторных практик и научно-исследовательских проб в полевых условиях на маршруте. Объектами исследований являются флора и фауна, климат и ландшафт, топонимика природных объектов, этно-экологические экскурсии и экспедиции, детские мейкер-классы и мастерские, эко-квесты, этно-марафоны;
сектор Б - «ЭТНОтека»- это проведение фольклорных экспедиций (сбор и обработка народных сказок, песен, частушек, загадок, пословиц, примет, обычаев и традиций разных народов, исследований топонимики культурных объектов,
сектор В – «ТУРбюро»: в рамках данного сектора участники проекта разрабатывают разные туристские продукты. Проводят ознакомительные одно и двухдневные туры выходного дня, образовательные и развлекательные туры;
сектор Г – «ИНФОсеть: написание пресс-релизов о прохождении маршрута, отдельных экскурсий, SMM - ведение тематических групп в социальных сетях, встреча с представителями местного телевидения и радио, подготовка пресс-туров;
сектор Д–«ИГРОполис»: проведение ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр, ситуационно-аналитических рингов, досуговых и оздоровительных мероприятий этно-экологического содержания.//
В течение 2018/2019года проведена определенная работа на туристическом маршруте «Селенга- Байкал», который объединяет школы Бурятии и Монголии.
В рамках образовательной программы внеурочной деятельности «ЭКОтерра» юные исследователи природы проводят анализ проб водных ресурсов, впадающих в озеро Байкал. Ими был проведен анализ воды в реках Харауз и Большая в Кабанском районе. В исследовании приняли участие учащиеся пяти школ сетевого содружества. Юные исследователи произвели сравнительный анализ качества воды в этих реках. Выявляли прозрачность и мутность, цветность. Определяли, есть ли запах и живые организмы, на сколько вода жесткая и т.д. Итоги исследований были озвучены на межшкольной научно-практической конференции «Мы - будущее 21 века» в секции «Экология и биология».
Летом 2018г. учащиеся летней экологической школы проводили полевые работы в поисках байкальского эндемика черепоплодника почтишерстистого на берегу Байкала в районе с. Лемасово Кабанского района. К сожаленью на этом берегу озера не удалось обнаружить этот эндемик. Позже, летом 2019г. ребята, отдыхавшие на Баргузинском заливе Байкала, нашли это удивительное растение. Было составлено описание растения и места его произрастания.
Юные экологи не раз совершали водные путешествия по рекам, впадающим в Байкал. Были на реке Селенга, Уда, Заганка, Туул. Изучали флору и фауну, составляли небольшие описания природных объектов, выступали с докладами на различных конференциях и семинарах.
По программам сектора «ЭТНОтека» проводятся фольклорные экспедиции исследования, праздники, изучение народных обычаев и традиций. Так летом 2018г. на берегу Байкала в местности Дулан Кабанского района состоялось театрализованное представление «Байкал-душа народа», организованное школами сетевого взаимодействия. Учащиеся Корсаковской СОШ и Байкал-Кударинской школы показали красоту и мощь озера в инсценировках, песнях, танцах и стихах. (6 мин)
Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.
Комплексное освоение народного творчества: пения, танца, игр, устного поэтического творчества очень важно в воспитании и развитии творческих способностей детей при обращении к родной традиционной народной культуре.
Юные этнографы и экологи Новозаганской школы Мухоршибирского района обращаются к истокам русской народной культуры, а именно к фольклору. В школе ведется большая работа по изучению русского народного творчества - фольклора, а также составлению конспектов и сценариев обрядовых праздников, что постепенно складывается в систему.
Для того чтобы познакомить учащихся школ нашего сетевого взаимодействия с народными обычаями и традициями, Новозаганская школа в сентябре 2019г. провела этно-экологический фестиваль «Славься, Земля Тугнуйская!» В этом большом по своим масштабам мероприятии приняли участие ученики не только сетевых школ, но и близлежащих школ Мухоршибирского района. Участники фестиваля получили возможность принять участие в народных играх, праздниках и обрядах, познакомиться народным земледельческим календарём, обычаями семейских, старинными сказками, загадками и декоративно- прикладным искусством народов Забайкалья.
В рамках сектора «ТУРбюро» участники проекта разрабатывают разные туристские продукты. Проводят ознакомительные одно и двухдневные туры выходного дня, образовательные и развлекательные.
Нащ туристский продукт состоит из двух элементов: тур (маршрут и программа) и сувениры, выполненные учащимися школ Сети.
Тур-маршруты направлены на формирование и развитие этноэкологических компетенций их участников. Разрабатывается система поддержки школьного туризма на территории Байкальского региона РФ и Монголии. В основу развития экологического туризма положены два главных принципа. Первый — обязательным является соблюдение в путешествии природоохранных требований, второй — туристская экологическая поездка совершается с исследовательскими и познавательными целями. Таким образом, одной из важнейших характеристик этноэкологического туризма является этноэкологическое просвещение.
Туристический маршрут «Селенга – Байкал» предлагает смешанные программы (этнокультура, экология, археология, топонимика). Экологический туризм стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным, познавательным и волонтёрским.
Учащиеся школ сетевого содружества, бывая в туристских поездках, охвачены и волонтерской работой. Одна из основных сфер экологического волонтёрства – это природоохранная деятельность. Наши волонтёры - это учащиеся, у которых главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете. Волонтёры сетевого сотрудничества принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях озера Байкал: уборка берегов от мусора, установление степени загрязнения воды, воздуха, почвы, просветительские встречи с местным населением, другими школьниками, выступления на экологические темы по охране Байкала, сбор информации, подписей в защиту водных ресурсов уникального озера, участие в международных экологических программах- вот неполный перечень деятельности волонтеров. Волонтёрство помогает школьникам найти единомышленников, друзей, получить опыт в природоохранной работе, внести свой вклад в сохранение природы Земли.
В период 2018-2019 года организованы одно и двухдневные туры в п. Новоселенгинск Селенгинского района, с. Истомино и Посольское Кабанского района, с. Новый Заган Мухоршибирского района. Также состоялись многодневные туристические поездки в г. Сухэбатор и г. Улан-Батор Монголии.
Туристам были предложены такие услуги:
- прогулки по живописным заповедным местам по специальным экологическим тропам;
- тематические экскурсии в музеи, исторические комплексы и достопримечательности,
- знакомство с местными обычаями, фольклором, народными промыслами;
- предоставление спортивного инвентаря.
В арсенале услуг также есть возможность участия в торжественных мероприятиях, таких как народные и тематические праздники, фестивали. Для туристов, ориентирующихся на активный отдых с познавательным уклоном, разрабатываются маршруты по окрестностям.
Второй элемент нашего туристского продукта – это изготовление и распространение сувениров. В школах сетевого взаимодействия созданы кружки и студии декоративно-прикладного искусства, где учащиеся изготавливают сувениры, игрушки, украшения.
Руководители детских объединений - люди увлеченные, творческие, мастера своего дела. Педагоги воспитывают, прежде, всего творческий дух личности, навыки творчества, учат творческим приемам и способам
Учащиеся школы № 19 г. Улан-Удэ занимаются изготовлением сувенирных кукол в национальной одежде. Прежде чем приступить к работе изучают быт и традиции народов, народные костюмы и их элементы. Творческая работа состоит из нескольких этапов:
1 этап- моделирование различных форм костюма макетным методом на готовом манекене куклы;
2 этап -раскрой по готовой выкройке платья для куклы и его
изготовление.
3 этап- демонстрация модели.
Изготовление куклы помогает приобщению обучающихся к разнообразным видам деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда, осознанию себя уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также создание при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения,
самосовершенствования.
Учащиеся Сухэбаторской школы № 4 Монголии выполняют прекрасные сувениры из пластилина, древесины и других материалов. Под руководством талантливого педагога изготавливают настоящие шедевры, организуют выставки творческих работ учащихся и выезжают с коллекцией в другие школы. В апреле 2019г. на базе школы № 19 г. Улан-Удэ состоялась выставка работ учащихся Сухэбаторской школы. В экспозицию входило более 200 лучших работ. Выставку посетили около 700 учащихся школ города.
Т.о. школы Сети могут изготавливать сувенирную продукцию и распространять их.
Сектор Г – «ИНФОсеть обеспечивает информационную поддержку нашего проекта. На сайте сетевых школ созданы и ведутся страницы, где отображается ход реализации проекта. На сайте школы № 19 г. Улан-Удэ на странице «Инновационная деятельность» в вкладке «Селенга- Байкал» размещена информация о совместной деятельности Сети, которая обновляется 1-2 раза в месяц. Путевые заметки, небольшие очерки, интервью, заметки о прохождении маршрута или отдельных экскурсий пишут юные журналисты - экологи и этнографы. Особое внимание уделяется правильному написанию пресс-релизов, этому дети учатся под руководством педагогов, ведущих кружки «Проба пера», «Юный журналист» и др.
В рамках образовательных программ кружков юных журналистов учащиеся знакомятся с историей журналистики, журналистскими произведениями, типами и стилями речи, методами сбора информации, жанрами и с тем, как делается газета.
С целью ознакомления более широкого круга педагогической и ученической общественности с реализацией нашего проекта, ходом работы в Сети используем социальные сети такие как «Фэйсбук», «В Контакте», «Инстаграм».
В августе 2019г. пригласили в школу № 19 представителей местного ТВ «Тивиком». В интервью учащиеся рассказали о ходе и промежуточных результатах этноэкологической деятельности, выразили свое отношение к проблемам экологии и поделились с дальнейшими планами по улучшению экологической ситуации в Байкальском регионе. Состоялась встреча и деловой разговор с заместителем министра природных ресурсов Бурятии Тумуреевой Н.Н. Эта встреча определила вектор дальнейшего развития нашего проекта «Селенга- Байкал».
Сектор Д–«ИГРОполис». Игры для школьников – незаменимое условие развития творческого потенциала и стремления к познанию нового. Когда во время игр стимулируется детское воображение, ребята изучают разнообразные способы выхода из критических ситуаций и проблем. Проведение ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр, ситуационно-аналитических рингов, досуговых и оздоровительных мероприятий этно-экологического содержания расширяет кругозор, познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
Когда собираются учащиеся из разных школ сетевого содружества,
игровая технология необходима. Тут игра выступает как фактор коммуникации и адаптации к условиям среды.
В программы туристических туров, фестивалей и иных встреч школьников Сети часто включаем ролевые и деловые игры.
В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Так участники этно-экологической конференции решали социально-экономические и экологические проблемы с. Истомино Кабанского района, находящегося на берегу озера Байкал. Участникам было предложено разделиться на 3 группы. Каждая группа получила задание – защитить свой проект:
1 гр. строительства ночного клуба в с. Истомино;
2 гр. строительство комбината по переработке пластикового вторсырья;
3 гр. строительство торгового центра.
Участники должны были доказать состоятельность и необходимость своих проектов, взвесив «за» и «против». Дебаты получились очень «горячими», но тем не менее соблюдались правила игры.
Т.о. обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.
Участникам проекта нравится командная игра в форме квеста. Современные подростки лучше усваивают новую информацию, которая была добыта и систематизирована ими самостоятельно в процессе интеллектуальной игры.
На одной из встреч учащихся сетевого сотрудничества Новозаганской школой была предложена квест- игра на экологическую тему . Каждая школа представила команду из пяти человек. Команды должны были пойти по заранее продуманному сценарному плану. В сценарии пять пунктов, состоящих из различных заданий:
- знание флоры и фауны Байкала,
- песни и стихотворения о родине и природе,
- задания на смекалку и сметливость,
- проверка выносливости и силы и др.
Этап рефлексии показал, что знания и навыки, приобретаемые подростками в ходе квеста, усваиваются ими незаметно в ходе выполнения предлагаемых заданий. Квест как форму мероприятия можно эффективно использовать в организации этноэкологической работы.
Вывод. Социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха», являясь «местом встречи» ребенка с возможностями для реализации своих ожиданий от школьного образования, дает возможности для самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры и современной экологической науки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...
ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...
Игровые сетевые технологии как фактор развития творческого потенциала школьника
В данной статье раскрываются особенности игровых педагогических технологий...
Информационная культура. Факторы развития информационной культуры
Презентация к уроку "Информационная культура. Факторы развития информационной культуры"....
вебинар Дружественное социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха» как фактор развития этноэкологической культуры
Одним из основных результатов реализации комплексной этно-экологической образовательной программы «Цветок Байкала» является создание дружественного социокультурного сетевого пространства ...
Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка
Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...
Педсовет "Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога"
Педсовет "Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога"...