Дружественное социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха» как фактор развития этноэкологической культуры
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха», являясь «местом встречи» ребенка с возможностями для реализации своих ожиданий от школьного образования, дает возможности для самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры и современной экологической науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дружественное социокультурное сетевое пространство
«Экосистема успеха» как фактор развития этноэкологической культуры
Одним из основных результатов реализации комплексной этно-экологической образовательной программы «Цветок Байкала» является создание дружественного социокультурного сетевого пространства «Экосистема успеха», которое предполагает разработку модели с участием общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Республики Бурятия и других регионов Российской Федерации. Модель социокультурного сетевого пространства будет «местом встречи» ребенка с возможностями для реализации своих ожиданий от школьного образования, средой для самостоятельного осознанного выбора школьником своей стратегии поведения, способом самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры и современной науки.
«Экосистема успеха» будет способствовать построению взаимоотношений не только с учениками своего класса и своей школы, но и с участниками Сети проекта – сверстниками из других школ, других регионов и другими взрослыми. Такие условия способствуют развитию личностных качеств, жизненного и творческого потенциала, интеллекта, здоровья, психоэмоциональной сферы, успешной социализации участников Сети, создающей и распространяющей этноэкологические знания.
Дружественное социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха»- это обучающая среда, модернизированная и насыщенная программно-техническим обучающим комплексом для решения групповых и индивидуальных задач участников проекта. Дети смогут использовать в своих активностях цифровую лаборатория Pasco по экологии, биологии, интерактивный комплекс, новейшие гаджеты и др. средства обучения.
Кроме технической и программной оснащенности важное место в сетевом пространстве занимает разработанный туристический маршрут «Селенга-Байкал», состоящий из этапов, разработанных школами Сети по реке Селенга и на озере Байкал. Прохождение по маршруту «Селенга-Байкал» разбито на 5 секторов:
сектор А - «ЭКОтерра» предполагает проведение лабораторных практик и научно-исследовательских проб в полевых условиях на маршруте. Объектами исследований являются флора и фауна, климат и ландшафт, топонимика природных объектов, этно-экологические экскурсии и экспедиции, детские мейкер-классы и мастерские, эко-квесты, этно-марафоны;
сектор Б - «ЭТНОтека»- это проведение фольклорных экспедиций (сбор и обработка народных сказок, песен, частушек, загадок, пословиц, примет, обычаев и традиций разных народов, исследований топонимики культурных объектов,
сектор В – «ТУРбюро»: в рамках данного сектора участники проекта разрабатывают разные туристские продукты. Проводят ознакомительные одно и двухдневные туры выходного дня, образовательные и развлекательные туры;
сектор Г – «ИНФОсеть: написание пресс-релизов о прохождении маршрута, отдельных экскурсий, SMM - ведение тематических групп в социальных сетях, встреча с представителями местного телевидения и радио, подготовка пресс-туров;
сектор Д–«ИГРОполис»: проведение ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр, ситуационно-аналитических рингов, досуговых и оздоровительных мероприятий этно-экологического содержания.//
В течение 2018/2019года проведена определенная работа на туристическом маршруте «Селенга- Байкал», который объединяет школы Бурятии и Монголии.
В рамках образовательной программы внеурочной деятельности «ЭКОтерра» юные исследователи природы проводят анализ проб водных ресурсов, впадающих в озеро Байкал. Ими был проведен анализ воды в реках Харауз и Большая в Кабанском районе. В исследовании приняли участие учащиеся пяти школ сетевого содружества. Юные исследователи произвели сравнительный анализ качества воды в этих реках. Выявляли прозрачность и мутность, цветность. Определяли, есть ли запах и живые организмы, на сколько вода жесткая и т.д. Итоги исследований были озвучены на межшкольной научно-практической конференции «Мы - будущее 21 века» в секции «Экология и биология».
Летом 2018г. учащиеся летней экологической школы проводили полевые работы в поисках байкальского эндемика черепоплодника почтишерстистого на берегу Байкала в районе с. Лемасово Кабанского района. К сожаленью на этом берегу озера не удалось обнаружить этот эндемик. Позже, летом 2019г. ребята, отдыхавшие на Баргузинском заливе Байкала, нашли это удивительное растение. Было составлено описание растения и места его произрастания.
Юные экологи не раз совершали водные путешествия по рекам, впадающим в Байкал. Были на реке Селенга, Уда, Заганка, Туул. Изучали флору и фауну, составляли небольшие описания природных объектов, выступали с докладами на различных конференциях и семинарах.
По программам сектора «ЭТНОтека» проводятся фольклорные экспедиции исследования, праздники, изучение народных обычаев и традиций. Так летом 2018г. на берегу Байкала в местности Дулан Кабанского района состоялось театрализованное представление «Байкал-душа народа», организованное школами сетевого взаимодействия. Учащиеся Корсаковской СОШ и Байкал-Кударинской школы показали красоту и мощь озера в инсценировках, песнях, танцах и стихах. (6 мин)
Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.
Комплексное освоение народного творчества: пения, танца, игр, устного поэтического творчества очень важно в воспитании и развитии творческих способностей детей при обращении к родной традиционной народной культуре.
Юные этнографы и экологи Новозаганской школы Мухоршибирского района обращаются к истокам русской народной культуры, а именно к фольклору. В школе ведется большая работа по изучению русского народного творчества - фольклора, а также составлению конспектов и сценариев обрядовых праздников, что постепенно складывается в систему.
Для того чтобы познакомить учащихся школ нашего сетевого взаимодействия с народными обычаями и традициями, Новозаганская школа в сентябре 2019г. провела этно-экологический фестиваль «Славься, Земля Тугнуйская!» В этом большом по своим масштабам мероприятии приняли участие ученики не только сетевых школ, но и близлежащих школ Мухоршибирского района. Участники фестиваля получили возможность принять участие в народных играх, праздниках и обрядах, познакомиться народным земледельческим календарём, обычаями семейских, старинными сказками, загадками и декоративно- прикладным искусством народов Забайкалья.
В рамках сектора «ТУРбюро» участники проекта разрабатывают разные туристские продукты. Проводят ознакомительные одно и двухдневные туры выходного дня, образовательные и развлекательные.
Нащ туристский продукт состоит из двух элементов: тур (маршрут и программа) и сувениры, выполненные учащимися школ Сети.
Тур-маршруты направлены на формирование и развитие этноэкологических компетенций их участников. Разрабатывается система поддержки школьного туризма на территории Байкальского региона РФ и Монголии. В основу развития экологического туризма положены два главных принципа. Первый — обязательным является соблюдение в путешествии природоохранных требований, второй — туристская экологическая поездка совершается с исследовательскими и познавательными целями. Таким образом, одной из важнейших характеристик этноэкологического туризма является этноэкологическое просвещение.
Туристический маршрут «Селенга – Байкал» предлагает смешанные программы (этнокультура, экология, археология, топонимика). Экологический туризм стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным, познавательным и волонтёрским.
Учащиеся школ сетевого содружества, бывая в туристских поездках, охвачены и волонтерской работой. Одна из основных сфер экологического волонтёрства – это природоохранная деятельность. Наши волонтёры - это учащиеся, у которых главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете. Волонтёры сетевого сотрудничества принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях озера Байкал: уборка берегов от мусора, установление степени загрязнения воды, воздуха, почвы, просветительские встречи с местным населением, другими школьниками, выступления на экологические темы по охране Байкала, сбор информации, подписей в защиту водных ресурсов уникального озера, участие в международных экологических программах- вот неполный перечень деятельности волонтеров. Волонтёрство помогает школьникам найти единомышленников, друзей, получить опыт в природоохранной работе, внести свой вклад в сохранение природы Земли.
В период 2018-2019 года организованы одно и двухдневные туры в п. Новоселенгинск Селенгинского района, с. Истомино и Посольское Кабанского района, с. Новый Заган Мухоршибирского района. Также состоялись многодневные туристические поездки в г. Сухэбатор и г. Улан-Батор Монголии.
Туристам были предложены такие услуги:
- прогулки по живописным заповедным местам по специальным экологическим тропам;
- тематические экскурсии в музеи, исторические комплексы и достопримечательности,
- знакомство с местными обычаями, фольклором, народными промыслами;
- предоставление спортивного инвентаря.
В арсенале услуг также есть возможность участия в торжественных мероприятиях, таких как народные и тематические праздники, фестивали. Для туристов, ориентирующихся на активный отдых с познавательным уклоном, разрабатываются маршруты по окрестностям.
Второй элемент нашего туристского продукта – это изготовление и распространение сувениров. В школах сетевого взаимодействия созданы кружки и студии декоративно-прикладного искусства, где учащиеся изготавливают сувениры, игрушки, украшения.
Руководители детских объединений - люди увлеченные, творческие, мастера своего дела. Педагоги воспитывают, прежде, всего творческий дух личности, навыки творчества, учат творческим приемам и способам
Учащиеся школы № 19 г. Улан-Удэ занимаются изготовлением сувенирных кукол в национальной одежде. Прежде чем приступить к работе изучают быт и традиции народов, народные костюмы и их элементы. Творческая работа состоит из нескольких этапов:
1 этап- моделирование различных форм костюма макетным методом на готовом манекене куклы;
2 этап -раскрой по готовой выкройке платья для куклы и его
изготовление.
3 этап- демонстрация модели.
Изготовление куклы помогает приобщению обучающихся к разнообразным видам деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда, осознанию себя уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также создание при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения,
самосовершенствования.
Учащиеся Сухэбаторской школы № 4 Монголии выполняют прекрасные сувениры из пластилина, древесины и других материалов. Под руководством талантливого педагога изготавливают настоящие шедевры, организуют выставки творческих работ учащихся и выезжают с коллекцией в другие школы. В апреле 2019г. на базе школы № 19 г. Улан-Удэ состоялась выставка работ учащихся Сухэбаторской школы. В экспозицию входило более 200 лучших работ. Выставку посетили около 700 учащихся школ города.
Т.о. школы Сети могут изготавливать сувенирную продукцию и распространять их.
Сектор Г – «ИНФОсеть обеспечивает информационную поддержку нашего проекта. На сайте сетевых школ созданы и ведутся страницы, где отображается ход реализации проекта. На сайте школы № 19 г. Улан-Удэ на странице «Инновационная деятельность» в вкладке «Селенга- Байкал» размещена информация о совместной деятельности Сети, которая обновляется 1-2 раза в месяц. Путевые заметки, небольшие очерки, интервью, заметки о прохождении маршрута или отдельных экскурсий пишут юные журналисты - экологи и этнографы. Особое внимание уделяется правильному написанию пресс-релизов, этому дети учатся под руководством педагогов, ведущих кружки «Проба пера», «Юный журналист» и др.
В рамках образовательных программ кружков юных журналистов учащиеся знакомятся с историей журналистики, журналистскими произведениями, типами и стилями речи, методами сбора информации, жанрами и с тем, как делается газета.
С целью ознакомления более широкого круга педагогической и ученической общественности с реализацией нашего проекта, ходом работы в Сети используем социальные сети такие как «Фэйсбук», «В Контакте», «Инстаграм».
В августе 2019г. пригласили в школу № 19 представителей местного ТВ «Тивиком». В интервью учащиеся рассказали о ходе и промежуточных результатах этноэкологической деятельности, выразили свое отношение к проблемам экологии и поделились с дальнейшими планами по улучшению экологической ситуации в Байкальском регионе. Состоялась встреча и деловой разговор с заместителем министра природных ресурсов Бурятии Тумуреевой Н.Н. Эта встреча определила вектор дальнейшего развития нашего проекта «Селенга- Байкал».
Сектор Д–«ИГРОполис». Игры для школьников – незаменимое условие развития творческого потенциала и стремления к познанию нового. Когда во время игр стимулируется детское воображение, ребята изучают разнообразные способы выхода из критических ситуаций и проблем. Проведение ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр, ситуационно-аналитических рингов, досуговых и оздоровительных мероприятий этно-экологического содержания расширяет кругозор, познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
Когда собираются учащиеся из разных школ сетевого содружества,
игровая технология необходима. Тут игра выступает как фактор коммуникации и адаптации к условиям среды.
В программы туристических туров, фестивалей и иных встреч школьников Сети часто включаем ролевые и деловые игры.
В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Так участники этно-экологической конференции решали социально-экономические и экологические проблемы с. Истомино Кабанского района, находящегося на берегу озера Байкал. Участникам было предложено разделиться на 3 группы. Каждая группа получила задание – защитить свой проект:
1 гр. строительства ночного клуба в с. Истомино;
2 гр. строительство комбината по переработке пластикового вторсырья;
3 гр. строительство торгового центра.
Участники должны были доказать состоятельность и необходимость своих проектов, взвесив «за» и «против». Дебаты получились очень «горячими», но тем не менее соблюдались правила игры.
Т.о. обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.
Участникам проекта нравится командная игра в форме квеста. Современные подростки лучше усваивают новую информацию, которая была добыта и систематизирована ими самостоятельно в процессе интеллектуальной игры.
На одной из встреч учащихся сетевого сотрудничества Новозаганской школой была предложена квест- игра на экологическую тему . Каждая школа представила команду из пяти человек. Команды должны были пойти по заранее продуманному сценарному плану. В сценарии пять пунктов, состоящих из различных заданий:
- знание флоры и фауны Байкала,
- песни и стихотворения о родине и природе,
- задания на смекалку и сметливость,
- проверка выносливости и силы и др.
Этап рефлексии показал, что знания и навыки, приобретаемые подростками в ходе квеста, усваиваются ими незаметно в ходе выполнения предлагаемых заданий. Квест как форму мероприятия можно эффективно использовать в организации этноэкологической работы.
Вывод. Социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха», являясь «местом встречи» ребенка с возможностями для реализации своих ожиданий от школьного образования, дает возможности для самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры и современной экологической науки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-171151-1358063321.jpg)
Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...
ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...
Игровые сетевые технологии как фактор развития творческого потенциала школьника
В данной статье раскрываются особенности игровых педагогических технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-165956-1355734074.jpg)
Информационная культура. Факторы развития информационной культуры
Презентация к уроку "Информационная культура. Факторы развития информационной культуры"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-973611-1510666749.jpg)
вебинар Дружественное социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха» как фактор развития этноэкологической культуры
Одним из основных результатов реализации комплексной этно-экологической образовательной программы «Цветок Байкала» является создание дружественного социокультурного сетевого пространства ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-489472-1433315796.jpg)
Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка
Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...
Игровые сетевые технологии как фактор развития творческого потенциала школьника
Игровые сетевые технологии...