Педсовет "Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога"
презентация к уроку (5 класс)

Педсовет "Эмоциональная компетентность  как фактор развития коммуникативной культуры педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnaya_kompetentnost.pptx371.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога» « Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом» Ш. А. Амонашвили

Слайд 2

Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры педагога через развитие эмоциональной компетентности при взаимодействии с учащимися. Задачи: Создать благоприятные условия для работы группы. Помощь педагогам в осознании значимости заявленной проблемы. Повысить коммуникативную компетентность педагогов. Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность. Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия. Обучить педагогов навыкам релаксации и саморегуляции .

Слайд 3

Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы учащегося, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной компетентности педагога. Под эмоциональной компетентностью мы понимаем интегративное личностное образование, включающее в себя совокупность эмоциональных, коммуникативных, регуляторных, личностных свойств и способностей, обеспечивающих осознание, применение и регуляцию состояний и чувств других людей, самого себя.

Слайд 4

Базовым компонентом эмоциональной компетентности является эмпатия . Уметь сопереживать ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его победам и поражением - одно из ведущих качеств личности учителя. Включенный в педагогическую деятельность, учитель должен не только анализировать свои профессиональные и личностные возможности воздействия на ребенка, но и посредством эмпатии проникнуть в мир его интересов и увлечений. Чем выше у учителя уровень эмпатии по отношению к учащимся, тем точнее учитель может прогнозировать поведение ученика в различных ситуациях, предвосхищать результат различных педагогических воздействия. Эмпатия определяет способность учителя строить отношения сотрудничества и сотворчества. Обучение и воспитание становится эффективным лишь тогда, когда учитель понял ученика, проявил к нему внимание, помог ему.

Слайд 5

Не менее важным качеством, которое входит в структуру эмоциональной компетентности педагога является коммуникативная толерантность. Подлинное общение с учащимися и другими участниками образовательного процесса предполагает принятие человека таким, какой он есть, терпимость к разнообразию личностных, поведенческих интеллектуальных проявлений. Толерантный педагог учитывает различные психофизические возможности, темп, стиль усвоения материала разными учащимися, не делает категоричных оценок, стремится качественно оценивать разные стороны деятельности учащегося. Такой учитель всегда даст ученику шанс быть самим собой. Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Содержание предлагаемых в ходе нашего мероприятия игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл личности подростка, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.

Слайд 6

Упражнение: «Снежный ком». Инструкция: Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая». Следующий участник в кругу говорит: «Представляю вам Мудрую Марину, а я - …», при этом называя себя. Следующий представляет двух предыдущих членов группы и называет себя и т.д.

Слайд 7

Упражнение « Дерево ожиданий» Необходимые материалы: ватманы с нарисованным деревом, стикеры в вид листочков или яблочек. Инструкция: участникам предлагается на стикерах написать свои ожидания от тренинга, озвучить их и наклеить на нарисованное на ватмане дерево.

Слайд 8

Упражнение «Давление» Инструкция: ведущий просит соединить ладони рук на уровне гру­ди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится. Обсуждение: было ли указание сопротивляться левой рукой? Почему не получилось выполнить задание? Ключевой момент – интересы сторон. Почему противоположная сторона себя ведет именно так? Идеи, выносимые на обсуждение: 1. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию. 2. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Слайд 9

Упражнение «Эмоциональная подготовка класса» Информация: для того, чтобы начать урок, педагогу необходимо совершить некие действия, которые в планах урока часто попадают в категорию: «организационно-установочный этап», или «ориентировочно-мотивационный этап», или «подготовка учащихся к работе», или «создание благоприятной атмосферы на уроке и оперативное включение учащихся в деятельность». А какие действия педагога целесообразны на этом этапе? Что происходит с учащимися, когда они слышат следующее? (Эти высказывания можно обсудить с группой). «Я сегодня волнуюсь, волнуетесь и вы…» «Не бойтесь, эти люди здесь не для того, чтобы нас оценивать…» «На уроке не будет ничего страшного… « А как лучше сказать? ( Участники конструируют вводные фразы учителя на уроке . Можно выделить уроки разного характера: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, нового материала и т.п.) Избежать применения выражений, содержащих отрицание, может оказаться весьма трудным. Настолько трудным, насколько вообще трудно говорить фразами, в которых словам тесно, а мыслям просторно.

Слайд 10

Негатив Позитив Не наваливайтесь на стол Отойдите от стола Не могу вести семинары Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного - двух человек Не хочу есть Я сыт Не могу занять тебе денег. Нет денег Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы Здесь Вы находитесь в безопасности Это надежное, укромное место Не путайся под ногами Посиди спокойно Не хочу пить Я уже пил. Безопасный. Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный Не выходите из класса Оставайтесь в классе Я хочу бросить курить Я начинаю здоровый образ жизни Курение помогает снять стресс Курение способствует лучшей концентрации Вода не выходит из ванны Вода остается в ванне Неправда Ложь. Неудовлетворенность Желание. Разочарование Тоска, печаль, грусть. Мне чай без сахара. Мне только заварку и кипяток

Слайд 11

Обсуждение: по окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.

Слайд 12

Упражнение « Я-высказывание » Инструкция: Один из способов открытого выражения желаний и чувств может служить приём « Я-высказывания » Этот приём помогает дать партнёру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответственности. Общая схема проговаривания в рамках этого приёма такова: Событие – Реакция – Причина напряжения (без интерпретации): Событие Реакция Причина напряжения Когда вы кричите (говорите, делаете)… Я чувствую себя (беспомощной, злой, обиженной, у меня возникают проблема)… Я не могу сосредоточиться, я хочу и не могу высказать вам свою точку зрения, потому что у меня были совершенно другие планы… Сформулируйте « Я-высказывание » на предлагаемые ситуации: Учащийся пропустил три дня учебных занятий. Учащийся вновь ушёл с последнего урока. Учащийся часто опаздывает на первый урок. Учащийся притесняет более слабого в группе. Учащийся вам нагрубил.

Слайд 13

Упражнение «Зато…» Материалы : листы и ручки для каждого участника, «волшебный мешок». Описание: ведущий предлагает каждому участнику вкратце описать на листке бумаги какую-либо актуальную проблему, неразрешенную ситуацию на данный момент или трудноразрешимую (допускается анонимность авторства). Далее ведущий собирает листы, помещает в «волшебный» мешочек и перемешивает. Участникам предлагается следующая процедура обсуждения: каждый по кругу вынимает один лист из мешочка с описанной проблемой и приводит как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая или даже выгодная с помощью связок типа «зато…», «могло бы быть и хуже…», «здорово, ведь теперь…». Обсуждение: ч то чувствовали в тот момент, когда осуществлялся поиск возможных путей разрешения конкретно вашей ситуации? Все ли зачитанные ситуации оказались неразрешимыми? Получили ли реальную помощь в разрешении проблемы? Комментарии: если участник по какой-либо причине не смог справиться с заданием и не смог найти путь, то ведущему к анализу и обсуждению стоит подключить всю аудиторию.

Слайд 14

Упражнение: «Подведение итогов» Инструкция: участникам предлагается составить памятку коллегам, которые не присутствовали на тренинге. Можно использовать собственный опыт, который не проговаривался в процессе тренинга, а также приобретенные в процессе тренинга знания, которые они посчитали наиболее полезными. Когда памятка составлена, подгруппа передает ее по часовой стрелке в другую подгруппу, которая отмечает галочкой наиболее важный, по мнению всех участников подгруппы пункт. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную рекомендацию и сообщают ее группе. При желании группа может составить одну общую памятку, которую педагоги могут использовать в своей работе. В заключение ведущий предлагает участникам сообщить группе – что лично для каждого было важным в общей работе.

Слайд 15

Что необходимо успешному учителю чтобы создать успешного ученика? Чётко управлять учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников. Хорошо знать и любить свой предмет. Уметь терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует. Учить, предпочитая тёплое, человеческое общение с учениками. Быть всегда организованным, собранным, активным, энергичным, подготовленным к работе. Считать своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания. Владеть образовательными технологиями, уметь объяснять, спрашивать, организовывать работу учеников, применяя разные методы. На сегодняшний день учитель в школе - это наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам. Успешный учитель – это: глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Слайд 16

Позитивный учитель – успешный учитель – успешный ученик – успешный выпускник

Слайд 17

Если вы, нахмурясь , Выйдете из дома, Если вам не в радость Солнечный денек, - Пусть вам улыбнется, Как своей знакомой, С вами вовсе незнакомый, Встречный паренек. И улыбка, без сомненья, Вдруг коснется ваших глаз, И хорошее настроение Не покинет больше вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа: "Коммуникативная культура педагога по программе "Актуальные проблемы психологии и педагогики".

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-ЭкзюпериЛичностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не слу...

Коммуникативная культура педагога

Практико-значимы проект, выполненный на курсах "Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики", 2011 год....

Коммуникативная культура педагога

проект по теме "Коммуникативная культура педагога" разработан для прохождения курсов "Человек и общество"...

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....

Информационная культура. Факторы развития информационной культуры

Презентация к уроку "Информационная культура. Факторы развития информационной культуры"....