Конспект занятия по трудовому обучению Тема: "Лавка ремесел"
план-конспект
Данный материал будет полезен для воспитателей, учителей и работникам дошкольного образования. Он расчитан для детей 6-10 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по труду | 557.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Тема : «Лавка ремесел»
Воспитатель:
Т.С.Дымова
2020 год.
Конспект занятия по ручному труду
(для детей 6-10 лет)
Цель: формирование представлений о народных ремесел (профессий).
Задачи:
- расширить представления детей о ремёслах (профессиях), через сообщение новых сведений и выполнение разнообразных творческих заданий.
-Развивать аналитическое мышление учащихся, умения сравнивать, обобщать информационный материал;
- Воспитывать в детях уважительное отношение к людям разных профессий.
Форма: познавательная игра-путешествие.
Оборудование: иллюстрационный материал (изображения видов ремесел), …
Содержание мероприятия:
1. Организационный момент.
Ритуал приветствия…
П: -Посмотрите, ребята, как много у нас сегодня гостей. По старому русскому обычаю давайте пожелаем им здоровья. А что для этого надо сделать? Правильно, поздороваться (Дети здороваются с гостями).(дети рассаживаются на свои места).
П: -«Делу время, потехе час»- говорит старинная русская пословица. О труде, главном содержании человеческой жизни, издавна говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках. О том, как трудились люди на родной земле, писали и русские писатели, а поэты слагали стихи. Ребенок читает стихотворение:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…..
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
П:-А пока вы школьники, главный ваш труд - учёба. Вы должны получить знания, которые вам в будущем помогут овладеть разными профессиями.
2. Актуализация знаний:
-Сейчас посмотрим, как вы усвоили материал предыдущих занятий. Проводится малоподвижная игра «Яблочко». Дети становятся в круг и под музыку передают яблоко, когда музыка стихнет, тот у кого в руках окажется яблочко тот говорит: «Яблоко в руках держу все, что знаю, расскажу!»
П:
-Расскажи как называется изготовитель деревянных игрушек?
-фарфоровая посуда с сине-голубым рисунком?
-центр производства кованых расписных подносов?
-кто плетет лапти и корзины?
-чем занимается извозчик?
-какими цветами знаменита хохломская роспись?
-помощник мастера?.
3. Основная часть.
П:- И так, мы с вами продолжаем путешествовать по Городу Мастеров. Хороший товар делают , как мы знаем - мастера. Много труда, выдумки, любви вкладывают они в свои изделия. Им хочется и людей порадовать и своё мастерство показать. Но чтобы показать свое мастерство люди также как и сейчас получали навыки мастерства в специальных ремесленных мастерских. Вот как раз сегодня мы продолжим наше путешествие и переместимся по нашему Городу мастеров в «Лавку ремесел» (играет рус. народная музыка, дети вместе с педагогом проходят к вывеске «лавка ремесел»).
Детей встречает в лавке торговец:
Т:-Подходи, честной народ
Торговец навыки здесь продает!
Кому тыщу, кому три
Заходи ! Приобрети!
П:-Здравствуйте, уважаемый торговец! Нам с ребятами кажется, что в лавках торгуют каким либо товаром, а у тебя навыки какие-то продаются..?
Т:- Добрый день! Я рад приветствовать вас в своей лавке ремесленников.
Да, моя лавка необычная, ремесленная, а ремесло в старину так и переводилось как занятие, профессия ,значит я торговец профессиями.
- А вы ребята, хотите приобрести какую - ни будь профессию?(ответы детей).
П: -Однако просто купить профессию невозможно, чтобы стать квалифицированным специалистом с дипломом и устроиться на работу необходимо обладать определенными умениями и навыками.
Т: - Да, да и не только ручной умелостью, но и смекалкой и сообразительностью! Вот сейчас и проверим, насколько вы сообразительны.
У каждого в жизни своя забота:
Чтоб всегда была любимая работа.
Кто из вас смекалкой обладает,
Пусть загадку хитрую отгадает.
-Чтоб заиграл красиво музыкант,
Проявить ему нужно… талант
-Чтоб сшить модные брюки,
Нужны портному умелые … руки
-Чтоб шоферу автобусом управлять,
Нужно правила … движенья знать
-Чтоб у повара пирожки получились вкусные,
Надо владеть технологическими операциями …искусно
-Вижу, что знаете вы, друзья,
Трудом гордится наша ... Земля
-Ребенку и взрослому нужен труд,
Терпенье и труд все … перетрут!
-Молодцы ребята!
П: -Ребята, Давайте вспомним, какие ремесла были у наших предков. А для этого поиграем в русскую народную игру «Бубен». Заведем круг (дети вместе с педагогом образуют круг) .
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот отгадку скажет нам.
Путешествую по свету,
Я объехал уж весь мир.
Я привез меха, конфеты,
Ткани: шелк и кашемир.
Угадайте ж, наконец,
Ремесло мое….(КУПЕЦ)
Нужен вам платок
Или платье новое,
изготовлю в один миг.
Управляюсь лихо ,
Ремесло мое…(ТКАЧИХА)
Драгоценности, алмазы,
Покорили уж весь мир.
Изготовлю украшенья –
Я великий ….(ЮВЕЛИР)
Надо лошадь подковать,
Изготовить ключ к замку,
Что угодно – все смогу.
Даже меч – кладенец,
Ремесло мое — ….(КУЗНЕЦ)
Сколочу вам лавку, стол,
Да еще скамейку.
Проворный я работник,
Самый лучший ….(ПЛОТНИК)
Я из пушистой шерсти
Напряду вам пряжи.
Смотаю все в клубочки
и свяжу носочки,
или теплую рубаху,
потому что я ведь …(ПРЯХА)
Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….(ГОНЧАР).
Дети рассаживаются по местам.
П:- Спасибо ребята, смекалку свою проявили, памятью своей блеснули.(вывешивается табличка с навыком –смекалка и сообразительность).
Т: - Есть у меня для вас еще одно задание на внимание.
-Каждому из вас я раздам картинки на которых написано задание , его надо выполнить, будьте внимательны!
Игра «Дорисуй недостающую деталь»
Дети выполняют задание за столом на индивидуальных карточках.
П:-Молодцы, ребята, справились с заданием быстро.( вывешивается табличка с навыком – внимание).
-Уважаемый торговец, Вы убедились, что наши дети действительно сообразительны и внимательны?...Тогда мы хотим показать, на что мы еще способны. А Вы пока посидите и на нас посмотрите.
Т: -Хорошо!
Работа с литературным источником «Народная мудрость в пословицах».
П: - Чтобы продать свой товар ремесленники должны были как говорят сейчас прорекламировать свой товар, следовательно и речь их должна была поставлена правильно, грамотно. Еще один навык, которым должен обладать мастер это умение высказывать свою мысль. Сейчас мы проверим, обладаете ли вы таким навыком…
П:- Я заметила, что в нашей лавке есть «Мешок мудрости», давайте его откроем…( внутри которого на отдельных бумажках написаны пословицы, дети вытягивают их по одной и объясняют их смысл).
На отдельной бумаге напечатаны слова, любой ребенок достает ее и читает написанное :
« Народная мудрость всегда помогала в работе, множество пословиц и поговорок сложили народные умельцы о своих ремеслах. Вам задание : прочитайте пословицы и объяснить их смысл».
1 ребёнок. Глину не мять – горшков не видать.
2 ребёнок. Девицу веретено одевает.
3 ребёнок. Нынче гуляшки, да завтра гуляшки – находишься без рубашки.
4 ребёнок. Не игла вышивает, а руки.
5 ребёнок. Не молот куёт, а молодец, что молотом бьёт.
6 ребёнок. Всякому молодцу ремесло к лицу.
П: -Молодцы, ребята! Кто может сказать, что надо делать, чтобы ваша речь стала более грамотной и выразительной ? ( читать). (вывешивается табличка с навыком – выразительная, грамотная речь).
-Уважаемый торговец ,а что еще интересного есть у тебя в ремесленной лавке?
Т: - Для хорошего человека всегда найдется работенка!
Только вот мне жуть как интересно, умеете ли вы работать дружно и слаженно ?
П: - Так ведь это легко проверить! Ребята давайте разделимся на 2 подгруппы по одинаковому количеству человек ( дети делятся по желанию).
- Как народ говорит - в хороших руках и дело горит, что бы это значило? (ответы детей) .
-Горит значит быстро, ловко и хорошо.
Практическое задание «Портняжки».
Т: - Я уверен следующее задание будет вам по плечу!( торговец достает короб с заданием).
П: - Каждый участник группы получит свое задание:
1-отмерить нитку через локоток
2-вдеть нитку в иголку
3-завязать узелок
4-пришить пуговку
5-завязать узелок
Выполненным задание считывается, если оно сделано бесшумно, быстро и аккуратно!(вывешивается табличка с навыком –умение работать вместе, дружно)
П: -В старину люди не только умели хорошо работать но и отдыхать.
-Есть ли у тебя торговец для нас игра?
Т: - Как у наших у ворот
Собрался честной народ!
Будем в игры мы играть
Настроенье поднимать!
Подвижная игра «Заплети косу»
Детям раздается палочка с атласными лентами(3 шт.) Каждая группа детей должна двигаться в определенной последовательности так чтобы заплести косу. Ленту брать за концы.(звучит фоновая музыка).
П: -Какой навык можно приобрести во время игры? Что вы делали? (двигались)-(подвижность, активность). (вывешивается табличка навыка)
-Ребята, как вы думаете, достаточно ли мы с вами приобрели навыков, чтобы стать отличными мастерами? Давайте их проговорим (каждый по очереди ребенок читает надписи на табличках: смекалка и сообразительность, хорошая память, внимание, выразительная речь, умение работать дружно вместе, подвижность и активность, идет обсуждение).
Практическая часть
Т: -Правы вы ребята , без умения и сноровки ни одно дело не спорится. Как в народе говорится: куда лопата идет, туда и вода течет!
П:-Ну молодец торговец, всегда то у тебя речи к месту!
Т:- Это вы о чем?
П:- Так ведь и мы не лыком шиты, хотим еще тебе один навык показать-ручную умелость.
- А для этого я предлагаю вам (обращается к детям) сегодня украсить деревянную лопатку в технике декупаж. И тебя (обращ. к торговцу) приглашаем вместе с нами освоить эту технику. (дети вместе с педагогом украшают лопатку).
4.подведение итогов (момент рефлексии)
П:-Ребята вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие по городу мастеров. После любого путешествия всегда остаются масса впечатлений и эмоций. Я хочу чтобы вы сейчас поделились своими впечатлениями об этом небольшом приключении .
- что нового узнали?
- что больше всего запомнилось и понравилось на занятии?
- какие моменты хотели бы повторить ?
- как вам могут пригодиться полученные сегодня навыки в повседневной жизни?
Дополнительные задание по группам:
1группа – игра «Наборщик». Из слова ремесло составить как можно больше слов.
2группа – игра «Найди пару». Детям предлагаются картинки с изображением разных ремесел и слова их определяющие, необходимо каждой картинке подобрать соответствующее слово.
По вертикали:
1. Центр глиняной игрушки на реке Вятка.
2. Деревянные игрушки, хранящиеся одна в другой.
3. Фарфоровая посуда с сине-голубым рисунком, на белом фоне.
По горизонтали:
1. Центр производства кованых расписных подносов.
2. Деревянная посуда с золотым фоном и красно-черной росписью.
3. Центр производства и матрешек и деревянной расписной посуды.
Бортник
Шарманщик
Бурлак
Трубочист
Коробейник
Фонарщик
Квасник
Звонарь
Извозчик
Кузнец
смекалка и сообразительность
хорошая память
внимание
выразительная речь
умение работать дружно вместе
подвижность и активность
ручная умелость
Глину не мять – горшков не видать.
Девицу веретено одевает.
Нынче гуляшки, да завтра гуляшки – находишься без рубашки.
Не игла вышивает, а руки.
Не молот куёт, а молодец, что молотом бьёт.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация творческой деятельности учащихся классов VIII вида на занятиях по трудовому обучению
Для повышения эффективности занятий по трудовому обучению, наряду с основной педагогической деятельностью по проведению уроков необходима организация дополнительного образования в виде факультативов, ...
Конспект урока по трудовому обучению (цветоводство) на тему "Комнатные растения"
Коррекционно-развивающий урок в 4 классе по трудовому обучению "Цветоводство"...
Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок»
Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок» по теме "Снежинка" , в ходе которого дети обучаются различным приемам конуструирования объемной салфетки из бумаги, рекомендован ...
Занятие профессионально - трудового обучения в 5 классе.
Предмет. Швейное дело. Класс. 5. Четверть I. Раздел программы «Ремонт одежды». Тема урока. Виды пуговиц. Пришивание пуговиц. Тип урока. Комбинированный. Цель. Дать представление о видах пугови...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ В 9 КЛАССЕ
Любой урок будет для детей результативным, если заинтересовать их формой проведения. Данный урок вобрал в себя как традиционные, так и редко встречающие формы и методы проведения уроков трудового обуч...
Внеклассное занятие по трудовому обучению - КВН "Жизнь - это труд"
Внеклассное занятие по трудовому обучению - КВН "Жизнь - это труд"...