Образовательная программа "Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся"
рабочая программа
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uchebno-issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx | 48.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся»
Составила:
Некипелова Лариса Иннокентьевна
учитель иностранного языка
первой категории
2014
Пояснительная записка
В современном, стремительно меняющемся мире, исследование рассматривается не только как узкоспециальная деятельность, но и как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В этих условиях эффективной технологией, позволяющей опираться на самостоятельную активную деятельность учащихся в процессе обучения и способствовать становлению их компетентности, является исследовательская деятельность на основе использования информационных технологий.
Для построения образовательного процесса, направленного на развитие исследовательской компетентности, используются различные образовательные среды, в том числе одна из перспективных для системы образования в школе – научное общество учащихся.
Предпосылками для разработки данной программы стали:
- новые цели образования, востребованные обществом;
- бурный рост развития электронных сетевых услуг и средств коммуникации;
- постоянно растущий спрос на качественное и интерактивное образование в области учебно-исследовательской деятельности;
- более активный спрос на современные средства обучения с использованием Интернет - технологий
Направленность программы - социально-педагогическая. Каждый участник программы имеет возможность выстраивать процесс обучения в соответствии с индивидуальным предпочтениями, с непосредственным опытом, их потребностями и интересами.
В качестве ожидаемого образовательного продукта выступают исследовательские работы учащихся в различных научных областях: математике, физике, химии, иностранных языках, русском языке и литературе, техническом творчестве, биологии, экологии, истории, историческом краеведении, культуре и культурологии Бурятии.
Сопровождающую роль в учебно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности школьника: чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.
Цели:
Становление исследовательской компетентности школьников через включение учащихся в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами;
Создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.
Задачи:
- Повышение мотивации к познанию окружающего мира путем активизации личностной позиции в образовательном процессе.
- Приобретение исследовательского опыта через информационно-коммуникативные навыки учащихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме.
- Освоение методики учебного исследования - самоорганизованной деятельности, обусловленной логикой научного исследования.
Участники программы:
- учащиеся школы;
- учителя, педагоги дополнительного образования;
- ученые, консультанты, специалисты;
- родители.
При выборе направления исследования учитываются: возрастные особенности, познавательный интерес.
Обучение организовано с учетом следующих приоритетов:
- практикоориентированная, деятельностная форма овладения содержанием;
- диалоговая форма взаимодействия;
- акцент на развитие рефлексивного сознания;
- предоставление возможности построения индивидуальной траектории освоения темы исследования (выбора темпа и продолжительности работы).
Схема обучения:
- изучение материалов по теме модуля;
- общение с экспертами;
- выполнение работ;
- подведение итогов, разбор решений, анализ типичных ошибок
Обучение распределено по 3-м этапам (3 модуля):
1 этап организационно - подготовительный « Первые шаги в науке»;
2 этап: технологический « Школа исследователя»;
3 этап: презентативный «Мой мир, мои открытия».
В течение каждого модуля (один - два месяца) в отведенное время, участник научного общества занимается по теме модуля.
Модульность программы позволяет учащимся осваивать содержание модулей в произвольном порядке. При оценке результатов оценивается не только качество исследовательской работы, но и личная деятельность учащегося. Перевод успехов учащихся в НОУ в успешность в рамках учебных дисциплин в школе можно отследить по выступлениям на занятиях, использованию научной терминологии и элементов научного стиля изложения учебного материала, по участию в школьных научно-практических конференциях, олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.
Ожидаемые результаты и механизм отслеживания результатов:
В качестве образовательной продукции для учащихся научного общества «Форвард» выступают их идеи решения проблем, сконструированные модели, обнаруженная в источниках, в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, результаты участия в мероприятиях по исследовательской деятельности (научно-практические конференции, конкурсы).
При отслеживании результатов учитываются особенности взаимодействия школьника с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем модулей, степень отличия предъявляемых результатов от типовых и общедоступных данных и т.д. Оценке подлежат как информационные, так и деятельностные результаты обучения, интеллектуальный уровень развития мыслительных процессов и исследовательская активность:
- сформированность умений понимания текстов, обработки информации разного вида;
- устойчивый интерес к исследованию: понимание значимости исследования, наличие познавательных и личностных мотивов;
- накопление исследовательского опыта в ходе практической деятельности, развитие навыков: креативных, целеполагания, мыследеятельности, самоанализа и самооценке собственных исследований;
- библиотека «знаниевых» ресурсов: научно-методических и технологических материалов и разработок описывающие исследовательские механизмы и организационные формы развития исследовательской компетенции.
Фиксируемые умения:
- выделение проблемы;
- определение цели и задач исследования;
- формулирование гипотезы;
- выделение объекта исследования;
- определение структуры работы;
- создание плана исследования;
- умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования);
- анализ адекватности выбранных методов задаче;
- дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой;
- корректирование программы исследования.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням :
- недостаточный;
- допустимый;
- оптимальный.
Недостаточный: только внешний мотив; отсутствует стремление к самообразованию; редкое обращение к научной литературе в процессе исследования; низкая активность и самостоятельность; учащиеся воспроизводят знания и умения на репродуктивном уровне по известному алгоритму; отсутствует необходимость в самоанализе и самооценки.
Допустимый: ситуативный интерес к исследованию: непоследовательность в действиях; эпизодическое изучение научной литературы; невысокая степень активности и самостоятельности в решении проблемных ситуаций; удовлетворенность результатами; эпизодичный самоанализ, самооценка.
Оптимальный: познавательные, профессионально-ценностные и личностные мотивы; последовательность в действиях; стремление к самообразованию; постоянное изучение научной литературы; устойчивый интерес; высокая активность и самостоятельность в рамках выполнения исследования; неудовлетворенность результатами деятельности; самоанализ и самооценка проведенного исследования.
Содержание программы
Первый этап: «Первые шаги в науке»
Задачи: Главной задачей данного организационно-образовательного этапа «Первые шаги в науке» является вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.
Наименование модуля | Тематика модуля |
1модуль |
|
Содержание и формы организации:
| Содержание | Форма |
Блок понятийной работы | Цель включения в программу. | Обоснование темы, направления работы. |
Блок деятельности | Целеполагание. | Ответы на вопросы. |
Рефлексивный этап. | Рефлексия этапов. |
|
Ожидаемый результат:
- Умение видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявить в ней условия;
- Создание общего эмоционального поля участников.
Второй этап: «Школа исследователя»
Задачи: Главной задачей данного технологического «Школа исследователя» является создание учащимися в учебно-исследовательской деятельности основной части своей работы.
Наименование модуля | Тематика модуля |
2модуль.Информационно-аналитический | Работа с информацией:
|
3модуль. Доказательство | Подтверждение гипотезы в опытно-экспериментальной работе:
Классификация типов и задачи эксперимента. |
4модуль. |
Научное консультирование. |
Содержание и формы организации:
| Содержание | Форма |
Блок понятийной работы | Основные понятия исследования | Работа с информационными источниками |
Блок деятельности | Поиск информации по теме. | Работа с литературой, в |
Рефлексивный этап | Рефлексия этапов, модулей |
|
Ожидаемый результат:
- Уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их;
- Сбор материала по теме работы, его анализ, синтез и представление в виде реферата;
- Проведение опытно-экспериментальной работы, подтверждающей выдвинутую гипотезу.
Третий этап: «Мой мир, мои открытия»
Задачи: Главной задачей данного презентативного «Мой мир, мои открытия» является обобщение учащимися результатов учебно-исследовательской деятельности и представление их .
Наименование модуля | Тематика модуля |
4модуль. |
|
Содержание и формы организации:
| Содержание | Форма |
Блок понятийной работы | Анализ выполненной работы | Взаиморецензирование, обсуждение критериев оценки |
Блок деятельности | Оформление работы в виде исследования | Общение с консультантом |
Рефлексивный этап | Рефлексия этапов, модулей |
|
Ожидаемый результат:
- Написание исследовательской работы, создание электронной презентации;
- Самоанализ и самооценка собственных исследовательских действий.
Методическое обеспечение
Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно - методического обеспечения:
- презентации, индивидуальные задания по темам исследования;
- лекционный материал по темам модулей;
- планы проведения этапов исследования;
- опорные вопросы и индивидуальные задания для отслеживания результатов;
- критерии оценивания исследовательских работ и требования к их оформлению;
- примеры постановки проблем в естественно-научных дисциплинах;
- методологические основы научного познания и творчества;
- общая классификация научных исследований;
- методика организации и ведения реферативной исследовательской и проектно-исследовательской работы;
- методика проведения интеллектуальных игр;
- методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента;
- тематика опытнической и исследовательской работы;
- анкеты, вопросники, инструкции, рекомендации экспертов;
- перечень научных статей по теме исследования;
- дневник исследователя- пополняемый «банк» с записями, тематических лекций, бесед со специалистами, применяемыми методиками, результатами опытно-экспериментальной работы.
Методическое обеспечение
- Задание по проведению интеллектуальной игры
- Методика: «Исследовательская деятельность учащихся: вопросы организации и методики»
- Методика:«Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем»
- Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
- Методика проведения целеполагания
- Опорные вопросы по целеполаганию
- О гипотезах в науке...
- Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников.
- Методика рефлексивной работы.
- Анализ эмоциональной рефлексии
- Список тем по направлениям
- Критерии, относящиеся к значимости учебных проблем для учащихся и определяющие тематический выбор проблем
- Алгоритм выбора темы
- Методика создания гипотезы
- Инструкции: «Критерии экспертной оценки темы»
- Инструкции «Анализ гипотезы»
- Методика разработки плана работы
- Методика: «Опытно-экспериментальная работа».
- Рекомендации по проведению опытно-экспериментальной работы для каждого участника
- Анкета для педагогов по готовности к руководству исследовательской деятельности учащихся
- Рекомендации педагогам по организации учебно-исследовательской деятельности и значимости учебных проблем для учащихся
- Инструкция для педагога по основным понятиям исследовательской деятельности
- Инструкции по работе с источником
- Методика написания реферата, исследовательской работы, тезисов, аннотации, научного доклада, презентации
Требования к оформлению списка литературы и других источников по теме исследования.
Литература
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6.-с.4-29.
- Гоман И. Г. Исследовательская работа на уроках английского языка. Новокузнецк, 2006
- Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.- 40с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ
Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его. Любить и у...
«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)
В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...
Итоги методической недели «Реализация программы формирования компетенций обучающихся в области использования ИКТ, в учебно-исследовательской, проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО, ООО»
После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)
Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предм...
Сетевой проект как образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности
Презентация для тех, кто заинтересован в создании сетевых обазовательных проектов....
Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).
В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...