Сетевой проект как образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности
презентация к уроку по литературе
Презентация для тех, кто заинтересован в создании сетевых обазовательных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое сетевой образовательный проект? | 485.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность 21 января 2010 г. впервые прозвучала президентская инициатива «Наша новая школа», среди пунктов которой были переход на новые образовательные стандарты и развитие системы поддержки талантливых детей. Прошло 8 лет. В школах происходит цифровое оснащение кабинетов, педагоги активно повышают квалификацию по ИКТ-компетентности и ФГОС, организуют внеучебную деятельность учащихся. В этих условиях всё более актуальными становятся сетевые проекты .
Введение Основное требование нового ФГОС - научить школьников учиться: Самостоятельно добывать знания; Уметь работать с информацией; Эффективно использовать полученную информацию.
Сетевой проект Интегрирует в себе проблемный подход; Включает исследовательские и поисковые методы обучения. Как? Что? Зачем?
Проблемы, с которыми сталкиваются учителя: Что такое сетевой проект? Как выбрать тему сетевого проекта? Каковы этапы проектной деятельности в сети интернет? Как организовать работу над проектом при изучении русского языка? Как правильно оформить презентацию, сайт, блог или иной конечный продукт проекта ?
Проектная деятельность направлена на выработку следующих самостоятельных исследовательских умений: Сбор и обработка информации Проведение эксперимента Формулировка проблемы Анализ полученных результатов
Проектная деятельность Развивает логическое мышление Объединяет полученные в ходе учебного процесса знания Развивает творческие способности Приобщает к конкретным жизненно важным проблемам
Что такое сетевой проект ?
Проект (от лат. projekt – брошенный вперед) – план, замысел, описание того, что предстоит сделать. Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы , на достижение оптимальным способом заранее запланиро-ванного результата .
Не стоит путать! Метод проектов – педагогическая технология. Проект – совокупность определенных действий и замыслов для создания реального объекта или теоретического продукта. Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Не стоит путать! Сетевой (телекоммуникационный) проект – это сетевое удалённое взаимодействие учащихся из разных к лассов, школ, регионов и стран. У участников проекта должны быть едиными: тема проекта, цель, к которой идут команды, формы работы, методы исследования. Конечный продукт – это результат сетевого взаимодействия всех его участников. Сетевой учебно-исследовательский проект может быть реализован в рамках ФГОС-ов второго поколения.
Как выбрать тему сетевого проекта ?
Тема должна представлять интерес для ученика! 1) Предлагаем какую-либо проблему в самых общих чертах и даем ученикам возможность обсудить ее и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. 2) Можно предложить собирать разную информацию по общей теме.
Требования к формулировке темы (названия) проекта в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна; название должно выражать главную идею; название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание; название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.
Каким может быть сетевой проект ? Проектный продукт
Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация; видеоклип; видеофильм; гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальным материалом); компьютерная графика; веб-сайт.
Научные или учебные материалы: научный доклад; научная статья; сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.п.; отчет об исследовательской экспедиции; анализ данных социологического опроса; словарь; тесты; атлас, карта; учебное пособие.
Публицистические материалы: стенгазета; школьная тиражная газета; журнал; заметка, интервью, обзор и т.п. Нормативные документы: инструкция; законопроект; система школьного самоуправления.
Творческий продукт: сборник стихотворений; литературный альманах; альбом с иллюстрациями; картина; театральная постановка. Мероприятия: экскурсия; праздник; соревнование; деловая игра; викторина (КВН, «Что? Где? Когда?» и т.п.); выставка; пресс-конференция; литературное кафе. NB! Одна и та же тема может быть реализована через разные проектные продукты.
Каждый сетевой проект реализуется в несколько этапов Этапы реализации
Этап 1. Подготовительный Определение темы, целей проекта и конечного продукта. Этап 2. Планирование Уточнение количества участников. Формирование групп. Распределение обязанностей. Определение источников информации. Ознакомление с критериями оценки результатов. Составление оптимального плана работы. Этап 3. Реализация проекта Сбор и обработка информации. Решение возникающих вопросов и проблем. Корректирование планирования (при необходимости). Оформление документации проекта. Этап 4. Презентация проекта Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии). Ответы на вопросы. Интерпретация полученных результатов. Этап 5. Осмысление и оценка проекта Подведение итогов. Оценка итоговых и промежуточных результатов. Самоанализ работы в группах.
1. Подготовительный э тап заканчивается формулированием: Темы (что мы будем делать?) Цели (для чего мы будем это делать?) Задача проекта (как мы будем это делать?) Определением проектного продукта (что должно получиться в результате?)
Этап 2. Планирование Учитель Ученики Предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время Разбиваются на группы, распределяют роли, определяют вид проектного продукта и форму его представления, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом
№ п / п Содержание работы Срок выполнения Место и время проведенных совместных обсуждений Ответствен-ный Лист планирования (вариант) Алгоритм планирования работы над проектом: Шаг 1. Зачем мы это делаем? (Формулирование проблемы и цели проекта). Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта). Шаг 3. Кто это будет делать? (Формирование групп, назначение ответственных). Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? Что еще необходимо? (Выявление имеющихся и необходимых ресурсов). Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Основные этапы работы). Шаг 6. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развернутого плана работы). Шаг 7. К какому сроку необходимо закончить работу ? (Построение графика проектной работы).
Этап 3. Реализация сетевого проекта Важнейшая задача учителя на данном этапе грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность учащихся и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности. Ученики Учитель Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта Оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков
Этап 4. Презентация сетевого проекта Основная задача этого этапа – представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Ученики Учитель Представляют результаты проекта, демонстрируют понимние проблемы, цели и задачи проекта, дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Принимает отчет; оценивает умение выступать, общаться, слушать, обосновывать свое мнение; подводит итог обучения.
Этап 5. Осмысление и оценка проекта Вопросы для обсуждения проекта: Что было самым трудным в работе над проектом? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решали? Можно ли считать проблему решенной? Чем работа в конце проекта отличалась от работы в его начале? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным из того, что вы узнали? Ученики Учитель Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности Оценивает усилия учащихся, качество отчета, возможности дальнейшей работы
Типы сетевых проектов По содержанию Монопредметный проект: проект по одному учебному предмету. Межпредметный проект: проект, объединяющий несколько предметных областей. По организационной форме Групповой проект выполняется группой (группами) учащихся. По времени выполнения Кратковременный : несколько уроков. Долговременный: от недели до года. По характеру контактов Внутренний (региональный). Международный.
Список литературы: 1) Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 2) Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват . учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. 3) Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват . организаций. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2013. 4) Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003 г. 5) Нарушевич А. Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н /Д: ООО «Легион», 2013. 6) Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. – М.: Просвещение, 2011. 7) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности школьников»
Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мы...
Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"
АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности» Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...
проект "Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство повышения читательской компетенции обучающихся"
Проект в рамках инновационных технологий участника конкурса в номинации "Современные образовательные технологии"Сетевой урок внеклассного чтения в 8 классе по теме В.Каверин &quo...
Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»
Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой ...
Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).
В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...
Надбитов Р.К. Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия. Статья в журнал "Исследователь". 2020 г.
Публикация в журнале...
Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»
Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...