Урок мужества "Воевавшие сыны не воевавших отцов"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Урок Мужества
«Воевавшие сыны не воевавших отцов»
Цель урока:
1. Рассказать ребятам о войне на территории Чеченской Республики.
2. Повысить уровень гражданско-патриотического воспитания школьников.
3. На примере своих земляков показать учащимся, что совершить подвиг может каждый.
Оформление зала:
Плакаты на стене, живые цветы, карта России, герб и флаг России, поминальные свечи, портреты наших земляков, погибших на территории Чеченской Республики и в на территории Афганистана, видеозаписи из архива тех, кто приглашен на вечер, кассета с фильмом «Марш - бросок», метроном, аудиозаписи с песнями О. Газманова, Ennio Marricone, выставка рисунков « Выстрелы после победы»
Содержание плакатов: «Та страна, что должна быть раем, стала логовищем огня» Н. Гумилев; «Кто говорит, что на войне, нестрашно, тот ничего, не знает о войне»Ю. Друнина.
На вечер приглашены сотрудники Краснозёрского РОВД, преподаватели и учащиеся школы.
На фоне песни «Господа офицеры» в исполнении О. Газманова,
все, присутствующие в зале стоят.
После того, как закончился первый куплет, звучит метроном, на его фоне говорит ведущий.
Ведущий: 11 декабря 1994 года на территории Чеченской Республики началась война. И с того времени в ней насчитываются тысячи убитых, сотни раненых и пропавших без вести. Только в период с 1 января 1995 года по 26 февраля 1995 при взятии города Грозный погибло 2000 тысячи человек, а более 500 человек пропало без вести.
За последние два тысячелетия на долю нашей страны выпало три войны!
Великая Отечественная война длилась 4 года и унесла жизни
27 миллионов человек, а судьбы еще пяти миллионов до сих пор не известны. За 10 лет войны в Афганистане наша страна потеряла 14,450 человек, а 36 тысяч вернулись из Афганистана израненными, без вести пропало 415. Из плена удалось освободить 50 человек, 31 из них вернулся на родину, остальные находятся на Западе. Огонь чеченской войны прошли 113 тысяч российских солдат и офицеров. Почти каждый десятый был убит, ранен или пропал без вести ( хотя точные цифры известны лишь богу). Когда думаешь об Афганской и Чеченской войнах невольно задаешься вопросом: « Кому и зачем они были нужны?»
Звучит стихотворение в исполнении учащихся 7 класса
« Я не знаю кому и зачем это нужно…»
Чеченская война длилась около 12 лет! У этой войны ещё нет истории, она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам неопасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны уже есть свидетели - тысячи свидетелей, и они хотят быть услышанными.
Кому зимой 95-го доводилось проезжать по Ярославскому шоссе мимо Чкаловской, тот видел «стену плача»: обыкновенный бетонный забор аккурат на глиссаде, по которой заходили на посадку «черные тюльпаны». Борты везли из Чечни первых «цинковых мальчиков». На заборе сотни красных, словно капелек крови, ленточек.
...Январь 1995 года. Зал ожидания на военном аэродроме больше напоминает ритуальное помещение морга: исступленно рыдающие женщины в черных платках, мужчины с окаменевшими лицами... Самолет после приземления (обычно - в сумерках) медленно и словно виновато прокрадывался на край аэродрома и глушил двигатели. Солдаты начинали разгрузку «груза 200». Иных привозили, как мороженых кроликов, -голых и навалом. Солдаты из разгрузочной команды в запотевших респираторах растаскивали тела, отыскивая на останках бирки и написанные зеленкой номера. Затем трупы везли в здание ангара. Пронзительно-дикие женские крики не мог заглушить даже рев авиационных двигателей. Когда родственников подводили к гробам или носилкам, двое дюжих солдат, уже в совершенстве отработавших свой маневр, становились рядом и мгновенно подхватывали падающих в обморок... Поток черных платков тек к ангару, другой, с носилками, - навстречу ему. И от этого казалось, что простреленные горем люди ходят по кругу - не было конца этой скорбной карусели...
На фоне музыки звучит стихотворение… « Идет война»
Идет война, но это не событие.
Живем мы параллельно рядом с нею.
Страна не прерывает чаепитие.
Экраны голубые не краснеют.
Нельзя сказать: "Вставай, страна огромная!"
Нельзя понять, чем можем мы гордиться.
Нельзя узнать, кто есть та сила темная,
В борьбе с которой нечего стыдиться...
И дьявольским огнем глаза обманщиков
Горят на нас почти со всех каналов.
В домах считают мамы годы мальчиков,
А в роддомах - учет для генералов.
Там ждут на свет отцы нетерпеливые
Наследников - и русских, и чеченцев...
Там пребывают женщины счастливые...
Там бирочки на ручках у младенцев...
А там, где побывал поручик Лермонтов -
Последний всплеск былой имперской спеси,
Нам веры нет, но сколько нужно веры там,
Чтоб бирочки на ножки перевесить?!
Там гибнут Циолковские и Гоголи.
Россия, что мы делаем с тобою?!
Мы сдали Крым и Байконур - не дрогнули...
И подавились нефтяной трубою.
Могильщики нужнее аналитиков.
Шекспир все написал о нашей власти.
Призванье террористов и политиков -
Не понимать, что существует счастье.
Пройдут сквозь мясорубку перманентную
Те, кто не смогут плакать и смеяться.
Мы не поймем их боль инопланетную,
Мы станем их пожизненно бояться.
Идет война, но это не событие,
Идет война, но это не событие,
Идет война...
Что теперь с нами стало...
Как Россия устала.
И какая ещё ждёт Россию война?
Мне не хочется крови....
И не надо нам славы
Нас так мало осталось.
А Россия - одна!
Б. Галкин
Ведущий: У войны долгое эхо. И Чеченская война, которая так и не разрешила противоречий на Северном Кавказе то и дело аукается терактами в городах России.
За последние 10 лет (без учёта событий в Беслане) в России было совершено 56 терактов, из них с использованием взрывных устройств -45, с захватом заложников -11. Всего в результате
терактов погибло 1458 человек. Ранено 4042 человека. В том числе от взрывов -880 человек, а ранено 2339.
В ходе захвата заложников и последующих операций по их освобождению погибло 578 человек, а ранено 1703 человека. И опять первыми под удар попадают российские солдаты, В. и сотрудники МВД.
Ведущий: Сегодня в нашем зале присутствуют люди, которые не понаслышке знают о том, что такое война.
Представление: Подполковник милиции Дудко Олег Валерьевич, младший лейтенант милиции Вдовенко Борис Николаевич
Звучит музыка и на её фоне стихотворение.
Вы пришли в Чечню не ради славы.
Деньги тоже не прельщали Вас.
Просто есть проблемы у державы.
А в уставе слово есть - приказ!
И в строю слова не затерялись:
Совесть, Долг, Отечество и Честь.
Были те, что сразу отказались,
Вы же просто вымолвили: «Есть!»
(стихотворение взято из Книги Памяти 205 мотострелковой бригады.)
Ученица 7 класса показывает на карте России местоположение Чеченской Республики.
Ученица: Северный Кавказ - это территория России. Он включает в состав 8 республик, одной из которых является Чечня.
Её площадь 19 тысяч км в квадрате. Столица-город Грозный. Здесь находятся месторождения нефти и газа, среди рудных ископаемых велики запасы: вольфрама, молибдена, свинцово-цинковых руд. Этот регион важен для России тем, что это единственный район, где можно выращивать цитрусовые, чай, виноград. После распада СССР значение этих республик усиливается как единственный выход к тёплым морям.
В большинстве республик - русские составляют большую часть населения или одну из крупных её групп. Русские народы уживались вместе с другими народами и проникались уважением друг к другу, хотя возникали отдельные конфликты, поэтому важнейшая задача - мирное разрешение межнациональных конфликтов и экономических интересов народов, населяющих Кавказ.
Ученик читает стихотворение о родине на фоне музыки и кадра из фильма « Марш бросок». Затем слово предоставляется гостям.
Ведущий: Уважаемые гости! Вы беззаветно и верно служите Отчизне не в лучшие для него времена и порой в невыносимых условиях выполняете свой долг. Вам слово.
Гости делятся своими впечатлениями от командировки в Итум Калинский район Чеченской Республики, где они прослужили 6 месяцев, поддерживая конституционный порядок. Вниманию участников вечера предоставлена видеозапись из личного архива Раисова М. Н., он комментирует некоторые моменты, снятые на кассету.
После просмотра, ребята задают вопросы, на которые сотрудники с удовольствием отвечают.
На фоне музыки ученик читает стихотворение.
«Вы братьев теряли, Вы там сиротели без лучших друзей»
Вас плавило солнце, а Вы каменели от боли своей.
Вы в цинк одевали безусых мальчишек, В «трофейный мундир».
И плакал беззвучно над каждым погибшим седой командир.
Не вылечить память, кровавую память. На братских могилах, что в наших сердцах. Она, словно камень - кровавая память. Вам снится, Вам снится... Война без конца.
15 февраля 1989 года официально закончилась война в Афганистане, и советские войска покинули эту многострадальную землю.
Если говорить о том, какое отношение к этому имеют наши земляки, то достаточно сказать, что с учетом числящихся в списках нашего военкомата и по линии МВД, с учетом приезжавших и уезжавших из района через Афганистан прошло 113 краснозерцев. Пятеро начинали этот путь сначала, семеро были ранены, двое не вернулись живыми. Это выпускник ЛСШ и наш односельчанин, выпускник нашей школы Виталий Васильевич Красников. Виталий в трудную минуту он оказался там, где нужно, где трудно, приняв огонь на себя. Он четко выполнил свой долг, принимал участие в боевых операциях по ликвидации банд мятежников, проявив при этом мужество, смелость и решительность. Погиб Виталий 18 марта 1986 года. Он был награжден орденом Красной Звезды посмертно.
Звучит стихотворение « На каменистом поле брани» в исполнении учащихся 7 класса.
Ведущий: К сожалению, далеко не всем нашим землякам посчастливилось вернуться из Чечни живыми.
В семьи наших земляков: Смашных, Курохта, Бердюгиных, Антоновых и многих других уже никогда не вернутся сыновья и не скажут: «Я живой, мама!»
Звучит стихотворение « Помяни нас, Россия!»
Ведущий: В память о тех, кто не вернулся с Чеченской войны, объявляется Минута Молчания. Все участники выходят на сцену с поминальными свечами в руках. В зале приглушен свет, ребята возлагают гвоздики и ставят зажженные свечи к портретам погибших.
Уважаемые гости! Мы рады, что наша встреча состоялась. Спасибо Вам за то, что Вы не спрятались за спины других, вели себя, как подобает настоящим воинам! Подвиг воина - это подвиг веры, долга, присяги. Человеческая душа - бессмертна. Мы верим в это. Пройдет время, затянутся боевые раны, потускнеют ваши ордена, но в памяти народа вы, ваши поступки останутся навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планы уроков в 10 кл.ВСШ Отцы и дети учитель Седова Н.П
планы уроков в 10 кл.ВСШ Отцы и дети учитель Седова Н.П...
Сценарий урока мужества "Сыны Руси Великой"
данный сценарий разработан педагогом -организатором п/к имени Чеченева Волобуевой Ириной Николаевной,для проведения урока мужества для воспитанников клуба, с участием ветеранов ВОВ и воинов-интернацио...
Воевавшие дети не воевавших отцов.
просто классная презентация...
Урок литературы в 10 классе Тема урока: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Спираль времени, или будущее, которое уже было»
Урок литературы в 10 классе Тема урока: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Спираль времени, или будущее, которое уже было» ...
Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...