Урок литературы в 10 классе Тема урока: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Спираль времени, или будущее, которое уже было»
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Людмила Александровна Панфилова

Урок литературы в 10 классе

 Тема урока: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Спираль времени, или будущее, которое уже было»

                                                                                                   ( Н. Ходаковский)»

Цели урока:

1. Образовательные:

¾    проследить развитие отношений в обществе и семье на примере героев романа «Отцы и дети»;

¾    выявить общественно-исторические предпосылки конфликта поколений;

¾    рассмотреть сущность конфликта между Евгением Базаровым и поколением «отцов»;

¾    дать характеристику его «участникам»;

¾    проанализировать спор между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым;

¾    провести параллель между прошлым, настоящим и будущим о значении традиций.

 

2. Развивающие:

¾    развивать навыки работы с текстом;

¾    развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, логично и связно отвечать на вопросы;

¾    развивать умение анализировать и делать выводы;

¾    развивать устную речь учащихся;

3. Воспитательные:

¾    воспитывать любовь, уважение, искреннее дружелюбие к близким;

¾    воспитывать толерантность.

4.   Методические:

¾         демонстрация возможности применения элементов визуализации на уроках литературы;

¾         показ элементов методики построения литературных мастерских;

¾         показ возможности применения проблемного метода обучения.

 

Оборудование:

¾    проектор;

¾    Интернет;

¾    слайд-шоу;

¾    фрагменты фильма «Отцы и дети» («Спор Павла Петровича с Базаровым», «Болезнь Базарова»);

¾    виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки  литературы. 10 класс»;

¾    фрагмент фильма «Аватар»;

¾    Раздаточный материал (глава 13).

Внутридисциплинарные связи: лирика Асадова, характеристика и биография героев, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

Междисциплинарные связи: история, религия,  философия, биология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskiy_fon_romana_ottsy_i_deti.docx83.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

 Тема урока: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Спираль времени, или будущее, которое уже было»

                                                                                                   ( Н. Ходаковский)»

Цели урока:

1. Образовательные:

  • проследить развитие отношений в обществе и семье на примере героев романа «Отцы и дети»;
  • выявить общественно-исторические предпосылки конфликта поколений;
  • рассмотреть сущность конфликта между Евгением Базаровым и поколением «отцов»;
  • дать характеристику его «участникам»;
  • проанализировать спор между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым;
  • провести параллель между прошлым, настоящим и будущим о значении традиций.

2. Развивающие:

  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, логично и связно отвечать на вопросы;
  • развивать умение анализировать и делать выводы;
  • развивать устную речь учащихся;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь, уважение, искреннее дружелюбие к близким;
  • воспитывать толерантность.
  1. Методические:
  • демонстрация возможности применения элементов визуализации на уроках литературы;
  • показ элементов методики построения литературных мастерских;
  • показ возможности применения проблемного метода обучения.

Оборудование:

  • проектор;
  • Интернет;
  • слайд-шоу;
  • фрагменты фильма «Отцы и дети» («Спор Павла Петровича с Базаровым», «Болезнь Базарова»);
  • виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки  литературы. 10 класс»;
  • фрагмент фильма «Аватар»;
  • Раздаточный материал (глава 13).

Внутридисциплинарные связи: лирика Асадова, характеристика и биография героев, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

Междисциплинарные связи: история, религия,  философия, биология.

Композиция урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

1. Создание нужного настроя: показ фрагмента из цикла «Библейский сюжет», посвященный роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

  1. Актуализация знаний.
  1. Фронтальный опрос.
  1. Работа над новым материалом.
  1. Работа с таблицей.
  2. Фронтальный опрос.
  3. Выступления учащихся.

А) История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Б) Общественно-исторический контекст.

4. Биография «отцов»: выступления учащихся, фронтальный опрос, прослушивание аудиоотрывка.  

5.  «Сильный человек» Базаров. Комментированное чтение по ролям. Работа с цитатами.Чтение стихотворения Э. Асадова «Девушка».

6. Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Кто такие нигилисты? Просмотр отрывка из фильма «Отцы и дети» (Спор Павла Петровича с Базаровым).

Просмотр отрывка из фильма «Отцы и дети» (Болезнь Базарова),

7. Базаров и родители. Фронтальный опрос.

V. Закрепление.

1. Фронтальный опрос.

- Каковы отношения в настоящее время между «отцами» и «детьми»?

2. Просмотр фрагмента фильма «Аватар». Комментирование.

VI. Итог урока

Можно ли построить успешное будущее, отрицая прошлое?

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

1. Современный Базаров. Каков он?

2. Нужны ли Базаровы России?

Ход урока.

I. Организация урока.

Здравствуйте! Сегодня у нас с вами необычный урок. На уроке мы будем говорить о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и проследим, как этот роман отражает вечные проблемы человечества.

Уж много лет без утомления

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну:

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти

Как прежде, в старину.

II. Сообщение темы и целей урока. 

С Интернета (Мой мир) – Библейский сюжет – о проблеме отцов и детей.

Тема нашего урока звучит так: «Спираль времени, или будущее, которое уже было».

Запись в тетрадь темы урока

Цель урока: проследить развитие отношений в обществе и в семье на примере героев романа «Отцы и дети».

Запись в тетрадь цели урока

Проблема, над которой мы будем работать и сделаем вывод в конце урока:

Можно ли построить успешное будущее, отрицая прошлое?

Запись в тетрадь проблемы урока

План урока.

  1. История создания романа.
  2. Общественно-исторический контекст.
  3.  «Сильный человек» Базаров.
  4. Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Кто такие нигилисты?

     5.   Базаров и родители

III. Актуализация знаний.

1. Слово учителя

Спираль – один из глубочайших символов Вселенной. Уже древние хотели показать, что всё движется и развивается по спирали, что существуют вечные проблемы.

Отцы и дети  - проблема, существующая с сотворения Богом человека.

– Кого мы относим к «отцам»? Кого - к «детям»? Какие взаимоотношения между ними возможны?

Отцы

Дети

Взаимоотношения

Отцы и дети

Пожилые люди, старики, родители, рассудительные, умудренные опытом, учителя, консерваторы, люди устаревших взглядов.

Павел Петрович Кирсанов

Николай Петрович Кирсанов

Молодые люди, легкомысленные, безрассудные, нуждающиеся в помощи, прогрессивные, люди новых взглядов, деятельные

Евгений Базаров

Аркадий Кирсанов

Кукшина

Ситников

Одинцова

Матвей Колязин

Любовь,

Враждебность,

Равнодушие,

Ненависть,

Уважение,

Доверие,

зависимость

Разные поколения, не понимающие друг   друга, протиборствующие, вечно спорящие, двигатели прогресса,

Символ жизни.

Ведь говорил Господь Адаму не есть плодов с древа познания, а он ослушался, за что был наказан и навеки изгнан на землю. С тех пор всё человечество в целом и каждая семья в отдельности как-то для себя пытается решить эту проблему.

Среди развалин Вавилона найден глиняный горшок, возраст его свыше 3000 лет. На горшке надпись: «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Древнегреческий философ Сократ говорил: «Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

Грибоедов в пьесе  «Горе от ума» тоже рассматривал эту проблему. «Отцы» в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Они считают, что всё зло от учения.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

Чацкий с ними не согласен. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нем тоже затрагивается тема «отцов» и «детей». Евгений едет к дяде. Он тяготится тем, что придется ухаживать за больным человеком.

Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чорт возьмет тебя!"

IV. Работа над новым материалом

А теперь обратимся ко времени написания романа «Отцы и дети», к 19 веку. Почему Тургенев обратился к этой проблеме? Когда создавался роман «Отцы и дети»?. Об этом нам расскажет Кирилин Алексей.

  1. История создания романа. (Сообщение студента, презентация)

Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году

За 2 года   до написания романа Тургенев пережил разрыв с «Современником», с которым он сотрудничал 15 лет. Журнал принес ему литературную известность, подарил дружбу с Некрасовым, Белинским.  Теперь отношения  с ним стали просто унизительными: ему предпочли «молодого, нахального выскочку» Добролюбова, который представлял то самое поколение молодых людей, пришедших на смену «отцам». Между ними не могло возникнуть понимания: слишком они были разные.

     Тургенев – аристократ, самим своим происхождением защищенный от бедности – сначала матерью, потом приходом литературной известности. Он никогда не был унижен ежедневным страхом за завтрашний день: даже в тяжелые дни немилости матери, он чувствовал за спиной вековую крепость дворянства. Знал, что настанет день, когда он наследует  большое состояние семьи. Прекрасный, мягкий, интеллигентный собеседник, любитель Пушкина, поэзии, готовый помочь молодому таланту – таков Тургенев.

    Добролюбов  другой. «Семинарист» ( сын священника) строг, аскетичен, почти груб в своей прямоте и нетерпимости к чужим мнениям, образован, талантлив. Он сам решает с кем ему разговаривать, сам выбирает круг общения. Тургеневу  отвечает так: «Иван Сергеевич, мне скучно говорить с вами, и перестанем говорить».

    Добролюбов написал рецензию  на роман «Накануне», возмутившую Тургенева.

Тургенев начинает знакомиться с трудами вульгарных материалистов, кумиров Добролюбова. Они отрицают все, что дорого нормальному человеку: «нет любви, есть физиологическое влечение», нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нет духовных наслаждений искусством – есть лишь  «физиологическое раздражение нервных окончаний»; нет преемственности в смене поколений,  и  молодежь должна с порога отрицать «ветхие»  идеалы «старичков». Материя и сила!»

    По мнению многих современников, Базаров изначально задуман как пародия на Добролюбова (умершего в 1860 г.) как литературная месть. Этой версии придерживается и Н.Г.Чернышевский.

     Тургенев опровергал эту точку зрения, приводя свою версию

« ….в основание фигуры Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. Воплотилось – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое получило потом название нигилизма».

-----Время написания романа тоже характеризует его избранность. Обратимся к общественно-политической обстановке того времени. Это время раскола в обществе, политической борьбы «либералов» и «разночинцев», ожидание реформ.

Общественно-исторический контекст. (2 сообщение)

40-е годы были временем дворян-либералов. Тогда «слово «либерал», - отмечает Тургенев, - означало протест против всего темного и притеснительного. Оно означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, пуще всего любовь к народу, который, находясь еще под гнетом крепостного бесправия, нуждался в деятельной помощи своих счастливых сынов. Либерально настроенных людей, исполненных веры в науку, прогресс, гуманность, цивилизацию, нередко называли «идеалистами», «романтиками». В обществе этих лет все надежды возлагались на духовные ценности, составляющие внутреннее достояние личности, среди них  - любовь, сострадание, гуманность, чувство чести, достоинства...

В русской общественной жизни 60-х годов появляется новая социальная группа - разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей разного социального происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелкобуржуазной среды), отказавшихся от своих социальных корней и исповедовавших идею борьбы с существующим порядком вещей и теми, кто его олицетворяет. Главной «мишенью» для молодого, напористого поколения разночинцев стало аристократическое дворянство. Они отказались видеть в аристократизме высшую форму тогдашней культуры.

В качестве идейного противостояния аристократизму разночинная молодость культивировала в себе отсутствие благовоспитанности, неотесанность, грубость, небрежность и даже неопрятность в одежде, неухоженные руки, обкусанные ногти.

Вывод: Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России.

- Итак история авторского замысла, историческая обстановка в стране говорят о том, что роману было предопределено сыграть серьезную роль в жизни общества.

3. Биография «отцов».

- Кого в романе Тургенева «Отцы и дети» можно отнести к поколению отцов? (Павла Петровича Кирсанова, Николая Петровича Кирсанова, Василий Иванович Базаров и Арина Власьевна Базарова)

- Тургенев даёт в романе подробную биографию «отцов», познакомимся с ней.

Биография «отцов»

- Биография Николая Петровича Кирсанова.

Кирсанов Николай Петрович. До 14 лет воспитывался дома, а затем должен был пойти на военную службу, но перелом ноги помешал ему это сделать.

Учился в университете,  служил в  Министерстве уделов. После смерти родителей оставил службу и женился по любви на дочери мелкого чиновника. Из Петербурга они переехали в деревню, где и родился сын Аркадий. «Супруги жили очень хорошо и тихо… Десять лет прошло как сон». Смерть жены  была для Николая Петровича большим несчастьем. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель»…

Мы встречаемся с Николаем Петровичем, когда он, «уже седой, пухленький и немного сгорбленный», на постоялом дворе ожидает сына. Ему сейчас 43 года. Он более дорожит прошлым, чем настоящим: «…Он чувствовал, что ему хотелось… вновь осязать близость своей Марии, ощутить её теплоту и дыхание…».

Радостно и умиленно встретив сына, Николай Петрович словно робеет в его присутствии и становится излишне хлопотлив и, наконец, переходит к наиболее важному и деликатному обстоятельству «Ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета…Словом, эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал…» При этом Николай Петрович краснеет и испытывает угрызения совести.

Он говорит о Фенечке. Фенечка – дочь экономки.  Когда ее мать Арина умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она наследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего... У них растёт сын. Николай Петрович его очень любит.

- Биография Павла Петровича Кирсанова.

Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе. Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Павел Петрович ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввел было гимнастику в моду между светскою молодежью) и прочел всего пять, шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось.

В то время в петербургском свете изредка появлялась женщина, которую не забыли до сих пор, княгиня Р. У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей. Она была удивительно сложена; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза — они были невелики и серы, — но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. Павел Петрович встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно. Он всё крепче привязывался к этой женщине.

Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку  и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало. Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу. В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда.  Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоянно избегала Кирсанова. Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный, бродил он с места на место.

Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро. Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей. Однажды, за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р. Он встал из-за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь как вкопанный близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного.

Слово учителя.

Это случилось в начале 48-го года, в то самое время, когда Николай Петрович, лишившись жены, приезжал в Петербург. Павел Петрович почти не видался с братом с тех пор, как тот поселился в деревне: свадьба Николая Петровича совпала с самыми первыми днями знакомства Павла Петровича с княгиней. Вернувшись из-за границы, он отправился к нему с намерением погостить у него месяца два, полюбоваться его счастием, но выжил у него одну только неделю. Различие в положении обоих братьев было слишком велико. В 48-м году это различие уменьшилось: Николай Петрович потерял жену, Павел Петрович потерял свои воспоминания; после смерти княгини он старался не думать о ней. Но у Николая оставалось чувство правильно проведенной жизни, сын вырастал на его глазах; Павел, напротив, одинокий холостяк, вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала.

- Вспомним о родителях Базарова.

Арина Власьевна.

Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать — и строго постилась; спала десять часов в сутки — и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме Алексиса, или Хижины в лесу;, писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить, — а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас. В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу — и уже не входила ни во что: она охала, отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах. Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном… Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает — следует ли радоваться этому!

Василий Иванович Базаров.

Отставной штаб-лекарь. Трудится, пытается следовать за научным и общественным прогрессом. Безмерно любит своего сына.

Прослушивание отрывка «Базаров о родителях «Уроки литературы Кирилла и Мефодия.  10 класс)

 

 Сделаем вывод: ЧТО САМОЕ ВАЖНОЕ В ЖИЗНИ «ОТЦОВ»?

Семья, память, дети, традиции.

4. «Сильный человек» Базаров.

- Кто же такие «дети»?

-  Итак, к представителям детей относятся Базаров, Аркадий Кирсанов, Кукшина, Ситников, Колязин. Вспомним, что о них знаем.

 (Колязин – «он был тоже из молодых» (ему 40 лет, Кирсановым примерно 45). «он считался прогрессистом…имел о себе самое высокое мнение; тщеславие его не знало границ, но он держался просто… он обыкновенно оставался в дураках и всякий несколько опытный чиновник садился на него верхом…

Кукшина - почитывает кое-что из физики  и  химии,  читает  статьи  о  женщинах,  хоть  с  грехом  пополам,  а  все-таки  рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все  ее  мысли  обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички,  снадобья  и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами.  

Viktor  Ситников - Ситников буквально бросается на Базарова и Аркадия и приглашает их к Евдоксии Кукшиной – «эмансипированной» женщине, по словам Ситникова, «необычайно интересной натуре».Он считает себя учеником Базарова.)

- Прочитаем главу 13.(стр. 83 – 86) и проследим в чем похож е поколение детей и в чем они отличаются друг от друга

Комментированное чтение (Чтение по ролям)

Молодые люди вошли. Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor», — и пожала Ситникову руку.

— Базаров, Кирсанов, — проговорил он отрывисто, в подражание Базарову.

— Милости просим, — отвечала Кукшина и, уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила: — Я вас знаю, — и пожала ему руку тоже.

Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно.

— Да, да, я знаю вас, Базаров, — повторила она. (За ней водилась привычка, свойственная многим провинциальным и московским дамам, — с первого дня знакомства звать мужчин по фамилии.) — Хотите сигару?

— Сигарку сигаркой, — подхватил Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху, — а дайте-ка нам позавтракать, мы голодны ужасно; да велите нам воздвигнуть бутылочку шампанского.

— Сибарит, — промолвила Евдоксия и засмеялась. (Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами.) — Не правда ли, Базаров, он сибарит?

— Я люблю комфорт жизни, — произнес с важностию Ситников. — Это не мешает мне быть либералом.

— Нет, это мешает, мешает! — воскликнула Евдоксия и приказала, однако, своей прислужнице распорядиться и насчет завтрака, и насчет шампанского. — Как вы об этом думаете? — прибавила она, обращаясь к Базарову. — Я уверена, вы разделяете мое мнение.

— Ну нет, — возразил Базаров, — кусок мяса лучше куска хлеба даже с химической точки зрения.

— А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику.

— Мастику? вы?

— Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все это еще не готово. Нужно еще Либиха почитать. Кстати читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях»? Прочтите, пожалуйста. Ведь вас интересует женский вопрос? И школы тоже? Чем ваш приятель занимается? Как его зовут?

Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками.

…………………………………………………………………..

— Есть здесь хорошенькие женщины? — спросил Базаров, допивая третью рюмку.

— Есть, — отвечала Евдоксия, — да все они такие пустые. Например, mon amie Одинцова — недурна. Жаль, что репутация у ней какая-то… Впрочем, это бы ничего, но никакой свободы воззрения, никакой ширины, ничего… этого. Всю систему воспитания надобно переменить. Я об этом уже думала; наши женщины очень дурно воспитаны.

— Ничего вы с ними не сделаете, — подхватил Ситников. — Их следует презирать, и я их презираю, вполне и совершенно! (Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло, несколько месяцев спустя, пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова.) Ни одна из них не была бы в состоянии понять нашу беседу; ни одна из них не стоит того, чтобы мы, серьезные мужчины, говорили о ней!

— Да им совсем не нужно понимать нашу беседу, — промолвил Базаров.

— О ком вы говорите? — вмешалась Евдоксия.

— О хорошеньких женщинах.

— Как! Вы, стало быть, разделяете мнение Прудона?

Базаров надменно выпрямился.

— Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои.

— Долой авторитеты! — закричал Ситников, обрадовавшись случаю резко выразиться в присутствии человека, перед которым раболепствовал.

— Но сам Маколей, — начала было Кукшина.

— Долой Маколея! — загремел Ситников. — Вы заступаетесь за этих бабенок?

— Не за бабенок, а за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови.

— Долой! — Но тут Ситников остановился. — Да я их не отрицаю, — промолвил он.

Вот вы упомянули об Одинцовой… - промолвил Базаров.-  Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?

— Прелесть! прелесть! — запищал Ситников. — Я вас представлю. Умница, богачка, вдова. К сожалению, она еще не довольно развита: ей бы надо с нашею Евдоксией поближе познакомиться. Пью ваше здоровье, Eudoxie! Чокнемтесь! «Et toc, et toc, et tin-tin-tin! Et toc, et toc, et tin-tin-tin!!».

— Victor, вы шалун.

Завтрак продолжался долго. За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая… Евдоксия болтала без умолку; Ситников ей вторил. Много толковали они о том, что такое брак — предрассудок или преступление, и какие родятся люди — одинаковые или нет? и в чем собственно состоит индивидуальность? Дело дошло, наконец, до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур-Шиффа «Дремлет сонная Гранада», а Ситников повязал голову шарфом и представлял замиравшего любовника при словах:

И уста твои с моими
В поцелуй горячий слить

Аркадий не вытерпел наконец. «Господа, уж это что-то на бедлам похоже стало», — заметил он вслух.

Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово, — он занимался больше шампанским, — громко зевнул, встал и, не прощаясь с хозяйкой, вышел вон вместе с Аркадием. Ситников выскочил вслед за ними.

— Ну что, ну что? — спрашивал он, подобострастно забегая то справа, то слева, — ведь я говорил вам: замечательная личность. Вот каких бы нам женщин побольше! Она, в своем роде, высоконравственное явление.

— А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? — промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак, мимо которого они в это мгновение проходили.

Ситников опять засмеялся с визгом. Он очень стыдился своего происхождения и не знал, чувствовать ли ему себя польщенным или обиженным от неожиданного тыканья Базарова.

- Что общего между всеми присутствующими? (Они считают себя нигилистами)

- Кто такие нигилисты? Что значит понятие «нигилист»  для Кукшиной и Ситникова?  (Нигилисты – это люди, которые всё отрицают. Для Ситникова и Кукшиной нигилизм выражается в слове «Долой!»)

- Как Базаров относится к Кукшиной и Ситникову? Докажите примерами из текста.

- Базаров похож на этих двух «нигилистов»? (Нет)

-Чем он от них отличается? (Он стремиться

Работа с цитатами.

- Прокомментируйте высказывания Базарова.

- Природа не храм, а мастерская.

- Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта.

- Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например… А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука. 

Я, думаю, что смотреть на мир только с физиологической точки зрения – неправильно. Мир многогранен. Эдуард Асадов о «загадочном взгляде» пишет так:

ДЕВУШКА 

Девушка, вспыхнув, читает письмо.

Девушка смотрит пытливо в трюмо.

Хочет найти и увидеть сама

То, что увидел автор письма.

Тонкие хвостики выцветших кос,

Глаз небольших синева без огней.

Где же "червонное пламя волос"?

Где две "бездонные глуби морей"?

Где же "классический профиль", когда

Здесь лишь кокетливо вздернутый нос?

"Белая кожа"... но, гляньте сюда,

Если он прав, то куда же тогда

Спрятать веснушки? Вот в чем вопрос!

Девушка снова читает письмо,

Снова с надеждою смотрит в трюмо.

Смотрит со скидками, смотрит пристрастно,

Ищет старательно, но... напрасно!

Ясно, он просто над ней пошутил.

Милая шутка! Но кто разрешил?!

Девушка сдвинула брови. Сейчас

Горькие слезы брызнут из глаз...

Как объяснить ей, чудачке, что это

Вовсе не шутка, что хитрости нету!

Просто, где вспыхнул сердечный накал,

Разом кончается правда зеркал!

Просто весь мир озаряется там

Радужным, синим, зеленым...

И лгут зеркала. Не верь зеркалам!

А верь лишь глазам влюбленным

- Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, легкие одинаково устроены. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

- Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым? – спросила Одинцова.

— Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.

 Сделаем вывод: Базаров подчеркивает свое превосходство над другими людьми. Он осознает свою исключительность (но в то же время говорит, что все похожи). Он отрицает поэзию, любовь, прошлое,  признает только материальность.

Тургенев в романе сталкивает два взгляда на жизнь. Посмотрим отрывок из фильма «Отцы и дети» и подумает: какие мировоззрения столкнулись?

Просмотр отрывка из фильма «Отцы и дети» (Спор Базарова и Павла Петровича о нигилистах)

- Какие два мировоззрения столкнулись?

(Следование традициям, культуре и отрицание всего)

- Какое вам ближе? Почему?

- Базаров, пройдя испытание любовью, тоже меняется.

Прослушаем отрывок – размышление о родителях и своем месте в мире. Проследим, как меняется  отношение Базарова после испытания любовью.

(Он любит родителей, он осознает себя малой частичкой, а не той силой, которая может всё крушить)

Нельзя пройти мимо последних минут жизни  Базарова. Перед лицом смерти все равны и всё встаёт на свои места. Посмотрите и определите, что новое произошло с Базаровым. Как ведут себя родители.

Просмотр отрывка из фильма (Болезнь Базарова)

- Что новое вы увидели в Базарове?

(Он признал наличие чувств, души, он даже согласился на причащение! Он – лицо трагическое.)

- Подведем итог о жизни Базарова. Докажем, что он – лицо трагическое.

С кем в романе он конфликтует?

14745

Сделаем выводы по каждой паре.

14746

- Писарев пишет о Базарове: "Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг…Он сделался человеком, вместо того, чтобы быть воплощением теории нигилизма, и как человек, он выразил желание видеть любимую."

- Вспомним, как ведут себя родители? (Они глубоко переживают. Отец изменился: «Возропщу!». Горе родителей безгранично и артистам это удалось передать.)

Прочитаем финальную сцену романа

Есть небольшое сельское кладбище в  одном из отдаленных уголков России.

Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы

давно заросли;  серые деревянные кресты поникли и  гниют под своими когда-то

крашеными крышами;  каменные плиты все сдвинуты,  словно кто их подталкивает

снизу;  два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень;  овцы безвозбранно

бродят по  могилам...  Но  между ними  есть  одна,  до  которой не  касается

человек,  которую не  топчет животное:  одни птицы садятся на нее и  поют на

заре.  Железная ограда ее  окружает;  две молодые елки посажены по  обоим ее

концам:  Евгений  Базаров похоронен в  этой  могиле.  К  ней,  из  недалекой

деревушки,   часто  приходят  два  уже  дряхлые  старичка  -  муж  с  женою.

Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде,

припадут и станут на колени,  и долго и горько плачут, и долго и внимательно

смотрят на  немой  камень,  под  которым лежит их  сын;  поменяются коротким

словом,  пыль смахнут с камня да ветку елки поправят,  и снова молятся, и не

могут  покинуть это  место,  откуда им  как  будто  ближе  до  их  сына,  до

воспоминаний о  нем...  Неужели их  молитвы,  их  слезы  бесплодны?  Неужели

любовь,  святая,  преданная любовь не всесильна?  О нет! Какое бы страстное,

грешное,  бунтующее сердце ни  скрылось в  могиле,  цветы,  растущие на ней,

безмятежно глядят  на  нас  своими невинными глазами:  не  об  одном  вечном

спокойствии  говорят  нам  они,  о  том  великом  спокойствии  "равнодушной"

природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Сделаем вывод : Родители Базарова – хорошие милые люди. Они готовы исполнить любое желание сына. Тем не менее герой дома чувствует себя неловко. На примере Базаровых Тургенев показывает конфликт поколений на сломе эпох: между родителями и детьми есть любовь, уважение, но нет взаимопонимания.

Итак, Базаров – представитель нового времени - умирает.

V. Закрепление

Творческий вопрос

- Как вы думаете, что бы стало с Базаровым, если бы он выздоровел?

Фронтальный опрос (связь с настоящим временем)

- Как вы думаете, в настоящее время существует проблема «отцов» и «детей»? Докажите свою точку зрения.

- Есть ли разница в восприятии одного и того же предмета вами и вашими родителями (Интернет, музыка, общение).

- Мы видим, что эта проблема повторяется.

- А теперь обратимся к фантастам, к далёкому будущему. Посмотрим, может ли существовать проблема между поколениями, проблема материального и духовного в будущем.

Связь с современностью.

Недавно вышел фильм Джеймса  Кэмерона  «Аватар».

В нем главный герой Джейк Салли получил тяжелое ранение во время службы в космическом десанте и теперь прикован к инвалидному креслу. Единственная возможность для него вновь ощутить почву под ногами, это отправиться на планету Пандора и подключить свое сознание к Аватару - созданному в лаборатории существу, в точности копирующему разумных обитателей планеты. Джейк отправляется на Пандору. Жители Пандоры прислушиваются к своему сердцу, к природе, они бережно относятся к накопленным знаниям. У них есть, например, древо Души.

Земляне, преследуя одну цель – обогащение, разрушили свою планету и хотят разрушить Пандору, но связь жителей с предками, помогает этого избежать.

Посмотрите отрывок, как видит Джеймс Кэмером почитание традиций и связь поколений.

Просмотр отрывка.

Вывод.

Наша память, следование традициям, признание высших духовных ценностей – это то, что помогает жить, оставаться теми, кто мы есть. Материальный мир не вечен.

VI. Итог урока.

- Какие проблемы, поднятые в романе, вечны?

На доске.

- духовное и материальное

- Вера и безверие

- Отрицание и почитание традиций

- «Отцы» и «дети» (поколения)

- Родители и дети.

- Сделаем вывод по нашей проблеме:

 При каком условии можно построить успешное будущее?

- Предложите пути решения данной проблемы.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана,

Лишь у Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

В романе Тургенева нашли отражение реальные события, происходящие в обществе в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов- разночинцев накануне крестьянской реформы.

Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н. Н. Страхов, И. С. Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать на вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только политическую, но и общечеловеческую основу.

Связь со следующими уроками.

- Как вы думаете, какие ещё проблемы извечно волнуют человечество?

- На следующем уроке мы рассмотрим поэму Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо» и попробуем найти ответ на поставленный вопрос.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

1. Современный Базаров. Каков он?

2. Нужны ли Базаровы России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература.Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (10 класс)

Эту работу можно провести перед подготовкой к сочинению по роману. Она состоит из 6 вариантов по 3 вопроса в каждом....

Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Урок «Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». 10 класс.

Цель урока. Выявить, в чём своеобразие концепции любви в романе .Задачи урока.Учебные задачи. Овладение навыками вдумчивого и внимательно чтения, умением кодировать текст в таблицы,, умением вести зап...

Урок-исследование 10 класс по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

В уроке представлена технология проектирования учебно-познавательных барьеров...

Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...