Профилактика суицидального поведения
материал (7, 8, 9 класс)

Матвиенко Оксана Николаевна

Профилактика суицидального поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального поведения.

Занятие №1 «Смысл жизни».

Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя как личность.

Задачи: выявить общие и индивидуальные проблемы подросткового возраста; помочь сформировать активную жизненную позицию, развить саморефлексию.

Ход занятия:

1. Создай свою визитку

Участнику предлагается оформить свою визитку, написать имя (или как бы он хотел, чтобы его называли на занятиях), а также все то, что поможет ему лучше раскрыть свой образ.

2. Жизненный девиз

Учащемуся должен представить свой жизненный девиз, свой главный принцип жизни. Важно отметить оптимистичные и пессимистичные девизы.

3. Анализ сказки

Д. Соколов.Сказка о милостивой судьбе

Цвели рядышком два деревца – молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.

– Я вырасту высоким и раскидистым, говорило одно. – У меня в ветвях поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные!..

– Нет, – говорило другое, – расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке...

И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уже – спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно их них – то, что было когда-то первым деревцем, – расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроили в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.

Они достигли своих целей, а вы достигайте своих.

Вопросы для обсуждения:

1.Можно ли изменить судьбу?

2.Какова судьба дерева? (Рост, питание, цветение)

3.Какова судьба человека? (Рождение, развитие, продолжение рода, смерть)

4.Как хотело изменить судьбу второе дерево?

5.Достигли ли деревья своих целей?

6.«Может ли вызов судьбе привести к печальным последствиям?

7.Что определяет смысл жизни — судьба или сам человек?

8.Для чего живет человек? Зачем пришел он в этот мир? Для чего живете вы?

4. Упражнение «Золотая рыбка».

Учащемуся предлагается ответить на вопрос: «О чем бы ты попросил золотую рыбку, чтобы твоя жизнь (судьба) стала интереснее?».

Занятие №2«Сделай себя счастливей».

1.Упражнение. «Имя».

В индивидуальной беседе предложить ребенку придумать себе новое имя, которое он хотел бы иметь (или оставить свое, но выделить форму имени при обращении). Если ребенок выбирает другое имя. Следует попросить его объяснить, почему он предпочитает, чтобы его звали по-другому. Упражнение позволяет получить дополнительную информацию о самооценке учащегося, так как часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или обстоятельствами своей жизни или же хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

2.Упражнение. «Я-реальное и Я-идеальное».

Учащемусядают два листа бумаги и карандаши. Педагог - психолог просит нарисовать себя в двух образах: Я-реальное и Я-идеальное. На выполнение задания отводится 10–15 минут. Вопросы для обсуждения:

1.Когда ты чувствовал большее напряжение, когда рисовали Я- реальное или Я-идельное (испытывая большее напряжение при рисовании Я-реальное учащийся проявляет трудности адекватной самооценки и/или осознание неудовлетворенности имеющимися характеристиками;

2.Как ты полагаешь, что тебе необходимо предпринять, чтобы эти два образа стали едины. Продумай программу своих действий в этом направлении.

Занятие№3 «Почувствуй себя любимым».

1.Упражнение. «Я – подарок для людей».

 Основная идея упражнения: «Каждый человек – это уникальное существо. Верить в свою уникальность необходимо каждому из нас». Учащийсядолжен подумать и рассказать, в чем состоит его исключительность, уникальность, отличие от окружающих позитивного плана. Затем учащийсявыступает на тему: «Я – подарок для людей», стараясь аргументировать свое утверждение.

2.Упражнение. «Зеркало».

 Для проведения упражнения используется небольшое зеркало. Учащийся должен посмотреться в него, попытаться воспринять себя отстраненно, как незнакомца, и попытаться ответить на предложенные вопросы. Вопросы для обсуждения:

1.Что привлекательного ты видишьв этом человеке? (обратить внимание на взгляд, выражение лица);

2.Что в этом человеке вызывает у тебя уважение или восхищение?

Обсудить с учащимися нижеприведенные утверждения:

1.Если человек научился видеть в себе хорошее, полюбил себя, то ему значительно проще увидеть нечто особенное в другом человеке;

2.Если человек принимает себя таким, какой он есть, то другие будут относиться к нему также.

Занятие №4. «Мой мир».

1.Упражнение. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель. Личностная установка на самоанализ.

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Представь, что ты держишь в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на твой вопрос «Кто я?». Возьми лист бумаги и ответь на этот вопрос искренне, запиши свое определение; чем больше их будет, тем лучше.

2.Упражнение. «Рисунок Я»

Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция. Возьми цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайся нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все что угодно, с чем ты ассоциируешь, связываешь, сравниваешь себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойся, что у тебя не получится или что ты не умеешь рисовать.

Занятие №5 «Я и мои качества».

1.Упражнение «4 персонажа».

Цель:Помочь подростку лучше узнать себя, узнать свои качества, характер, отличительные особенности.

Инструкция: Изобрази себя в образе четырех персонажей: растения, животного, неодушевленного предмета, человека.

Через данных, нарисованных персонажей можно выделить: особенности личности, черты характера, пристрастия, интересы, эмоции, описание ситуаций в которых человек оказался.

На основе этих признаков можно выделить значимость человека либо описания себя, либо описания внешнего мира.

Это упражнение – это самопредъявление, самоанализ, рефлексия. После упражнения необходимо провести беседу, подростку задают вопросы: «Что общего у вас с ним?», «Что это для вас?». Необходимо заметить, что самое крупное изображение означает самое значимое, на это надо обратить внимание подростка.

Занятие № 6 Самооценка.

Упражнение: «Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем».

Цель: Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самооценки, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.

Инструкция:

На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)

Занятие № 7 «Настроение».

1.Упражнение. «Как снять осадок после неприятного разговора».        

Цель: Содействовать оптимизации межличностных отношений.

Инструкция: Возьми чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуй абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как тебе больше хочется, в полном соответствии с твоим настроением. Попробуй представить, что ты переносишь: грустное настроение, как ты материализуешь его. А теперь переверни бумагу и на другой стороне листа напиши 5-7 слов, отражающие твое настроение. Долго не думай, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с твоей стороны. После этого еще раз посмотри на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитай слова и с удовольствием эмоционально разорви листок, выброси в урну. Всего 5 минут, а твое эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено тобой.

2.Упражнение. «Ситуация».

Цель: развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений и взаимопомощи.

Инструкция: Ты должен придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше.

Варианты: 

1. “Саша не успела выучить домашнее задание”. 

2. “Максим прогулял урок”. 

3. “Толя взял магнитофон своего друга без разрешения”. 

4. “Рома пришел домой в 12 часов ночи”. 

Причины, выявленные учеником, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда ученик поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.

Занятие № 8 «Как преодолевать тревогу».

1.Упражнение. Притча о буре.

Когда-то один дворянин протянул струну от одной башни своего замка до другой, чтобы ветер превратил ее в арфу. Нежный ветерок играл вокруг замка, но музыка не рождалась. И вот однажды ночью разразилась буря. Замок содрогался, но та струна наполнила воздух чудесными звуками. Нужна была буря, чтобы вызвать музыку!

Вопросы для обсуждения:

1.Какую роль сыграла буря в этой притче?

2.Какие ассоциации возникают у тебя при слове «буря»?

3.Приведите подобные примеры из жизни или из художественных произведений, поговорки, пословицы. (Не было бы счастья, да несчастье помогло. Нет худа без добра. Что ни делается – все к лучшему.)

Педагог - психолог показывает, как решается проблема безвыходности, трудного положения в народном творчестве, в художественных произведениях. Подчеркивает, что все сложности разрешимы, главное – то, как человек к ним относится.

2.Упражнение. Работа с таблицей.

Вопросы

Ответы

Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации?

 

В чем должна заключаться эта помощь?

 

Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации?

 

Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?

.

 

Необходимо обсудить с учащимся его ответами, подчеркнуть то, что он нужен многим людям, и окружающие могут оказать ему помощь в трудной ситуации.

Занятие № 9 Агрессия и гнев.

1.Упражнение «Ящик с «обидками».

 Подросток комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать все новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если его обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику. Когда подросток устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

2. Упражнение. «Рисунок».

Участник должен нарисовать портрет человека, к которому испытывает агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.

Занятие № 10«Не сотвори себе проблему».

Упражнение: «Не сотвори себе проблему».

Цель: Обсуждение типичных обидных ситуаций (проблем), совместно с учеником поиск и обсуждение способов «выбрасывания» обид, способов поведения в обидной ситуации.

Инструкция: Я хочу предложить тебе упражнение, в ходе которого ты сможете исследовать проблемные и успешные ситуации в твоей жизни.

Возьми два листа бумаги и разделите каждый из них пополам вертикальной чертой. На первом напишите: «Проблемные ситуации», а на втором - «Удачные ситуации».

В левой части каждого листа запиши свои примеры. На «проблемном» листе ты можешь, к примеру, написать: «У меня мало друзей», «Я получаю плохие оценки», «Родители мне не доверяют». На странице удачных ситуаций можно написать: «У меня много друзей», «Я получаю хорошие оценки», «Родители доверяют мне».

Справа напротив каждого пункта запиши, что ты сам сделал для того, чтобы обстоятельства сложились именно таким образом. Например, рядом с записью «У меня мало друзей» может быть следующий комментарий: «После школы Я мало вижусь с другими людьми. Я гуляю преимущественно с Таней. С ней мы обсуждаем других девочек. Я быстро обижаюсь». А предложение «У меня много друзей» можно дополнить так: «Я помогаю другим делать домашние задания. Я не сплетничаю о них. Многих я приглашаю на вечеринки. Я навещаю заболевших одноклассников. Я - дружелюбный человек. Я с удовольствием развлекаюсь». Подумайте, как ты сам влияешь на сложившуюся ситуацию, каким образом способствуете тому или иному развитию событий.

Обсудить, как тебе хотелось бы жить и что ты можешь для этого сделать.

Занятие № 11 Управление конфликтом.

Упражнение «У всего есть две стороны.»

Цель:Помочь научиться избегать некоторых проблем, которые могут возникнуть в отношениях со значимыми для вас людьми.

Инструкция: 

Представь себе, что ты поссорился со своим лучшим другом. В большинстве случаев ты знаешь, чего хочешь и какой позиции придерживаешься, но, как правило, тебе мало известно о том, чего хочет твой друг. Возможно, он чувствует себя неуверенным, уязвленным, пренебрегаемым, покинутым.

В таких ситуациях тебе поможет попытка взглянуть на ссору с точки зрения другого человека и постараться увидеть, какие мысли и чувства вызывает у него этот конфликт. Разумеется, мы не можем быть полностью уверены в том, что наши мысли и ощущения совпадут, если ты войдешь в его положение, а также что все наши предположения являются верными. Но в любой конфликтной ситуации хорошо бы задуматься о позиции другого человека.

Выбери конфликтную ситуацию, в которую ты попадаешь время от времени, или человека, ссора с которым вполне вероятна. Представь себе, что твой партнер по конфликту пишет тебе письмо, в котором он говорит о том, что его беспокоит в ваших отношениях, чего он от тебя хочет, как именно, по его мнению, ты его обидел. Что тебе напишет этот человек, если он решил говорить честно и откровенно? У тебя есть 20 минут на то, чтобы написать это письмо.

Теперь напиши своему партнеру по конфликту краткий ответ. Что бы ты хотел ему сказать? В чем ты с ним соглашаешься? В твоем распоряжении 10 минут.

В течение пяти минут поговорить о том, что ты думаешь о своем собственном письме. С каким чувством ты его писал? Есть ли у тебя ощущение, что ты не все сказал своему партнеру? Что было важным для тебя?

Занятие № 12 «Я готов к испытаниям».

1. Игра «Чемодан»

Учащемуся предлагается представить, что он собирает чемодан в дорогу – только упаковывать нужно не вещи, а необходимые качества.

Вопросы:

1.Какие качества нужны сегодня молодому человеку, чтобы достойно, интересно жить и добиться чего-то важного в жизни?

2.Какое главное качество ты возьмешь себе?

Все предложенные качества педагог - психолог записывает на доске.

2.Упражнение. Подарок педагога.

Ведущий раздает ребятам записки с законами общения:

1.Будьте внимательным слушателем.

2.Проявляйте эмпатию к окружающим.

3.Другим людям тоже нужна ваша помощь.

4.Улыбайтесь!

5.Старайтесь быстро запоминать круг интересов вашего собеседника.

6.Заражайте своим оптимизмом других.

7.Меньше жалуйтесь...

8.Проявляйте побольше юмора!

9.Уважайте чужое мнение.

10.Демонстрируйте вашему собеседнику психологическую поддержку.

11.Чаще пытайтесь понять другого, мысленно встать на его место.

Если ты будешь следовать этим законам, то станешь интересным и приятным собеседником, и многие люди будут искать дружбы с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Профилактика суицидального поведения обущающихся

Этот материал предназначен для проведения семинаров среди заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и классных руководителей по профилактике суицидального поведения обущаю...

Профилактика суицидального поведения среди подростков.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...