Применение технологии дискуссионного обучения
опыты и эксперименты (10 класс)
Описание фрагмента внеклассного мероприятия, на котором использовались элементы дискуссионной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ch.1.docx | 22.95 КБ |
ch.2.pdf | 727.9 КБ |
fragment_metodicheskoy_razrabotki_vneklassnogo_meropriyatiya_tehnologii_diskussionnogo_obucheniya.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика эффективности применения образовательной технологии проведения учебной дискуссии
Учитель истории и обществознания
Яковлева Ю.В.
Предлагаю для рассмотрения анализ диагностики зон актуального и ближайшего развития, которую я проводила, чтобы доказать эффективность применения технологии учебной дискуссии на уроках истории и обществознания.
Для этого школьникам давались в начале 2 - ого 3-ого триместра 2016-2017 учебного года проверочные работы базисного уровня на 8-10 минут. Те, кто справился, находятся в зоне актуального развития (Таблица 1).
Триместры 2016-2017 учебного года | 2-ой триместр | 3-ий триместр | ||||||
Результат | Справились с заданием | Зона актуального развития | Не справились с заданием | Зона ближайшего развития | Справились с заданием | Зона актуального развития | Не справились с заданием | Зона ближайшего развития |
Количество человек | 5 чел. | 5 чел. | 23 чел. | 23 чел. | 13 чел. | 13 чел. | 15 чел. | 15 чел. |
% - ное соотношение | 18% | 18% | 82% | 82% | 46% | 46% | 54% | 54% |
Таблица 1. Диагностика зон актуального и ближайшего развития
Вывод: Количество учащихся находящихся в зоне актуального развития в течение учебного года, в процессе реализации технологии учебной дискуссии увеличивается.
Перспектива: Продолжить применять оборазовательную технологию учебной дискуссии на уроках истории и обществознания, используя результаты психолого-педагогической диагностики; более глубоко и качественно индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
Диагностика уровня обучаемости.Цель: определить эффективность применения технологии учебной дискуссии на уроках истории и обществознания.
Диагностика проводилась среди учащихся «пилотного» 7 «а» класса.
Количество учеников, принявших участие в диагностике — 28 человек.
Предмет обществознание. Для этого была составлена небольшая по объему работа, включающая 4 задания по новому материалу на 7-8 минут. После того, как первые 3-4 ученика выполнили задания, были собраны работы у остальных учеников. Алгоритм обработки: если ученик выполнил все 4 задания — это высокий уровень. Если 3 задания — это хороший уровень. Если 2 задания — это низкий уровень обученности (Таблица 2).
Четверти 2016-2017 учебного года | 2-ой триместр | 3 –ий триместр | ||||
Результат | справились с 4 заданиями | справились с 3 заданиями | справились с 2 заданиями | справились с 4 заданиями | справились с 3 заданиями | справились с 2 заданиями |
Уровень | высокий | хороший | низкий | высокий | хороший | низкий |
% -ное соотношение | 18 | 36 | 46 | 28 | 53 | 19 |
Таблица 2. Диагностика уровня обучаемости.
Вывод: Диагностика показала, что на конец 2016-2017 учебного года уровень обучаемости возрос на 10% Это связано, прежде всего с реализацией технологии учебной дискуссии на уроках обществознания. Состояние знаний школьников свидетельствует о том, что все ученики овладели УУД, чаще и с интересом работали с электронными носителями информациями, справочниками. Это стабильный потенциал. Такие ученики смогут показать более высокие результаты.
Перспектива:Продолжить применять дискуссионную технологию, при этом использовать наглядность в разных видах, в различных сочетаниях для учеников с разными типами восприятия, мышления, внимания.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Фрагмент методической разработки внеклассного мероприятия (классный час) с использование технологии дискуссионного обучения.
учителя истории и обществознания Яковлева
Тема: «Корни благотворительности или что заставляет человека делиться своим богатством? Форма проведения: Создание ситуации выбора. Методическая цель: познакомить с основными возможностями реализации метода дискуссии на уроках. Образовательная цель: знать, когда в России возникла благотворительная деятельность? Кто был ее родоначальником? Как относились к благотворительности в Российской империи при императорах: Петр 1, Александр 1, Александр 2, Николай 2. Как относились к благотворительности в Советском Союзе? Развивающая цель: уметь находить, анализировать и суммировать полученную информацию, уметь находить варианты решения в проблемной ситуации, уметь работать в группах, уметь использовать полученную информацию в новой учебной ситуации, уметь сравнивать полученную информацию. Воспитательная цель: сформировать личностное отношение к благотворительной деятельности.
Методы: беседа над проблемным вопросом, элементы исследования, элементы метода критического мышления, работа в группах. Приемы для актуализации внимания: постановка проблемного вопроса, использование видео фрагментов, выступление докладчика, работа в группах с информационными источниками и историческими документами, прием «займи позицию». Планируемые результаты:
Метапредметные | Личностные |
Познавательные УУД: Находить достоверную информацию для решения проблемных вопросов. Анализировать. Сравнивать объекты, используя ЦОР. Определять понятия. Устанавливать аналогию. | Воспитание уважения к духовному наследию России. Усвоение гуманистических традиционных ценностей российского общества. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Формирование способности к саморазвитию и самоопределению гражданской позиции. |
Регулятивные УУД: Определять для себя вопросы. Выдвигать версии. Самостоятельно использовать ЦОР. Самостоятельно исправлять ошибки, излагать свое мнение в монологе, диалоге. | |
Коммуникативные: Корректировать свое мнение. Использовать речевые средства. Использовать ресурсы ЦОР как инструмента для достижения своих целей на уроке. |
Условия реализации классного часа: презентация «История развития благотворительности в России», видео фрагменты по темам: «Заставка к началу классного часа», «Указ Александра 1 о запрете благотворительности», «Примеры меценатов и благотворителей». Раздаточный материал для работы в группах: Приложение 1 «Таблица для решения проблем»; Приложение 2 «История развития благотворительности»; Приложение 3 «Выражения о благотворительности». Подготовительный этап: Учащимся дается задание подготовить сообщения на темы: «Благотворительная деятельность семьи Романовых», «Современные меценаты и филантропы».
В начале классного часа учащиеся рассаживаются привычным для них групповым способом. Группы формируются по уровню обученности: сильные, средние, слабые. Для работы в группах, подобрана соответствующего уровня сложности историческая информация.
Ход классного часа
Вызов. Этап мотивации к деятельности.
У. Нет ни одного народа равнодушного к своей истории. В каждой стране есть вопросы истории, которые вызывают ожесточенные споры. Единственный способ понять свое прошлое – это говорить о нем! Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа. Сегодня он пройдет в нетрадиционной форме. Мы выйдем за рамки обычного классного часа, попытаемся охватить одновременно несколько исторических эпох. Да и тема будет необычной, но знакомой и приятной для дискуссии. Я предлагаю просмотреть видеофрагмент. (Видеофрагмент «Заставка к началу классного часа»)
У. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на классном часе? Как будет называться тема?
У. Как вы, уже поняли, речь пойдет о благотворительной деятельности в России. Тема «Корни благотворительности или что заставляет человека делиться своим богатством? Я вас хочу попросить сформировать вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить на классном часе. Это будет личностная мотивация изучения темы.
Актуализация пробного действия. У. Какие размышления вызывает у вас понятие «Благотворительность»? О чем вы думаете, когда слышите или видите это слово? Как можно другими словами пояснить слово «благотворительность»?
У. Перед вами три определения понятия БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. Какое определение ближе к вашему пониманию слова? Почему? Можно ли найти в этих определениях что – либо общее? В чем вы видите отличия этих определений?
- В русском языке с благотворительной деятельностью связывают еще два понятия. Это филантроп и меценат.
- Как вы думаете, что заставляет людей добровольно делиться свои богатством?
Осмысление. Этап организации поисковой деятельности и работы над проблемным вопросом.
У. Когда в России возникла благотворительная деятельность? Кто был ее родоначальником? Чтобы ответить на этот вопрос нам понадобятся планшеты и выход в интернет. Наберите в поисковой строке «Зарождение благотворительности на Руси». Какую информацию вы получили? (Ответы учащихся)
У. На Руси благотворительная деятельность началась сразу после принятия христианства. Великий князь Владимир 1 повелел, чтобы всякому нищему, приходящему на княжеский двор, выдавали то, что ему нужно: пищу, питье, деньги. Чем объясняется такое широкое распространение идеи благотворительности?
У. Поскольку религиозное миросозерцание было парадигмой всей жизни, то каждому были известны слова святителя Иоанна Златоуста, который призывал воспользоваться богатством для милостыни человеколюбия. Он проповедовал: «Даешь серебро, а получаешь отпущение грехов; избавляешь бедного от голода, а он избавляет тебя от гнева Божьего». Нищий считался земным воплощением Иисуса Христа. Сталкивая нас с нищим, Господь проверяет наше милосердие.
У. А всегда ли государство поддерживало благотворительную деятельность? А как относилось к оказанию благотворительности государство в различные исторические периоды? Что бы достоверно ответить на этот вопрос вам предстоит поработать в группах. Для каждой группы предложены историческая информация о благотворительной деятельности в наиболее значимые для России периоды и вопросы, ответы на которые вы должны найти, прочитав текст. На работу отводится 5 минут. В завершении проводится обмен полученной информацией.
(Каждая группа получает историческую информацию об истории развития благотворительности в различные исторические периоды России: Петр 1, Александр 2, Николай 2, Советский период: 30-50-ые годы 20 века — Приложение 2. Работа предполагает поисковую и аналитическую деятельность. В завершении проводится обмен полученной информацией. В итоге всем классом заполняется таблица, которая наглядно показывает полную картину развития благотворительной деятельности в наиболее значимые для России исторические периоды)
У. Дореволюционная Россия знает очень много примеров благотворительной деятельности.
(Видеофрагмент «Примеры меценатов и благотворителей»)
У. Вы внимательно просмотрели видеоряд. Какая закономерная особенность социального статуса благотворителей бросается в глаза? (Все благотворители недворянского сословия)
У. Как вы думаете, почему история не знает благотворителей от дворянского сословия?
У. Тема дворянской благотворительности не изучена основательно. Стала она изучаться лишь 25 лет назад – в 1990-ые годы. Еще мало результатов. Многие исторические факты были скрыты советской властью, уничтожены архивы. Иное дело купец или заводчик. Они сами вышли из народа и никогда с народом не порывали. Эта связь с простым народом выражалась в ношении бороды, одежды. Себя они называли хозяйственным мужичками. С конца 19 века – начала 20 века ситуация в стране резко изменилась. Этому причина «Великие реформы» Александра 2. С «Великих реформ» в Российской империи стало строиться гражданское общество. Стали стираться границы между сословиями. За благотворительную деятельность многие купцы уже получили дворянские титулы. Поэтому многие промышленники и фабриканты становились дворянами. Примером благотворительной деятельности была сама царская семья – Романовы. Я предлагаю послушать сообщение на тему «Благотворительная деятельность Романовых. (Выступление учащегося)
Я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок одной программы «Власть фактов» на канале «Культура».
(Видеофрагмент «Указ Александра 1 о запрещении заниматься благотворительностью лицам с «подмоченной репутацией»)
У. Обратите внимание на крылатое латинское выражение «Деньги не пахнут». Слова, приписываемые императору Веспасиану, якобы произнесенные им после получения денег от налога на общественные уборные Рим и обращённые к его сыну Титу, который выразил неудовольствие по этому поводу.
У. Перед вами проблемная ситуация. Давайте определим, в чем состоит главное противоречие, создающее проблему, сформулируем это противоречие, используя формулу: «С одной стороны–с другой стороны…». И в итоге сформируем проблемный вопрос, ответ на который позволит разрешить противоречие. Для этой работы, я попрошу вас мысленно определиться со своей личной позицией, найти единомышленников и объединиться в микро-группы.
- Определить, в чем состоит главное противоречие, создающее проблему.
- Сформулируйте это противоречие, используя формулу: «С одной стороны – с другой стороны…».
- Сформулируйте проблемный вопрос, ответ на который позволит разрешить противоречие.
- Проанализируйте, что именно в данной ситуации известно, а какой информации не хватает.
- Сформулируйте перечень вспомогательных вопросов – план поиска решения проблемы
(Ответы учащихся. После этого вида групповой работы, учащиеся рассаживаются на свои места)
У. На Руси во все времена были благотворители. Но порой купцы наживали свое богатство бесчестным путем. Понимая это, т.к. все были христиане, благотворительной деятельностью пытались замолить свои грехи. Запрещая оказывать благотворительность нечестным людям, государство поддерживало устои нравственности в обществе. Этому учила и Русская Православная церковь.
У. Ребята, как по-вашему, какую позицию должно занимать государство по отношению к благотворительной деятельности? Поощрять или оставаться нейтральным. Как оно должно реагировать на создание благотворительных фондов? Обратите внимание на таблички.
Государство должно поощрять благотворительность, например, льготами в налогообложении, социальными привилегиями. | Государство не должно вмешиваться в благотворительную деятельность |
Какую позицию займете вы? Свой выбор покажите переходом к соответствующей табличке и аргументируйте выбор.
Рефлексия. Оценочная деятельность
У. Актуальна ли тема благотворительности в наши дни?
У. Как вы относитесь к благотворительной деятельности? Всегда ли, по-вашему, благотворительная деятельность связана с материальными средствами? Вы сами можете заниматься благотворительной деятельностью? Волонтерская деятельность - это пример благотворительности?
У. Знаете ли вы примеры современной благотворительности, которые вас удивили или потрясли? (Учащиеся делятся сообщениями)
У. Вот и закончился классный час. В начале, каждый из вас сформулировал вопросы, ответы на которые хотел бы получить. Сейчас каждому из вас предоставлена возможность кратко выразить свое мнение, дать комментарии о том, что узнано, а что нет.
В начале классного часа учащиеся рассаживаются привычным для них групповым способом. Я использую дифференцированный подход. Группы сформированы по уровню обученности: сильные учащиеся, 2 группы со средним уровнем обученности, слабые учащиеся. Для работы в группах, подобрана соответствующему уровню сложности историческая информация. Вопросы к тесту подобраны соответственно. Каждая группа получает историческую информацию об истории развития благотворительности в различные исторические периоды России: Петр 1, Александр 2, Николай 2, Советский период: 30-50-ые годы 20 века. Работа предполагает поисковую и аналитическую деятельность. В завершении проводится обмен полученной информацией. В итоге всем классом заполняется таблица, которая наглядно дает полную картину развития благотворительной деятельности в наиболее значимые для России исторические периоды. В итоге даже самый слабый учащийся ощущает свою значимость в сборе полной картины развития благотворительности в России.
Самый насыщенный этап — это второй: этап организации поисковой деятельности и работы над проблемным вопросом. Здесь используются два приема объединения учащихся в рабочие группы. Первый прием: группы формируются по уровню обученности. Второй прием: группы формируются по выбору личной позиции. Этот прем используется при разрешении проблемной ситуации. Может случится и такое, что из 20 учащихся, практически все выбирают одинаковую позицию. Такая ситуация сложилась на классном часе. Практически все учащиеся выбрали фразу «Деньги не пахнут», аргументировав ее тем, что не важно каким путем заработаны деньги, лишь бы они шли на благотворительные цели. И только 3 ученика одобрили Указ Александра 1 «О запрещении заниматься благотворительной деятельностью нечестным лицам». Бывало и такая ситуация, когда учащиеся не могли определиться с конкретной позицией. Тогда получалась одна большая группа. Метод дискуссии непредсказуем. В заключении учащимся предлагается еще один прием проведении дискуссии - «Займи позицию». Данный прием используется на выявление двух точек зрения, которые необходимо аргументировать. Учащиеся определяют свою позицию переходом к ому месту, где находится соответствующая табличка. Данный прием не требует обязательного подведения итогов. Можно спросить у ребят: «Трудно ли им было определиться с позицией?»
Важным для личностных результатов является этап рефлексии. Здесь происходит анализ собственных мыслительных операций и целостное осмысление полученной информации. Поэтому важны такие вопросы:
- Как вы относитесь к благотворительной деятельности?
- Всегда ли, по-вашему, благотворительная деятельность связана с материальными средствами?
- Вы сами можете заниматься благотворительной деятельностью?
- Волонтерская деятельность - это пример благотворительности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Учимся дискуссионной речи"
Цель данного элективного курса: научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения; вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать св...
Дискуссионный клуб в школе.
Одна из современных педагогических технологий -проведение дискуссий. О создании дискусионного клуба, первых шагах этот материал.Сценарий одного из заседаний клуба....
Создание дискуссионного клуба "альянс" на базе МКОУ СОШ №2 с УИОП пгт. Восточный
Для чего нужен дискуссионный клуб? Во-первых, клуб создаётся для того, чтобы люди могли свободно общаться на равных. Ведь некоторые индивиды ущемляют других людей при разговоре, не дают полность...
ИНОП по теме Дискуссионная площадка "Точка зрения"
Инновационнонная образовательная программа Дискусионная площадка "Точка зрения". Данная программа может быть применина в виде краткосрочных курсов....
Мастер-класс Дискуссионные формы обучения:технология дебатов
Цель данного мастер-класс: научить приемам организации и проведения дебатов в рамках уроков и внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме. В рамках мастер к...
Методический семинар Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления.
В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни. Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни...
Презентация к методическому семинару "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления".
План семинара "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления". 1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащ...