Презентация к методическому семинару "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления".
презентация к уроку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.pptx | 104.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План семинара 1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащихся. 3 . Ролевая игра - дискуссия (императивный тип). 4. Технология дискуссии (из теории вопроса). 5. Работа в группах (разработка критериев оценки дискуссии, памятки для учащихся «Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии»). 6. Заключительная часть. Рефлексия («мухомор»).
Общая цель школьного семинара : создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов. Частная цель : систематизировать знания педагогов о технологии дискуссии. Задачи: -сформировать представление педагогов о дискуссии как о технологии работы; -актуализировать необходимость применения дискуссионных форм обучения; -вовлечь педагогов в разработку критериев оценки дискуссии как формы работы; Форма проведения: императивная дискуссия. Участники семинара: педагоги.
«Все видят тактику, при помощи которой я вершу свои завоевания, но никто не замечает стратегию, из которой возникает победа.» Сунь– Цзы
Основные параметры глобального мышления, наполняющие и определяющие содержание современного образования - целостное восприятие окружающего мира; - познание мира во взаимодействии всех его сторон; -утверждение в сознании подрастающего поколения приоритета общечеловеческих, общекультурных ценностей; - признание ценности, уникальности и неприкосновенности человеческой жизни; - отрицание принуждения как способа решения проблем; - открытость личности к новому, мобильность, преодоление стереотипов; - критичность и гибкость мышления; - толерантность.
Одной из ведущих педагогических идей в учебно-воспитательном процессе должна стать ориентация жизнедеятельности школы на выработку у учащихся позиции самостоятельного и ответственного принятия решения в условиях свободы выбора.
Основные пути формирования глобального мышления в современном школьном образовательном процессе : 1) углубление, расширение знаний по истории, географии, политике, культуре, экономике, экологии; 2) расширение понимания учащимися разнообразия национальных культур, знакомство с мировыми культурами и цивилизациями через содержание предметов истории, мировой художественной культуры, изучении иностранных языков; 3) системное изучение основных дисциплин школьного курса во взаимосвязи идей, понятий, явлений – установление межпредметных связей; 4) участие в кросс-культурных проектах; 5) применение в обучении развивающих проблемно-ориентированных технологий.
ДИСКУССИЯ ( латин . discussio ) - обсуждение какого-н. спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики.) В педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений.
Основные характеристики учебной дискуссии: – проблемность, противоречивость – актуальность, мотив - целенаправленность - диалогичность - рефлективность - самостоятельность
Основные ориентиры при выборе темы дискуссии - соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам - значение, своевременность, значимость для всех членов общества - подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая, знаниевая) участников дискуссии.
Процесс общения в ходе учебной дискуссии направлен на достижение учебных целей: 1) ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и даже контроль усвоения знаний 2) обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности 3) освоение мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умения перерабатывать информацию для изложения)
Свернутые формы дискуссий – симпозиум / конференция – круглый стол – беседа – заседание экспертной группы – форум – обсуждение – судебное заседание – обсуждение – дебаты
Три этапа дискуссии подготовительный ход дискуссии этап подведения итогов
Приёмы введения в дискуссию изложение проблемы или описание конкретного случая - ролевая игра - демонстрация кинофрагмента - обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации) - обсуждение текущих новостей
Стратегия учителя 1) воздерживаться от собственных суждений; 2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов; 3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений; 4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования; 5) не игнорировать ни одного вопроса и ответа; 6) давать время для обдумывания ответов; 7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии.
выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться. –Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.
Распределение ролей-функций в дискуссионной группе – «Ведущий» (организатор) – его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, проблемы, вовлечь в него всех членов группы. – «Аналитик» – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки. – «Протоколист» – фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы. – «Наблюдатель» – в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.
РАБОТА В ГРУППАХ РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ДИСКУССИИ, ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии»
Результаты работы групп КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИСКУССИИ Достижение поставленной цели Получение новых знаний Удовлетворенность учащихся результатами дискуссии Умение правильно, логично изложить свое и чужое мнение Умение пользоваться приемами доказательства и опровержения Активность, инициативность при обмене мнениями Коммуникативная культура Доля участия, роль каждого учащегося в дискуссии Соблюдение правил, регламента
Памятка учащемуся «Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии» А) прочитай предложенный учителем текст Б) определи противоречия В) выдели позицию автора по данному вопросу Г) определи свою позицию Д) сопоставь свою оценку с точкой зрения автора Е) если изучаешь несколько текстов, выполни шаги А-Д, затем сравни различные позиции Ж) подумай и реши какую позицию будешь отстаивать ты З) подбери аргументы, поддерживающие твою точку зрения в прочитанн ых текстах или в другой литературе
РЕФЛЕКСИЯ - Актуальна ли проблема семинара? - Было ли что-то новым лично для Вас? - Удовлетворены ли Вы содержанием семинара? - Удовлетворены ли Вы психологической атмосферой в группе? -Осталось ли что-то непонятным? -Охарактеризуйте сегодняшний семинар одним словом («хорошо», «плохо»)
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний».
Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний». Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, к...
Использование различных форм обучения в преподавании биологии с целью развития творческих способностей учащихся.
Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из ...
Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.
В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включени...
Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков
Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В данной теме будут рассмотрены следующие вопросы: понятия творчества, мышления, творческого мышления; охарактеризованы основные виды мышления, без развития которых невозможно формирование творческого...
Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Концепция нашей гимназии направлена на формирование у учащихся плнетарного мировоспиятия. Особая роль в этом принадлежит иностранным языкам. В данной статье говорится о формировании глобального мышлен...
Методический семинар Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления.
В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни. Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни...