Комплексное занятие "Радуга профессий"
методическая разработка

Сафонова Елена Валентиновна

Комплексное занятие по профориентации с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_professiy.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

“Ялгинский детский дом - школа”

Комплексное занятие

“Радуга профессий”

Подготовила: воспитатель семьи № 3

Сафонова Е. В.

Саранск - 2020

Цель: выяснить уровень знаний воспитанников о профессиях.

Задачи:

- образовательная: расширить знания воспитанников о профессиях, формировать интерес к профессиям;

- развивающая: развивать кругозор, любознательность, умение работать в команде;

- воспитательная: воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

Оборудование: ноутбук, презентация, выставка книг, выставка рисунков “Все профессии важны, все профессии нужны”, плакаты: “Если не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе понравится то, что ты делаешь” (Англ. пословица); “Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды” (Вольтер); “Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека” (Вольтер); “Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут” (Абу Шукур); “Каждый достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду” (С. Смайлс); “Если есть в жизни человека что - то судьбоносное, так это выбор профессии” (Н. Г. Чернышевский); “Не профессия выбирает человека, а человек профессию” (Сократ); “Без труда не может быть чистой и радостной жизни” (А. П. Чехов); “Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным” (Сенека), раздаточный материал, кроссворд.

Воспитатель: Добрый день! Я рада встрече с вами!  Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего занятия будет присутствовать доброжелательная атмосфера.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала разгадаем кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты? (Повар)

2. Он на сцене выступает

И роли разные играет:

Сегодня в театральном зале,

А завтра - в новом сериале. (Артист)

3. В доме десять этажей,

В доме тысяча людей.

Кто построил этот дом?

Дом, в котором мы живем. (Строитель)

4. Ежедневно спозаранку

В руки он берет баранку,

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак. (Шофер)

5. Нитки, ножницы, булавки:

И работа вся кипит.

Создает из ткани вещи,

Школьную форму для вас может сшить. (Швея)

6. Кто дарит нам сказки,

Рассказы и басни,

Кто мир для читателя

Делает прекрасней? (Писатель)

7. Кто рано встает

И коров выгоняет,

Чтоб вечером мы

Напились молока? (Пастух)

8. Он щедро учит нас тому,

Что очень нужно будет в жизни:

Терпенью, чтению, счету и письму

И верности родной Отчизне. (Учитель)

9. Он смел, умен, его работа -

Быть за штурвалом самолета.

Ведь нужно очень много знать,

Чтоб самолетом управлять. (Летчик)

- Какое ключевое слово в этом кроссворде? (Ответ: профессии).

- Тема нашего занятия “Радуга профессий”.   Мы побываем с вами на семи станциях, названия которых будут соответствовать семи цветам радуги. Путешествовать вы будете не в одиночку, а командами. На некоторых станциях команды будут соревноваться в своих знаниях. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон. Победит та команда, у которой будет больше жетонов.

- Но прежде чем отправиться в путешествие ответьте мне на такой вопрос: “А что же такое профессия?” (Ответы детей).

- Вот какое определение дает нам Толковый словарь: “Профессия - это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений”.

1 станция: “Красная”

- Как вы думаете, когда появилась первая профессия? (Ответы детей).

- Да, действительно, профессии появились ещё в древности. Мужчины ходили на охоту, добывали пропитание. Какие профессии уже существовали в то время? (Охотник, рыбак). Женщины охраняли очаг, готовили пищу, шили из шкур зверей одежду, воспитывали детей. О каких профессиях вы можете сказать? (Домработница, повар, швея, воспитатель). Так постепенно определялся характер деятельности каждого человека, зараждались профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определенным трудом и что этому можно научиться. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда.

- Вопрос зрителям: “Как вы думаете, что случилось бы, если все отказались работать?”

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили люди б голые

По улице зимой.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

- Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи

Не стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофёр:

Возить людей не хочется! –

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы

Засыпало снежком,

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:

- Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется,

Я в школу не приду!

Тетради и учебники

Валялись бы в пыли,

А вы бы неучёными

До старости росли.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда,

И люди не откажутся

От нужного труда:

Учитель обязательно

Придёт наутро в класс,

А пекари старательно

Хлеб испекут для нас.

Любое дело выполнят,

Что им не поручи,

Портные и сапожники,

Шофёры и врачи.

Мы все семьёю дружною

В одной стране живём,

И каждый честно трудится

На месте, на своём.

2 станция: “Оранжевая”

- Издавна русский народ ценил трудолюбие и отвергал лень. Именно человеческим трудом создается на Земле все самое лучшее, нужное и полезное.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каждый ломтик хлеба -

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба!

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям,

Придет пора, настанет час -

И мы трудиться будем.

- Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок.

Конкурс “Собери пословицу”

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Глаза страшатся, а руки делают.

Кто не работает, тот не ест.

Труд человека кормит, а лень портит.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мало хотеть, надо уметь.

Без труда и отдых не сладок.

Без дела жить, только небо коптить.

О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

Береги землю родную, как мать любимую.

Жить - Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Военнослужащий)

Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

Куй железо, пока горячо.

Не огонь железо калит, а мех. (Кузнец)

Что в котел положишь, то и вынешь.

Не котел варит, а стряпуха.

Был бы пирог, найдется и едок. (Повар)

Не игла шьет, а руки.

Из одних слов шубы не сошьешь.

Как шьется, так и носится. (Швея)

Худой сетью рыбы не наловишь.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Сеть да весло - тоже ремесло. (Рыбак)

Обратная дорога всегда короче.

Умный товарищ - половина дороги. (Шофер)

От здоровья не лечатся.

Застарелую болезнь лечить трудно.

Болен - лечись, здоров - берегись. (Врач)

3 станция “Желтая”

- Все мы любим сказки. Сказочные персонажи тоже не сидят без дела. Они имеют определенные трудовые навыки или задействованы в какой - либо профессиональной деятельности. Необходимо вспомнить и ответить, какими профессиональными навыками обладали следующие сказочные персонажи.

1. Дед из сказки о золотой рыбке? (рыбным промыслом)

2. Бабка из сказки о колобке? (хлебопечением, кондитерским делом)

3. Настенька из сказки “Морозко”? (вязанием)

4. Трубадур из “Бременских музыкантов”? (музыкант, певец)

5. Житель деревни Простоквашино - Печкин? (почтальон)

6. Мальвина, Пьеро и Арлекино? (артисты кукольного театра)

7. Карабас - Барабас? (режиссер - постановщик, продюсер)

8. Дуремар? (аптечный работник)

9. Знайка из Цветочного города? (ученый)

10. Мэри Поппинс? (няня)

11. Чебурашка и его друзья? (строители)

12. Айболит? (ветеринар)

13. Крот из сказки “Дюймовочка”? (бухгалтер)

14. Дядя Степа? (полицейский)

15. Баба - Яга? (пилот)

16. Три поросенка? (строители)

17. Коротышка из Цветочного города по имени Гусля? (музыкант)

18. Коротышка из Цветочного города по имени Тюбик? (художник)

19. Фрекен - Бок из сказки “Малыш и Карлсон”? (домоправительница, воспитатель)

20. Коротышка из Цветочного города по имени Цветик? (поэт)

4 станция “Зеленая”

- Мне сегодня утром принесли посылку. В ней оказались предметы (расческа, ткань, краски, молоток, танк, указка, половник, микрофон, градусник, весы, семена, книга, газета, игрушка, гаечный ключ, флешка), которые принадлежат людям определенной профессии.  Я буду называть профессию, а вы поочереди будете отгадывать предмет, который лежит у меня в ящике.  Если не отгадаете, то ход переходит к соперникам. Профессии: парикмахер, портной, художник, плотник, военный, учитель, повар, артист, врач, продавец, агроном, библиотекарь, почтальон, воспитатель, слесарь - сантехник, программист.

5 станция “Голубая”

Перенесемся в будущее.  Представим себе, что мы уже состоявшиеся специалисты. Кто мы? Отгадайте загадку:

Всегда в халате белом,

Крахмальном колпаке.

Готовит детям кашу

На свежем молоке. (Повар)

Игра “Повар высшей категории”.

 Из набора продуктов приготовить борщ.

6 станция “Синяя”

Собери пазлы.

Собрать из разрезанных кусочков картинку и назвать профессию человека.

7 станция “Фиолетовая”

Что спрятано?

Команда берет карточку и разгадывает профессию, зашифрованную на ней: РИНАТЕРЕВ (ветеринар), ЧЕРАГОК (кочегар), ЛКИЧТЁ (летчик), КАРЕПЬ (пекарь), ТООФРФАГ (фотограф), ЖУНДИХОК (художник), ЛЕРЬСАС (слесарь), НУКОЛ (клоун), ЕЦЕВП (певец), ТИРЮС (юрист).

- Профессия - это любимое занятие, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, сварщиком, космонавтом и полицейским, учителем и артистом. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь, а для этого нужно учиться. И для вас сейчас учеба - это главный труд.

1.Передо мной открыты все дороги,
Как много от судьбы своей я жду.
Но помню я со школьного порога:
Всё что посею, то же и пожну.

2.Знайте, ребята! От знаний зависит
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
«Воин на двойку» - врага он страшней.

 3.Труд наш сегодня – это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.

 4.Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из нас
В профессии нужной своей.

- Обратите внимание на оформление нашего зала. здесь выставка книг о профессиях, которые вы можете найти в нашей библиотеке. На плакатах, которые висят на стене, вы видете высказывания знаменитых людей о труде и о профессии.

Вот закончился, ребята

О профессиях рассказ.

Выберете вы когда - то

Подходящую для вас.

Но не будем торопиться,

Можно только помечтать.

Надо много всем учиться,

Чтоб специалистом стать!

Чтоб потом гордились вами,

Вашей хваткой трудовой,

Чтобы были мастерами

Вы в профессии любой!

- Подведем итоги нашего занятия: Что понравилось? Что было трудно для вас? Что из сегодняшего занятия самое полезное возьмете для себя? (Ответы детей).

- Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У вас на столе есть звезды. Я предлагаю вам написать кем вы мечтаете стать в будущем. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды. И в будущем вам, наверное, будет интересно узнать исполнилось ли ваше желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок комплексного применения знаний по теме " Выбор профессии"

Данный урок разработан для проверки знаний учащихся по изученной теме. Урок нацелен на способность формирования профессионального самоопределения учащихся....

Комплексное занятие "Профессия - я знаю тебя"

комплексное занятие по профессиональной ориентации воспитанников...

Методическая разработка комплексного занятия "Я и мир профессий"

Выбор профессии это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит ваша будущая судьба, ведь сделав правильный выбор, вы найдёте свое место в ...

Комплексное занятие "Путешествие в мир профессий"

Комплексное занятие по профориентации...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия с дошкольниками с ОВЗ "Поговорим о профессиях".

Данный материал можно использовать в работе с дошкольниками с ОВЗ, а так же с дошкольниками младшего возраста. На занятии малыши в игровой форме получают практические знания по профессиям, с которыми ...

Комплексная программа профильной проектной смены пришкольной досуговой площадки «Город творческих профессий «ProArt»

Организация образовательно-воспитательного, досугового пространства детей в летний период...

«Технологии проведения комплексного профориентационного тренинга «Дизайнер профессий будущего» для школьников 9 – 10 классов», г. Сургут, 15.09.2022г. – 24.10.2022 г., 36 ч., рег. № 1819.

laquo;Технологии проведения комплексного профориентационного тренинга «Дизайнер профессий будущего» для школьников 9 – 10 классов», г. Сургут, 15.09.2022г. – 24.10.2022 ...