Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднованию 9 мая «Вам, отстоявшим весну на земле…»
методическая разработка по обж (5 класс) на тему

Много внимания уделяется патриотическому воспитанию, моя композиция, рассчитана на учащихся 5-7 классов, проводится в виде выступления агитбригады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий57.5 КБ
Office presentation icon презентация2.55 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Абакана

 «Средняя общеобразовательная школа №18»»

(МБОУ «СОШ №18» г. Абакана)

Музыкально-литературная композиция,

посвящённая празднованию 9 мая

«Вам, отстоявшим весну на земле…»

Автор:

Филатова Елена Владимировна

педагог-организатор ОБЖ

 МБОУ «СОШ №18»

Республика Хакасия, город Абакан

первая квалификационная категория

Музыкально-литературная композиция,  посвящённая празднованию 9 мая

«Вам, отстоявшим весну на земле…»

    На заднем фоне изображение Вечного огня, букета цветов и надпись «Никто не забыт, ничто не забыто».   (слайд 1,2)

Звучит фонограмма мелодии «Я сегодня до зари встану…» На передний план выбегают по очереди девушки.   (слайд 3,4)


1 девушка:
  Весна! Мы с хрустом распахиваем заклеенные бумагой окна…
2 девушка:  Забрасываем на антресоли лыжи…
3 девушка:  Упруго расправляем плечи!
1 девушка:  Весна! Мы лихо перепрыгиваем через лужи…
2 девушка:  Вдыхаем всей грудью пьянящий воздух…
3 девушка:  Заново замечаем красоту родных мест: двора, улицы, старого зеленеющего парка.
1 девушка:  Мы бежим, торопимся, ждем лета. И вдруг замираем среди круговорота ежедневной суеты, услышав по радио…

Звучит голос Ю.Б.Левитана о начале войны.  (слайд 5)

На фоне мелодии симфонии №7 Шостаковича девушки читают.

1-я. Солнце кровавилось в дымчатой мгле,
Красным снарядом било.
(пауза) Их уже не было на земле,
А оно было!
2-я. Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило!
(пауза) Их уже не было на земле,
А оно было!
3-я. Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло!
(пауза) Их уже не было на земле,
А оно было!


           Под звук метронома в полной темноте на сцене появляются 4  участника в костюмах пионера, выпускницы, солдата, рабочего.  Они стоят спиной к залу, они начинают рассказ, в конце своей фразы поворачиваются и зажигают лампадку

(слайд 6)


Юноша в образе пионера:  Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть, и я бы стал доктором…
Девушка в образе выпускницы:  В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать…
Юноша в образе солдата  Я готовился стать отцом. «Будет сын,» - говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала «Ага, сын с косичками»…
Юноша в образе рабочего:  Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку…
Пионер:  Мы, погибшие на полях сражений…
Выпускница:  Мы, замученные в концлагерях…
Солдат:  Мы, погибшие в оккупации…
Рабочий:  Мы, умершие от голода…

1 девушка:  Недоучились и недостроили.
2 девушка:  Так и не услышали долгожданных слов : «Мама, папа».
3 девушка:   Виной тому стала…
Все хором:  ВОЙНА!

На фоне звучания  песни «Священная война».

Солдат:   Слушайте, это мы говорим, мертвые!
                Слушайте, это мы говорим, оттуда, из тьмы!
                Слушайте! Распахните глаза, слушайте до конца.
                Это мы говорим, мертвые, стучимся в ваши сердца!

1 девушка:   Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.
- Война!- крикнул кто-то.
- Война это, товарищи, война!
…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые сполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени.  
(слайд 7)

Юноша в образе солдата выходит вперед со свечой. 

Солдат:  Ты не знаешь, мой сын, что такое война…
Это вовсе не дымное поле сражений,
Это даже не смерть и отвага-она
В каждой капле находит свое отраженье.
Это изо дня в день лишь блиндажный песок,
Да слепящие вышки ночного обстрела,
Это боль головная, что ломит висок,
Это юность моя, что в окопах истлела.
Это в жизни короткой последний рассвет
Над суровой землей…
И лишь как завершенье,
Под разрывы снарядов, при вспышке гранат,
Беззаветная гибель на поле сраженья.

        В тишине тушит свечу, отходит в сторону.  Звучит вальс «Мой ласковый и нежный зверь», на сцене танцуя вальс, появляется выпускница с книгой в руках. (слайд 8)

Выпускница:  Не печальтесь, однажды мы вас потревожим во сне,
     Над полями свои голоса пронесем в тишине.
    Мы забыли, как пахнут цветы, как шумят тополя,
    Мы и землю забыли, какой она стала, земля?

2 девушка:   Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Они воевали, не жалея себя, своей красоты, молодости. Эти девушки были ранимыми, чуткими, нежными, а им пришлось воевать, убивать. Им, которые должны были бы стать матерями, продолжательницами жизни.

Выпускница:  Ах, ей бы Блока, Брюсова,
А у нее винтовка.
Ах, ей бы косы русые,
Да целиться неловко…
Ах, как ромашкам бредится –
Понять бы их, понять.
Ах, как березкам брезжиться-
Обнять бы их, обнять!
Ах, как ручьям клокочется –
Припасть бы к ним, припасть!
Ах, до чего не хочется,
Не хочется пропасть!

       В тишине тушит свечу, отходит в сторону. Звучит марш «Варшавянка», на сцене появляется юноша в образе рабочего. (слайд 9)

Рабочий:   Как там птицы поют на земле без нас?
Как деревья цветут на земле без нас?
И синеет река,
И летят облака,
Над нами,
Без нас.

3девушка:   Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».


Рабочий:  Ленинград. Зима 1941 – 1942 годов была на редкость суровой. Блокада. Только в декабре от голода умерло 53 тысячи человек. В январе – феврале больше. Несмотря на это, осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки.

За  этот период было изготовлено: 95 тысяч корпусов снарядов и мин, 380 тысяч гранат, 435 тысяч взрывателей. Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить.        ( слайд 10)

 Голос за кадром:   Из сводок того времени, публикуемых в газетах,: осенью 1942 года Сталинградскому, Донскому, Юго-Западному фронтам было отправлено: валенок -41 тысяча пар, полушубков – 19 тысяч, стеганых фуфаек и шаровар – 112 тысяч, рукавиц и шерстяных носков – 52 тысячи пар, шапок-ушанок – 42 тысячи.

РРабочий:  А почестей мы не просили,
 Не ждали наград за дела.
 Нам общая слава России
 Солдатской наградой была.

        В тишине тушит свечу, отходит в сторону. Звучит песня «Гайдар шагает впереди», на сцене появляется юноша в образе пионера.

1 девушка:  В рядах тех, кто приближал Победу, были наши ровесники. Они были сынами полков, партизанами, подпольщиками.  ( слайд 11)

Голос за кадром:  Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова за мужество и бесстрашие были удостоены звания Героя Советского Союза. 20 тысяч школьников получили медаль «За оборону Москвы». 15 249 юным ленинградцам вручена медаль «За оборону Ленинграда».  ( слайд 12)

Пионер:  Вся ночь пролетела, как страшный бред.
Расстрел назначили рано.
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику-партизану.
В сенях умирал заколотый дед,
Сестренке ломали руки.
А он все твердил упрямое «Нет!»
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко,
Бела, как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь: такой народ
Нельзя заковать в цепи.


              В тишине тушит свечу, отходит в сторону. Звучит мелодия  «Журавли»,  в исполнении М. Бернеса.

2-я:  Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.

3-я:   И мать -и мачеха цветет,
И сон – трава мохнатым зевом
Росу мерцающую пьет.
Но никогда под русским небом
Трава забвенья не взойдет.

1-я:   Всех, не пришедших с поля брани
Весенним днем, победным днем
Минутой скорбною молчанья
Мы всенародно помянем!

Объявляется минута молчания! Звучит голос Ю.Б. Левитана «Вечная слава героям..» и метроном.   (слайд 13)

2-я:   Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою
Приносим мы любовь и уваженье,
И светлую признательность свою.

3-я:   За то, что вы геройски воевали,
За то, что шли сквозь тысячи смертей!
За то, что никогда не забывали
О долге перед Родиной своей.


            Звучат позывные «Родина слышит». Выходят учащиеся начальной школы в форме юнармейцев..


1 юнармеец:   Листья вашего дерева,
А не серая тень его,-
Все: Это мы!
2 юнармеец:   Эхо вашего голоса,
Зерна вашего колоса,-
Все: Это мы!
3 юнармеец:   Меж годами посредники,
Вашей славы наследники,-
Все: Это мы!
4 юнармеец:   Верность вашим обличиям,
Верность вашим обычаям,-
Все: Мы храним!
5 юнармеец:   Верность вашему мужеству
И великому дружеству,-
Все: Мы храним!
6 юнармеец:   . Верность вашей душевности
И святой вашей верности,-
Все: Мы храним!
1-й. Герои- борцы за правду и разум на земле – вы всегда с нами.
2-й. Вы живете в нашем сегодня: ведь вы вложили в него свою жизнь.
3-й. Памятью о вас, героях Великой Отечественной войны,
Отдавших свои жизни за сегодняшний светлый день, клянемся…
Все: Да – миру! Нет – войне!   (слайд 14)

На видеофрагмента из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен»

         1-я:   По всем параллелям мира летят голоса протеста против страшных замыслов прекратить на земле весну…
2-я:  И не хочется верить, что где-то вновь маршируют молодчики с паучьим знаком на рукавах. Они ненавидят весну.
3-я:  Где-то падает под пулями мать, заслоняя своего ребенка. У нее отняли весну.
1-я:  На всех площадях мира люди берутся за руки…
2-я:  И взоры всего человечества обращены на главную площадь планеты, где лежат, поверженные в прах, знамена фашизма…

Первоклассница:   Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны.
Как хорошо, что кружится планета.
Как хорошо на свете без войны!
Всем, отстоявшим весну на земле…

Все: Вечная слава!    (слайд 15)

Список литературы:

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А., Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины. - Айрис-Пресс. –Москва, 2009 г. – 69-71 с.
  2.  Побединская Л.А.  Ради жизни на земле.- Творческий центр. - Москва, 2003г.
  3. Сценарии к 9 мая / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.prodlenka.org
  4. Сценарий праздника 9 мая. День Победы. / [Электронный ресурс] / Режим доступа: /http://www.uroki.net/scenar/scenar157.htm/
  5. Подборка музыкального сопровождения. /[Электронный ресурс]/Режим доступа:  http://sovmusic.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально-литературная композиция, посвящённая творчеству Роберта Бёрнса. «Любовь, как роза красная…»

Музыкально-литературная композиция знакомит учащихся  с  творчеством  Р. Бёрнса, формирует художественную  читательскую  культуру  учащихся,  развивает навыки  ...

Музыкально-литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.Блока

Данную композицию можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассных мероприятиях по предмету....

Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднованию 9 мая «Вам, отстоявшим весну на земле…»

Композиция , посвященна подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне....

Музыкально-литературная композиция «Музы не молчали», посвящённая 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы).

В материале представлен сценарий музыкально-литературной композиции "Музы не молчали", посвящённой 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы) в школе...

Музыкально-литературная композиция "То было раннею весной..." (По творчеству А. К. Толстого)

Музыкально-литературная композиция «То было раннею весной…» (По творчеству А. К. Толстого)Цели:развитие речи учащихся; развитие их творческих способностей и  творческого вообра...

Мероприятие посвящённое празднованию 85-летию Иркутской области «Тебе земля Иркутская…»

Мероприятие посвящённое празднованию 85-летию Иркутской области «Тебе земля Иркутская…»Цель:Знакомство учащихся с историей областиЗадачи:Развитие познавательных, коммуникативны...