Наш дядя - участник ВОВ
материал

Намдыков Бато Цыденжапович

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_dyadya_-.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Наш дядя   – участник Великой Отечественной войны

 9 мая 2020 года  мы будем отмечать великий праздник – День Победы.  И хочется вспомнить нашего дядю, старшего брата бабушки, Хайбзана Гатыповича  Намдыкова, участника  Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь за  наше светлое будущее.

Хайбзан родился в 1909 году в селе Нарин-Ацагат Заиграевского района. Родители, Намдык и Цыжидма,  любили своего старшего сына, лелеяли его и смотрели на него как  на продолжателя рода, так как за ним шли девочки.   Считалось, что в бурятской семье продолжателем рода является сын.

Хайбзан был незаурядной личностью,  владел не только бурятской, но и русской грамотой, хорошо знал старомонгольскую письменность, почерк у него был каллиграфический. Умный, скромный, очень красивый. Интеллигентный,  с тонкими  чертами  лица. На старинных фотографиях мы видим дядю всегда с модными шарфами на шее,  на голове стильная кепка,   можно сказать, «достаточно модный» молодой человек своего  времени. По рассказам нашей бабушки,  очень аккуратный, «с толком, с чувством» каждое порученное дело доводил до конца, неторопливо вникая в самую суть. Дядя любил общаться с соседями, с людьми намного старше себя. Всегда тянулся к знаниям, учился на курсах в Улан-Удэ.

        Знаем, что Хайбзан  работал в сельской изба-читальне в должности избача. Он любил читать книги, и собирал библиотеку. До сих пор у нас хранится  выкрашенный в зеленый цвет деревянный  «чемодан», куда он складывал книги, купленные в городе. Прочитанные книги  он,   видимо,  передавал в избу-читальню, у нас осталась только прямоугольная палочка с заостренным концом с одной стороны, которой водил по страницам книг во время чтения и использовал как закладку. У нас хранилась справка, выданная Намдыкову Хайбзану - избачу, чтобы сельская администрация (современное понятие) оказывала ему всякое содействие  делу ликвидации безграмотности населения. Со временем эта справка и письмо, присланное нашим дядей с фронта, потерялись. В детстве мы читали письмо, написанное красивым почерком на бурятском языке,  и удивлялись, как же так в письме наш дядя, такой аккуратный, допустил оплошность, написав письмо с помарками, ведь в нем некоторые места были «замараны» черной тушью. Будучи уже взрослыми, мы поняли суть «черной метки».  

В феврале 1931 года его приняли в члены ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи). Безусловно, наш дядя был человеком активной жизненной позиции.

  Дядя Намдыков Хайбзан был призван в ряды Красной Армии  в 1941 году Заиграевским райвоенкоматом Бурят-Монгольской АССР и служил в 194-ой стрелковой дивизии. Он обслуживал артиллерийское орудие..  

Во время войны наша бабушка Цыжидма получила  извещение о том, что «ваш сын пропал без вести». Бабушка до конца ждала  своего единственного сына и надеялась, что вернется он живой и невредимый.

Младшая дочь Жалма нашей прабабушки Цыжидмы в 60-ые годы XX века  написала письмо в г. Подольск (архив Министерства обороны Российской Федерации),  и ей ответили, что «Намдыков Хайбзан пал смертью храбрых и похоронен  в селе Малая Каменка Смоленской области».  

         Он был убит 1 марта 1942 года и похоронен в деревне Малая Каменка Юхновского района Смоленской области. Так, совсем молодым погиб наш дядя Намдыков Хайбзан Гатыпович.

       Мы, молодое поколение, всегда будем помнить, какой ценой досталась  Великая Победа нашему народу.

Намдыков Бато Цыденжапович, МБОУ «Ацагатская СОШИ»

им. Агвана Доржиева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»

Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...

Не курил бы дядя с детства

Профилактика здорового образа жизни....

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Логопедический досуг "День рождения Дяди Фёдора"

В работе предложена методическая разработка конспекта выпускного досуга для детей подготовительной логопедической группы с Тяжелым нарушением речи Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...

"Дядя Стёпа - Михалков"

Классный час "Дядя Стёпа -  Михалков"...

"Дядя Стёпа - Михалков"

классный час для 9 класса...

Спектакль, посвящённый Отечественной войне 1812 года. "Скажи-ка, дядя, ведь недаром..." Автор-учитель истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947- Шабуневич Нина Антоновна.

Спектакль является авторской работой учителя. Учащиеся 7-10-х классов представили спектакль на школьной ежегодной научнопрактической конференции "Шаг в будущее". В спектакле много классической музыки,...