Спектакль, посвящённый Отечественной войне 1812 года. "Скажи-ка, дядя, ведь недаром..." Автор-учитель истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947- Шабуневич Нина Антоновна.
проект по истории (8 класс) по теме
Спектакль является авторской работой учителя. Учащиеся 7-10-х классов представили спектакль на школьной ежегодной научнопрактической конференции "Шаг в будущее". В спектакле много классической музыки, известных стихов, документального материала.Автора в материале более всего интерисовали взаимоотношения двух полководцев-Кутузова и Наполеона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spektakl_1812g.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-учитель истории и обществознания
ГБОУ ВАО СОШ № 1947 города Москвы.
“Скажи-ка, дядя, ведь недаром…”
Спектакль, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Действующие лица:
Ведущий 1
Ведущий 2
Кутузов М.И.
Наполеон I Бонапарт
Жозефина Богарне
Лористон
Племянник М.И.Кутузова
Помещик 1
Помещик 2
Помещик 3
Давыдов Д.
Солдат Терентий
Танцевальная группа (две-три пары).
Пролог.
Ведущий 1: Бессмертны вы вовек
России исполины
В боях воспитаны
Средь бранных непогод.
Ведущий 2: ХIХ столетие – это период, когда Россия утверждалась на мировой арене, период расцвета Российской империи. Это период утверждения военной мощи государства Российского.
Слава России ковалась во время многочисленных войн, в великих победах и тяжёлых поражениях.
Ведущий 1: Сколько испытаний пришлось пережить России, но, говоря словами А.С.Пушкина:
“ И в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь.
Так тяжкий млат
Дробя стекло, куёт булат.”
Сцена 1.
(Танцевальная группа исполняет вальс (1 мин.) Звучит музыка Свиридова Г. «Вальс» (общее звучание-3,5 мин.) или Чайковского П.И. «Вальс» из балета «Спящая красавица» (общее звучание-5 мин.).
Шопот: Смотрите, смотрите, возлюбленная Наполеона, Жозефина Богарне!
Входит Ж.Богарне
Ведущий 2: Уникальная в истории фигура-Наполеон I Бонапарт (появляется Наполеон, приглушено звучит «Вальс», танцуют пары). Благодаря Наполеону прекрасная креолка стала известна миру.
Наполеон: Одну только женщину любил я в своей жизни - мою Жозефину, урождённую Мари Розу Жозефину де ла Пажери, мадам Богарне.
Познакомились мы с нею зимой 1795 года, ей было 32, мне – 25. Разница в возрасте не имела для меня никакого значения. Я полюбил её пылко и, как мне тогда казалось, безнадежно…
Мы вступили в брак, но новая военная кампания бросала меня с одного места на другое. Свои чувства мы проверяли письмами.
Жозефина (читает письма):
“Ежесекундно я всё больше и больше отдаляюсь от тебя, любимая моя подруга, и с каждым мгновеньем у меня всё меньше остаётся сил, чтобы переносить разлуку с тобой. Льну мыслями к тебе, если вижу тебя печальной – сердце разрывается. Иногда мне кажется, не так важна твоя красота, как состояние здоровья, самочувствие, милая моя смуглянка”.
( Берёт другое письмо):
“Любить тебя одну, приносить тебе счастье, не
доставлять хлопот – вот и всё призвание моей жизни. Будь счастлива, ни в чём не упрекай меня, человека, который живёт ради тебя и чувствует радость и удовлетворение, видя тебя счастливой. Я несправедливо требую твоей любви, подобной моей. Разве могут кружева перевесить чистое золото? ( В одном из писем ко мне
Наполеон написал:”…природа наделила меня крепкой душой, а тебя соткала из кружев и воздуха…”.) Природа обделила меня красотой, это так, но всё же, Жозефина, я заслуживаю право на твою благосклонность уже потому, что ты – единственная, кого я бесконечно люблю”.
Наполеон: Жозефина, Жозефина! Я её любил искренне, любил её детей – Евгения и Гортензию, я желал ей настоящего счастья!
( Звучание музыки усиливается. К танцующим присоединяются Наполеон и Жозефина. Через 1,5 мин. музыка резко замолкает. Через значимую паузу начинает звучать музыка Берлиоза Г. “Шествие на казнь” из “Фантастической симфонии”(звучит до сцены 2).
Ведущий 1: Гражданин Наполеон Бонапарт! Вы променяли большую Любовь на Войну, на Честолюбие, на Победы.
Наполеон: Это так. Я в самом деле всю свою сознательную жизнь воевал, так как считаю войну бесспорным средством решения всех проблем.
Ведущий 1: Как Вы оцениваете Войну с Россией в 1812 году ?
Наполеон: Считаю войну с Россией наибольшей своей ошибкой, она стоила мне не только власти, но и жизни. Я недооценил народ России. Планировал воевать только с армией, а пришлось преодолевать сопротивление всего народа.
К народной войне моя армия не была готова. А вдобавок, я переоценил честолюбие императора Александра I, который – таки поступился им ради Победы и передал пост главнокомандующего талантливому генералу Кутузову.
Сцена 2.
( Звучит музыка Чайковского П.И. Торжественная увертюра “ 1812 год” – c 2,20 мин. + 3 мин. или “Ария Кутузова ” из оперы С.Прокофьева “Война и мир”- 3 мин.).
Ведущий 2: Кутузов Михаил Илларионович, а точнее Голинищев – Кутузов – спаситель России – родился 16 сентября 1745 года в семье сенатора. Батюшка отправил его в соединённую Артиллерийскую (Кутузов – “чумазые глухари”), теперь в ХХI веке (Кутузов – “боги войны”) и инженерную дворянскую школу (Кутузов – “по-простому стройбат”). Потому что считал: ” Хороший полководец воюет не криком, поднимающим в атаку, а лопатой и кашей”.
Ведущий 1: Сохранилась легенда, что юный Кутузов тайно обучался у каких-либо китайских монахов премудростям военного искусства.
Кутузов:
“ Внимай человек с Севера!
Главное – разбить замысел противника
И лишь потом – разбить его войска…”
Ведущий 2: Кутузова называют учеником Александра Васильевича Суворова. Суворов некогда сказал:
Кутузов: “Одному прикажи, другому намекни, а мне, Кутузову, и говорить нет нужды – я сам всё понимаю”.
Ведущий 2: Однако, говоря о Кутузове, не следует забывать главного – перед нами чуть ли ни единственный полководец мира, который умел побеждать отступая!
Когда во время Отечественной войны 1812 года император Александр I даровал Кутузову статус главнокомандующего, Михаил Илларионович имел любопытный разговор с племянником:
Племянник: А что, дядюшка, не уж то Вы думаете разбить Наполеона?
Кутузов: Разбить? Пожалуй, что нет... Но обмануть – да, рассчитываю.
Ведущий 1: И обманул, да так лихо, что сам же потом писал своей дочери Елизавете.
Кутузов ( читает письмо ):
“ Вот Бонапарт – этот гордый завоеватель, этот новый Аттила, бич рода человеческого, или, скорее, бич Божий… бежит передо мною более трёхсот вёрст, как дитя, преследуемое школьным учителем!”
Ведущий 2: Кутузов, будучи победоносным полководцем, всегда командовал войсками, которые уступали противнику по численности. Иногда в 2 раза, но бывало, что и в 30 раз!
Ведущий 1: Кстати, фразу насчёт того, что “ Кутузов меня обманул”, Наполеон будет обречён повторять и повторять.
Наполеон (уходя, шепчет):” Этот Кутузов меня обманул”.
Сцена 3.
( Звучит весёлая музыка М. И. Глинка “ Краковяк “ из оперы “ Иван Сусанин “ – 2,30 мин.
Танцевальная группа).
Ведущий 1: Начало ХIХ века. Крепостная Россия. Помещики( один курит трубку, другой ест апельсин ).
Помещик 1: … и жили мы
Как у Христа за пазухой.
И знали мы почёт.
Помещик 2: Дома с оранжереями, с китайскими беседками,
И с английскими парками.
Помещик 3: На каждом флаг играл,
Играл, манил приветливо,
Гостеприимство русское и ласку обещал.
Помещик 1: Французу не привидится
Во сне, какие праздники!
Помещик 2: Не день, не два – по месяцу
Мы задавали тут.
Помещик 1: Свои актёры, музыка,
Прислуги целый полк.
Помещик 2: Ни в ком противоречия,
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Помещик 3: Закон – моё желание,
Кулак – моя полиция.
(Помещики присоединяются к танцующим” Краковяк”. Внезапно весёлая музыка обрывается и звучит “ Военный марш “ Г.Свиридова – 2,25 мин.).
Ведущий 2: Но, “началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”,- так писал Лев Николаевич Толстой в своём знаменитом романе “Война и мир” об Отечественной войне 1812 года.
Cцена 4
( Звучит “ Военный марш “ Г.Свиридова ).
Ведущий 1: Гроза двенадцатого года настала.
Кто тут нам помог?
Остервенение народа.
Барклай, зима иль русский бог?
Ведущий 2: Наполеон! Он принёс миру горе, смерть, разрушение. Жалкий человек. Чего он хочет?
Ведущий 1: Небо ясно.
Под небом места много всем.
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
( Входит Наполеон ).
Наполеон : В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю её. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги. Если возьму Петербург, то возьму Россию за голову. Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце. Итак – Москва.
( Наполеон показывает города по карте ).
Ведущий 2: Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля.
Немногие вернулись с поля,
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы.
Кутузов : Господа! Думаю, что нам придётся сдать столицу, дабы сохранить армию. Потеряв этот город, мы сохраним армию.
Волею, данной мне государем и Отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы ещё не есть потеря России. Сохраним армию, спасём и Россию. Приказываю отступать.
Ведущий 1: Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не священный дар.
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Кутузов: Будете вы у меня ворон жрать, будете.
Наполеон: Граф Лористон! Вам поручаю предложить перемирие армии Кутузова.
Лористон (обращение к Кутузову): Ваше превосходительство. Я уполномочен моим императором предложить вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кончать войну.
Кутузов: пора кончать, говорите. А мы, граф, войну ведь только начали. Да, только начали.
Лористон: Но война ведётся варварскими способами со стороны русских.
Кутузов: Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию. Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы. Не имеет ли граф ещё что предложить?
( Лоринстон откланивается ).
Наполеон: А дальше была Березина, гибель армии.
Кутузов: Война закончилась за полным истреблением неприятеля. Слава русскому воинству. Слава русскому солдату.
( Звучит музыка “Славься…” из оперы М. Глинки “Жизнь за царя” ( “Иван Сусанин” ).
Ведущий 1: У русского царя в чертогах есть палата.
Она не бархатом, не золотом богата.
Не в ней алмаз венца хранится под стеклом.
Но сверху донизу, во всю длину кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокий.
Ведущий 2: Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И ВЕЧНОЙ СЛАВОЮ 12 ГОДА.
Сцена 5.
( Звучит “Вальс” Г.Свиридова).
Ведущий 1: Герои войны 1812 года. Денис Давыдов и его первый друг – солдат Терентий.
Терентий: Я в ту пору, как мы партизанили, ни вам, ни кому другому не сказывал, а в голове у меня крепко думка сидела, как бы изловчиться – да самого Наполеона Бонапарта в полон захватить.
Давыдов: Не один ты, Терентий, многие охотились. Фигнер даже в занятую неприятелем Москву с этой целью пробрался. Пустая, несбыточная затея!
Терентий: Теперича и я понимаю, а тогда в горячке – то, о чём только не бродилось. И чудней всего, что о личности Бонапарта я совсем никакого понятия не имел. А виделся он мне почему – то мужчиной огромного росту, носатым, чёрным – вроде цыгана и в золотом кафтане.
Давыдов: Ну, если так, то Наполеону тебя опасаться нужды не было. Я в Тильзите его видел и запомнил отлично. Ростом он разве на вершок какой выше меня. Волосы тёмно- русые, а не чёрные. Лицо чистое, смугловатое, с чертами весьма регулярными, нос небольшой, прямой, с лёгкой горбинкой. А мундир обычно носил тёмно – зелёный конно – егерский, с красной опушкой и с отворотами, с эполетами полковничьими. В общем, на портрет, созданный твоим воображением, ни мало не походил.
Терентий: Вестимо, не походил. Я потому и толкую, что дескать время – то, хотя и грозное было, а для всяких, как бы сказали, несбыточных затей и для всяких геройств очень способное.
Давыдов: Да, что верно, то верно, богатырская была эпоха. Невиданным мужеством россиян прославлен в веках 1812 год.
Эпилог.
( Звучит музыка М.И.Глинки “ Славься…” из оперы “ Жизнь за царя “).
Ведущий 1: Русь не шелохнётся.
Русь как убитая,
Но загорелась в ней
Искра сокрытая.
Ведущий 2: Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно!
( Музыка М.Глинки звучит громко).
Литература.
1.Лермонтов М.Ю. “ Бородино “.
2.Лермонтов М.Ю. “ После Бородина “.
3.Внеклассные мероприятия по истории России. 10-11 классы. / сост.: Варакина И.И., Парецкова С.В..-Волгоград: Учитель АСТ, 2005.
4.Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992.
5.Бонапарт – Жозефине // Ровесник, 1994. - № 2.
6.Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. – М.: Просвещение, 1978.
7.Овчаренко Н.Э. Книга для чтения по новой истории. – М.: Просвещение, 1987.
8.Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005.
9.Кудряшов К. Кутузов: русское айкидо. Единственный полководец, побеждавший отступая. // Аргументы и факты, 2010. - № 37.
10.Недаром помнит вся Россия… // Московский комсомолец, 2011. – 16 июня.
В спектакле использована музыка: Бетховена Л., Берлиоза Г., Глинки М., Прокофьева С., Свиридова Г., Чайковского П..
август 2011 год.
Автор – учитель истории, обществознания, МХК: Шабуневич Нина Антоновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная интеллектуальная историческая игра "Страницы родной истории", посвящённая 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
Районная интеллектуальная историческая игра «Страницы родной истории», посвященной 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года (далее - Игра), проводится по инициат...
Урок истории "Народ и Отечество", посвящённый юбилею Отечественной войны 1812 года
Этот урок немного выходит за рамки школьной программы и может быть использован как дополнительный урок по теме "Отечественная война 1812 года", или как внеклассное познавательное занятие по предмету. ...
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 ШАБУНЕВИЧ Н.А.
Планирование рассчитано на 68 часов. ФГОС. Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др..2012 год. Надеюсь кому-то поможет в работе....
Календарно-тематическое планирование по Всемирной истории (интегрированно) для 10 класса, базовый уровень, учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 Шабуневич Н.А..(окончание).
В планировании представлены курсы всеобщей истории и истории России ИНТЕГРИРОВАННО. Курс рассчитан на 68 часов. Опробировано в личном преподавании. Надеюсь, что кто-то оценит такое преподавание и восп...
Внеклассное мероприятие " Урок Воинской славы, посвящённый Отечественной войне 1812 г."
Внеклассное мероприятие " Урок Воинской славы" проводится во время предметной недели по истории в основной школе. Форма проведения урока: литературно- музыкальная композиция с элементами теа...
"Самый умный", игра,посвящённая Отечественной войне 1812 года
Игра проходит интересно и может быть использована в 8-10 классах во время обобщающих уроков, либо во время внеклассных мероприятий....