Конспект открытого урока "Герои Отечества"
план-конспект урока (8 класс)

Захарченко Валерия Анатольевна

Конспект открытого урока по теме "Герои Отечества" составлен для слабослышащих детей 8-х классов. Целью беседы является воспитание патриотизма, гражданственности, чувства долга и уважения к историческому прошлому России. В ходе беседы ученикам необходимо вспомнить о подвигах героях Отечества и создать проект «Подвиги героев Отечества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroi_otechestva_zaharchenko_v.a._konspekt.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

        «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15»

       (КОУ «Адаптивная школа-интернат №15»)

Методическая разработка

внеклассного мероприятия для слабослышащих детей

беседа «Герои Отечества».

для 8 классов

Составитель:

Воспитатель:

Захарченко Валерия Анатольевна.

г. Омск, 2020

Тема беседы: герои Отечества

Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, чувства долга и уважения к историческому прошлому России.
Задачи: 

Образовательная:
- расширить сведения о празднике День Защитника Отечества;
- рассказать учащимся о героях ВОВ из Омской области,

Развивающая:
- прививать у учащихся интерес к культуре,
Воспитывающая:
- способствовать формированию активной гражданской позиции;
- чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества.

Оборудование: презентация Power Point, портреты героев, ватман А3, клей, маркеры, информация о героях (ФИО, годы жизни, подвиг), разрезные пословицы, изображение флаг и значения цветов.

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть на нашем занятии!

(речевой треугольник, работа за экраном)

- Какое у вас сегодня настроение?

- Толя, спроси у Артура какое у него сегодня настроение?

- Артур, спроси у Тани кто сегодня дежурный?

- Таня, спроси у Алёны какой сегодня дежурный звук? (дежурный звук Ч-Щ)

Правильно, Алёна. Сегодня дежурный звук Ч-Щ и начнем наше занятие с речевой зарядки и вспомним нашу главную задачу (какую?) - говорить звуки правильно, произносить слова громко и четко!

(слайд)

Повторяем за мной

Ча-ча-ча-чаша

Щу-щу-щу – щука

Чу-чу-чу – чудо

Чи-чи-чи-чистить

Щи-щи-щи-щит

Вам необходимо вставить пропущенные буквы, сказать это слово и произнести пропущенную букву.

*еловек

За*итник

Оте*ество

Служа*ий

Логическое ударение

Нет ничего́ на све́те кра́ше, чем РОДИНА наша́.

Ро́дину-мать уме́й ЗАЩИЩАТЬ.

(слайд)

А теперь давайте посмотрим видеофрагмент и подумайте о чем мы с вами будем говорить и какая тема нашей беседы?

(просмотр видеофрагмента из военного фильма про Карбышева)

Какой накануне будет праздник? О чем мы с вами будем говорить? (ответы учеников)

Мы будем говорить о героях Отечества. Значит тема нашей беседы?

(слайд) Тема: Герои Отечества (отвечают учащиеся)

Почему мы изучаем эту тему? (Что бы помнили своих героев)

А где эти знания могут пригодиться (Для уроков истории, литературы, в жизни)

И целью нашего занятия будет?

(слайд) Цель:

Вспомнить о подвигах героях Отечества (называют сами),

создать проект «Подвиги героев Отечества» (обозначает учитель)

Что мы будем для этого делать?

(слайд) Задачи:

  1. Создавать проект
  2. Внимательно слушать
  3. Активно работать
  4. Произносить слова четко и правильно

Давайте познакомимся с трудными словами, которые встретятся в нашей беседе:

Отечество, Отчизна – родная страна.

Защитник – тот, кто оберегает, защищает.

Подвиг – героический поступок.

Патриотизм – любовь к Родине.

В ходе беседы я буду выдавать вам части пословицы и если вы соберете полную пословицу – это будет означать, что на занятии вы работали отлично. Если не будет хватать одной части пословицы, то значит вы работали хорошо. Если будет не хватать больше двух частей, то это означает, что нужно стараться работать лучше.

23 февраля наша страна празднует День Защитника Отечества.

Изначально 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии в честь победы над немецкими войсками. День первой победы стал днем рождения армии. 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи.

(слайд) – изображение природы

Часто в своей речи мы употребляем слово Родина, и у каждого из нас перед глазами встаёт своя картина.

Какие образы возникают у вас? (дом, храм, береза, Кремль, и т.д.). Как вы думаете, что такое Отечество? (точка зрения учащихся). Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека

(слайд)

В Словаре русского языка С.И. Ожегова это понятие определяется так:

«Оте́чество – э́то страна́, где челове́к роди́лся и к гра́жданам кото́рой он принадлежи́т».

То есть Родина – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. У каждого человека своя Родина и каждой страны есть свои символы.

Какие символы России вы знаете? (флаг, герб, гимн)

(слайд на каждый символ)

Что такое флаг? Флаг - это официальный отличительный знак государства, который представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или эмблемой.

А как вы думаете, что означают цвета нашего флага?

Задание на соотнесение цвета и значения у доски (первая часть пословицы)

Белый – мир, чистота.

Синий – безоблачное мирное небо.

Красный – цвет силы. Цвет крови пролитый за нашу Родину.

Что такое герб? Герб – это изображения, эмблема,  являющееся символом и отличительным знаком государства.

Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток.

Корона – символ законности, означающий, что страна живет по законам  чести и справедливости.

Скипетр – символ власти.

Держава – символ могущества страны.

Что такое гимн? Гимн – славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов. (Включить гимн.)

В каких случаях звучит гимн?

Все эти символы присуще нашей Родине. А еще у нашей Родины есть защитники. Защитник Родины - это самое высокое звание на земле. Вся история нашего Отечества - это непрерывные войны - слишком богата наша земля, слишком многие хотели завладеть ее богатствами, но наши предки сумели отстоять свою землю, защитить ее от врагов, спасти и сохранить для будущих поколений. И мы должны быть достойны славы наших предков.

Можно ли назвать защитника Отечества героем? Какими качествам должен обладать герой? (Называют поочередно) (часть пословицы)

(смелый, мужественный, храбрый, честный, решительный, ответственный, верный своей Родине, отважный)

Всегда ли оставались живыми герои - защитники Отечества? (Нет)

К сожалению, не всегда. Давайте вспомним с вами героев Великой Отечественной войны.

(слайд)

Николай Гастелло
(1907-1941)
Военный летчик, командир.
Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.
Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.

(слайд)

Леня Голиков
(1926-1943)
Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады.
Лене было 15 лет, когда началась война. Он уже работал на заводе. Когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны.
Он был храбр и решителен, командование его ценило. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.
Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.
Зимой 1943 года значительно превосходящий отряд противника неожиданно атаковал партизан у села Острая Лука. Леня Голиков погиб как настоящий герой - в бою.

(слайд)

Дмитрий Карбышев

Дмитрий Карбышев родился 26 октября 1880 года в городе Омске в семье военного чиновника. Рано остался без отца. Дмитрий поступил в Сибирский кадетский корпус. По окончании Сибирского кадетского корпуса был принят в Петербургское военно-инженерное училище. Великая Отечественная война застала Д.М.Карбышева в Белоруссии, в городе Гродно. Генералу уже 61 год, он опытный военный, известный всему миру учёный-инженер. Штаб 10 армии оказался в окружении, генералу предлагают уехать в Москву. Но Дмитрий Михайлович отказывается: " Я солдат, а солдату в такой момент уезжать нельзя. Я не могу бросить фронт". Три с половиной года провёл Карбышев в фашистских  лагерях, где его пытали и уговаривали перейти на сторону фашистской Германии. Генералу Карбышеву

предлагалось освобождение из лагеря, переезд на частную квартиру, полная материальная обеспеченность, сохранение военного звания - генерал-лейтенант инженерных войск, но германского рейха. "Русский солдат" был непреклонен:"

В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года немцы выгнали пленных на мороз. Затем загнали в душевую, велели раздеться, пустили струи ледяной воды, снова выгнали на улицу и стали поливать из брандспойтов. Многие падали и тут же умирали: не выдерживало сердце. Кто пытался уклониться от удара, тех били дубинками. 16 августа 1946 года генерал-лейтенанту Дмитрию Михайловичу Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза "за исключительную стойкость и мужество".

(слайд)

Пётр Ермолаевич Осминин (1917-1944)

Пётр Ермолаевич Осминин родился в 1917 году в г. Калачинске Омской области в семье крестьянина. После окончания школы работал в колхозе: был возчиком зерна, прицепщиком, на курсах овладел специальностью тракториста.

В первый бой с немецко-фашистскими захватчиками Осминин вступил под Москвой в декабре 1941 года. Самоходно-артиллерийская установка, в экипаже которой он был механиком-водителем, прикрывала один из участков Волоколамского шоссе. Неожиданно появилась группа танков противника, на большой скорости мчавшаяся к столице. Из засады самоходчики подожгли первые три вражеские машины, затем три последних, но бить из укрытия было неудобно. Тогда командир приказал выехать на шоссе. С “бетонки”, новой позиции, было подбито ещё несколько фашистских танков, уцелевшие повернули назад и скрылись. С каждым новым боем росла слава сибиряка. Его опыт вождения самоходки перенимали молодые артиллеристы, с гордостью называвшие себя учениками гвардии старшины Осминина.

В августе 1944 года полк вступил в бой с гитлеровцами у литовской деревни Суостай.

В результате умелых действий и смелого манёвра три вражеских машины были подбиты, две уцелевших повернули обратно. Осминин нажал на педаль газа и устремился вслед за уходившими танками врага. В этом бою Осминин был ранен. Завязался бой. Задыхаясь в дыму, отбиваясь от языков пламени, продолжали вести огонь по противнику. Когда подоспела помощь, самоходка уже догорала. Вместе с ней сгорели и члены экипажа. Гвардейцы до конца выполнили свой воинский долг.

Указам Президиума Верхового Совета СССР от 24 марта 1945 г. всему экипажу самоходки присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

(слайд)

Валентина Сергеевна Бархатова (1924 - 1944)

Валентина Сергеевна Бархатова обессмертила свое имя в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, будучи механиком - водителем танка.

В первые дни войны большинство мужчин ушло на фронт. Все работы в хозяйстве легли на плечи стариков, женщин, девушек и подростков. Вместе со всеми от зари до зари трудилась за штурвалом трактора и Валя Бархатова.

В конце ноября 1941 года Пленум РК ВЛКСМ избрал Валентину Бархатову секретарем райкома. Она писала заявление с просьбой призвать на военную службу и отправить в действующую армию, и получила отказ.

Лишь летом 1942 года просьба ее была удовлетворена. На ускоренных курсах она приобрела специальность механика - водителя танка.

В одном из боев девушку ранило в ногу. Лечилась в медсанбате. Вскоре возвратилась в свою часть к боевым друзьям. В ходе последующих боев она еще раз получила ранения. Они, к счастью, не были тяжелыми, и, подлечившись, она снова возвращалась на передовую, вновь садилась за рычаги тридцатьчетверки.

8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция с целью полного освобождения Крыма от немецко - фашистских захватчиков. На рассвете 9 мая 1944 года командирский танк. В составе экипажа которого была в качестве радистки Валентина Бархатова, во время движения в прифронтовой полосе наехал на фугас или возможно авиабомбу и подорвался. Чудом остались в живых несколько стрелков.

Так погибла бесстрашная омичка комсомолка Валентина Бархатова. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны второй степени.

Теперь ребята после того, как мы вспомнили подвиги некоторых героев мы будем создавать проект. Создавать проект мы будем с вами для того, чтобы другие ребята нашей школы тоже вспомнили о подвигах героев войны накануне праздника День Защитника Отечества. Будем работать группами (на каждую группу по 2 героя). У вас на партах в конверте лежат портреты героев, вам нужно соотнести фото героя, его имя и подвиг и все это оформить на лист А3. Как вы выполните это задание, ваша группа должна будет представить свой проект, то есть рассказать о подвигах героев. (часть пословицы)

А в честь каких героев названы улицы нашего города? (часть пословицы)

(называют из представленных героев)

(на слайде изображены стелы Омичей - героев)

Итог

Молодцы ребята, как вы считаете, группа 8В справились с созданием проекта?

(Взаимооценка)

 (слайд)

Критерии оценки проекта:

  1. Года жизни
  2. Соответствие фото и ФИО героя
  3. Описание подвига
  4. Представление проекта

А группа 8Б полностью справились с заданием?

Теперь давайте узнаем, как каждый из вас работал в ходе беседы и получилось ли у вас собрать пословицу?

Какая пословица получилась? (слайд) Давайте проверим. А как вы думаете, что означает эта пословица?

Герой – за родину горой. (герой это тот человек кто всегда готов встать на защиту Родины, тот кто является патриотом свое страны. родина у человека только одна. Человек, который предал свою родину не достоин называться человеком. Человек который защищает свою родину достоин уважения, подражания и звания героя.)

Давайте вспомним, какая была цель нашей беседы?

Мы вспомнили о подвигах героях нашей Родины?

Нам удалось ее достичь?

Мы создали проект  «Подвиги героев Отечества»?

Я считаю, что сегодня работали отлично … (оценка учеников)

Ребята, мы должны знать, помнить и гордиться героями нашей Родины.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».

Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри». Цели:·         формирование личности способной к творческой деятельности;·...

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

Конспект открытого урока по истории Отечества 7 класс."Наши предки-восточные славяне"

повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян-                                развитие элементов анал...