Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».

 

Цели:

·         формирование личности способной к творческой деятельности;

·         формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, пересказ);

·         развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению знаниями по истории;

·          развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования;

·         воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре;

·         укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

·         овладение общеразвивающими  и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

·         воспитание познавательной активности, интереса и инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казанская школа № 142

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по истории Отечества в 7 классе

ТЕМА: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».

Автор – разработчик:

Телегина С.А.

2015 год

Дата проведения урока: 12 декабря 2014 года

Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».

Цели:

  • формирование личности способной к творческой деятельности;
  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, пересказ);
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению знаниями по истории;
  •  развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
  • овладение общеразвивающими  и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
  • воспитание познавательной активности, интереса и инициативы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Дети (хором) говорят речёвку:

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории мы повернём

И рассказывать начнём

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

  1. Объявление темы урока:

- Ребята, скажите, какой сейчас век? (21-й)

- Как называется наша страна? (РФ)

- Мы повернём колесо истории в глубину веков и окажемся в IX веке на Руси.

- Сколько веков прошло с тех пор? (более 10).

- Сколько это лет? (более 1000).

- Скажите, есть ли свидетели этого периода? (нет)

- Как назывались люди, от которых мы с вами произошли? (предки)

Итак, сегодня мы будем говорить о наших предках – славянах – об их жизни, занятиях, ремёслах, а также узнаем о славянских воинах и богатырях.

  1. Рассказ учителя.

- Когда – то в давние времена наши предки жили вместе. Их окружали густые леса, непроходимые болота, реки и озёра, на берегах которых паслись стада.

Постепенно славяне расселились на обширны территории и разделились на южных, западных и восточных.

Восточные славяне считаются предками украинцев, русских и белорусов.

- Восточные славяне делились на племена. Славяне, расселившиеся в лесах, назывались древлянами, от слова «древо», или «дерево». Там, где кончался лес и начиналось чистое поле – жили «поляне», от слова «поле». Славяне, которые жили севернее полян – назывались «северянами». В болотистых местах жили «дреговичи», от слова «дрегва», что по – славянски обозначает «болото».

- Какими же были наши предки?

Наши предки – славяне были сильными, крепкими, смелыми, выносливыми. У них были русые волосы. Они были высокого роста, статные и красивые. Они могли долго выносить холод, жару и голод, были терпеливы. Ели славяне простую пищу.

- Славяне были прекрасными воинами. Воевать им приходилось около много. Они умели прятаться в траве, в лесу, скрываться на вершинах деревьев. Поскольку славяне жили всегда у воды, то они научились скрытно передвигаться по дну реки с трубкой из камыша во рту. Один конец трубки торчал из воды, и они могли дышать, находясь под водой. Такой  способ передвижения помогал им пробираться незаметно к врагам.

  1. Опрос учащихся.

- Как жили славяне? (родами)

- Что такое род? (род – это объединение родственников)

- Род объединял…(несколько семей)

- Из кого состояла семья? (из детей, родителей, бабушек, внуков, дедушек, правнуков)

- Несколько семей составляли…(общину)

- Как назывался глава семьи? (большак)

- Кто стоял во главе семьи? (мудрый и опытный мужчина – старейшина)

- Несколько соседних общин составляло…(племя)

- Племенем управляло народное собрание, которое называлось…(вече)

- Какие вопросы решались на собрании? (важные)

- Какие?

* кто прав и виноват

* разрешались споры между соседями

* когда и какие участки земли надо начинать  обрабатывать

* когда начинать сев или сбор урожая

- Как принималось решение? (решение принималось не поднятием рук, а криком...если крик слабый – люди не согласны)

- Что означал громкий крик? (он означал согласие..силу крика определяли старейшины..они и выносили окончательное решение)

  1. Повторение пройденного материала.

- Где жили славяне? (в избах)

- Давайте вспомним об основных  занятиях славян.

Работы у славян было много. Люди корчевали леса, пахали землю, пасли стада животных, ловили рыбу, собирали мёд диких пчёл, ягоды, грибы, охотились на диких зверей.

Рассказы детей о занятиях славян:

- охота и рыболовство

- скотоводство

- бортничество

- собирательство

- Суровая природа, необходимость постоянно трудиться, ходить на охоту, бороться против врагов – всё это влияло на характер славян. У них сложились свои обычаи, традиции жизни.

- Расскажите об обычаях славян.

- Как вы считаете, какие черты характера сохранились у нас от наших предков?

- Какие ремёсла были у восточных славян?

- Славяне не оставались без дела и в летнюю жаркую пору, и в зимнюю стужу. А какими ремёслами они овладели?

- Чем занимался гончар? кузнец? бондарь?

- За что их уважали люди?

Показ экспонатов:

- кувшин

- лапти

- корзина

- чугунный горшок с ухватом

  1. Физминутка.

Богатырь он каков

Он силён, он здоров

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко – зорко наблюдал

Подрастём мы и, смотри.

Станем, как богатыри.

  1. Объяснение нового материала. (Применение ИКТ)

- Не случайно мы сегодня вспомнили  о богатырях.(слайд)

- Сегодня я расскажу о славянских воинах и богатырях.

Славяне всегда отчаянно сражались. Они смело пробирались в тыл врага, устраивали засады. Умирали в бою без стонов и жалоб. Воевали они пешими и конными. Чем же были вооружены славянские воины?  (слайд)

- Основным оружием был лук со стрелами. Лук носили на плече в кожаной сумке, на правом боку воин вешал сумку со стрелами – колчан.(слайд) Стрелу делали из дерева с железным наконечником. К хвосту стрелы привязывали орлиные и гусиные перья, чтобы она быстрее летела.(слайд)

- Другим оружием было копьё. Копьё делали из дерева, на конце укрепляли железный наконечник.(слайд)

- Славяне использовали в бою меч, боевой топор в виде полумесяца – секиру (слайд) и палицу (слайд) – тяжёлую палку с утолщением на конце.

- Защищались славяне от вражеских ударов щитом (слайд).

- Каждое славянское войско имело свою дружину (слайд). Это были сильные и смелые воины.

- На сторожевых башнях находился дозорный (слайд). Он зорко следил – не приближается ли враг. Если он видел облако пыли, значит приближается конница. Тут же выезжали навстречу отряды дружинников и начиналось сражение (слайд).

- Среди славянских воинов в бою всегда кто – нибудь отличался своей силой, боевым умением, смелостью. Таких воинов называли богатырями (слайд).

В толковом словаре русского языка Владимира Ивановича Даля так объясняется слово богатырь. Богатырь – человек рослый, дородный, видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин – витязь (воин на коне).

О боевых подвигах богатырей складывались песни, былины, легенды. Слепые певцы – сказители ходили по славянским посёлкам и исполняли песни – истории о богатырях.

Славяне любили своих героев – богатырей. Они были честными, добрыми, помогали людям, с врагами сражались смело и мужественно.

О Богатырях (слайд).

Картина Васнецова «Богатыри». На переднем плане картины – богатыри на защите родной земли.

- Кто из вас знает, каких былинных богатырей изобразил художник? (Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алёшу Поповича).

- У каждого из богатырей свой нрав и характер.

- Илья Муромец – крестьянин из Муромского села Карачарова.

Добрыня Никитич – знатного происхождения, родом из Рязани.

Алёша Попович – сын соборного попа ростовского.

- Что нам известно о подвигах богатырей, изображённых на картине?

- Добрыня Никитич сражался со Змеем Горынычем.

- Илья Муромец сражался с Соловьём – разбойником.

- Алёша Попович победил Тугарин Змея.

- Как одеты богатыри?

- Доспехи (слайд) в старину стоили немалых денег. Их берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.

- Кольчуга (слайд) – нелегко было её изготовить. На одну кольчугу уходило 20 тысяч колец и весила она 17 кг.

  1. Дополнительно:

Трудные времена были на Руси, часто нападали враги лютые – воинственные соседи. Какое зло они несли на землю русскую?

Разоряли селения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой богатства, драгоценности. В великом памятнике древне-русской литературы «Слово о полку Игореве» так изображена опустошённая земля русская

И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле,

Печаль обильная потекла

Посреди земли Русской.

Ещё не знала Русь такого боя

На землю копья сыпались дождём

И тучи стрел неслись над головою

Мечи гремели, как небесный гром.

  1. Работа в тетради.

Запишите словарные слова стр.95-96

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Чем был вооружён славянский воин» (карточки на доске).

  1. Карточки с текстом «Одень воина – богатыря и исключи лишнее слово».

Шапка, копьё, сарафан, лук со стрелами, автомат, булава, палица, кольчуга, пистолет, граната, секира, лапти, щит, меч, колчан, шлем, мундир.

  1. Карточки с текстом «Вставь слово».

Самостоятельная работа по теме:

«Славянские воины и богатыри».

Славяне были сильными, _______________, _____________,

________________ . Они проявляли в боях ______________ и __________________. Весь народ поднимался на защиту своей __________________. Основным оружием славян были __________________, ____________________, _____________________, ______________________.

Славянское племя имело свою ______________________.

Воинов дружины называли ______________________.

Среди славянских воинов в бою всегда кто – то отличался своей силой, смелостью, боевым умением. Таких воинов называли ________________________. О боевых подвигах богатырей складывались песни, былины, легенды. Славяне любили своих __________________________. Вечно в памяти народа будут жить их великие __________________.

  1. Дополнительно: Тест из учебника «Дружинники» прочитать «по цепочке».

  1. Записать в тетрадь пословицу, которая понравилась больше других.

Сам погибай, а Родину защищай.

Родину – мать умей защищать.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Жизнь дана на добрые дела.

  1. Оценки.

  1. Итог.

- Сегодня мы поговорили о наших предках – славянах, о героях – богатырях, от которых и пошла слава русских воинов. Эти герои сражались, защищая русскую землю и, конечно, они достойны того, чтобы сегодня мы ещё раз вспомнили о них.

  1. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"...

Конспект открытого урока немецкого языка в 7 классе по теме «Жизнь в городе и в деревне. Где лучше?»

Тип урока: урок обобщения и систематизации ранее пройденного лексического и грамматического материала, закрепления умений с применением ИТК и проекта.Цель урока: развитие навыка поискового чтения и ау...

Конспект открытого урока по истории Отечества 7 класс."Наши предки-восточные славяне"

повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян-                                развитие элементов анал...

Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Аланы в V-VIII вв.»

Охарактеризовать  территориальное, хозяйственное, общественное положение алан в V-VIII вв; Раскрыть основные причины разложения общинно-родового строя и зарождения феодальных отношений...

Конспект открытого урока по истории в 10 классе на тему: «Культура и самосознание народа».

Показать развитие и своеобразие культуры осетин в XVв.- первой половине XVIIIв.   Показать, как в материальной культуре проявились черты феодально-раздробленного состояния Осетии.  Сфор...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе на тему: «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»

Сформировать представление о причинах и характере русско-турецкой войны, раскрыть ее ход и итоги;Развивать в учащихся навыки самостоятельного мышления, работы с картой и историческими документами;Восп...

Конспект открытого урока по истории в 10 классе на тему: «Соседи Осетии».

Показать связи Осетии с народами Кавказа и со своими соседями. Это – Грузия, Кабарда, Ингушетия, Россия;На примере взаимосвязи Осетии с соседними народами воспитывать чувства добрососедства, ува...