Классный час на тему «Россия - Родина моя» 8 класс
классный час (8 класс)
Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_rostovskoy_oblasti.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области
«Красносулинская школа-интернат спортивного профиля»
Классный час на тему
«Россия - Родина моя»
8 класс
Подготовила классный руководитель,
учитель I категории Аниканова Н.В.
р. п. Горный
2019-2020 уч. г.
Дата проведения: 20.02.2020.
Задачи: расширение кругозора и знаний детей о традиционных и государственных символах России, развитие познавательной активности ребят, воспитание ответственности, патриотизма и гордости за свою страну, профилактика экстремистских проявлений.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с изображением символов России, презентация.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что рядом с нами с самого рождения – о нашей любимой, огромной и славной Родине, о России.
Ученик:
Что значит: Родина моя? Ты спросишь.
Я, отвечу: Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу,
Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных
Потом пшеничные поля от края и до края,
Все это-Родина твоя, Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою она заманчивых путей доверчиво откроет.
Учитель. О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали?
«Родина моя» Так назвал его и автор Маргарита Агашина. (слайд 1)
Родина – вот главное, что объединяет всех нас, сидящих в этом зале. Наша Родина носит красивое и звучное имя – Россия. Многие считают эту страну загадочной, таинственной. Сегодня вспомним о том, что знаем о прошлом и настоящем нашей страны, прочитаем стихи, послушаем песни о России.
Территория России составляет немногим больше 10% площади земного шара. В недрах России сосредоточена 1/3 всех мировых запасов полезных ископаемых. Наша страна – огромная, богатая держава.
Ученики:
РОССИЯ (Российская Федерация – Россия), государство в восточной части Европы и в северной части Азии. 17 075,4 тыс. км2. Население 148 млн. человек , городское 73%. Русские составляют 81,5% .Большинство верующих – христиане, главным образом православные, остальные – мусульмане, буддисты и др. В России 1066 городов, 2270 поселков городского типа. Столица – Москва.
Россия – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Действующая Конституция России одобрена на всенародном референдуме 12 декабря 1993. В составе Российской Федерации – субъекты федерации: республики (21), края (6), области (49), города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа (10). Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации – русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка.
Глава государства – президент Российской Федерации, избираемый российскими гражданами на 6 лет на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент является также Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.
Представительный и законодательный орган Российской Федерации (ее парламент) – Федеральное Собрание, состоит из двух палат: Государственная дума и Совет Федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство Российской Федерации во главе с председателем, назначаемым президентом с согласия Государственной думы.
“Откуда начинается Россия?” В. Боков
Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья к труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней,
– Россия не с гор берёт начало, а с тебя. (слайд 2)
Учитель. О, Русская земля! Многое видела ты на своём веку за долгие свои столетия. Бесчисленные кони кочевых племён соединялись в необоримый поток – всемирный потоп татаро-монгольской конницы. Западные захватчики чёрной оспой пятнали прекрасные башни Пскова и Новгорода. С севера шли – ярлы и конуги, с юга – ханы и паши …
Отовсюду! Из века в век! Но, не знающая покоя под набатом колоколов, в зареве сигнальных огней и несчитанных пожаров, ты на удивление врагам подымалась пред ними все могущественней и величественней. Почему?
Не было, казалось, у тебя ни клочка земли. Неведомой твоим недругам. До новгородских болот долетали стрелы Чингиза. В глухих костромских лесах неугасимой под метелью верой болит и бьётся в поучение нам доныне! – сердце Ивана Сусанина. Побывал в Москве Наполеон. Но, уходя из Москвы, русские люди гением Кутузова верили в окончательную победу и победили. (слайд 3)
Заповедный край русской земли недругам только снился. Её чистое небо и живая вода. Заповедная область народного духа и национального самосознания.
Как ручьи и ручейки, продираясь сквозь лесные чащобы, сливаясь в речки и реки, образуя великую Волгу, так трудно и долго сплачивалась и укреплялась Русская земля, одевалась белоснежным камнем звонниц и храмов, подымавших свои кресты, как боевые мечи. Колокола гремели то в честь победы Александра Невского на Чудском озере, то в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, то в честь победы Петра Первого под Полтавой. Русский человек учился быть гордым подвигами соотечественников. (слайд 4)
«Я – русский!» - говорил он себе, когда налетала очередная грозовая туча, которую можно было усмирить лишь крепостью и единством народного духа.
«Я – русский!» - говорил он не только сам себе. Гражданственностью и патриотизмом издревле славилось русское слово. Вспомните начало всех начал - «Слово о полку Игореве». Русское слово всегда было под стать своему великому народу! (слайд 5)
Так было и в трудные времена становления Русского государства. Так было и в блистательном 19 веке, когда гением Пушкина русское слово раскрылось в обновлённом величии. Солнцем нашей поэзии остался на века великий Пушкин. От него, как от солнца, идут к нам световые ливни. (слайд 6)
Так было и в незабываемые годы Великой Отечественной войны. Напав на нашу страну, фашизм ставил своей задачей уничтожение национальной самостоятельности братских народов нашей страны. Прежде всего, первого среди равных – русского народа. Вот почему утверждение исторического и культурного значения русской нации, любви к Родине и патриотизма явилось могучим духовным оружием. (слайд 7)
Наша родина ширилась и крепла, и ничто не могло пошатнуть её. Так было, так будет. Ничего, мы сдюжим. Наш солдат наследовал и традиции русского патриотизма прошлых веков, обратившись к именам и деяниям русских полководцев, вселявших уверенность в победе, и русских поэтов, напоминавших о величии русской культуры. Ибо вокруг традиций организуется наше национальное самосознание. И слово «русский», синоним слова «освободитель», звучало на всех языках мира! (слайд 8)
Что для истории двадцать лет? Но и они не прошли, снова – Россия впереди, снова – слава России! Первым в космос поднимается русский парень из старинного русского города, сегодняшнее воплощение и олицетворение России – Юрий Гагарин. И десять веков отечественной истории, обнажив головы и подняв изумлённые очи, рукоплещут России! (слайд 9)
Сложны порой пути нашей Родины. Народ растёт, стоит, помнит и любит своё прошлое, мечтает о будущем …
Россия- богатая страна и главное её богатство-люди.
Россия - родина моя детьми своими ты богата.
Полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов на протяжение 40 лет не знал поражений. Лучшие европейские армии были разгромлены русскими солдатами под командованием великого полководца.
Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1812 г. - победа над Наполеоном I, Отечественная война). (слайд 10)
Михаил Васильевич Ломоносов все, что было создано или открыто этим ученым, связано со словом «впервые», его трудами пользуются и сегодня. Первый русский университет - Московский, создан по его плану.
Иван Петрович Кулибин – механик – изобретатель мастерил часы и компасы, придумал часы с циферблатом и фонарь-прожектор, построил телескоп и создал проект удивительного моста-дуги. (слайд 11)
Дмитрий Иванович Менделеев - открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.
Иван Петрович Павлов – выдающийся ученый, гордость отечественной науки, «первый физиолог мира», им разработан метод условных рефлексов. Его исследования оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии. И.П. Павлову первому из русских ученых в 1904 году была присуждена Нобелевская премия. Он избирался почетным членом ста тридцати академий и научных обществ. (слайд12)
Мы гордимся, что Россия - родина Пушкина и Лермонтова, и что весь просвещенный мир зачитывается Толстым, Достоевским, Чеховым, пытаясь разгадать «загадочную русскую душу». Нам очень важно не растерять то, что накапливалось столетиями. (слайд 13)
В далеком 1917 году в России пала царская власть. Это было 100 лет назад. И начало образовываться новое государство. В 1918 году появилось ему и новое название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, сокращенно – РСФСР. С тех пор многое менялось в нашем государстве и вот 12 июня 1990 года на первом съезде народных депутатов было провозглашено о государственном суверенитете ( независимости) РСФСР. А 25 декабря 1991 года принято новое название государства – Российская Федерация, или Россия. (карта и слайд) Россия многонациональная страна. В нашей стране более 100 народностей и этнических групп со своим языком и культурой), но государственным языком межнационального общения является русский язык. Денежная единица – рубль. (слайд 14)
Сегодня, друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Скажите мне, а что для вас является символом?
(Учащиеся перечисляют - гимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка ,берёза, медведь, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)
Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль (слайд 15)
Какой обычай вы знаете с использованием хлеба и соли?
Кого встречают?
Почему именно хлебом и солью?
Что означает у русских хлеб - соль?
(Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно ёмкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний.)
Ученик. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть кусочек хлеба с солью для счастья. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. Хлебом и солью встречают и провожают русские люди всякого желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому, любимому человеку , которому желают доказать почтение и покорность.)
Учитель: Какое дерево считается символом России? Почему? (слайд 16)
Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью? Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать!
Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление. С березой было связано немало народных примет:
• Из березы течет много сока – к дождливому лету.
• Когда береза перед ольхой лист пустит – лето будет сухое.
• Когда береза станет распускаться – сей овес.
Вспомните стихи о березе? У кого из поэтов о ней больше всего написано?
В традиционных ремеслах есть множество изделий, которые очень символичны, сразу говорят о принадлежности их к России, являются традиционными русскими сувенирами. О каком из них вы можете рассказать? (слайд 17)
(Задание группам: балалайка, блины, матрешка, лапти)
Учитель: Действительно, символов России много - это и Кремль, и Красная площадь, и березы, и валенки, и самовар, но главными государственными символами являются герб, флаг и гимн.
Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено. (слайд 18)
Ученики:
Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток.
Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите - не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом. Учитель: У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг.
Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. (слайд 19)
Рассмотрим изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, нижняя - красного.
Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Как на доске строка написанная мелом. Мы говорим сейчас о цвете (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды. Художник их раскрасил в (синий)
Россия много войн пережила и наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела под Знаменем Победы ярко (красным)
Ученики: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство, белый - совершенство, чистота.
Учитель: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Сейчас оно очень бережно хранится в музее. А на торжественные мероприятия такие как парад на Красной площади выносят его символ – красное полотнище со звездой.
Второе знамя - это знамя военно-морского флота. (слайд мультимедиа) Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело- голубой Андреевский флаг. (слайд 20)
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. О каком символе я сейчас сказала эти слова? (учащиеся высказывают свое мнение)
Ученик: Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. (слайд 21)
Учитель: Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (слайд 22)
Ученик: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.
Учитель: Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.
Ученики:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним - милее осень, другим - милей весна.
А Родина – Россия, у нас у всех одна.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут –
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим и только в единстве сила России.
Учитель: Каждый человек должен быть патриотом Родины, любить эту землю, беречь её, делать доброе ей, творить добро на Земле. Наша Россия представляет в мировом сообществе великие территории, неисчерпаемые природные богатства, но, главное, великий дух непредсказуемого народа.
Ученик:
Мы – народ Ванек-встанек, нас Господь уберёг,
Нас давили, пластали столько разных сапог
Они знали: мы – ваньки, нас хотели покласть,
А о том, что мы – встаньки, забывали, платясь
Мы – народ Ванек-встанек, мы встаём, так всерьёз.
Мы от бед не устанем, не поляжем от слёз.
Нам страна доверяет, мы единством сильны,
Пусть страна процветает возродим её – мы!
Ученик: Михаил Пляцковский «Родина одна»
На свете много разных стран, но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек раскинулась она!
На свете много разных стран, но есть одна страна –
Её мы родиной зовем, а родина – одна.
Родина для всех одна, но поспрашивай в народе,
И откроется она сразу тысячами родин.
Тех, что с буквы прописной высоко не величаем,
А сторонкою родной, отчим краем называем.
Учитель: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами подробно разобрали значение государственной символики нашей Родины - России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях — наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела! А. Прокофьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Россия - родина космонавтики"
Этот классный час поможет учищимся расширить кругозор, развить познательную активность и коммуникативные способности....
Классный час на тему " Россия - Родина моя!"
Классный час для 5класса....
Конспект открытого классного часа на тему: "Россия - родина моя!".
Конспект открытого классного часа на тему: "Россия - родина моя!". Форма проведения – разговор-рассуждение с игровыми моментами (формулирование понятия «гражданин»...
Классный час на тему "Россия - Родина моя""
Классный час в 6 классе на тему «Россия – Родина моя»...
Классный час на тему "Россия - Родина моя и твоя!".
Классный час на тему "Россия - Родина моя и твоя!"....
Классный час на тему «Россия – Родина моя»
Классный час на тему «Россия – Родина моя»...
Классный час на тему "Россия – Родина моя"
: Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем…....