Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
материал
Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа учителя- дефектолога
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
В настоящее время все больше внимания уделяют развитию творческих способностей обучающихся детей с ОВЗ. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальные средства выразительности являются единственным инструментом выражения его чувств.
Контингент обучающихся, воспитанников нашей группы - это глубоко умственно отсталые дети. Характерной особенностью таких детей чаще всего является нарушение развития всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, общей и мелкой моторики. Поэтому для данной категории школьников – пластилинография, является одним из значимых средств развития творческих способностей, коррекции имеющихся проблем.
Развитию творческой активности, пробуждению интереса к изобразительной деятельности у детей с ОВЗ способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином.
Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Дети с удовольствием работают с пластилином.
К достоинствам технологии «Пластилинографии» относятся:
- простота исполнения работы
- яркость фактурного материала
- возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей
- насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.
Основной материал – пластилин, а инструмент – рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Дети получают знания, умения и навыки, и одновременно, закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим миром.
Занятия пластилинографией способствуют развитию и активизации у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, а также, творческих способностей: умению подбирать и сочетать цвета и оттенки, умению составлять композицию. Развивается восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те значимые функции, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе.
Работу по пластилинографии я начала в 2014 году и сразу поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлеченно работают, загораются новыми идеями, особенно им нравится, что все всегда получается. Работы выглядят ярко, благодаря сочным цветам пластилина, и еще то, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать. А самое главное мы учились выполнять коллективные работы, действовать по словесной инструкции педагога.
В работе с детьми применяю разнообразные методы с учетом индивидуальных особенностей детей:
- наглядные (наблюдение, показ, образец);
- словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение) ;
- практические (показ способов изображения и способов действия).
В процессе обучения детей пластилинографии не ставлю очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом.
Каждое наше занятие сопровождается художественным словом и пальчиковыми играми.
По окончании работы обязательно следует рефлексия. Рассмотрев работы маленьких авторов, особо отмечаю их старание и творческое начало.
Таким образом, проводимая работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием техники «пластилинографии» способствует формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей.
В процессе применения в педагогической практике пластилинографии удалось достичь следующих результатов: у детей появился устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности, улучшилось речевое развитие детей, появились положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, наблюдается положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики. Мы с удовольствием участвуем в различных конкурсах со своими работами и получаем призовые места.
Литература:
1. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3.Филиппова Л. Пластилинография как средство формирования художественных возможностей детей риска / Филиппова Л.// Коррекционно-развивающее образование. - 2010. - № 3. - С. 26-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальн...
Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...
Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»
Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе
Одной из самых главных задач в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей.Применительно к такому ребенку социализация-это кропотливая работа,результат которой зависит от условий,кот...
Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Главная цель - формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческ...
Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Сохранение и развитие национальных фольклорных традиций в современном художественном образовании....