Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
статья
Сохранение и развитие национальных фольклорных традиций в современном художественном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_folklor.docx | 21.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный фольклор,
как средство развития творческих способностей детей
с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Воюш Алена Леонидовна
Музыкальный руководитель, « Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское»
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, необходим эмоциональный контакт. Главная проблема детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в нарушении связи с миром, в отсутствии контакта со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь им проявить себя и оказать поддержку, увидеть в ребенке его сильные стороны и всеми силами помочь развить скрытые (иногда необычные) способности.
С помощью, каких методов, средств и приемов помочь детям познать себя, раскрыться и войти во взрослый мир, чтобы самостоятельно и полноценно жить в нем?
Фольклор является уникальным средством в развитии детей с ОВЗ. Творческая природа фольклора велика, она даёт стимул к его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Воспитание детей на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса.
Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало; народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нём. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность.
Каждому ребёнку нужно дать возможность прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору, чтобы вырасти эмоционально и нравственно здоровым. Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей. Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса.
Использование фольклора – это увлекательный, важный труд, который должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен мамы утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка развивать творческие способности. Для того чтоб обучить тому или иному приёму, педагог должен обладать огромным терпением и действовать по принципу «пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали ребёнка.
Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Работая с музыкальным произведением, к восприятию подключаются все органы чувств ребёнка: слух, зрение, осязания, обоняние, вкус. Музыка несет содержание и рождает у человека определенный эмоциональный отклик: состояние, вызванное солнечным или пасмурным днем, первым снегом или листопадом, может быть выражено через музыку. Эмоционально окрашенные занятия, наполненные простыми, доступными для детей стихами, песенками, потешками, прибаутками, способствуют развитию положительного отношения друг к другу, развитию всех психических процессов и просто вызывают хорошее настроение и заряд энергии на весь день.
В системе коррекционной работы с детьми мы открываем через фольклор перспективы развития: умственных способностей (память, мышление, внимание); двигательной активности; эмоционально-волевой сферы; вызвать у детей с ОВЗ интерес: к фольклорному искусству организацией особых условий, создания обстановки средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний; желание участвовать в русских народных играх, слышать красоту русской детской песни и уметь звонко и эмоционально воспроизвести ее; участвовать в народных календарных праздниках, театрализованных представлениях, обрядах народного и православного календаря.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор входит в повседневную жизнь детей. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в играх, без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение.
Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей развиваются и совершенствуются двигательные навыки. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Во время музыкальной деятельности, дети знакомятся с движениями русской пляски: хороводным, топающим, шагом с притопом, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски. В образовательной деятельности используются народные подвижные игры, в которых развивается быстрота движений, ловкость, сообразительность, а в некоторых играх требуется творческая инициатива, фантазия и хорошая координация движений. Так же, текст любой игры можно использовать для развития у ребенка ритма, который легко воспроизвести в хлопках.
В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремушки. В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия.
В соответствии с ФГОСДО реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста с ОВЗ. Интегрированное обучение с использованием музыкального фольклора в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника с ОВЗ, позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
В результате музыкального фольклора дети с ограниченными возможностями здоровья получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- овладевают навыками самостоятельно находить выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества.
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Список литературы:
- Интернет ресурс: https://infourok.ru/statya-na-temu-muzikalnoe-vospitanie-kak-odno-iz-sredstv-socializacii-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-3615549.html
- Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/muzykalnyi-folklor-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Куклотерапия, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В статье описываются виды кукол с которыми работают педагоги на уроках. Куклы разработаны изготовлены роителями и педагогами, они являются посредниками вобщении с детьми с ОВЗ. Особое место куклы...
"Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся школы искусств младшего возраста"
Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей учащихся младшего возраста, посредством фольклора, анализ внешних условий протекания педагогического процесса, проблемы и противо...
Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...
Музыкальный фольклор как средство развития творческих собностей младших школьников
Музыкальный фольклор как средство развития творческих собностей младших школьников...
«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"
Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...
Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья...
«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
laquo;Музыкальныйфольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». В наше время повсеместно наблюдается процесс оскуде...