Статья: "Организация групповой работы с учащимися школы-интерната на воспитательских занятиях"
методическая разработка
Данная статья посвящена организации групповой работы с обучающимися в школе-интернате для решения практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сайкина Е.В., воспитатель
ГБОУ школа-интернат № 576 среднего
общего образования с углубленным изучением
предмета физическая культура
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Организация групповой работы с учащимися школы-интерната на воспитательских занятиях.
«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой, человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…».
А. Дистервег
Задачей школы – интернат № 576 Василеостровского района, как и всех учебных заведений, сегодня является воспитание личности, умеющей гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Для этого педагогам и воспитателям необходимо постоянно находится в поиске новых форм и методик образования и воспитания, а также совершенствовать и использовать уже проверенные временем формы и методики. Одной из наиболее эффективных форм воспитательной работы является групповая.
Цель групповой работы - это вовлечение каждого обучающегося в процесс воспитания. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как:
- информационная
- коммуникативная
- проблемная
- рефлексивная
Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений.
Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:
- общая цель;
- общая деятельность;
- дисциплина;
- органы самоуправления;
- связь данного коллектива с обществом.
Группа выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Групповые формы работы - это кружки, клубы по интересам, экскурсии, походы, классные воспитательные часы и т.д.
Основу, сущность групповой работы составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших и младших, взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, тренеров и спортсменов. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.
Известными, испытанными, действенными и популярными групповыми формами воспитательной работы являются кружки и клубы. В нашем учебном заведении, где основной контингент обучающихся юноши, наибольший интерес вызывают спортивные кружки и секции, где воспитанники учатся работать дружно, быть внимательными друг к другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего, своевременно выполнять задание, следить за временем, доводить начатое дело до конца. Каждый участник группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Воспитательные мероприятия тоже являются одной из эффективных форм групповой работы. В этих формах воспитатель проявляет себя не только как источник информации, но и как рядовой участник или как организатор. Главная задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние воспитателя в групповых формах направлено на формирование духовно-нравственных качеств личности. Так, на протяжении длительного времени в нашем интернате проводятся открытые мероприятия, объединенные одной тематикой – «военно-патриотической». Это разные по форме проведения мероприятия – лекция с элементами беседы, интеллектуальная викторина, посещение мест боевой славы и т.д. Воспитанники не только воспринимают предлагаемую им информацию, но и помогают организовать это мероприятие, активно участвовать: поддерживать беседу, отвечать на вопросы, читать стихотворения о войне, комментировать слайды презентации и т.д. Это способствует не только воспитанию патриотизма, но и развитию у воспитуемых чувства ответственности и сплоченности. Еще одним ярким примером групповой работы в нашем интернате является реализация проекта «Первые шаги в кулинарии», где дети, работая в группах по 5-7 человек, приобретают навыки приготовления различных блюд, знакомятся с правилами поведения за столом, развивают свои эстетические вкусы и т.д.
Классифицировать групповую работу можно в зависимости от общих целей группы, которые могут быть направлены на преодоление изоляции, приобретение социальных навыков и взросления, подготовку к жизненным переменам, на решение или прояснение личных/семейных проблем, решение или прояснение проблем в окружении индивида. На практике эти цели могут сочетаться или за время существования группы одна цель может сменяться другой.
Практика показывает, что воспитуемые с низкими коммуникативными способностями (замкнутость, неуверенность в себе) в группах чувствуют себя комфортнее: высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, не боятся говорить и спрашивать Это говорит о повышении их активности. Воспитанники, объединенные в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные дети начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
Но группа – это не замкнутое пространство, это часть всего остального общества, и члены этой группы не могут вариться только в своем котле, отгораживаясь от социума. И задача воспитателя мотивировать воспитанников на активное участие группы в процессе организации массовых воспитательных мероприятий. Например, в спальном корпусе нашей школы при организации праздничных, концертных мероприятий большая ответственность лежит на руководителе проекта «Стань звездой» и участниках этого проекта, которые составляют отдельную группу, объединенную общими интересами и целями. Также работа ученических групп, при подготовке массового воспитательного мероприятия, значительно облегчает его проведение. Если группа сплоченная, дружная, то ей не составит труда подготовить сцену, разработать сценарий или номер, хотя не без помощи воспитателя.
В чем заключаются возможные преимущества и недостатки групповой работы? Преимущества групповой работы раскрываются далеко не сразу, поскольку людям нужно время, чтобы сплотиться в группу. В группе трудно соблюдать конфиденциальность, личная информация становится известной членам группы. В групповой работе участники могут освоить навыки лидерства, поэтому групповая работа демократична, расширяет возможности участников.
Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием воспитателя на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе воспитательской работы необходимо создавать здоровый и сплоченный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от воспитателя терпения и кропотливой работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально – педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня и приносят положительные результаты.
Санкт-Петербург
2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Адаптация учащихся школы - интерната"
Пояснительная записка. Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов,...
Создание условий для формирования профессионально-трудовой готовности к интеграции в общество учащихся школы-интерната
Доклад в виде презентации был использован на заседании круглого стола по проблеме профориентации в коррекционной школе....
Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида
В статье рассказывается о системе работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Статья по теме "Трудовое обучение как фактор социальной адаптации учащихся школы-интерната 8 вида"
Главным направлением профориентационной работы в школе – интернатеVIII вида является воспитание у детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при у...
занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"
Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....
Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...