Современные требования к проведению самоподготовки.
учебно-методический материал

Методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka.docx162.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАШИРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

       

             Современные требования к проведению

самоподготовки

 

                               

                                                                           

                                                                               Воспитатель:    Радина А.П.

                                                         

                                                                 Кашира, 2016 год

                                   Как правильно сидеть за столом

                        Положение позвоночного столба неправильное

            Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как  самостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в процессе которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, учатся применять их на практике. Самоподготовка в школе-интернате  является  одним  из наиболее ответственных моментов работы воспитателя.

СамоподготовкаСтруктура самоподготовки в  школе и её реализация.

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Опубликовано 16 марта 2011 г. Вступает в силу 1 сентября 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Г. Онищенко

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся  является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе.

Подготовка домашних заданий.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

- начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.;

- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

- проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты, а в старших классах вместо физкультминутки  - перерыв.

- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

 

ЦЕЛИ самоподготовки:

Образовательные:

  1. Расширять, закреплять и систематизировать знания детей.
  2. Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников.
  2. Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке, искать информацию в интернете.
  3. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия, самостоятельности и прилежания, дисциплинированности.
  2. Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей.
  1. Воспитывать бережное отношение к школьному и личному имуществу.

Эффективность самоподготовки зависит от следующих условий:

  1. Качество работы учителя. (Урок учителя должен быть проведен на высоком уровне, дети должны понимать материал, заданный на самоподготовку, т.к. должен быть разобранным на уроке).
  2. Оптимальная дозировка домашнего задания.  (Здесь важно договориться с учителями, особенно, с учителями-предметниками).

     3. Связь: воспитатель – учитель.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с      требованиями учителя.

  Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя практикуется ведение специального журнала, в котором  учитель записывает задания по каждому предмету, оценки и замечания.

      Правильная организация подготовки домашних заданий,  эффективное закрепление и совершенствование знаний, полученных учениками на уроках – вот ключевые моменты реализации и достижения этих целей.

   Домашняя работа – это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством воспитателя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может.

Самостоятельная работа учащихся — это главный вид деятельности при подготовке домашних заданий. Задача подготовки домашних заданий заключается в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности.

Можно выделить основные этапы в структуре самоподготовки:

а)      организация начала самоподготовки;

б)      подготовка к самостоятельной работе;

в)      самостоятельная работа детей;

г)       самооценка, взаимопроверка, оценка работы;

д)      проверка работы воспитателем;

е)      подведение итогов работы.

 1. Организационный момент.

Время – 1-2 минуты:

а)      организация рабочего места;

б)      выдача памятки «Как работать во время самоподготовки»;

в)      проверка посадки учеников (на каждой игровой  есть рисунок).

Первые годы обучения у детей ещё идёт усиленный рост организма и формирование скелета, увеличивается нагрузка на зрение. В этот момент очень важно сформировать у ребят навык правильной посадки.

Из опыта работы воспитателей.

До самоподготовки после окончания уроков проходит обычно около 2,5 – 3.5 часов. За это время дети успевают погулять на свежем воздухе и посетить различные кружки. Выполнение домашних заданий происходит всегда в одно и тоже время, поэтому дети настроены работать и я создаю для этого условия.  

2. Подготовка к самостоятельной работе

Она тоже не занимает много времени. У меня сборная группа (2-3класса), поэтому фронтально выясняю, всё ли понятно по домашнему заданию. Чётко озвучиваем содержание задания, я объясняю более рациональную последовательность его выполнения. Далее напоминаю, что те, кто забыл ту или иную справочную информацию, могут воспользоваться памятками и справочной литературой, где есть правила, схемы или таблицы по темам.

Всегда даю команду к началу самоподготовки:

«Сядьте все правильно. Вы все умнички. Не торопитесь. Делайте аккуратно. У вас всё получится. Время работает на нас. Пожалуйста, будьте внимательны и взаимовежливы, не отвлекайте друг друга. Удачи!»

Случается, что в каком-либо классе была сложная тема или ребята её не усвоили, этой группе учеников я объясняю ещё раз материал урока.

Общего шаблона в последовательности выполнения домашних заданий по предметам нет. При рекомендации начинать с наиболее сложного, каждый выберет свой предмет.

Самостоятельная  учебная работа может быть вариативной, а именно могут быть следующие  формы организации самоподготовки:

  • Коллективная
  • Групповая (парами, тройками)
  • Индивидуальная учебная деятельность

Чаще всего практикуется индивидуальная учебная деятельность, но хочется подробнее остановиться на организации групповой работы. При организации групповой работы младших школьников (парами, тройками) учеников подбираю так, чтобы сильный оказал помощь более слабому и в то же время сам закреплял свои знания. В условиях такой организации самоподготовки ученики не требуют постоянного подтверждения воспитателем правильности выполнения задания, у них развивается уверенность и самостоятельность. В то же время необходимо  следить  за работой  каждой группы и при надобности оказывать  помощь.

 При выполнении домашнего задания осуществляется и индивидуальная  помощь ученикам. Формы помощи ученикам могут  быть различны. У одного ребенка необходимо выяснить, все ли понятно в задании, помочь ему,  другому -  напомнить способ выполнения задания или последовательность учебных действий. Некоторым достаточно указать, что в работе имеется ошибка, или подсказать, в какой части работы следует самому найти ошибку и т. д. С более слабыми  учениками  возможно проведение индивидуальной работы, широкое использование наглядного материала.

 Если большинство учащихся не справляется с домашним заданием, то воспитателю не следует проводить объяснение неусвоенного на уроке и таким образом превращать самоподготовку в урок. О возникших затруднениях необходимо сообщить учителю.

 Не следует  заставлять учащихся учить текст или отрывки  дословно, если нужен пересказ. В тех случаях, когда было дано задание докончить или сделать какую-либо практическую работу или рисунок, характеризую качество выполненной работы.

3. Самостоятельная работа младших школьников

Это основной структурный этап самоподготовки. Различными приемами я поддерживаю стремление детей к собственным усилиям, создаю, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу.

Индивидуальные особенности детей определяют различный темп работы, что:

С одной стороны – создает определенные трудности для воспитателя, т.к нужно будет постоянно контролировать процесс выполнения заданий на разных этапах;

С другой стороны – позволит у каждого просмотреть работу. Для того чтобы процесс контроля осуществлялся быстро, у воспитателя заранее должны быть выполненные задания (ГДЗ). Так же в группе есть часы большим циферблатом, арабскими цифрами, они видны с каждого рабочего места. Дети знают, что через каждые 20 минут будет 5-минутный перерыв. При необходимости дети могут отдохнуть дополнительно.  Также дети с удовольствием дают отдых глазам при помощи стереограмм. Это особая методика просмотра трёхмерных изображений, направленная на расслабление глазных мышц. При чёткой фокусировке глаз на картинке видны беспорядочные или часто повторяющиеся картинки, если у ребёнка получится расслабить глазные мышцы, он увидит интересную картинку в объёме, что вызывает не только бурю положительных эмоций, но и обеспечивает отличный отдых глазам для дальнейшей работы.

 Домашние задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т. е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнок должен мне показать, как я называю, «Муки творчества…». Дети в моей группе обычно к ноябрю привыкают к таким требованиям, поэтому мысли спросить, предварительно не подумав, не возникает.

 В группе исключена возможность списывания. Соседом по парте, как правило, является ученик другого класса. Во время самоподготовки я всегда делаю акцент на том, что своим поступком (дав списать однокласснику ГДЗ) ребята лишают своих товарищей возможности развиваться, запоминать информацию, обогащать словарный запас и. т. д. Учу детей уважительно относиться к интеллектуальному развитию своих сверстников.

 Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.

 Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего  возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

 Ученики, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам, могут быть помощниками для воспитателя. Получая одобрение старшего они старательно проверяют домашнее задание  более слабых учеников. Такой прием развивает познавательные способности учащихся.

В группе используются следующие игры, развивающие логическое мышление:      шахматы, шашки, морской бой, «Пять в ряд»,  «Крестики – нолики»,    «Коридорчики», «Точки»,   «Эрудит»,  «Пазлы»,   кроссворды, шарады, ребусы6  «Балда», и т.д.

Поэтому, те ребята, которые по тем или иным причинам не хотят заниматься по предметам дополнительно, тихо играют в логические игры, читают книги, рисуют, пишут письма домой.

         

Для проверки выполненных заданий применяются различные способы: самоконтроль, взаимопроверка, связанная с взаимопомощью, контроль со стороны воспитателя.

  Прежде, чем проверить работы детей, я даю возможность проверить самому, тем самым приучаю ребёнка быть внимательным, организованным.

Самоконтроль   воспитывает в детях  уверенность и ответственность. Школьники приучаются, например, после завершения задания самостоятельно проверять задание, сопоставлять выполненное упражнение с текстом в учебнике, с данным образцом в тетради и т.д.

Для формирования навыков самоконтроля некоторые способы самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.

В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. Взаимопроверка  организуется  по устным предметам сначала  среди сильных и средних учеников. Дети читают наизусть друг другу стихотворение или пересказывают прочитанный текст, поправляют друг друга, отвечают на вопросы.  Далее они проверяют у более слабых учеников.

Взаимопроверка способствует воспитанию у детей привычки помогать друг другу, доброжелательно относится  к товарищам.

 Завершается самоподготовка подведением итогов работы. Необходимо  отметить, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд.

Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения.  Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. Категорически нельзя копировать урок и подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе и для них это огромный труд. А чтобы для учеников самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.

По окончании самоподготовки  школьники приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.

Таким образом, самоподготовка, организованная воспитателем,  способствует воспитанию  у детей чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

 Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Памятка на самоподготовку: 

Общие указания

  1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
  2. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
  3. Посмотри в дневнике домашнее задание.
  4. Держи правильную осанку - спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.
  5. Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.
  6. Если что-то не получается - переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.
  7. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 – 2 часа.
  8. Выполняй задание четко, аккуратно.
  9. Через  каждые  10 минут   давай  отдых глазам   и пальцам  - несколько раз  открой  и зажмурь   их, посмотри по сторонам и т.д., сожми,  разожми пальцы.
  10. Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку -  встань,   сделай  несколько упражнений,  глубоко вдохни и выдохни.

  1. Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.

  1. В начале учебного года можно предложить «Памятку по организации рабочего места,  “Памятки подготовки уроков”. Памятки должны быть не громоздкими, конкретными.

Правила самоподготовки по чтению.

  1. Старайся читать целыми предложениями, а не отдельными словами.
  2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.
  3. Ответь на вопросы учебника.
  4. Если не сможешь ответить на какой-либо вопрос, прочитай рассказ снова.

 Правила самоподготовки по развитию речи.

  1. Внимательно прочитай задание.
  2. Вспомни, на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или в тетради и повтори.
  3. Сначала прочитай все предложения, а затем запиши их в тетрадь.
  4. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.
  5. Если нашел ошибку, аккуратно исправь ее: зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши нужную букву.

         Правила самоподготовки по математике.

  1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решались задачи в классе.
  2. Прочитай два раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.
  3. Повтори про себя условие задачи и, если что-либо забыл, прочитай еще раз.
  4. Запиши сокращенно условие задачи.
  5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.
  6. Раньше сформулируй вопрос к действию, а потом его выполняй.
  7.  Перед решением примеров повтори необходимое правило. Посмотри в тетради, как решались такие же примеры в классе.
  8. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.
  9. Найденную ошибку аккуратно зачеркни и сверху напиши правильное число.

               Правила выполнения устных заданий по различным предметам.

  1. Открой книгу на нужной странице и прочитай заглавие статьи.
  2. Вспомни, что объяснял учитель на уроке.
  3. Сначала прочитай не спеша весь текст и вдумайся в его содержание.
  4. Прочти текст еще раз и раздели его на отдельные части.
  5. Прочитай каждую часть и определи, что в ней является главным.
  6. Перескажи своими словами каждую часть.
  7. Ответь на вопросы к тексту.
  8. Пользуйся картой, имеющимися наглядными пособиями.

                 Памятка по заучиванию стихотворения наизусть

  1. Перечитай стихотворение и подумай, о чем в нем говорится.
  2. Перечитай каждое четверостишие и определи, о чем говорится в каждом из них.
  3. Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова, которые несут основные мысли.
  4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.
  5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).
  6. Проверь себя по книге.
  7. Представь себе себе описываемое в стихотворении событие или настроение).
  8. Через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст.
  9. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
  10. Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

Схема полного анализа самоподготовки.

Число        месяц        год        

Группа №        , количество детей        

Воспитатель        

1. Преемственность в работе воспитателя и учителя.

  • наличие дневников связи
  • взаимопосещение (уроков и часов самоподготовки)
  • беседы воспитателя с классными руководителями, учителями- предметниками
  • выработка единых требований
  • знание воспитателями учебных программ
  • правильная дозировка домашнего задания и инструктаж по его выполнению
  • прорешивание учителем трудных задач, примеров
  • изготовление дидактического, наглядного материала.

2. Организация самоподготовки.

  • психологическая готовность учащихся к началу самоподготовки
  • внешний вид учащихся (аккуратность, опрятность, чистота рук, одежды, причёска, наличие сменной обуви)
  • проветривание помещений
  • проведение влажной уборки
  • подготовка рабочих мест (воспитанников и воспитателя)
  • подготовка доски (чистота, пригодность для работы мелом)
  • наличие наглядности ( словарей,  пособий)
  • хронометры (часы).
  • 3. Соблюдение охранительного режима.
  • соответствие мебели росту учащихся
  • уровень освещённости
  • чистота помещения
  • размещение учащихся с учётом их здоровья
  • приёмы и методы работы над осанкой учащихся
  • режим проветривания помещения
  • проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз
  • применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания)
  • соблюдение правил охраны труда и техники безопасности
  • смена видов деятельности учащихся
  • эмоциональная атмосфера на самоподготовке
  • Правильность,  обоснованность целей самоподготовки и степень достижения поставленных целей:
  • образовательных (закрепление знаний, формирование умений и навыков, выработка рациональных методов, развитие навыков, умений самостоятельной работы с книгой, справочной литературой, расширение кругозора, словарного запаса);
  • развивающих (развитие познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, мышления, речи);
  • воспитательных (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры и умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности).

5.Соответствие структуры самоподготовки её целям.

  •  чёткость, лаконичность инструктажа воспитателя по выполнению домашнего задания;
  • последовательность этапов работы;
  • целесообразность распределения времени по этапам самоподготовки;
  • степень самостоятельности учащихся;
  • рациональное использование наглядного, дидактического материала, ТСО.
  • Формы контроля и проверки:
  • самоконтроль (группа доверия);
  • работа консультантов;
  • устный или письменный опрос;
  • пересказ по плану, опорным словам, опорным схемам;
  • викторина, интеллектуальная игра (фронтальный опрос);
  • взаимопроверка;
  • самопроверка;
  • работа в парах в группах.
  • Умение занять детей, выполнивших домашнее задание раньше других (наличие игр, занимательной, справочной литературы, альбомов, красок, пластилина, природного материала и т.д.).
  • Подведение воспитателем итогов самоподготовки.

6.Анализ работы воспитанников на самоподготовке.

  • активность, работоспособность учащихся на разных этапах самоподготовки;
  • самостоятельность воспитанников при выполнении домашних заданий;
  • культура труда учащихся;
  • культура межличностных отношений;
  • выполнение единых требований (учителя и воспитателя);
  • способствовала ли данная  самоподготовка общему развитию личности воспитанника.

7.Анализ деятельности воспитателя.

  • Характер взаимоотношений воспитателя и воспитанников; как это отражается на активности, работоспособности, самостоятельности, качестве выполнения учащимися домашнего задания;
  • поведение воспитателя на самоподготовке (контакт с группой воспитанников, авторитет воспитателя, его речь, дикция, педагогический такт, выдержка, собранность, требовательность в сочетании с доброжелательностью);
  • внешний вид воспитателя;
  • умение воспитателя оказать своевременную помощь;
  • эффективность методов, с помощью которых воспитатель поддерживает рабочее настроение в группе.

8.Результаты самоподготовки (выполнение плана, достижение поставленных целей).

9.Выводы и конкретные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения самоподготовки в 9 классе

Закрепление и систематизация знаний....

Основные требования к проведению самоподготовки.

Основные требования к проведению самоподготовки в коррекционной школе-интернат 8 вида....

Современные требования к проведению урока в условиях реализации ФГОС

Современные требования к проведению урока в условиях реализации ФГОС...

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...

«Методика проведения самоподготовки. Формы и методы проведения самоподготовки.»

Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение ро...

Современные требования к проведению самоподготовки

Самоподготовка является организационной формой учебной деятельности, формирующей навыки самостоятельной учебной работы воспитанников. Приёмы самостоятельной рациональной работы по предметам формируютс...