"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".
материал по физкультуре по теме
Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. Посмотрите на наших детей: они бледные, болезненные, уставшие, без блеска в глазах, без цели в жизни. Они без труда работают с современной техникой, блуждают по Интернету, общаются при помощи SМS, ММS,Skype, но совершенно ничего не знают о строении своего тела, о том, как формируется организм человека и какое влияние оказывают на него физические нагрузки, не могут оказать себе первую медицинскую помощь. Современный ученик- это ребёнок с Ipad в руках, обладающий «клиповым» мышлением. Как его учить? Чему? Современный учитель должен идти в ногу со временем, а для этого необходимо пересмотреть свою работу, сделать ее интересной, информационной и практичной, быть продвинутым и компетентным в различных областях науки, культуры и искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час"
Подготовил учитель по физической культуре
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Кононыхина Елена Анатольевна
г. Москва 2013
Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. Посмотрите на наших детей: они бледные, болезненные, уставшие, без блеска в глазах, без цели в жизни. Они без труда работают с современной техникой, блуждают по Интернету, общаются при помощи SМS, ММS,Skype, но совершенно ничего не знают о строении своего тела, о том, как формируется организм человека и какое влияние оказывают на него физические нагрузки, не могут оказать себе первую медицинскую помощь. Современный ученик- это ребёнок с Ipad в руках, обладающий «клиповым» мышлением. Как его учить? Чему? Современный учитель должен идти в ногу со временем, а для этого необходимо пересмотреть свою работу, сделать ее интересной, информационной и практичной, быть продвинутым и компетентным в различных областях науки, культуры и искусства. В настоящее время все чаще приходится слышать о необходимости воспитания у учащихся компетентности, комплекса общих учебных умений и навыков, которые помогут ребятам найти себя в этой жизни, не пропасть и не затеряться. Необходимо учить их быть компетентными и в вопросах физического воспитания. Так как сформированная компетентность будет означать высокую степень успешности учащегося в данном виде деятельности. И моя главная задача как учителя физической культуры- воспитание у детей осознанной потребности в занятиях физической культурой. Чтобы головную боль они лечили не таблетками, а физическими упражнениями, поднимали настроение себе не пивом и энергетическими напитками, а ритмикой, играми, чтобы общались друг с другом не в барах и игровых клубах, а в спортивном зале, на стадионе. Проанализировав работу многих учителей, собственный опыт я выбрал современные формы проведения уроков физической культуры. • Занятия ритмикой. Выполнение упражнений под счёт зачастую вызывает раздражение у детей. Поэтому целесообразнее использовать музыкальное сопровождение при проведении комплексов ОРУ (общеразвивающих упражнений). Ритмическая гимнастика, шейпинг требуют определенного умения, навыка. А вот упражнения, выполняемые под музыку доступны всем. Кроме воспитания физических качеств мы воспитываем у учащихся ритм, слух, чувство прекрасного, красоту движений. Очень хорошо, если дети будут придумывать собственные упражнения. Это будет развивать их мыслительную и творческую деятельность. Я использую ритмику как элемент урока. Хотя занятия ритмикой можно ввести, как третий час физической культуры. Выполняя упражнения под музыку, можно использовать метод «живого зеркала». Учитель показывает различные упражнения, дети, глядя на учителя, повторяют упражнения за ним, но в зеркальном отображении ( то есть, если учитель поднимает правую руку, то ученик- левую и т.д.). Здесь дополнительно идёт тренировка внимания. В дальнейшем данные упражнения могут готовить или даже придумывать по ходу наиболее подготовленные дети и проводить с группой учащихся. И здесь мы будем формировать организаторские способности учащихся. • Применение ИП (индивидуального плана). На уроки физической культуры приходят учащиеся с разным уровнем физической подготовленности. ИП, разработанный для каждого ученика, поможет развить его сильные и слабые качества. План может разрабатываться, как на отдельный урок, так и на определённый период времени. Кроме того, происходит экономия времени: ученик получает лист, где расписано его задание на урок и приступает к его выполнению. Ученики приучаются самостоятельно организовывать занятие, отслеживать нагрузку и ее воздействие на организм, применять приемы контроля и самоконтроля. В качестве домашнего задания можно рекомендовать задания вида: организация самостоятельного занятия, проследить за восстановлением своего организма после нагрузки с применением восстановительных мероприятий (массажа, бани, релаксации). Индивидуальный план можно использовать в работе с учащимися, которые имеют ограничения в двигательной активности по состоянию здоровья. • ИКТ – информационно - коммуникационные технологии. Современную школу отличает использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий. Казалось бы, где им найти применение на уроках физической культуры? Однако ИКТ могут поднять интерес и качество проводимых занятий, помочь детям, в частности- «визуалам», лучше усвоить информацию. ИКТ можно использовать, как при проведении теоретических занятий, так и при проведении практических занятий в спортивном зале. Например, при изучении спортивных игр прямо на уроке выйти в Интернет и на экране посмотреть правильность выполнения того или иного элемента, посмотреть технико-тактические действия команд в избранном виде спорта. Использовать интересную информацию, статистику. В режиме реального времени просмотреть с ребятами игровой эпизод, либо игру в целом. В виде задания можно поставить учащимся задачу проследить за действиями отдельных игроков, подсчитать количество их технико-тактических действий, КПД, сделать «нарезку» из фрагментов действий, выполненных известным игроком и затем выступить перед товарищами. Вместе с ребятами можно снять учебный видеоролик, где показано правильное выполнение упражнения, элемента, а также указываются возможные ошибки и использовать его в процессе обучения. В качестве домашнего задания- сделать мультимедийную презентацию, проект. Таким образом, возможности использования ИКТ на уроках физической культуры самые разнообразные. Главное желание и творчество учителя. • Case study (анализ сложившейся ситуации). При подаче материала описывается ситуация и перед учеником ставится проблема, которую он должен решить путем составления алгоритма своих действий. Например, у учащегося проблемы в силовой подготовке (малое количество подтягиваний на перекладине). Как улучшить эти показатели, какие действия ему предпринять? И вот ученик пошагово определяет для себя алгоритм действий: начать с выполнения комплекса упражнений для укрепления верхнего плечевого пояса, затем перейти к отжиманиям от пола, подтягивание на низкой перекладине, на высокой перекладине, использование упражнений с отягощениями. Главное, чтобы занятия проводились регулярно, систематически, с постепенным увеличением нагрузки и обязательным контролем за результатами. И так можно поступать с любым физическим качеством, любым элементом, любым действием. В этом виде деятельности можно применять наставничество, назначая учащимся помощников из числа наиболее подготовленных учеников. Здесь я вижу внедрение в образовательный процесс элементов проблемного обучения. Главное в этом направлении - учить детей учиться! Информации очень много. Всё выучить, запомнить невозможно. Но если ученик знает, где и как он может добыть необходимую информацию, он уже будет обладать знаниями. Необходимо перестраиваться от предметного обучения к проблемному. Элементы проблемного обучения мною используются на уроках физической культуры. Например, учащийся с низким уровнем физической подготовки хочет улучшить свои показатели. Как? За счёт чего? И мы вместе с ним пошагово определяем путь по исправлению данной проблемы. Главное, чтобы учащийся сам был заинтересован в результате. Отрадно, что дети проявляют большой интерес в вопросах тренировки, распределения нагрузки, проведения самостоятельных занятий, питания, режима дня, восстановления. Необходимо поддерживать у учащихся этот интерес, помогать им, не отталкивать отказом. Кроме того, не надо бояться давать учащимся сложные задания, упражнения, требующие высокой концентрации, сложнокоординационные упражнения, задания, требующие творческого подхода. Чтобы они думали, находили выход из сложившейся ситуации, проявляли творчество. • Использование на уроках межпредметных связей будет способствовать формированию у учащихся полного и целостного представления о предмете, развитию эрудиции. Дети должны быть гармонично развитыми и мы, учителя физической культуры должны им всячески в этом помогать. Ещё древние греки старались блюсти равновесие в воспитании между физическим и духовным развитием, именуя его красивым словом «гамонойя». Про неуча говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать» тем самым выражая максимальный уровень пренебрежения к тому, кто отстаёт в физическом или интеллектуальном развитии. И для своих учеников, которые более мобильны, более информированы нам необходимо быть интересными, продвинутыми, компетентными в различных областях науки, культуры и искусства. При письменных ответах на карточки на уроках физической культуры, обращаю внимание на правильность формулирования детьми своих мыслей, на орфографические ошибки (связь с русским языком).Чтение стихотворений, рассказ поучительных историй из жизни будут нести воспитательную функцию и способствовать мотивированию учащихся на достижение результата (связь с литературой). Многие термины в спортивных играх на английском языке, поэтому говорю ребятам о необходимости правильного произношения и владение английским языком. При выполнении метания мяча, гранаты нам помогают знания физики, так как, чтобы снаряд улетел как можно дальше его необходимо запустить по определённой траектории, на уроках акробатики наибольшую проблему выполнение стойки на голове. Здесь пригодятся знания математики (т.к. опора в виде рук и головы представляет собой треугольник). Связь с историей, географией - при изучении спортивных игр, видов спорта, истории Олимпийских игр. • Проведение нетрадиционных уроков физической культуры. Урок физической культуры должен быть для всех. И здесь нам может помочь третий час физической культуры. Главное, чтобы урок был интересным, полезным, информационным. В качестве инвентаря на этом уроке могут использоваться самые неожиданные предметы, например, урок физической культуры с листом бумаги, газетой, линейкой, карандашом, стулом и т.д. Здесь открываются большие возможности для импровизации и творчества, как самого учителя, так и учащихся. Каждый учитель в процессе своей работы сталкивался с проблемой: как оценить по предмету ученика, освобождённого от физической культуры. По статистике таких детей около 42%, почти половина. Существует три группы здоровья: основная, подготовительная и специальная, которая делится ещё на две группы. И свой урок мы строим, исходя из принципа «не навреди»: кого-то сажаем, кому-то что-то запрещаем и т.д. А каково ребёнку это слышать и осознавать, что он не может заниматься вместе с товарищами? Использование форм и приёмов о которых говорилось выше помогут решить эту проблему. Справки от врачей- это целый ребус: «без нагрузок», «освобождён от сдачи нормативов» и т.д. А если врач укажет, например, что запрещены нагрузки, превышающие пульс 150 ударов в минуту, то учитель может подобрать посильную нагрузку в более лёгком пульсовом режиме и ребёнок не будет чувствовать себя ущербным. Нельзя ребёнку бегать и прыгать? Он может выполнять ходьбу, подготовить и провести с группой одноклассников комплекс ОРУ, выполнить метание мяча в цель, выступить в качестве судьи в игре, выполнять упражнения с предметами нетипичными для уроков физической культуры (линейки, карандаши, листы бумаги, газеты и т.д.). • Спортивные акции, соревнования, праздники. Необходимость проведения спортивных акций, вечеров, спортивных праздников давно доказано временем. В настоящее время необходимо выходить за традиционные рамки проведения мероприятий данного направления. Целесообразно использовать новые формы подачи материала, больше привлекать родителей (родители самые авторитетные люди для детей и их пример может очень сильно воздействовать на детей), представителей общественных организаций, спонсоров. Например, «Всей семьей на стадион!», «Приведи маму (папу) на стадион», «Всем классом в спортивную секцию», «Моя семья против наркотиков (алкоголя, курения)» и другие. Кроме того, можно в вечернее время два дня в неделю выделить под семейный час (дети занимаются вместе со своими родителями в спортивном зале школы). • Проведение мониторинга. Проведение мониторинга позволяет проводить комплексную оценку состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся, осуществлять медицинскую диагностику и мониторинг здоровья школьников, реализацию проекта программы по формированию стереотипа здорового образа жизни. Я считаю, что при построении учебного процесса необходимо учитывать мнение детей. С этой целью мною проводятся мониторинги среди учащихся школы. Кроме того, это поможет сформировать группы по уровню физической подготовки учащихся для рационального распределения нагрузки во время занятия. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: Нравится ли Вам заниматься на уроках физической культуры? Удовлетворены ли Вы подачей учебного материала учителем на уроках физической культуры? Как Вы переносите нагрузку на уроках физической культуры? Что бы Вы изменили в проведении уроков физической культуры? и т.д. Нельзя не упомянуть и психологический аспект на уроках физической культуры. Многие дети испытывают страх, тревогу, особенно когда у них что-то не получается. В своей работе я выделил 4 основных способа переключения негативных чувств детей на социально-приемлемое действие: -дать возможность выговориться и тем самым перевести переживаемое недовольство в слово. -добиться четкого обозначения словами своих негативных чувств. После такого «разбора» и пристального участия в нём негативное обычно исчезает. -смоделировать выход из ситуации. Лучше совместно. -регулярно использовать подвижные, спортивные игры. Они прекрасно снимают напряжение «сражений» дома и в школе. Очень важно увлечь, заинтересовать детей с начала урока тем, что придумать уроку имя, интересное, необычное название, эпиграф, прочитать чьё- то высказывание или рассказать поучительную историю, имеющие отношение к теме урока. Также необходимо в процессе урока заниматься воспитанием учащихся: учить их доброте, любви, нравственности, задумываться о смысле жизни, мотивировать их на овладение знаниями, на успешную дальнейшую жизнь. В этом я тоже вижу путь к повышению качества образования. Больше разговаривать с учащимися на уроках, на переменах, во внеурочное время, приводить больше положительных примеров из жизни, из литературы, самому быть примером для учащихся. Это тяжёлый труд, но делать это необходимо сейчас, иначе завтра может быть поздно.
КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
СМГ
1-4 класс
Комплекс 1
Общеразвивающие упражнения без предметов
1. И. п. — о. с., на счет 1 — 2 — 3 — 4 руки в стороны, вверх, вперед, вниз. 4 раза.
2. И. п. — ноги врозь, руки в стороны. / — наклон вперед, хлопок ладонями за левым коленом, выдох; 2 — и. п., вдох;
3 — наклон вперед, хлопок за правым коленом, выдох; 4 — и. п., вдох. 4 раза.
3. И. п. — то же. / — руки на пояс, поворот направо; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же налево. 4 раза.
4. И. п. — о. с., I — присесть, руки на колени, выдох; 2 — и. п.; 3 — присесть, обхватить колени руками, выдох; 4 — и. п., вдохг 4 раза.
5. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. / — поднять согнутые в коленях ноги; 2 — выпрямить; 3 — согнуть; 4 — и. п.4 раза.
6. И. п. — лежа па спине, ноги, согнутые в коленях, поднять. / — 4 — круговые движения ног вперед («велосипед»); 5—8 — то же, вращая ноги на себя. 3 раза.
7. И. п. — лежа на спине, ладони положить на живот в область подреберья. / — 3 — выдох, легко надавливая ладонями на жшют; 4 — пауза; 5 — 7 — вдох, выпячивая живот; 7 — пауза. 3
8. И. п. — ноги врозь руки па пояс, / — наклон влево, руки 2- / — то же пправо. 4 раза.
9. //. п. — о. с., руки на пояс, поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 4 раза.
10. И. п. — о. с. / — наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2 — выпрямиться, руки вверх; 3 — наклон вперед, расслабляя мышцы, «уронить» руки, дать им свободно покачаться; 4 — и. п. 4 раза.
Общеразвивающие упражнения с флажками
1. И. п.— о. с., руки с флажками внизу. 1—2—3 руки в стороны, вверх, вперед; 4 — и. п. 4 раза.
2. И. п.— о. с., руки с флажками в стороны. 1 — выпад правой вперед, поставить флажки на колено; 2 — и. п.; 3—4 то же другой ногой. 6 раз.
3. И. п.— ноги- врозь, руки с флажками вверх. 1 — наклон вперед, руки с флажками вниз, выдох; 2 — и. п., вдох. 6 раз.
4. И. п.— о. с., руки с флажками вниз. / — присесть, руки вперед; 2-й. п. 6—8 раз.
5. И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперед. / — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок; 2 —и. п. — то же в другую сторону. 6 раз.
6. И. п.— о. с. 1 — шаг левой вперед, руки с флажками вперед-вверх, прогнуться; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.
7. И. п.— ноги врозь, руки с флажками в стороны. / — мах левой ногой вперед, руки с флажками вниз; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.
8. И. п. — сидя ноги врозь, руки с флажками вверх. / — наклон вперед, коснуться флажками левой ноги; 2 — и. п.; 3 — то же к другой ноге. 6 раз.
9. И. п.— лежа на спине, руки с флажками в стороны. / — поднять левую ногу вперед, флажками коснуться носка; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.
10. И. п. — о. с., руки с флажками внизу. / — левую руку в сторону; 2 — правую руку в сторону; 3 — левую руку вниз; 4 — правую руку вниз. 4—6 раз.
Комплекс 3
Общеразвивающие упражнения с обручем
1. И. п.—о. с., обруч держать внизу, / — поднять обруч вперед, посмотреть в него; 2—и. п. 6—8 раз.
2. И. п.— ноги врозь, обруч держать у груди согнутыми руками. 1 — поворот влево, выпрямить руки, отвести обруч влево; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 6—8 раз.
3. И. п.— ноги врозь, обруч оставить перед собой. /—-наклон вперед, положить обруч на пол, выдох; 2—выпрямиться, вдох; 3 — наклон вперед, взять обруч; 4 —и. п. 6—8 рая.
4. И. п.— о. с., обруч держать внизу, изнутри. 1 — по/шям, обруч вверх; 2 — опустить обруч за спину; 3 — подпить
4 — и. п. 6—8 раз.
5. И. п.— о. с., обруч держать впереди. / — опуская обруч вниз-назад, перешагнуть левой ногой внутрь обруча; 2 — перешагнуть правой; 8 — опуская обруч вниз-вперед, перешагнуть из обруча левой ногой назад; 4 — то же правой. 4—6 раз.
6. И. п,— ноги врозь, обруч вверх. / — наклон влево; 2 — и. п.; 3—4 — то же вправо. 6 раз.
7. И. п.— ноги врозь, обруч держать за спиной в опущенных руках. 1 — наклон вперед, прогибаясь, обруч отвести назад; 2 —и. п. 6 раз.
8. И. п.— о. с. в центре обруча, лежащего на полу. 1 — присесть, взять обруч двумя руками, выдох; 2 — встать, поднять обруч двумя руками, вдох; 3 —присесть, положить обруч; 4 — и. п. 6—8 раз.
9. И. п.— о. с., руки с обручем вперед. / — мах левой ногой, коснуться обруча; 2 — и. п.; 3—4 —то же правой ногой. 6— 8 раз.
10. И. п.— о. с., обруч вертикально на полу, руки хватом сверху, кисти держать рядом. 1 — мах левой ногой назад, прогнуться; 2 — и. п.; 3—4 —то же правой ногой. 6—8 раз.
11. И. п. — лежа на полу, обруч на полу за головой, держать двумя руками. / — поднять прямые ноги и обруч вперед, коснуться верхней части обруча; 2—3 —держать; 4 — и. п. 6— 8 раз.
12. И. п. — лежа на полу, обруч впереди держать согнутыми руками. /—2 — поднять обруч, выпятить живот вперед, вдох; 3—4 —и. п.— втянуть живот в себя, выдох. 3—5 раз.
Комплекс 4
Общеразвивающие упражнения с большим мячом
1. И. п.—о. с., мяч в руках. / — поднять мяч над головой, потянуться, вдох; 2-й. п., выдох; 3 —поднять мяч.вверх, вдох; 4 — и. п., выдох. 6 раз.
2. И. п.— то же. / — присесть, руки вперед, вдох; 2 — и. п. 8—10 раз.
3. И. п. — ноги врозь, руки с мячом вперед. / — поворот налево; 2 — и. п.; 3—4 — поворот направо, и. п. 6—8 раз.
4. И. п.— ноги врозь, руки с мячом вверх. 1 — наклон влево; 2—и. п.; 3—4 — то же вправо. 6—8 раз.
5. И. п.— то же. / — поднять согнутую левую ногу, мячом коснуи.ся КОЛ1Ч1.-1, выдох; 2 — и. п., вдох; 3—4 то же другой ногой. 6—8 р.г!
6. И. п.— лежа на спине, руки с мячом вперед. / — поднять левую ногу, коснуться мяча; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 8—10 раз.
7. И. п.— сидя на полу, ноги скрестно, мяч держать двумя руками. 1—4 — с поворотом налево прокатить мяч вокруг себя; 5—8~ то же в другую сторону. 4—6 раз.
8. И. п.— лежа на спине, руки с мячом вверх, мяч прижать к полу, ноги в коленях согнуть. / — поднять таз; 2 — опустить;
3 — руки с мячом вперед, поднять прямые ноги вперед, коснуться мяча; 4 — и. п. 4—8 раз.
9. И. п.— лежа на спине, мяч держать на животе. /—2 — выдох, надавить мячом на живот; 3—4 — вдох. 3—5 раз.
10. И. п.— лежа на животе, руки с мячом вверх. /—2 — прогнуться, отводя руки с мячом и ноги назад; 3—4 — и, п. 6— 8 раз.
11. И. п.— стоя на коленях, руки с мячом вниз. / — сесть на пятки, руки с мячом вперед; 2— и. п. 6—8 раз.
12. И. п.— ноги врозь, руки с мячом вперед. / — наклон вперед, прокатить мяч вокруг левой ноги; 2-й. п.; 3—4 — то же вокруг правой ноги. 6—8 раз.
13. И. п.— о. с., мяч держать обеими руками у пояса. Прыжки на обеих ногах (как мячики). Ходьба на месте (10—15 с), руки с мячом опустить (15—20 с). 2—3 раза.
14. Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
Комплекс 5
Общеразвивающие упражнения с кубиками
1. И. п.—ноги врозь, кубик к левой руке внизу, / — руки вверх, передать кубик в правую руку; 2 — и. п., кубик в правой руке; 3—4 — то же другой рукой. 6 раз.
2. И. п.— о. с., руки с кубиком вперед. 1 — поворот налево, левую руку с кубиком отвести в сторону; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 6 раз.
3. И. п.— ноги врозь, руки с кубиком вверх. / — наклон вперед, положить кубик на пол; 2 — и. п.; 3 — наклон вперед, взять кубик; 4 — и. п.
4; И. п.— о. с., руки в стороны, кубик в левой руке. / — присесть, передать кубик за спиной в правую руку; 2 — и. п.; 3—
4 — то же в другую сторону. 6—8 раз.
5. И. «.— ноги врозь, кубик в левой руке внизу. 1—2 — наклон вперед, руки вниз, выдох; 3—4 — руки в стороны, вдох. 3—4 раза.
6. И. п.— сидя на полу, кубик положить у левого колена. /—2 — поднять ноги и перенести их влево за кубик; 3—4 — то же вправо. 6 раз.
7. И. п.— лежа на полу, руки в стороны, кубик в левой руке. / — поднять ноги, передать кубик под ногами в правую руку; 2 —и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 6—8 раз.
8. И. п.— сидя на полу, кубик держать ступнями прямых ног. 1—2 — сгибая ноги, подтянуть кубик к себе; 3—4 — и. п. 6—8 раз.
9. И. п.— лежа на полу, кубик положить на живот. 1—2 — втягивая живот в себя, опустить кубик, выдох; 3—4 — поднимая кубик, вдох. 3—4 раза.
10. Положить кубик на пол. И, п.— о. с., руки на пояс. 4 прыжка вокруг кубика на обеих ногах, 4 шага на месте. 8— 10 раз.
11. Ходьба на месте и дыхательные упражнения.
Комплекс 6
Общеразвивающие упражнения без предметов
1. И. п.— о. с., руки согнуты перед грудью. / — руки в стороны, прогнуться; 2 — и. п. 6—8 раз.
2. И. п.— ноги врозь, руки на пояс. 1— наклон влево; 2 — и. п.; 3—4 то же вправо. 6—8 раз.
3. И. п.— то же. 1 — наклон вперед, коснуться руками левого носка, выдох; 2 — и. п., вдох; 3—4 — то же к правой ноге. 6—8 раз.
4. И. п.—о. с., руки на пояс. 1 — присесть, руки вперед, выдох; 2 — и. п. 8 раз.
5. И. п.— ноги врозь, руки за голову. / — поворот налево; 2 — и. п.; 3—4 — то же направо. 8 раз.
6. И. п.— о. с., руки в стороны. 1 — мах левой ногой вперед, хлопок под ней; 2 — и. п.; 3—4 — то же правой ногой.
7. Я. п.—ноги врозь. /—2 — руки вниз и скрестно встряхнуть расслабленными кистями, сделать полный выдох; 3—4 — руки через стороны вверх, глубокий вдох. 3—4 раза.
8. И. п.— сидя на полу. 1 — поворот налево, согнуть руки за голову; 2 — и. п.; 3—4-—то же вправо. 6—8 раз.
9. И. п.— лежа на спине, руки за головой. / —• поднять левую ногу вперед; 2—и. п.; 3—4 — то же левой ногой; 5 — подмять обе ноги вперед; 6 — и. п.; 7—8 — то же. 4 раза.
10. И. п.— стоя в упоре на коленях. / — прогнуть спину, поднять голову, посмотреть вверх, согнуть спину, опустить голову. 8 раз.
11. И. п.— стоя на коленях, руки на пояс. / — сесть на левое бедро (слева от ног на пол); 2 —и. п.; 3—4 — то же вправо. 4---6 р.'13.
12. И. п.—о. с., руки на пояс. 1—4 — 4 прыжка на двух ногах; 5—8 — 4 месте. 4—6 раз. Перейти на ходьбу на месте. Замедляя темп, , 3—4 дыхательных упражнения.
Комплекс 7
Общеразвивающие упражнения без предметов
1. И. п.— о. с. / — отвести левую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться, посмотреть на руки; 2—и. п.; 3—4 — то же правой ногой. 8 раз.
2. И. п.— о. с., руки перед грудью. / — поворот налево, руки в стороны; 2-—и. п.; 3—4 — то же направо. 8 раз.
3. И. п.— ноги врозь, руки за голову. / — наклон вперед, руками коснуться пола; 2 — и. п. 8 раз.
4. И, п.— о. с., руки вверх: «мельница»— попеременно круги руками вперед. 8—10 раз.
5. И. п.— о. с. /—2 — руки через стороны вниз, выдох; 3— 4 — подняться на носки, руки через стороны вверх, вдох. 3— 4 раза.
6. И. п.— лежа на спине: «велосипед»—попеременно сгибать и разгибать ноги вперед. 6—8 раз. Отдых, руки на живот. /—2 — глубокий выдох, надавливая ладонями на живот; —
4 — выпячивая живот вперед, вдох. 3—4 раза. Повторить упражнение «велосипед».
7. И. п.— то же. / — согнуть колени, обхватить их руками, прижаться головой к коленям, выдох; 2—и. п., вдох. 6 раз.
8. И. п.— сидя на полу, руки скрестно на груди. Лечь на спину, а затем снова сесть. Темп произвольный. 4—6 раз.
9. И. п.— сидя на полу, руки в стороны. / — согнуть ноги, обхватить колени руками и подтянуть их к груди, выдох; 2 — и. п. 4—6 раз.
10. И. п.— ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон влево, левую ногу в сторону на носок; 2—и. п.; 3—4 — то же вправо;
5 — мах левой ногой, руки в стороны; 6 — и. п.; 7—8 — то же правой ногой. 6 раз.
11. И. п.— о. с., руки на пояс. Прыжки: 4 на левой, 4 на правой, 4 на обеих ногах; 4 шага на месте. 3 раза.
12. Дыхательные упражнения.
Комплекс 8
Общеразвивающие упражнения с мячом
1. И. п.— ноги врозь, мяч в левой руке. 1 — подняться на носки, руки через стороны вверх, передать мяч над головой в правую руку; 2 — и. //., мяч в праноп руке; 3—4 — то же другой рукой. 8 раз.
2. И. п.— ноги врозь, руки с мячом вперед. 1— поворот налево, руку с мячом отвести в сторону; 2 — и. п., передать мяч в правую руку; 3—4 — поворот в другую сторону. 8 раз.
3. И. п.— ноги на ширине 5—10 см, ступни параллельно, руки с мячом внизу. 1 — присесть, руки вперед; 2 — и. п. 6— 8 раз.
4. И. п.—о. с., мяч в левой руке, / — ударить мяч о пол; 2 — поймать двумя руками; 3—4—- то же правой рукой. 8— 10 раз.
5. И. п.— то же, ударить мяч о пол, хлопнуть в ладони перед собой, поймать мяч двумя пуками. 6—8 пя.ч.
5-7 классы
Комплекс 1
Общеразвивающие упражнения без предметов
1. И. п.— сидя на гимнастической скамейке, руки на коленях. 1 — руки вперед, пальцы врозь; 2 — сжать пальцы в кулак; 3 — разжать пальцы; 4 — и. п. 4 раза.
2. То же, но и. п.— руки вверх. 3 раза.
3. И. п.— то же. / — поворот направо, руки в стороны; 2 — и. п.; 3 — то же в другую сторону; 4 — и. п. 3 раза в каждую сторону.
4. И. п.— то же. /—-2—3 — выдох с произношением у, плечи свести, голову наклонить; 4 — пауза; 5—6 — глубокий вдох, плечи расправить. 2—3 раза.
5. И. п.— руки на пояс. / — наклон назад; 2 — и 'п.; 3—. наклон вперед; 4 — и. п. 2 раза.
6. И. п. — сидя на скамейке, ноги прямые, руки на коленях. 1—4 — круговые движения стоп вправо; 5—8 — то же влево. 4 паза в каждую сторону
7. Я. п.—о. с. /—руки вперед; 2 — вверх; 3 — в стороны; 4 — и. п. 4 раза.
8. Я. л.— о. с., руки на пояс. / — поднять правую ногу, согнутую в колене; 2—и. п.; 3—4 — то же с другой ноги. 4 раза.
9. Я. п.— левую руку на грудь, правую на живот в область подреберья. /—3 — глубокий выдох (правая рука давит на область живота); 4 — пауза; 5—6—глубокий вдох. 2—3 раза.
10. И. п.— руки на пояс. / — встать на носки; 2—полуприсед, спина прямая; 3 — встать на носки; 4 — и. п. 4 раза.
11. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища. / — ноги согнуть; 2 — выпрямить; 3 — и. п. 4 раза.
12. Я. п.— то же. Имитация движений ногами, как при плавании кролем на спине (10—15 с).
13. И. п.— то же. /—3 — выдох; 4 — пауза; 5—6 — вдох. 3 раза.
14. И. п.— стоя спиной у стены, пятки, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, проверить правильность принятой осанки. 1—2 — шаг вперед; 3—4 — расслабить мышцы; 5—6 — принять правильную осанку; 7—5 — шаг назад, проверить правильность позы. 4 раза.
15. Я. п.— то же. / — руки в стороны; 2 — вверх; 3 — вперед; 4 — и. п. 3 раза.
16. И, п.—о. с. / — наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2 — выпрямиться, руки вверх; 3 — расслабляя мышцы, «уронить» руки, дать им свободно покачаться; 4 — и. п. 4 раза.
Комплекс 2
Общеразвивающие упражнения в движении
1. На каждый шаг руки вперед, вверх, в стороны, вниз; 4 обычных шага и т. д. 4 раза.
2. /—2 — присесть, руки вперед; 3 — держать, спина прямая; 4 — встать, 4 обычных шага и т. д. 5 раз.
3. 1 — шаг правой; 2 — приставить левую; 3—4 — наклон вперед; 4 обычных шага и т. д. 5 раз.
4. / — шаг правой; 2 — приставить левую, руки на пояс; 3— наклон вправо; 4 — и. п.; 5—наклон влево; 6 — и. п.; 7 — встать на носки, руки в стороны; 8 — о. с. и т. д. 4 раза.
5. 1—3 — 3 шага с правой; 4 — приставить левую, руки на пояс; 5 — поднять согнутую в колене правую ногу; 6 — выпрямить; 7 — согнуть; 5 — опустить. 4 раза каждой ногой.
6. 4 шага на носках, руки вверх, 4 обычных и т. д. (30 с).
Комплекс 3 Общеразвивающие упражнения
1. И. п.— построение в колонну по четыре в шеренгах, руки на плечах соседей, у крайних — свободная рука на поясе. / — левую ногу назад; 2 — и. п.; 3 — то же правой; 4 — и. п.; 5— 6 — наклон; 7—8 — и. п. 6 раз.
2. И. п.— то же. /—2 — присесть; 3—4 — встать; 5 — левую ногу вперед; 6 — и. п.; 7 — то же правой; 8—и. п. 6 раз.
3. И. п.— то же. 1—3 — три пружинистых наклона вперед; 4—• и. п.; 5 — мах левой ногой назад; 6 — и. п.; 7 — то же правой; 8 — и. п. 6 раз.
4. И. п.— то же. 1—2 — шаг левой назад, стойка на левом колене; 3—4 — наклоны назад; 5—6 — выпрямиться; 7—8 — встать, приставить левую ногу. То же правой. 4 раза.
5. И. п.-— в колонне по одному, руки на плечи впередистоящих, у направляющего руки на поясе. / — шаг левой влево; 2 — наклон вправо; 3 — выпрямиться; 4 — и. п. То же правой.
5 раз.
6. И. п.— то же. /—2 — поворот туловища вправо, правую руку вверх; 3—4 — наклон вперед, правой рукой достать пол; 5—6 — выпрямиться, правую руку вверх; 7—8 —и. п. То же влево. По 5 раз.
7. Бег парами (15 с — бег, 15 с — ходьба обычная). 3 раза.
8. Ходьба парами: на 8 счетов обычным шагом, на следующие 8 — строевым и т. д.
Комплекс 4 Общеразвивающие упражнения
1. И. п.— стойка йоги врозь, скамейка между ног, расчет на первый-второй. / — руки в стороны; 2 — за голову; 3 — наклон вправо; 4 — выпрямиться; 5 — наклон влево; 6 — выпрямиться; 7— руки в стороны; 8 — руки вниз. Первые номера выполняют упражнение вправо, вторые — влево. 5—6 раз.
2. И. п.— то же, руки к плечам. /—2 —руки вверх; 3—4 — наклон к левой ноге; 5—6 — выпрямиться, руки вверх; 7—8—• и. п. Первые номера выполняют упражнение влево, вторые — вправо.
3. И. п.— первые и вторые номера стоят в шахматном порядке лицом к скамейке, руки на пояс, правая прямая нога на скамейке. /—2 — согнуть ногу (положение выпада), захватить руками дальний край скамейки, коснуться грудью колена; 3— 4 — разогнуть ногу, вернуться в и. п. То же другой ногой. 4—
6 раз каждой.
4. И. п.— сед продольно, ноги прямые, пятки на полу, хват за задний край скамейки. 1—2 — прогнуться, упор лежа сзади и, сохраняя прямые ноги, коснуться носками пола; 3—4 — и. п. 6—7 раз.
5. И. «.— то же, но хват за передний край скамейки. /—2 — наклон назад; 3—4 — и. п. 4 раза.
6. И. п.— о. с. лицом к скамейке. /—2 — присесть, опираясь прямыми руками о скамейку (упор присев); 3 — левую ногу назад на носок; 4 — правую ногу назад на носок — упор лежа;
5—6 — поочередно приставляя ноги, вернуться в упор присев; 7—8 — встать — и. п. 4 раза.
7. И п.— то же. 1—2 — наступая левой ногой, встать на скамейку и приставить правую ногу; 3—4 — вернуться в и. п.; 5—8 — то же, но с правой ноги. 5 раз.
Комплекс 5
Упражнения на гимнастической стенке
1. И. п.— ноги врозь, спиной к стенке, хват сверху пошире на уровне головы. /—2 — вставая на носки, разогнуть руки, прогнуться; 3—4 — и. п. 3—5 раз.
2. И. п.— то же, но хват снизу пошире. /—2 — наклон вперед, прогнувшись, прижимая таз к стенке; 3—4 — выпрямляясь, прогнуться., не отрывая пяток и не сгибая ног.
3. И. п.— правым боком к стене, на расстоянии полшага, левой согнутой рукой хват за перекладину над головой. /—2 — прогибание в сторону (от стенки), разгибая левую руку, правая внизу; 3—4 — и. п. То же, левым боком. 3—5 раз в каждую сторону.
4. И- п.— спиной к стенке, хват сверху на уровне головы. /—2— вис присев, спина касается стенки; 3—4 — и. п. 7—9 раз.
5. Лазанье по гимнастической стенке. И. п. — упор стоя на нижней рейке, хват за рейку на уровне пояса, руки прямые. / — подтянуться, перехватить руки; 2 — переступить ногами на одну рейку; 3 — выпрямить руки и ноги и т. д. Подняться на 4—6 реек, спускаясь, выполнять движения в обратном порядке. 2—3 раза.
Комплекс 6
Общеразвивающие упражнения с волейбольным мячом
1. И, п.— о. с., мяч перед грудью. 1— бросить мяч вверх двумя руками; 2 — поймать. 4 раза.
2. И. п.— мяч в правой руке у плеча. / — бросить мяч вверх; 2—поймать двумя руками; 3 — бросить мяч левой рукой от плеча; 4 — поймать двумя руками. 4 раза.
3. И. п.— мяч перед грудью, / — наклон вперед, мячом коснуться пола; 2 — и. п. 4 ра:..1
4. И. п.— то же. / — бросить мяч вверх; 2 — поймать двумя руками за спиной; 3 — бросить мяч через голову вперед; 4 — поймать двумя руками. 3 раза.
5. И. п.— мяч в вытянутых вперед руках. /—2 — медленно присесть; 3—4 — медленно встать. 3—4 раза.
6. И. п.— мяч над головой, ноги на ширине плеч. / — наклон вправо; 2—и. п.; 3 — наклон влево; 4 — и. п. 4 раза.
7. Построение в две шеренги, лицом друг к другу, расстояние 5 м. Броски мяча двумя руками от груди. 3 раза.
8. И. п.— то лее. Броски мяча друг другу двумя руками из-за головы. 3 раза.
9. Перекатывание мяча друг другу ногами в положении сидя.
10. И. п.— о. с. 1 — руки в стороны; 2—напрягая мышцы, руки вперед, пальцы сжать в кулаки; 3 — уменьшить напряжение мышц (руки тяжелеют); 4 — расслабляя мышцы, «уронить» руки. 6 раз.
Через два урока дозировку каждого упражнения увеличить на одно повторение. С урока 31 после упражнения 9 включить следующие: лежа на спине, поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями. 6—12 раз; лежа на животе, перекатывание мяча друг другу двумя руками. После передачи мяча руки вверх, голову, плечи и туловище поднято 4—10 раз.
Комплекс 7
Общеразвивающие упражнения с отягощением
(мешочек с песком, масса до 250 г)
Построение в две шеренги.
1. Из о. с. высоко подбросить и поймать мешочек. 5—7 раз.
2. Передвижение на четвереньках с мешочком на спине (8—10 м).
3. Сидя па полу, поднять и опустить мешочек с песком, захватив его стопами. 7—9 раз.
4. Сидя на пятках, наклониться вперед, отодвинуть мешочек далеко вперед, затем достать его и подтащить к себе. 5— 7 раз.
5. Ползание по-пластунски к мешочку (расстояние до 5 м). 2—3 раза.
6. Сидя на полу, плотно обхватить мешочек стопами, описать ногами большой круг вира но, .чатом влево. 3—5 раз.
7. Сидя на полу, бросить мешочек с песком в цель (обруч, обозначенный на полу коридор и т. п.). 3—5 раз.
8. Лежа на спине, руки вверху, мешочек в руках, голова между рук, перекат на бок, на живот, на другой бок и снова на спину (перекат следует начинать от бедер). 3 раза.
9. Отдых (30 с), дыхательные упражнения.
10. Сидя на полу, мешочек зажат стопами, поднять и опустить ноги. 10—15 раз.
11. Сидя, ноги скрестно, встать, удерживая мешочек на голове. 3—5 раз.
8-9 класс
Комплекс 1
Упражнения на гимнастической стенке
1. И. п.— ноги врозь, спиной к стенке, хват сверху пошире на уровне головы. /—2 — вставая на носки, разогнуть руки, прогнуться; 3—4 — и. п. 3—5 раз.
2. И. п.— то же, но хват снизу пошире. /—2 — наклон вперед, прогнувшись, прижимая таз к стенке; 3—4 — выпрямляясь, прогнуться., не отрывая пяток и не сгибая ног.
3. И. п.— правым боком к стене, на расстоянии полшага, левой согнутой рукой хват за перекладину над головой. /—2 — прогибание в сторону (от стенки), разгибая левую руку, правая внизу; 3—4 — и. п. То же, левым боком. 3—5 раз в каждую сторону.
4. И- п.— спиной к стенке, хват сверху на уровне головы. /—2— вис присев, спина касается стенки; 3—4 — и. п. 7—9 раз.
5. Лазанье по гимнастической стенке. И. п. — упор стоя на нижней рейке, хват за рейку на уровне пояса, руки прямые. / — подтянуться, перехватить руки; 2 — переступить ногами на одну рейку; 3 — выпрямить руки и ноги и т. д. Подняться на 4—6 реек, спускаясь, выполнять движения в обратном порядке. 2—3 раза.
Комплекс 2
Общеразвивающие упражнения с волейбольным мячом
1. И, п.— о. с., мяч перед грудью. 1— бросить мяч вверх двумя руками; 2 — поймать. 4 раза.
2. И. п.— мяч в правой руке у плеча. / — бросить мяч вверх; 2—поймать двумя руками; 3 — бросить мяч левой рукой от плеча; 4 — поймать двумя руками. 4 раза.
3. И. п.— мяч перед грудью, / — наклон вперед, мячом коснуться пола; 2 — и. п. 4 ра:..1
4. И. п.— то же. / — бросить мяч вверх; 2 — поймать двумя руками за спиной; 3 — бросить мяч через голову вперед; 4 — поймать двумя руками. 3 раза.
5. И. п.— мяч в вытянутых вперед руках. /—2 — медленно присесть; 3—4 — медленно встать. 3—4 раза.
6. И. п.— мяч над головой, ноги на ширине плеч. / — наклон вправо; 2—и. п.; 3 — наклон влево; 4 — и. п. 4 раза.
7. Построение в две шеренги, лицом друг к другу, расстояние 5 м. Броски мяча двумя руками от груди. 3 раза.
8. И. п.— то лее. Броски мяча друг другу двумя руками из-за головы. 3 раза.
9. Перекатывание мяча друг другу ногами в положении сидя.
10. И. п.— о. с. 1 — руки в стороны; 2—напрягая мышцы, руки вперед, пальцы сжать в кулаки; 3 — уменьшить напряжение мышц (руки тяжелеют); 4 — расслабляя мышцы, «уронить» руки. 6 раз.
Через два урока дозировку каждого упражнения увеличить на одно повторение. С урока 31 после упражнения 9 включить следующие: лежа на спине, поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями. 6—12 раз; лежа на животе, перекатывание мяча друг другу двумя руками. После передачи мяча руки вверх, голову, плечи и туловище поднято 4—10 раз.
Комплекс 3
Общеразвивающие упражнения с отягощением
(мешочек с песком, масса до 250 г)
Построение в две шеренги.
1. Из о. с. высоко подбросить и поймать мешочек. 5—7 раз.
2. Передвижение на четвереньках с мешочком на спине (8—10 м).
3. Сидя па полу, поднять и опустить мешочек с песком, захватив его стопами. 7—9 раз.
4. Сидя на пятках, наклониться вперед, отодвинуть мешочек далеко вперед, затем достать его и подтащить к себе. 5— 7 раз.
5. Ползание по-пластунски к мешочку (расстояние до 5 м). 2—3 раза.
6. Сидя на полу, плотно обхватить мешочек стопами, описать ногами большой круг вира но, .чатом влево. 3—5 раз.
7. Сидя на полу, бросить мешочек с песком в цель (обруч, обозначенный на полу коридор и т. п.). 3—5 раз.
8. Лежа на спине, руки вверху, мешочек в руках, голова между рук, перекат на бок, на живот, на другой бок и снова на спину (перекат следует начинать от бедер). 3 раза.
9. Отдых (30 с), дыхательные упражнения.
10. Сидя на полу, мешочек зажат стопами, поднять и опустить ноги. 10—15 раз.
11. Сидя, ноги скрестно, встать, удерживая мешочек на голове. 3—5 раз.
12. И. п. — то же. 1 — поднять руки вперед; 2—3 — постепенно расслабляя, положить на бедра; 4 — и. п. 4—6 раз.
13. И. п.— то же. 1—2 — напряженно сократить мышцы ног; 3—4 — расслабить. 4—6 раз.
Комплекс 2
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении
1. Ходьба с движениями рук назад. И. п.— о. с., руки в стороны. /—2 — два движения руками назад, руки на уровне плеч, не расслаблять; 3—4 — 2 обычных шага, дыхание равномерное. 8—10 раз.
2. Наклоны вперед. И. п.— о. с.,^ руки на пояс. 1—2 — шаг вперед и приставить ногу; 3 — наклон вперед, руки в стороны, голову не опускать; 4 — и. п. 10—12 раз.
3. Приседания. И. п.— то же. 1—2 — присесть, руки за спину, спина прямая; 5—4 — встать; 5—8 — 3 шага вперед и и. п. 8—12 раз.
4. Дыхательные упражнения. 4 шага — выдох, небольшой наклон вперед, руки вниз; 2 шага — пауза; 2 шага — выдох, руки вниз-в стороны. 3—4 раза.
5. Мах ногой вперед. И. п.— о. с. /—2 — 2 шага вперед; 3—мах левой вперед, руки — правая вперед, левая в сторону; 4 — и. п.; 5—8 — то же с правой ноги. 8—12 раз.
6. Мах ногой назад. И. п.— о. с. /—4 — 3 шага вперед и приставить ногу; 5 — мах левой назад, руки вверх; 6 — и. п.; 7—8 — то же правой ногой. 8—10 раз.
7. Ходьба на носках. /—4 — 4 шага на носках, руки вверх; 5—8-—4 обычных, руки на пояс. 8—12 раз.
8. Прыжки с продвижением вперед. И. п.— о. с., руки на пояс. /—2 — прыжок на левой; 3—4 — прыжок на правой; 5— 8 — 4 шага вперед. 8—12 раз.
9. Ходьба, упражнения дыхательные и на расслабление (1 мин).
Комплекс 4
Общеразвивающие упражнения с набивным мячом (масса 1—2 кг)
1. И. п.— мяч внизу. / — мяч на грудь; 2—3 — стать на носки, мяч вверх; 4 — и. п. Дыхание не задерживать. 4—8 раз.
2. И. п.— мяч на грудь. 1 — мяч вперед; 2 — наклон, мячом касаясь пола; 3 — выпрямиться, мяч вперед; 4 —и. п. 6—8раз.
3. И. п.— мяч внизу, руки слегка согнуты. 1—2 — передать мяч левой рукой в правую, проведя его за телом, и принять и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 8—10 раз.
4. Дыхательное упражнение, мяч на полу.
5. И. п.-—мяч за головой. / — присесть,- мяч вперед; 2 — и. п.; 3 — наклон прогнувшись, мяч вверх; 4 —и. п. 6—8 раз.
6. И. п.— сед, руки сзади, мяч зажат голеностопными суставами. / — согнуть ноги; 2 — выпрямить (повыше); 3—4 — медленно опустить; 5—3— отдых. 8—12 раз.
7. И. п.— лежа на животе, руки согнуты, кисти одна на другой под подбородком, мяч зажат голеностопными суставами. / — согнуть ноги; 2 — и. п.; 3—4 — отдых; 5— поднять мяч прямыми ногами; 6 — и. п.; 7—5—• отдых. 6—10 раз.
8. И, п.— мяч на голове, руки поддерживают мяч. /—4 — медленно опуститься в сед, ноги скрестно; 5—8 — и. п. 4—8 раз. Пытаться меньше поддерживать мяч руками, при возможности мяч не поддерживать.
9. И. п.— стойка лицом к мячу, лежащему на полу. / — прыжок ноги врозь через мяч; 2 — поворот кругом. 12—16 раз.
10. Ходьба, упражнения дыхательные и на расслабление (1 мин).
Комплекс 5
Общеразвивающие упражнения без предметов
1. И. п.— о. с. 1—2 — дугами наружу руки вверх, подняться на носки и подтянуться, вдох; 3—4 — и. п., выдох. 6—8 раз.
2. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. / — поворот туловища направо, правую руку в сторону, ладонью вверх; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. Во время поворота рука энергично движется назад. Ноги с места не сдвигать. Дыхание равномерное. 10—12 раз.
3. И. п. — стойка сомкнув ноги. 1—2 — глубокий присед, колени вместе, руки вперед ладонями вниз, выдох; 3—4 — встать, руки вниз, вдох. Приседание, выполнять на всей ступне. После нескольких повторений темп можно ускорить, делая упражнение на два счета. 10—15 раз.
4. И. п.— стойка ноги врозь, руки за спиной, / — наклон влево, левую руку вниз, выдох; 2—и. п., вдох; 3—4 — то же вправо. 12—15 раз.
5. И. п.— о. с. / — дугами наружу руки вверх и хлопок над головой, вдох; 2 — дугами наружу руки вниз и с наклоном вперед хлопок за ногами, выдох. Хлопки выполнять прямыми руками без задержки. После хлопка ладони должны как бы отскакивать друг от друга. При наклоне ноги прямые, хлопок выполняется не выше уровня коленей. 10—12 раз.
6. И. п.— упор стоя на коленях. /—2 — правую руку в сто-рону-вверх, поворачивая направо туловище и голову, вдох; 3— 4 — и. п., выдох. То же влево. Колени от пола не отрывать.
7. И. п.—лежа на спине, руки вдоль туловища. / — согнуть левую ногу вперед; 2—. выпрямить и опустить; 3—4 — то же правой ногой. Дыхание равномерное. Упражнение можно дополнить сменой положения ног на каждый счет. Упражнения
выполнять сериями: 3 по 8—10 раз. Во время отдыха лежать 20—30 с.
8. И. п.— стойка ноги вместе, руки на пояс. / — прыжок ноги врозь; 2 — прыжком ноги вместе. Дыхание равномерное (30—60 с). После прыжков ходьба на месте.
Комплекс 6
Общеразвивающие упражнения со скакалкой
1. И. п.— о. с., скакалка, сложенная вдвое, внизу. / — левую вперед на носок, скакалку вперед; 2—• передать вес тела на левую, правая сзади на носок, руки в стороны, скакалка натянута на груди; 3—4 — приставляя леВую, и. п.; 5—8 — то же с другой ноги. 6—8 раз.
2. И. п.— о. с., скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1 — сгибая левую ногу, поставить ее на скакалку; 2 — выпрямить ногу вперед-вверх; 3 — согнуть ногу; 4 — и. п.; 5—8 — то же другой ногой. 8—12 раз.
3. И. п.— о. с., скакалка, сложенная вдвое, в левой руке, правая на поясе. 1—3 — вращение туловища влево, скакалка скользит по полу, не отрываясь от него; 4 — выпрямиться, перехватить скакалку в правую руку; 5—8 — то же вправо. 8— 12 раз.
4. И. п.— о. с., скакалка сложенная вдвое, внизу. / — перешагнуть через скакалку, сгибая левую ногу; 2 — то же, сгибая правую; 3—4 — перевести скакалку выкрутом в и. п., руки прямые. 6—10 раз.
5. Дыхательное упражнение.
6. И. п.— о. с., скакалка, сложенная вчетверо, сзади. /— 2 — медленно присесть на носках, скакалку отвести назад; 3 — 4 — и. п. 10—14 раз.
7. И. п. — о. с., скакалка, сложенная вчетверо, на лопатках. /—2 — руки вверх, прогнуться, вдох; 3—4 — и. п., выдох. 6— 8 раз.
8. И. п.— о. с., скакалку, сложенную вчетверо, держать за концы, /-—шаг левой вперед, опуститься на правое колено, руки вверх; 2 — наклоняясь вперед, сесть на пятку правой ноги, коснуться руками носка левой ноги, выдох; 3 — выпрямляясь, принять положение счета 1, вдох; 4 — и. п., выдох; 5—8 — то же с правой ноги. 6—8 раз.
9. И. п.— то же. /—3 — шаг левой вперед, правая сзади на носке, руки вверх, три движения руками назад; 4 —и. п.; 5— 8 — то же с правой ноги. 6—8 раз.
10. Прыжки на месте через скакалку (30 с), ходьба на месте (30 с). От урока к уроку постепенно увеличивать количество прыжков, доведя время выполнения до 1—2 мин (индивидуально).
Комплекс 6
Общеразвивающие упражнения с мячом
1. И. п.— широкая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке. /—2 — прогнуться, руки назад, вдох; 3—4 — полуприседая на левой ноге с наклоном вперед, опустить руки и передать мяч под коленом в левую руку, выдох; 5—8 — то же, наклоняясь к правой ноге. 6—8 раз.
2. И. п.— основная стойка, мяч в левой руке. / — дугами вперед руки вверх, вдох; 2 — наклон вперед и, опуская руки, передать мяч позади голеней в правую руку, выдох; 3 — выпрямиться, руки вверх; 4 — наклон вперед, мяч в левую оуку. 8—10 раз. Мяч передавать как можно ниже. Наклоны усиливать постепенно, не сгибая ноги. Упражнение дополнить мягким рывком руками назад (когда руки вверху).
3. И. п.— стойка ноги врозь, мяч в левой руке. /—2 — поворачивая туловище вправо, ударить мячом о пол за пяткой правой ноги и поймать правой рукой; 3—4 — то же в другую сторону (бросая мяч правой рукой, поймать после отскока левой). 8—10 раз.
4. И. п.— ноги слегка расставлены, мяч в руках внизу. Подбросить мяч вверх, быстро присесть и хлопнуть одной рукой о пол; вставая, поймать мяч двумя руками. С места не сходить, приседая на полной ступне, туловище держать по возможности прямо, следя взглядом за полетом мяча. Хлопок делать поочередно правой и левой рукой. Усложненный вариант: броски, ловля мяча одной рукой. Дыхание равномерное. 10—12 раз.
5. И. п.— стойка ноги врозь, руки вверху, мяч в левой руке. 1— наклон туловища вправо, выпустить мяч и поймать его правой рукой; 2 — выпрямиться; 3—4 — то же в другую сторону. 10—12 раз. Дыхание произвольное.
6. И. п.— сед руки в стороны, мяч в правой руке. / — высокий мах правой (левой) ногой, руки вперед, передать под ногой мяч в левую руку, выдох; 2 — опустить ногу, руки в стороны; 3 — согнуть руки за .голову и передать мяч в правую руку, вдох; 4 — руки в стороны. Махи делать поочередно. Ноги прямые, носки оттянуты. Разводя руки, выпрямлять спину. То же, мяч в левой руке. 12—16 раз.
7. И. п.— руки на поясе, мяч на полу сбоку. Прыжки через мяч с правой ноги на левую и обратно с двойными притопами. Эти прыжки напоминают движение, встречающееся в русском и украинском танцах: на счет 1 — прыжок с ноги на ногу, а на счет 2 — двойной притоп. Прыжок выполнять мягко, акцентируя лишь переступание. Дыхание равномерное (20—30 с).
8. Ходьба на месте или с движением вперед, ударяя мячом о пол левой и ловя его правой и наоборот. Когда упражнение освоено, его можно выполнять под счет, делая броски в заданном темпе (60—90 с).
Комплекс 8
Общеразвивающйе упражнения с большим мячом
1. И. п.— глубокий присед, мяч в руках на полу. /—2 — встать, мяч вверх, правую ногу назад на носок, потянуться, вдох; 3—4 — и. п., выдох. То же, но левую ногу назад. 6—8 раз.
2. И. п.— широкая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 — поворот туловища направо, мяч 'в левую руку, выдох; 2 — поворот туловища в и. п., левую руку с мячом в сторону, вдох; 3—4 — то же, но поворот налево. 8—10 раз.
3. И. л.—стойка ноги вместе, мяч в руках внизу. /—3 — наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг ног, выдох; 4 — взять мяч, вернуться в и. п., вдох. Выполнять с прямыми ногами. Мяч перекатывать по-замкнутому кругу один раз влево, другой раз — вправо. 6—8 раз в каждую сторону.
4. И. п.— стойка ноги вместе, мяч в руках внизу. / — дугой влево мяч вверх и наклон туловища вправо, правую ногу в сторону на носок, выдох; 2—выпрямиться, приставить правую ногу, дугой влево мяч вниз, вдох; 3—4—-то же в другую сторону. Выполнять слитно, мяч внизу не задерживать. 8—10 раз.
5. И. п.— лежа на спине, мяч между стоп. /—2 — поднять прямые ноги с мячом вперед, вдох; 3—4 — выдох. В дальнейшем упражнение можно несколько ускорить, делая все движения на два счета. 12—15 раз.
6. И. п.— стойка ноги вместе, прямые руки с мячом вперед. Развести руки, выпустить мяч, быстро присесть и, не давая мячу упасть на пол, поймать его двумя руками внизу. Ширину разведения рук следует постепенно увеличить. 6—8 раз.
7. Дыхательное упражнение. 3—4 раза.
8. И. п.— ноги на ширине ступни, мяч у плеча на ладони согнутой руки. Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками. По 8—10 раз каждой рукой. Ходьба на месте или с продвижением вперед, ударяя мячом о пол левой рукой и ловя его правой и наоборот. Дыхание равномерное (20—30 с).
Комплекс 9
Упражнения с гимнастической палкой
1. И. п.— стойка ноги вместе, палка внизу. /—2—палку вверх, подняться па носки и потянуться, вдох; 3—4 — и. п., выдох. 6—8 раз.
2. И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. / — наклон вперед, руками коснуться пола, выдох; 2—и. п., вдох. Во время наклона ноги прямые, задание усложняется изменением ширины хвата. 12—15 раз.
3. И. п.— стойка ноги врозь, палка впереди, хват шире плеч. / — поворот туловища направо; 2—и. п.; 3—4 —то же
в левую сторону. При поворотах плечевой пояс закрепить, ноги с места не сдвигать. Дыхание равномерное. 10—12 раз.
4. И. п.— стойка ноги вместе, палка внизу. /—4 — поднимая палку вперед, сесть на пол и вытянуть ноги; 5—8—встать, не касаясь руками и палкой пола. 10—15 раз.
5. И. п.— стойка ноги вместе, палка горизонтально вверху. / — правую ногу в сторону на носок, наклон вправо; 2 — и. п.; 3—4 — то же в левую сторону. При наклоне — выдох, при выпрямлении— вдох. 10—12 раз.
6. И. п.— лежа на груди, палка вверху (руки свободно лежат на полу).'/ — 2 — прогнуться, поднимая палку повыше, вдох; 3—4 — и. п., выдох. Ширину хвата можно менять, постепенно уменьшая расстояние между руками. 6—8 раз.
7. И. п.— лежа на спине, палка внизу, хват на ширине плеч. /—2 — сгибая ногу вперед, провести ее между руками и палкой, выпрямить и опустить вниз (палка между ног); 3—4 — и. п. Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой. Дыхание произвольное, не задерживать. 10—12 раз.
8. И. п.— о. с., палка на полу справа. Прыжки боком через палку, чередуя их с одним промежуточным прыжком на месте. Прыгать мягко, на носках. Прыжки через палку делать повыше, помогая движением рук. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу (20—30 с).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.
Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...
Использование инновационных педагогических технологии в системной работе учителя физической культуры.
Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика в области физической культуры, так как у многих учеников отсутствует мотивация заниматься...
Использование инновационных педагогических технологий в системной работе учителя физической культуры
Программа обучения физической культуре предусматривает большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных техн...
"Инновационные формы и методы работы учителя-логопеда"
Центр педагогического мастерства Департамента образования города Москвы. Выступление на курсах дополнительного профессионального образования программы повышения квалификации "Практическ...
«Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»
laquo;Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...
Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования
Программа профессионального самообразованияТема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...
Учет возрастных особенностей учащихся при использовании методов и приемов стимулирования мотивации учебной деятельности на уроках
Материал для проведения педагогического совета по вопросам стимулирования мотивации обучения...