Методическая разработка воспитательного зпо направлению "Отечество" " Идут по войне девчата"
классный час (9, 10, 11 класс)
Данная разработка включает в себя материал о блокадном Ленинграде, о людях, которые участвовали в снятии блокады. Большая часть занятия посвящена вкладу женщин, девушек в историю победы, их самоотверженности и силе духа. Материал подходит для внеклассной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zan._idut_po_voyne_devchata.docx | 321.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное занятие.
«Идут по войне девчата»
Цель: формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом.
Задачи: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; воспитывать патриотические чувства, развивать историческую память, уважение к старшему поколению, к поколению ленинградцев.
Эпиграф:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Автор: Ольга Берггольц
Оборудование : фотографии блокадного Ленинграда, мультимедийные средства для исполнения фонограмм, презентация.
Ход занятия
- Вступление
Педагог : Блокада Ленинграда — одна из самых страшных и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Ужасное испытание для жителей города на Неве длилось почти 900 дней (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков , и у жителей не было никакой возможности вырваться из этого ада. Из двух с половиной миллионов жителей, проживающих в северной столице до начала войны, за время блокады только от голода и холода умерло более 600 000 человек, а ещё полторы сотни горожан погибло от нескончаемых бомбёжек и обстрелов. Всего погибших насчитывалось 850 тысяч человек. Несмотря на голод, сильные морозы, отсутствие отопления и электричества, ленинградцы мужественно выстояли и не отдали врагу родной город. Этому событию посвящено много художественных произведений, стихов, песен, фильмов. И мы сегодня посвятим этому наше занятие.
- Исторические справки
(презентация)
Воспитанник : В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось. В городе осталось 2,5 миллиона жителей. Как пережили, выстояли, смогли сохранить веру в победу и надежду на жизнь люди блокадного Ленинграда, вряд ли мы сможем почувствовать и переоценить. (слайд 1)
За весь период блокады на Ленинград было выпущено примерно 150 тысяч снарядов и более 107 тысяч фугасных и зажигательных бомб. Целью обстрела было не только разрушение города, но и желание создать панику среди населения. В осажденном городе оказалось 400 тысяч детей Возникает вопрос: почему не было произведена эвакуация жителей, пока была еще такая возможность? Конечно же, эвакуация была, но убежденность в том, что немецкие захватчики не смогут захватить город, сдерживала ее темпы.
В первый же день блокады началась массированная бомбардировка, результатом этого были множественные пожары, один из которых разрушил Бадаевские продовольственные склады.(слайд 2) Долгое время считалось, что этот пожар уничтожил стратегический запас продовольствия города, результатом которого стал массовый голод населения. Но недавно рассекреченные архивные документы раскрывают иную ситуацию: стратегического запаса продовольствия в Ленинграде просто не существовало, город был слишком большим и снабжался привозными продуктами, а в условиях начавшейся стремительной войны создать большой запас просто не представлялся возможным. Уже с 20 ноября 1941 г. властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Единственным источником питания был хлеб, который выдавался строго по карточкам: 250 граммов хлеба в день получали рабочие, а иждивенцы, служащие и дети (до 12 лет) получали только 125 граммов. При этом хлеб был не съедобным, так как в состав этого продукта добавлялись различные примеси (корки (коревой муки), сода, отруби, целлюлоза). В карточках были предусмотрены и другие продукты, но и они выдавались с большими перебоями.
Педагог: К зиме 1941 г. резко ухудшилась ситуация. Продовольствия выдавалось еще меньше. С каждым днем увеличивалась смертность людей. Причем смерть человека становится привычным явлением. Со слов очевидцев, если слабый, истощенные человек падал, то он уже не вставал: люди падали на улицах, в магазинах, на работе, дома.(слайд 3) Голод способствовал тому, что человек перестает сопротивляться смерти, ему легче уснуть в своей кровати и не проснуться, то есть встретить смерть во сне. Долгое время умалчивались случаи каннибализма, но они были, как бы это страшно не звучало.
Другая причина большой смертности – это холод. Запасы топлива были на исходе, прекратилось централизованное отопление, водопровод и канализация замерзли, поэтому они были отключены. К тому же ранняя зима 1941-1942 гг. была чрезвычайно суровой. Существенную роль в морозные дни сыграла буржуйка (мини-печка), которая стояла в большинстве квартир.
В связи с нехваткой электроэнергии транспорт остановился. В результате многом людям приходилось пешком добираться до работы и обратно, а это дополнительный расход калорий и энергии итак полуживых людей.(слайд4)
Самыми суровыми и страшными месяцами блокады были январь-февраль 1942 г. Продукты по карточкам выдавались только работающим гражданам. В январе мороз достиг отметки ниже 30 градусов. Вода замерзла. Соответственно, питьевая вода стала дефицитом. Каждый день в городе умирало более 4000 человек. Со слов Д. Лихачева: «человеческий ум умирал в последнюю очередь». Руки и ноги человека от холода перестают служить (нет сил и возможности застегнуть пуговицы пальто), а кожа вокруг рта становится черной. Лицо в этот момент похоже на череп мертвеца, однако мозг продолжает еще работу .(слайд5)
Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер, так как нельзя было сдавать город захватчикам ни при каких обстоятельствах. Разрабатывались различные мероприятия по укреплению обороны – противовоздушной и противоартиллерийской. В зданиях были оборудованы огневые точки, сооружены доты, на улицах устанавливались километры баррикад. Создавались отряды из местных жителей, которые днем и ночью патрулировали на крышах домов. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения.(слайд6)
Постоянные бомбардировки вражеской авиации уничтожали людей, дома, архитектурные памятники, склады с продовольствием. Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты. Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях.(слайд7). При этом в самый тяжелый период рабочие горячих цехов получали 600 граммов черного хлеба с примесью овса, шелухи и целлюлозы в сутки, рабочие и инженеры – 400 грамм, служащие, иждивенцы и дети – по 200 граммов хлеба. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Общие потери Ленинградского (Северного) и Волховского фронтов убитыми, ранеными и пропавшими без вести за все время битвы за Ленинград с июля 1941 по август 1944 года составили более 1 млн человек. О потерях мирного населения Ленинграда у историков до сих пор нет единого мнения.
- Наши земляки при снятии блокады.
Наши земляки тоже были участниками снятия блокады Ленинграда.
Из 35 тысяч саратовцев, участвовавших в боях за освобождение Ленинграда, погибли 27 000 человек.
Губернатор Валерий Радаев на недавнем мероприятии отметил, что из 35 тысяч саратовцев, принимавших участие в прорыве блокады, выжили только 8 тысяч. Погибшим землякам посвящена отдельная мемориальная плита на Пискаревском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.
Сейчас в Саратове, Аткарском, Балаковском, Балашовском и Вольском районах живут 24 участника обороны Ленинграда. Трое из них присутствовали на памятном мероприятии, это – Петр Дмитриевич Колчин, Юрий Васильевич Маслов и Нина Максимовна Попова.
Но мы сегодня поговорим не только о наших земляках.
Жительница Дегтярска Мария Федоровна Зайцева к началу битвы с фашистами только успела окончить педагогическое училище. Война ворвалась в ее жизнь и разрушила все планы и мечты.
Комсомолка Мария Зайцева (в девичестве Дрягина), не сомневаясь, сразу поступила на курсы медицинских сестер. Ее борьба за победу началась в госпитале Кронштадта, на Балтфлоте. На долю Зайцевой выпало немало тяжелой работы, раненые поступали в госпиталь ежедневно, приходилось не только лечить, отдавать свою кровь, но и спасать от холода, а также от голодной смерти. В первую очередь — детей, настолько ослабших от блокады, что передвигались они с трудом. В блокаду Ленинграда Мария Федоровна была и связистом, и сапером, приходилось ей также выполнять задания командования. Получила грамоту ЦК ВЛКСМ за проведение общественной работы по организации молодежи по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. За участие в героическом освобождении города на Неве старшина Зайцева получила много наград, среди них — почетная медаль «За оборону Ленинграда».
После демобилизации Мария Федоровна вернулась в свой родной город Дегтярск и воплотила в жизнь свою мечту: посвятила себя детям.
- Женщины в истории войны
Советский Союз, в отличие от многих других стран, активно использовал женщин в боевых действиях. На самом деле, у нас просто не было выбора — за Родину под флаг стремились встать не то, что девушки, но даже заключенные из лагерей.
Предпосылки
По мере того, как Советский Союз все больше и больше расширял Восточный фронт, снайперы становились неотъемлемой частью оборонительных сил Красной Армии. Девушки идеально подходили на роль метких стрелков. Согласно многим источникам, к 1943 году в рядах Красной Армии насчитывалось около двух тысяч снайперов-женщин.
Школа жизни
В 1942 году командование Красной Армии приняло решение обучать девушек-снайперов на постоянной основе. Женская школа снайперской стрельбы была построена всего в паре километров от Москвы. Критерии отбора не пугали: любая девушка, закончившая семь классов и не старше 26 лет, могла стать студентом.
В этой школе готовили девушек учили работать командой. Боевой расчет состоял из двух стрелков, вооруженных модифицированной винтовкой Мосина, оснащенной снайперским прицелом.
Мнение начальства
Офицеры Красной Армии справедливо полагали, что девушки вообще больше подходят для снайперского дела. Они менее подвержены стрессу, более устойчивы к холоду и более терпеливы. Кроме того, женское тело гибче мужского — немаловажный фактор в условиях окопной войны.
Клавдия Калугина
Клавдия Калугина стала снайпером в свои нежные семнадцать лет. Она до сих пор остается одним из самых смертоносных стрелков во всей мировой истории. Подтвержденное количество уничтоженных Клавдией врагов — 257 человек.
Людмила Павличенко
Эта девушка, чье имя стало легендой, родилась на Украине в 1916 году. Людмила пошла в первый же призыв и пыталась вступить в пехотный батальон. Распределили ее в снайперы: 309 гитлеровцев, в том числе — 36 вражеских снайперов.
Растущая известность Павличенко заставила командование Красной Армии пересмотреть ее роль. Выведенная из боя по состоянию здоровья, девушка начала путешествовать по странам союзников, вдохновляя солдат на подвиги.
Роза Егоровна Шанина
Роза Егоровна Шанина родилась в 1924 году и добровольно пошла на службу, узнав о гибели своего девятнадцатилетнего брата. На линии фронта Роза быстро стала одним из лучших стрелков и была награждена многими медалями отличия.
В своих дневниках она часто описывает опасность, с которой приходилось сталкиваться на фронте. Роза Егоровна Шанина погибла в бою в январе 1945 года, пытаясь спасти раненого офицера-артиллериста. Ей было всего двад- цать лет. Роза Егоровна Шанина
Нина Павловна Петрова
Противоположный случай. Нине Павловне исполнилось уже 48 — что не помешало решительной женщине вступить в ополчение. Она прошла московскую школу снайперов, став самым возрастным стрелком в армии. 122 солдата немецко-фашистской армии — вот лепта, внесенная Петровой в великую победу. Жизнь этой самоотверженной женщины прервала автомобильная авария. До конца войны оставалось всего несколько дней.
Боевые потери
На фронт ушли две тысячи женщин-снайперов и только пятьсот вернулись обратно. После войны девушкам было очень трудно приспособиться к обыденной жизни — но вклад, внесенный этими самоотверженными, смелыми женщинами, мы будем помнить всегда.
- Заключение
Блокада Ленинграда – это трагическая страница истории нашей страны, которая унесла более 2 миллионов человеческих жизней. Мужественность и стойкость ленинградцев должна остаться в памяти нашего поколения, потому что пока мы об этом помним, мы не допустим повторения столь ужасного и трагического события.
9 мая в день Победы ленинградцы, тысячи их, идут на Пискаревское кладбище. На Пискаревском кладбище в братских могилах захоронено почти 500 тысяч человек. Здесь открыт мемориал и зажжен Вечный огонь. Семьями идут и в одиночку, старые и молодые. Земляные холмы братских могил уже свободны от снега, прошлогодняя трава распрямилась. На темную ее, жухлую зелень люди кладут цветы, а некоторые кладут хлеб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"
Форма воспитательного мероприятия– игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....
Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"
Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....
Методическая разработка урока по теме6"Отечественная война 1812 года"
Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы на...
Методическая разработка воспитательного часа "9 мая - 72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне"
Встреча с интересными людьми, видеофильм, выступление обучающегося; просмотр документов, фотографий - и все это на воспитательном часе....
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...
Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»
В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...