методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"
методическая разработка по теме
Форма воспитательного мероприятия– игровая программа.
Адресат– мероприятие для учащихся средней возрастной категории.
Цели и задачи
- Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу.
- Формирование чувства ответственности за всё живое.
- Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
- Расширение кругозора воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_solnechnoy_polyanochke.doc | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей
«Красноселькупский Центр дополнительного образования детей»
Воспитательное мероприятие
«НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ»
Разработала Горобинская Л.В.
Педагог дополнительного образования
с. Красноселькуп -2012г
Название мероприятия – « На солнечной поляночке».
Форма воспитательного мероприятия – игровая программа.
Адресат – мероприятие для учащихся средней возрастной категории.
Цели и задачи
- Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу.
- Формирование чувства ответственности за всё живое.
- Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
- Расширение кругозора воспитанников.
Оборудование:
1.Фотографии, рисунки редких растений.
2.Выставка книг по экологии.
3.Красная книга Тюменской области и Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
4.Плакаты.
К игре следует приготовить нехитрый реквизит: вращающийся круг с разноцветными секторами, карточки с написанными на них буквами, подставку, на которой будут размещаться эти буквы, призы и сюрпризы, сундучок, магнитофон, карточки с загадками.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре «Поле чудес». Эта игра необычная. Она просвещенна отношениям человека и природы, речь у нас пойдет о красно-книжных растениях. Что это такое? Существует несколько толстых томов, изданных международным союзом охраны природы. Цвет переплета у них красный. Отсюда и название: Красная книга. Даже цвет предупреждает нас об опасности… О какой же?
Оказывается, мы с вами спокойно живем, заняты какими то делами: музыкой, двойками по математике, а того и не замечаем, что в окружающем мире что-то стремительно меняется, что вокруг нас гибнет много живого. Некоторые виды растений и животных в последние годы вовсе исчезли на планете… Если об этом не подумать, то может случиться действительно что-то страшное. Красная книга имеет листы разного цвета. Исчезающие виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения, помещены на красных листах.
Сведения о тех видах, численность которых еще достаточна, велика, но неуклонно продолжает сокращаться, можно найти на желтых листах. Третья категория – Виды традиционно редки (либо их всегда было мало на земле, либо они встречаются на ограниченных территориях). Сведения о них даются на белых листах. Четвертую категорию составили так называемые неопределенные виды: они мало изучены и тоже встречаются редко. О них рассказано на серых листах. И, наконец, последняя, пятая категория – виды, численность которых усилиями человека восстановленна на планете. Об этих животных и растениях можно прочитать на зеленых страницах книги.
Помощник ведущего: Я бы поняла, если бы эта книга призывала беречь горные эдельвейсы. Но здесь я вижу обычные растения. Неужели всё настолько серьёзно? Это ведь наши васильки да ландыши. Их у нас пруд пруди…
Ведущий: Но, согласитесь, некоторые растения все же исчезли с наших лужаек…. Сколько лесов вытоптанных перевытоптанных. В этих лесах в понедельник ни цветов, ни грибов не найдешь. Одни пустые пакеты да банки. Сколько раз приходилось видеть, как едва ребята войдут в лес, едва ступят на опушку – так сразу начинают сорить рвать цветы, а то и просто выдирать их с корнем. Цветы в жару быстро вянут, их выбрасывают. А между тем растений-то становиться все меньше и меньше, некоторые исчезли полностью, и ближе чем за 100км от города их не увидишь. Да и конечно, мы любим цветы, и собирает их тот, кто хочет полюбоваться ими.
Но любя красоту, мы уничтожаем в природе самое лучшее, все самое яркое цветущее… И наших самых-самых любимых цветов становиться все меньше и меньше. «Ничего я немножко…» - оправдывает себя каждый. Но перемножьте растения в каждом букете на тысячи букетов, которые вы собираете в поле, на лугу…. Что, что? Вы говорите: «взамен вырастут другие»? Так вот знайте: далеко не всегда вырастут. Сорванные однолетки уже не сумеют дать семена на урожай следующего года. Точно также не вырастут и многолетние растения, если их сорвать у самого корня.
Помощник ведущего: Я согласна, растения становятся редкими не только потому, что их срывают. Существует и хозяйственная деятельность человекам - вырубка лесов, распашка полей осушение болот, сброс отходов производства … И все-таки в Красной книге почти о каждом растении, внесённом в нее, сказано, что основной причиной его беды является массовый сбор на букеты. Да, у нас в стране есть хорошие постановления, даже законы, направленные на охрану растений. Но ведь на всех полянках не поставишь дружинников и милиционеров. Поэтому я предложу иной способ решения способ решения затронутой проблемы. Давайте поставим перед собой такую задачу. Пусть каждый из нас для себя решит, как ему быть в лесу и поле: возвращаться ли домой без цветов или все-таки собирать все подряд от вездесущих ромашек до исчезающих ландышей. Ну а уж решим, как поступать дальше, то и следовать будем личному правилу. Сегодня навязывать вам решения не будет. Но, может, кто-то из вас решит эту дилемму не в пользу злой привычки, а в пользу природы. И пусть тогда растут на своей поляночке или опушке живые цветочки, пусть красуются, может и кто-то другой, проходя, мимо, тоже по доброте душевной дарует им жизнь… Может быть, и он вместо большого и скоро увядающего букета привезет домой хорошее настроение и чистую совесть? Может быть, бережное отношение к окружающему миру у многих станет стилем жизни, нормой поведения, показателем высокой культуры!
Наша викторина состоит из трех туров и суперигры. Участником викторины может стать каждый. Начнем с игры со зрителями. Сейчас будут заданны три вопроса. Кто первый ответит, тот становиться первым участником первого тура. А пока я представлю вам жюри, которые будут подсчитывать баллы участников игры. ( идет представление жюри).
Ведущий: (задает вопрос – загадку)
Как зовут меня, скажи-
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый…
(Василек).
Помощник ведущего: Молодец, Рома, ты дал правильный ответ. Мы приглашаем тебя к игровому полю.
Ведущий: (задает второй вопрос.)
Носит этот мальчик жёлтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице-
Пышное, воздушное, ветерку послушное.
Вот стоит он золотой … постарел и стал седой.
А как только постарел, - вместе с ветром улетел.
(Одуванчик).
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…. (Одуванчик).
Воспитанник, давший верный ответ, становиться вторым игроком первого тура.
Ведущий: (задает третий вопрос.)
Четыре листа – вроде креста,
И черный глаз глядит на нас.
(Вороний глаз).
Помощник ведущего: Итак, определен третий участник первого тура.
Каждый участник игры представляется, называя свою фамилию, имя, класс.
А помощник ведущего, тем временем выставляет слово, которое предстоит отгадать ребятам в первом туре - АДОНИС. Карточки чистой стороной ставятся к участникам. Каждая буква – отдельная карточка.
Ведущий: Это растение занесено в Красную книгу. Оно растет на сухих опушках леса, цвести начинает в конце апреля – начале мая.
(Первый игрок вращает круг, определяя таким образом, количество баллов. Затем называет букву. (Пока вращается игровой круг, ведущий может задать игроку вопросы.)
- Ты себя чувствуешь уверенно?
- У тебя есть свой любимый цветок?
- Какие у тебя дома растут цветы?
- Какое время года тебе нравится? Почему?
- Какие телепередачи ты любишь смотреть?
Если игрок отгадал букву, то он продолжает вращать круг и называет следующую букву слова. Если же буквы в слове не окажется, право вращать круг, переходит второму игроку. Пока вращается круг, задаются вопросы. Наконец слово отгадано. Жюри фиксирует количество баллов, набранное игроками.
Ведущий: Я хочу напомнить мотив страшного мифа. Однажды богиня охоты Артемида, отличавшаяся характером решительным и агрессивным, разгневалась на возлюбленного Афродиты Адониса. Она послала на него дикого вепря. Зверь смертельно ранил юношу. Он истекал кровью. И там где капали капли крови, расцвели цветы. С тех пор будто бы и появились на земле растения, которые называются адонисами.
Под музыку каждый участник игры получает приз. Ведущий благодарит всех за участие в игре, кто отгадал слово, приглашает для участия в суперигре.
Для того чтобы определить участников второго тура, снова задаются вопросы.
Ведущий: Как веселые звезды
Средь розовой кашки,
Цветут нам знакомые с детства….
(Ромашки).
Участник, давший правильный ответ, приглашается к игровому полю, он становиться первым игроком второго тура.
Ведущий: Я звонкий, лиловый,
Расту в тени лесной
И в просеке сосновой киваю головой.
(Колокольчик).
Ведущий приглашает второго игрока второго тура к игровому полю. Пока определяются участники второго тура, помощник ведущего ставит на доске буквы, составляющие слово, которое предстоит отгадать – КУВШИНКА.
Ведущий: На этот пустырь среди леса никто
Не сделает лишнего шагу
А здесь-то и ждет нас лиловый цветок –
Любитель чащоб и оврагов.
(Лесная герань).
Приглашается третий участник к игровому полю. Звучит музыка.
Все участники представляются зрителям.
Ведущий: Когда-то существовало предание, что цветы эти ночью опускаются в воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца вновь превращаются в цветы.
Первый игрок вращает круг. Вся игра протекает, как и в первом туре. Отгадавший слово становится участником суперигры. Все участники тура награждаются призами.
Ведущий: Есть легенда, которая рассказывает о происхождении этого цветка. Великий вождь североамериканских индейцев, умирая пустил в небо стрелу. Эту стрелу очень хотелось заполучить двум ярким звездам. Они бросились за стрелой, но столкнулись лбами, и от этого посыпались на землю искры, а из небесных искр родились цветы – кувшинки.
Помощник ведущего ставит на доске слово – ПРОСТРЕЛ.
Определяются участники третьего тура.
Ведущий: Спроси теленка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
( Клевер).
К игровому полю приглашается первый участник третьего тура.
Ведущий: На склоне солнечном, зеленом
Цветок нежнее мотылька,
Как будто по траве котенок
На мягких лапках пробежал.
(Кошачья лапка).
Участник, отгадавший загадку, становится вторым игроком третьего тура.
Ведущий: Создал наряды летний зной,
Есть на любые вкусы.
В чащобе сумрачной, лесной
Рассыпал голубые бусы.
(Незабудки).
Таким образом, определены трое участников третьего тура. Игра проходит как и в предыдущих турах. Выставляются карточки со словом СОН-ТРАВА.
Ведущий: (Когда слово отгадали.) По одной версии такое название растение получило потому, что цветки его опущены вниз, будто растение само спит, и злые люди, глядя на него, почему-то тоже засыпают. Из народных сказок мы знаем, что цветок не раз усыплял врагов Ивана – царевича и Василисы Премудрой… Наука установила, что растение хоть несколько ядовито, но не настолько, чтобы усыплять людей своим дыханием… Звучит музыка. В это время выставляется слово для суперигры – КОЛОКОЛЬЧИК.
К игровому полю приглашаются победители трех туров.
Ведущий: Это вроде обычные цветы, но столько песен сложено про них. Первый участник суперигры вращает барабан, игра продолжается как и в предыдущих турах. Когда слово отгадано, все участники суперигры получают призы, а отгадавший слово в супер игре получает главный приз.
Помощник ведущего: Вот и закончилась наша игра. Можно было бы спокойно разойтись по домам. Но мне почему-то хочется еще раз, вернутся к главной теме разговора, и вспомнить речь-то мы вели, в конечном счете, не о каких-нибудь цветах и травах.… Наберет или не наберет очередной букет.… Слышали ли вы такую поговорку: «После нас хоть потоп»? как вам кажется, уместны ли во взглядах на окружающий живой мир высказывания такого типа?
(Выслушиваются ответы ребят.)
Ведущий: о том, как природа учит человека мудрости и осторожности в отношении к себе, написано много книг и поучительных историй. Некоторые из них рассказывают о страшных трагедиях и бедствиях, обрушивающихся на близоруких и эгоистичных людей. Другие проникнуты нежным и трогательным чувством любви к природе…
Ведь М. Пришвин сказал: «Всё прекрасное на Земле – от солнца, а все хорошее от человека». Подумайте, ребята, над этими словами, они помогут вам стать друзьями и защитниками природы.
ЛИТЕРАТУРА
- М.В. Соловейчик, М.А. Козлова. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя, -М.: Издательство «Первое сентября», 2001.-320с.: ил.
- Соколова В.Е., Сыроечковского Е.Е. Заповедники СССР. –М.: Мысль, 1988. –287 (1) с.: ил., карт
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. С.-Петербург. Издание А.Ф.Деврина, 1994. –247с
- Вахромеева В.А., Павлов В. Н. Растения Красной книги СССР. –из-во «Педагогика», 1986. –238с.: ил.
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» изд. 2-е, испр. И доп.+ Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «ВАКО», 2006, 320с.
Приложение № 1
Приложение № 2
НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ (ЗАПОВЕДИ)
- Жить в дружбе с дикой природой, не считать себя её владыкой.
- Нельзя бить дичь во время промысла всю без остатка, бить спящих животных, убивать любую живность ради баловства, нельзя брать все яйца из гнезда.
- Охотник, уходящий на долгий отдых должен убрать все самоловные снасти, обезопасить волчьи ямы, загонные изгороди и другие ловчие устройства.
- нельзя нарушать покой и убивать птиц и зверей с малыми детенышами.
- Подкармливать зверя, чтобы не покидал свою территорию, выводил на ней потомство.
- Не навреди живой природе, ибо она твоя родная мать, а ты лишь дитя её.
- Не истощай природу, ибо её блага – достояние будущих поколений.
- Береги природу. Относись к ней ответственно. Ибо беды, ниспосланные тобой природе, обернутся против тебя же и твоих потомков.
- Помогай природе залечивать тобою же нанесенные раны. Дурными действиями не унижай и не оскорбляй её.
- Все в природе имеет свою душу и нуждается в почтительном, уважительном отношении к себе.
Приложение № 3
лесной этикет
1.Не врывайся в лес с криком - в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не напугай их.
2.Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах бросит гнездо.
3.Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.
4.Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!).
Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и скорее всего погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
5.Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.
6.Не лови, понравившуюся тебе бабочку или жука может быть это последний экземпляр на всей земле.
7.Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
8.Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.
9.Не разоряй муравейник -муравьи это санитары леса, они приносят много пользы.
10.Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
11.Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители.
12.Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
13.Не оставляй костёр не потушенным.
14. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор, в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:
а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;
б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;
в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;
г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;
д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
15.Оставляй место своей стоянки в таком виде в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.
16.Не засоряй водоёмы - может быть тебе придётся отсюда брать воду для приготовления пищи?
17.- а может ты захочешь искупаться?
Приложение № 4
…Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Ты не топчи родных полей!
В вокзальной суматохе века
Ты оценить её спеши:
Она давно твой добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас мало, а она – одна!
В.Шефнер
Г. Ладонников
ДИКАРЬ В ЛЕСУ
Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий….
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
Б. Заходер
ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ
Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и листва,
Горы, воздух и трава,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг ПРИРОДА.
Все, что "нужно год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды.
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек,
Так давайте сбережем
Наш - земной природный дом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"
Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....
Методическая разработка воспитательного мероприятия "В гостях у Масленицы"
Методическая разработка массового мероприятия, цель которой - возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам. Сценарий представляет собой путешествие по дням Масленицы и содержит игровые момен...
Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету Игра "Путешествие в страну Патафию"
Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...
Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету
Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...
Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету
Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»
В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...