ШКОЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПАНИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МБОУ СОШ №44
статья (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №44
имени народного учителя СССР Лавровой Г.Д.
ШКОЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПАНИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МБОУ СОШ №44
С. Г. Горина, учитель, svetlana.gorina.00@mail.ru
Е. М. Сорочкина, учитель, elenasor@mail.ru
г. Нижний Тагил
2019
Основная педагогическая технология, использующаяся на уроках экономики - педагогика сотрудничества, включающая в себя тренинговую технологию, метод проектов, игровые технологии и др.
Согласно Б.Д. Парыгину, А.П. Панфилову под тренинговыми технологиями будем понимать процедуры обучения, в которых реализуется вся система взаимосвязей между целями, задачами, содержанием, игровыми и неигровыми интерактивными методами обучения, система обратной связи и коррекция [1, с. 23].
С. Гладышев рассматривает тренинг, как особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента [1, 27].
Формально тренинг – это групповое занятие под руководством ведущего; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях [2, с. 39].
Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения). Существует четыре основных вида тренингов: обучающие (любая деятельность, в которой человек учится чему-то новому); профессиональные (формирование и развитие у человека профессиональных качеств) общеличностные (формирование отдельных способностей и качеств личности, необходимые для его полноценного существования в обществе) личностного роста (создание обучающей среды, в которой участник может раскрыть свои возможности) [3, с. 51].
Рис.1. Модель тренингового обучения общественным дисциплинам
Информационные технологии, использующиеся на уроках экономики, существенно повышают мотивацию учеников к изучению предмета.
Для организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, в кабинете экономики имеется компьютер и необходимая мультимедийная система, что позволяет сделать обучение более наглядным и практико-ориентированным.
Учитель и учащиеся имеют доступ к цифровым образовательным ресурсам по общественным дисциплинам, возможность демонстрировать свои презентации, показывать учебные фильмы, в том числе собственного производства, оформлять материал в виде буклетов, открыток, выполнять необходимые расчёты и строить диаграммы в электронных таблицах, моделировать экономическую деятельность с использованием компьютерных деловых игр «Менеджер», «Продажи на рынке», МЭМ.
В качестве примера интеллектуального тренинга можно привести курс внеурочной деятельности «Школьная экономическая компания».
В МБОУ СОШ № 44 для приобретения учащимися опыта практической деятельности, организации собственного бизнеса и коммерческой деятельности создаются школьные торгово-производственные компании. Традиция создания школьных компаний в нашей школе возникла ещё в 1993 году. Организация работы школьных компаний осуществляется в рамках социального проекта.
В рамках деятельности экономической компании школьники учатся работать в группах, находить общий язык со сверстниками, взрослыми, улаживать межличностные конфликты, овладевают этикой делового общения. Социальное проектирование позволяет развивать ответственность школьников за результаты своего труда, поскольку им приходиться трудиться в реально существующей фирме, которая может приносить как прибыль, так и убытки. Для получения стабильно высокой прибыли школьникам необходимо разрабатывать и внедрять в производство новые товары, осваивать новые способы продвижения товара и рекламы.
Организация ученического предприятия (школьной компании) осуществляется во внеурочное время в течение всего учебного года. На примере деятельности школьного предприятия, учащиеся моделируют различные экономические процессы, свойственные реально действующей организации: проводят исследование рынка, участвуют в формировании капитала, производят продукцию или оказывают услуги, ведут документацию.
Форма организации - ОАО или ЗАО. Главный орган управления школьной компанией - общее собрание акционеров. Ежедневное руководство школьной компанией осуществляет директорат, состоящий из президента и 5 вице-президентов (по маркетингу, производству, персоналу, финансам и информационным технологиям). В зависимости от вида выпускаемой продукции в структуру школьной компании входят один или несколько цехов, финансовый и рекламный отделы. Ученики сами выбирают вид продукции, которую будут изготавливать в зависимости от их склонностей, предпочтений, увлечений. Ежегодно компании производят новый вид продукции, например, периодические издания (школьные газета и журналы), полиграфическая продукция (праздничные календари, открытки), сувениры, бижутерия, предметы декора, учебные пособия, интерьерные куклы, мягкие игрушки. Повысить мотивацию к участию в деятельности фирмы позволяет возможность получения заработной платы и прибыли, получаемой в ходе реализации продукции и оказания услуг.
Работая в школьной компании, учащиеся имеют возможность попробовать себя в роли президента компании, в роли сотрудника производственного, рекламного цехов в реальной экономической ситуации, что позволит им раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, научиться принимать решения, анализировать собственные поступки и приобрести опыт экономической деятельности. Возможность проявить себя в разных направлениях деятельности способствует более четкому пониманию своей жизненной позиции, позволяет проверить правильность выбора будущей профессии. Кроме того, учащиеся осознают ценность труда, как важного и законного источника доходов, в результате которого создаются общественно-значимые блага. Опыт показывает, что у школьников, принимавших участие в деятельности производственных фирм, повышается самооценка за счет убежденности в важности, выполняемых ими работ, а как следствие, повышается их социальный статус.
Высокий уровень мотивации при изучении экономики показывают и результаты продолжения образования. Уже на протяжении многих лет большинство учащихся школы успешно связывают свою жизнь с экономическими специальностями.
Таблица 1.
Реализация жизненных планов учащихся
Учебный год | Кол-во уч-ся | Кол-во уч-ся, продолживших своё обучение по социально-экономическим специальностям | |||
ВУЗ | ССУЗ | Всего | % | ||
2014 – 2015 | 94 | 12 | 38 | 50 | 53% |
2015 - 2016 | 104 | 11 | 31 | 42 | 40% |
2016 – 2017 | 130 | 17 | 35 | 52 | 40% |
2017-2018 | 153 | 28 | 39 | 67 | 44% |
2018-2019 | 135 | 23 | 32 | 55 | 39% |
Таким образом, профориентационная работа в нашей школе имеет свою специфику. Акценты делаются на формирование инновационной личности, и особая роль в этом принадлежит школьным экономическим компаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе
Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы...
Экономический проект "Школьная экономическая компания"
проект создания школьной экономической компании...
Активные формы профориентационной работы в условиях сельской школы
Современная экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к человеку. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведениею целенаправленной профориентационной работ...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья написана по итогам многолетнего опыта организации деятельности школьных экономических компаний – торгово-производственных фирм. Традиция создания школьных компаний в нашей школе возникла ...
Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы....