ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Горина Светлана Геннадьевна

Статья написана по итогам многолетнего опыта организации деятельности школьных экономических компаний – торгово-производственных фирм. Традиция создания школьных компаний в нашей школе возникла ещё в 1993 году. Организация работы школьных компаний осуществляется в рамках социального проекта. Сегодня педагоги школы в работе школьных компаний применяют инновационные педагогические технологии – интеллектуальные тренинги. В рамках деятельности экономической компании школьники учатся работать в группах, находить общий язык со сверстниками, взрослыми, улаживать межличностные конфликты, овладевают этикой делового общения. Социальное проектирование позволяет развивать ответственность школьников за результаты своего труда, поскольку им приходиться трудиться в реально существующей фирме, которая может приносить как прибыль, так и убытки. Для получения стабильно высокой прибыли школьникам необходимо разрабатывать и внедрять в производство новые товары, осваивать новые способы продвижения товара и рекламы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационные педагогические технологии, интеллектуальный тренинг, школьная экономическая компания, торгово-производственная фирма, социальное проектирование, воспитание личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горина С. Г.

учитель истории, высшая категория,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44

имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой,

г. Нижний Тагил,

svetlana.gorina.00@mail.ru

Сорочкина Е. М.

учитель экономики, высшая категория,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44

имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой,

г. Нижний Тагил,

elenasor@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

АННОТАЦИЯ: Статья написана по итогам многолетнего опыта организации деятельности школьных экономических компаний – торгово-производственных фирм. Традиция создания школьных компаний в нашей школе возникла ещё в 1993 году. Организация работы школьных компаний осуществляется в рамках социального проекта. Сегодня педагоги школы в работе школьных компаний применяют инновационные педагогические технологии – интеллектуальные тренинги. В рамках деятельности экономической компании школьники учатся работать в группах, находить общий язык со сверстниками, взрослыми, улаживать межличностные конфликты, овладевают этикой делового общения. Социальное проектирование позволяет развивать ответственность школьников за результаты своего труда, поскольку им приходиться трудиться в реально существующей фирме, которая может приносить как прибыль, так и убытки. Для получения стабильно высокой прибыли школьникам необходимо разрабатывать и внедрять в производство новые товары, осваивать новые способы продвижения товара и рекламы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационные педагогические технологии, интеллектуальный тренинг, школьная экономическая компания, торгово-производственная фирма, социальное проектирование, воспитание личности.

Gorina S. G.

history teacher, highest category,

Municipal budgetary educational institution secondary school No. 44

named after the national teacher of the USSR G.D. Lavrovoy

Nizhny Tagil,

svetlana.gorina.00@mail.ru

Sorochkina E. M.

economics teacher, highest category,

Municipal budgetary educational institution secondary school No. 44

named after the national teacher of the USSR G.D. Lavrovoy

Nizhny Tagil,

elenasor@mail.ru

ORGANIZATION OF WORK OF SCHOOL ECONOMIC COMPANY WITH APPLICATION OF TRAINING TECHNOLOGIES

ABSTRACT: The article is written on the basis of many years of experience in organizing the activities of school economic companies - trading and manufacturing companies. The tradition of creating school companies in our school dates back to 1993. Organization of the work of school companies is carried out as part of a social project. Today, school teachers use innovative pedagogical technologies - intellectual trainings in the work of school companies. As part of the activities of an economic company, students learn to work in groups, find a common language with peers, adults, resolve interpersonal conflicts, and master the ethics of business communication. Social design allows you to develop the responsibility of students for the results of their work, because they have to work in a really existing company, which can bring both profit and loss. To obtain a consistently high profit, students need to develop and introduce new products into production, to master new ways of promoting goods and advertising.

KEYWORDS: innovative pedagogical technologies, intellectual training, school economic company, trade and manufacturing company, social design, personal education.

Основная педагогическая технология, использующаяся на уроках экономики - педагогика сотрудничества, включающая в себя тренинговую технологию, метод проектов, игровые технологии и др.  

Согласно Б.Д. Парыгину, А.П. Панфилову под тренинговыми технологиями будем понимать процедуры обучения, в которых реализуется вся система взаимосвязей между целями, задачами, содержанием, игровыми и неигровыми интерактивными методами обучения, система обратной связи и коррекция [1, с. 23].

С. Гладышев рассматривает тренинг, как особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента [1, 27].

Формально тренинг – это групповое занятие под руководством ведущего; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях [2, с. 39].

Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения). Существует четыре основных вида тренингов: обучающие (любая деятельность, в которой человек учится чему-то новому); профессиональные (формирование и развитие у человека профессиональных качеств) общеличностные (формирование отдельных способностей и качеств личности, необходимые для его полноценного существования в обществе) личностного роста (создание обучающей среды, в которой участник может раскрыть свои возможности) [3, с. 51].

Рис.1. Модель тренингового обучения общественным дисциплинам

Информационные технологии, использующиеся на уроках экономики, существенно повышают мотивацию учеников к изучению предмета. 

Для организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, в кабинете экономики имеется компьютер и необходимая мультимедийная система, что позволяет сделать обучение более наглядным и практико-ориентированным.

Учитель и учащиеся имеют доступ к цифровым образовательным ресурсам по общественным дисциплинам, возможность демонстрировать свои презентации, показывать учебные фильмы, в том числе собственного производства, оформлять материал в виде буклетов, открыток, выполнять необходимые расчёты и строить диаграммы в электронных таблицах, моделировать экономическую деятельность с использованием компьютерных деловых игр «Менеджер», «Продажи на рынке», МЭМ.

В качестве примера интеллектуального тренинга можно привести курс внеурочной деятельности «Школьная экономическая компания».

В МБОУ СОШ № 44 для приобретения учащимися опыта практической деятельности, организации собственного бизнеса и коммерческой деятельности создаются школьные торгово-производственные компании. Традиция создания школьных компаний в нашей школе возникла ещё в 1993 году. Организация работы школьных компаний осуществляется в рамках социального проекта.

В рамках деятельности экономической компании школьники учатся работать в группах, находить общий язык со сверстниками, взрослыми, улаживать межличностные конфликты, овладевают этикой делового общения. Социальное проектирование позволяет развивать ответственность школьников за результаты своего труда, поскольку им приходиться трудиться в реально существующей фирме, которая может приносить как прибыль, так и убытки. Для получения стабильно высокой прибыли школьникам необходимо разрабатывать и внедрять в производство новые товары, осваивать новые способы продвижения товара и рекламы.

Организация ученического предприятия (школьной компании) осуществляется во внеурочное время в течение всего учебного года. На примере деятельности школьного предприятия, учащиеся моделируют различные экономические процессы, свойственные реально действующей организации: проводят исследование рынка, участвуют в формировании капитала, производят продукцию или оказывают услуги, ведут документацию.

Форма организации - ОАО или ЗАО. Главный орган управления школьной компанией - общее собрание акционеров. Ежедневное руководство школьной компанией осуществляет директорат, состоящий из президента и 5 вице-президентов (по маркетингу, производству, персоналу, финансам и информационным технологиям). В зависимости от вида выпускаемой продукции в структуру школьной компании входят один или несколько цехов, финансовый и рекламный отделы. Ученики сами выбирают вид продукции, которую будут изготавливать в зависимости от их склонностей, предпочтений, увлечений. Ежегодно компании производят новый вид продукции, например, периодические издания (школьные газета и журналы), полиграфическая продукция (праздничные календари, открытки), сувениры, бижутерия, предметы декора, учебные пособия, интерьерные куклы, мягкие игрушки. Повысить мотивацию к участию в деятельности фирмы позволяет возможность получения заработной платы и прибыли, получаемой в ходе реализации продукции и оказания услуг.

Работая в школьной компании, учащиеся имеют возможность попробовать себя в роли президента компании, в роли сотрудника производственного, рекламного цехов в реальной экономической ситуации, что позволит им раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, научиться принимать решения, анализировать собственные поступки и приобрести опыт экономической деятельности. Возможность проявить себя в разных направлениях деятельности способствует более четкому пониманию своей жизненной позиции, позволяет проверить правильность выбора будущей профессии. Кроме того, учащиеся осознают ценность труда, как важного и законного источника доходов, в результате которого создаются общественно-значимые блага. Опыт показывает, что у школьников, принимавших участие в деятельности производственных фирм, повышается самооценка за счет убежденности в важности, выполняемых ими работ, а как следствие, повышается их социальный статус.

Таким образом, экономическое воспитание в нашей школе имеет свою специфику. Акценты делаются на формирование инновационной личности, и особая роль в этом принадлежит школьным экономическим компаниям.



Предварительный просмотр:

Горина С. Г.

учитель истории, высшая категория,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №44

имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой,

г. Нижний Тагил,

svetlana.gorina.00@mail.ru

Сорочкина Е. М.

учитель экономики, высшая категория,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №44

имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой,

г. Нижний Тагил,

elenasor@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

АННОТАЦИЯ: Статья написана по итогам применения в педагогической практике информационных технологий для формирования у обучающихся основ финансовой грамотности. История применения компьютерных игр при изучении экономики в МБОУ СОШ № 44 насчитывает 22 года. Обучение велось в рамках изучения предмета «Моделирование экономики и менеджмента». С 2014 года компьютерная игра ведется в рамках внеурочной деятельности. В процессе игры старшеклассники узнают, как читать финансовый отчет фирмы, прогнозировать и просчитывать ситуацию на рынке. Навыки, полученные в игре, можно использовать в деятельности реальной фирмы. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только сформировать необходимый уровень знаний и умений учащихся по экономике, но и повысить их уровень коммуникативных умений, т.к. для достижения высоких результатов участники игры должны научиться контактировать друг с другом, работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая технология, информационные технологии, моделирование экономики и менеджмента, основы финансовой грамотности, цифровые образовательные ресурсы, деловые игры.

Gorina S. G.

history teacher, highest category,

Municipal budgetary educational institution secondary school No. 44

named after the national teacher of the USSR G.D. Lavrovoy

Nizhny Tagil,

svetlana.gorina.00@mail.ru

Sorochkina E. M.

economics teacher, highest category,

Municipal budgetary educational institution secondary school No. 44

named after the national teacher of the USSR G.D. Lavrovoy

Nizhny Tagil,

elenasor@mail.ru

TEACHING THE BASES OF FINANCIAL LITERACY WITH THE HELP OF INFORMATION TECHNOLOGIES

ABSTRACT: The article is written on the basis of the use of information technology in pedagogical practice to form the basis for financial literacy among students. The history of the use of computer games in the study of economics at MBOU Secondary School No. 44 has 22 years. The training was conducted as part of the study of the subject "Modeling of Economics and Management". Since 2014, a computer game has been played as part of extracurricular activities. During the game, high school students will learn how to read the financial report of the company, to predict and calculate the situation on the market. The skills gained in the game can be used in the activities of a real company. The use of information technology in the educational process allows not only to form the necessary level of knowledge and skills of students in economics, but also to increase their level of communication skills, as To achieve high results, participants in the game must learn to communicate with each other, work in a group, and tolerate the opinions of others.

KEYWORDS: pedagogical technology, information technology, modeling of economics and management, the basics of financial literacy, digital educational resources, business games.

Основная педагогическая технология, использующаяся на уроках экономики - педагогика сотрудничества, включающая в себя информационные технологии, метод проектов, игровые технологии и др.  

Информационные технологии, использующиеся на уроках экономики, существенно повышают мотивацию учеников к изучению предмета. 

Для организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, в кабинете экономики имеется компьютер и необходимая мультимедийная система, что позволяет сделать обучение более наглядным и практико-ориентированным.

Учитель и учащиеся имеют доступ к цифровым образовательным ресурсам по общественным дисциплинам, возможность демонстрировать свои презентации, показывать учебные фильмы, в том числе собственного производства, оформлять материал в виде буклетов, открыток, выполнять необходимые расчёты и строить диаграммы в электронных таблицах, моделировать экономическую деятельность с использованием компьютерных деловых игр «Менеджер», «Продажи на рынке», МЭМ.

В качестве примера интеллектуального тренинга можно привести курс внеурочной деятельности «Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ)». Это компьютерная программа, которая предоставляет учащимся возможность применить на практике теоретические знания по курсу «Экономика» в ходе соревнования по управлению предприятием в конкурентной среде, моделирующей реальные рыночные отношения. Успех компании, представленной группой старшеклассников, зависит от умения работать в команде, принимать и координировать решения, следовать разработанной стратегии, учитывающей как интересы компании, так и действия конкурентов и сразу видеть результаты своих решений.

Данная программа создана Гарвардским университетом более 25 лет назад и по ней до сих пор обучают на западе студентов экономических специальностей и менеджеров высшего звена. МЭМ явился первой альтернативой всем известной Монополии и ознаменовал новый виток в развитии бизнес-игр. Интересна игра тем, что была исполнена в электронном варианте и позволила не только состязаться с реальными соперниками, но и получать довольно точный и приближенный к реальным условиям результат конкурентной борьбы нескольких участников рынка (чего в Монополии не было).

В РФ эта игра известна под названием МЭКОМ. Автором компьютерной версии программы МЭКОМ в России является Международный Центр Экономического и Бизнес Образования (МЦЭБО). Соревнования по МЭМ долгое время входили в программы олимпиад по экономике различного уровня, а также до сих пор турниры МЭМ проводятся в сети Интернет. МЭМ это стратегическая игра как шахматы, только на основе экономики, динамичнее и интереснее, носит соревновательный характер. Это мощный психологический тренажер принятия решений, результаты которых можно видеть сразу. Это модель, показывающая, как работает фирма на конкурентном рынке. В процессе игры старшеклассники узнают, как читать финансовый отчет фирмы, прогнозировать и просчитывать ситуацию на рынке. Навыки, полученные в игре, можно использовать в деятельности реальной фирмы. 

Занятия посещают ученики 10 - 11 классов в группах до 16 человек, поскольку в игре может одновременно принять участие до 8 команд. В команде играет один - два человека. Роли распределяются среди участников таким образом: как правило, один игрок отвечает за математические расчеты, а второй выбирает стратегию игры и принимает решения на основе сделанных расчетов.

Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только сформировать необходимый уровень знаний и умений учащихся по экономике, но и повысить их уровень коммуникативных умений, т.к. для достижения высоких результатов участники игры должны научиться контактировать друг с другом, работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению. Благодаря введению курса внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 44, учащиеся 11 классов уже второй год подряд занимают призовые места и являются победителями деловой компьютерной игры «Моделирование экономики и менеджмента» в рамках областного форума юных предпринимателей «Золотой запас».

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы школьного спортивного клуба "Фаворит" ГБОУ СОШ № 538"

Организация работы школьного спортивного клуба "Фаворит". Секции. Педагоги....

ПМПк Организация работы школьного ПМПк

В этой презентации изложена организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума, указана необходимая документация по сопровождению детей с ЗПР....

Экономический проект "Школьная экономическая компания"

проект создания школьной экономической компании...

ПРОГРАММА повышения квалификации (профессиональной переподготовки) «Организация рекламной компании с применением информационных технологий»

Цель программы:-            целью программы повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответ...

Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)

Статья "Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)" опубликована в сборнике материалов XV Международной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управл...

Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов

Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс,  необходимо  приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...