Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности.
статья

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности

Сахипгараева Г.С

г. Октябрьский

Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развития личности должен начитаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Выявлению и раскрытию этих возможностей значительно способствуют различные виды внеклассной деятельности.

Практика работы школ убеждает, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Внеклассная работа - один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с обучающимися. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия.

Анализ педагогической и методической литературы, практика работы школ позволяют отметить большое образовательное и воспитательное значение внеклассной работы.

Внеклассная работа расширяет и углубляет знания обучающихся по предмету, активизирует учебную деятельность, способствует успешному изучению программного материала.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий требуют, чтобы обучающиеся проводили наблюдения, умели рассказать о них, ставили простейшие опыты, читали рекомендованную литературу. Приобретенные в процессе этой деятельности знания оживляют уроки, делают их более интересными и насыщенными по содержанию.

При вовлечении школьников во внеклассную работу появляется больше возможностей для поддержания, развития и закрепления познавательных интересов обучающихся, удовлетворения детской любознательности. Известно, что уже у первоклассников имеется определенный интерес к окружающей их природе. Но он еще непрочен и ограничен. Участие школьников в кружковой работе, клубных занятиях или других формах внеклассной работы увлекает ребят. Они с удовольствием приходят на занятия, работают с интересом, стремятся своевременно и правильно выполнять каждое задание. Познавательный интерес обучающихся начинает выступать движущей силой в поиске ответов на многие вопросы, появляется желание больше узнать, развивается активность и умственная деятельность ребят.

Работа учителем биологии, я осознаю, что внеклассные занятия с обучающимися дают возможность шире и глубже изучать природу, составляющие её компоненты и их отличительные признаки, дети убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. Это подводит их к пониманию взаимосвязей в природе, материальности её, формируется понятие о научной картине мира. Как известно, научные знания не ограждают человека от религиозных воззрений. На внеклассных занятиях представляется больше возможностей и условий для показа антинаучных религиозных толкований так называемых загадочных явлений природы, принимаемых за действие сверхъестественных сил, для своевременного выявления и преодоления бытующих в сознании обучающихся пережитков, а также причин и путей их проникновения в среду школьников и включения их в посильную антирелигиозную работу и тем самым успешно решать задачи научно-атеистического воспитания.

Во внеклассной работе развиваются нравственные чувства и нормы поведения. Это результат целенаправленной и кропотливой работы не только при изучении природы на уроках и внеклассных занятиях, но и вовлечения обучающихся в посильное участие охраны природы (озеленение школьной территории и дворов, выращивание комнатных растений в школе и дома, заготовка корма для птиц, отряды «зеленых» патрулей и т.д.).

Через любовь к природе у детей воспитывается чувство патриотизма, любви и гордости к своей Родине. Эти чувства будут прививаться тем успешнее, чем больше ребят будут знать о своем крае, стране.

Внеклассная работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявления инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. Особенно эффективны массовые внеклассные мероприятия: утренники, праздники, походы, экскурсии по родному краю. Учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленных целей. Так, при подготовке к празднику на природоведческую тему привлекается широкий круг обучающихся. Каждый ученик или группа отвечают за какой-то участок работы. От вклада каждого в общее дело будет зависеть успех всего мероприятия.

Воспитанию дисциплинированности, настойчивости, аккуратности и других положительных черт личности помогает внеклассная работа при сборе и коллекционировании растений и животных, изготовлении наглядный пособий, уходе за обитателями уголка живой природы.

Внеклассная работа создает благоприятные условия для эстетического воспитания, развития у обучающихся способности воспитания прекрасного в предметах и явлениях природы, эстетических суждений и оценок творчества. При целенаправленном руководстве учителя школьники учатся видеть и подмечать, понимать, ценить красоту природы, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

В своей работе в эстетическом воспитании используют экскурсии, наблюдения, работу с природным материалом при изготовлении гербариев, коллекций, панно из засушенных цветов. Особенно благоприятно общение с природой, когда используются средства искусства, которые готовят детей к более глубокому и вдумчивому восприятию красоты.

Экскурсии в природу после знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки расширяют видение детей, делают их более наблюдательными. Повторная встреча с произведениями искусства благодаря общению с природой даёт детям возможность тоньше подметить богатство палитры, острее чувствовать настроение художника, писателя, композитора.

Вовлечение обучающихся в общественно полезный труд, работа в уголках живой природы, на учебно-опытом участке, экскурсии на производство расширяют политехнический кругозор, развивают интерес к труду, приобщают и готовят к трудовой деятельности. Они учатся правильно вскапывать почву, сеять семена, сажать саженцы, пользоваться инструментами и инвентарем, ухаживать за растениями и животными.

Внеурочная работа позволяет удлинить время организованного и целенаправленного воздействия на обучающихся, разумно организовать и заполнить их внеурочное время, досуг, удовлетворить потребность в деятельности и тем самым оказать благотворное влияние на поведение.

Таким образом, внеурочная деятельность, подчиненная учебно-воспитательным задачам школы, является одним из средств воспитания подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности

Сахипгараева Г.С

г. Октябрьский

Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развития личности должен начитаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Выявлению и раскрытию этих возможностей значительно способствуют различные виды внеклассной деятельности.

Практика работы школ убеждает, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Внеклассная работа - один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с обучающимися. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия.

Анализ педагогической и методической литературы, практика работы школ позволяют отметить большое образовательное и воспитательное значение внеклассной работы.

Внеклассная работа расширяет и углубляет знания обучающихся по предмету, активизирует учебную деятельность, способствует успешному изучению программного материала.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий требуют, чтобы обучающиеся проводили наблюдения, умели рассказать о них, ставили простейшие опыты, читали рекомендованную литературу. Приобретенные в процессе этой деятельности знания оживляют уроки, делают их более интересными и насыщенными по содержанию.

При вовлечении школьников во внеклассную работу появляется больше возможностей для поддержания, развития и закрепления познавательных интересов обучающихся, удовлетворения детской любознательности. Известно, что уже у первоклассников имеется определенный интерес к окружающей их природе. Но он еще непрочен и ограничен. Участие школьников в кружковой работе, клубных занятиях или других формах внеклассной работы увлекает ребят. Они с удовольствием приходят на занятия, работают с интересом, стремятся своевременно и правильно выполнять каждое задание. Познавательный интерес обучающихся начинает выступать движущей силой в поиске ответов на многие вопросы, появляется желание больше узнать, развивается активность и умственная деятельность ребят.

Работа учителем биологии, я осознаю, что внеклассные занятия с обучающимися дают возможность шире и глубже изучать природу, составляющие её компоненты и их отличительные признаки, дети убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. Это подводит их к пониманию взаимосвязей в природе, материальности её, формируется понятие о научной картине мира. Как известно, научные знания не ограждают человека от религиозных воззрений. На внеклассных занятиях представляется больше возможностей и условий для показа антинаучных религиозных толкований так называемых загадочных явлений природы, принимаемых за действие сверхъестественных сил, для своевременного выявления и преодоления бытующих в сознании обучающихся пережитков, а также причин и путей их проникновения в среду школьников и включения их в посильную антирелигиозную работу и тем самым успешно решать задачи научно-атеистического воспитания.

Во внеклассной работе развиваются нравственные чувства и нормы поведения. Это результат целенаправленной и кропотливой работы не только при изучении природы на уроках и внеклассных занятиях, но и вовлечения обучающихся в посильное участие охраны природы (озеленение школьной территории и дворов, выращивание комнатных растений в школе и дома, заготовка корма для птиц, отряды «зеленых» патрулей и т.д.).

Через любовь к природе у детей воспитывается чувство патриотизма, любви и гордости к своей Родине. Эти чувства будут прививаться тем успешнее, чем больше ребят будут знать о своем крае, стране.

Внеклассная работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявления инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. Особенно эффективны массовые внеклассные мероприятия: утренники, праздники, походы, экскурсии по родному краю. Учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленных целей. Так, при подготовке к празднику на природоведческую тему привлекается широкий круг обучающихся. Каждый ученик или группа отвечают за какой-то участок работы. От вклада каждого в общее дело будет зависеть успех всего мероприятия.

Воспитанию дисциплинированности, настойчивости, аккуратности и других положительных черт личности помогает внеклассная работа при сборе и коллекционировании растений и животных, изготовлении наглядный пособий, уходе за обитателями уголка живой природы.

Внеклассная работа создает благоприятные условия для эстетического воспитания, развития у обучающихся способности воспитания прекрасного в предметах и явлениях природы, эстетических суждений и оценок творчества. При целенаправленном руководстве учителя школьники учатся видеть и подмечать, понимать, ценить красоту природы, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

В своей работе в эстетическом воспитании используют экскурсии, наблюдения, работу с природным материалом при изготовлении гербариев, коллекций, панно из засушенных цветов. Особенно благоприятно общение с природой, когда используются средства искусства, которые готовят детей к более глубокому и вдумчивому восприятию красоты.

Экскурсии в природу после знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки расширяют видение детей, делают их более наблюдательными. Повторная встреча с произведениями искусства благодаря общению с природой даёт детям возможность тоньше подметить богатство палитры, острее чувствовать настроение художника, писателя, композитора.

Вовлечение обучающихся в общественно полезный труд, работа в уголках живой природы, на учебно-опытом участке, экскурсии на производство расширяют политехнический кругозор, развивают интерес к труду, приобщают и готовят к трудовой деятельности. Они учатся правильно вскапывать почву, сеять семена, сажать саженцы, пользоваться инструментами и инвентарем, ухаживать за растениями и животными.

Внеурочная работа позволяет удлинить время организованного и целенаправленного воздействия на обучающихся, разумно организовать и заполнить их внеурочное время, досуг, удовлетворить потребность в деятельности и тем самым оказать благотворное влияние на поведение.

Таким образом, внеурочная деятельность, подчиненная учебно-воспитательным задачам школы, является одним из средств воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...

Взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе воспитания подрастающего поколения.

Все мы сознаем необходимость и важность общего образования, но не всегда признаем, что дополнительное образование – это важная составляющая в образовательного процесса в целом. Ведь именно в дополните...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Данная работа была представлена на научно-педагогической конференции в городе Новошахтинске по теме "Расширение образовательного пространства средствами интеграции основного и  дополнительного об...

«Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса»  через вокальное исполнение выявляю музыкальные с...

Реализация модели взаимодействия общего и дополнительного образования

Реализация модели взаимодействия общего и дополнительного образования...

Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.

Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"  МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...