ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья на тему
Данная работа была представлена на научно-педагогической конференции в городе Новошахтинске по теме "Расширение образовательного пространства средствами интеграции основного и дополнительного образования". В работе, на примере школы №34, показана успешная модель интеграции основного и дополнительного образования.
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Ткачева Н.В.
МБОУ СОШ №34 города Новошахтинска Ростовской области
Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,
то есть почву, на которой растут и процветают
таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.
Генрих Нейгауз
Рассматривая особенности развития системы российского образования на современном этапе, следует выделить тенденцию усиления интеграционных процессов в этой сфере. Внедрение новых государственных стандартов предъявляет более высокие требования к подготовленности современного выпускника, что невозможно осуществить без создания особого образовательного пространства учебного заведения. Иными словами, создание такого образовательного пространства требует интенсивного перехода современного учреждения на новый формат образования – компетентностный.
Компетентностная парадигма образования в отличие от традиционной ориентирована на формирование личностных, предметных и метапередметных компетенций обучаемого, что крайне сложно сделать без активного взаимодействия с системой дополнительного образования.
Именно интеграция общего и дополнительного образования детей обеспечивает условия:
– эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
– успешного жизненного и профессионального самоопределения;
– развития разносторонних способностей разных категорий детей;
– формирования ключевых компетенций учащихся.
Обучающийся в условиях интеграции общего и дополнительного образования овладевает целым рядом универсальных учебных действий:
– способностью ориентироваться в различных предметных областях знания;
– эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;
– развивать основы критического, творческого, продуктивного мышления;
– способностью к продуктивному творчеству и др.
Основное и дополнительное образование – это звенья одной цепи – к такому выводу коллектив нашей школы пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Активное взаимодействие с системой дополнительного образования дает возможность уделять особое внимание факультативам, кружкам, студиям, работающим в условиях общеобразовательной школы. [5]
Согласно требованиям ФГОС нового поколения результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что «изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»).
Процесс образования в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности является внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. Внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Организация внеурочной деятельности требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. Проблема заключается в том, что школа не укомплектована педагогами дополнительного образования. В этих условиях встает вопрос об интеграции образовательных ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта.
Актуальность интеграции основного и дополнительного образования сегодня обусловлена:
- необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, так как взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач образования детей и подростков, помогает им в жизненном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность .
- необходимостью создания системы образования, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей (законных представителей); спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.
Под образовательным взаимодействием мы понимаем качественно новый уровень отношений и взаимодействия по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.
Механизмом образовательного взаимодействия выступает совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. [6]
Из многочисленных уровней отношений между образовательными учреждениями мы выбрали интеграционный, когда нескольким учреждениям удаётся создать единое образовательное пространство, в котором они решают общие проблемы и согласовывают действия друг с другом вот уже на протяжении многих лет. Среди наших партнеров в реализации образовательных программ мы с гордостью отмечаем ЦРТДиЮ, ДЮСШ № 2, ДЮСШ № 3, СЮН, СЮТ, Художественную школу, ЦДО, библиотеку имени Некрасова, клуб п. Самбек.
Механизмы интеграции:
- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение образовательных задач;
- кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Такая интеграция позволяет:
1) повысить качество предоставляемыхобразовательных услуг;
2) расширить спектр предоставляемых услуг;
3) рационально использовать как собственные ресурсы, так и ресурсы социальных партнёров;
4) привлекать к работе квалифицированные кадры: педагогов школы, педагогов и специалистов партнеров;
5) расширить границы доступности дополнительных образовательных услуг для обучающихся школы всех возрастов;
6) обеспечить обучающимся выход в открытое образовательное пространство города, региона, России;
7) создать условия для реализации интеллектуальных, творческих, социальных инициатив обучающихся.
Мы сотрудничаем на принципах:
- добровольности;
- единства образовательного пространства;
- организационно-правовой самостоятельности учреждений;
- координации деятельности;
- экономической эффективности;
- эффективности социального взаимодействия.
Формами сотрудничества являются:
- договор о совместной деятельности;
- совместное планирование воспитательной работы;
- проведение массовых мероприятий для параллелей, школы; выставки-конкурсы художественно-прикладного творчества; образовательно-игровая деятельность;
- занятия по выбору учащихся в секциях, студиях, кружках;
- реализация социальных проектов, социально-значимых акций обучающихся;
- участие в конкурсах различного уровня.
Образовательные эффекты от такого рода сотрудничества мы видим в
- формировании единого образовательного пространства;
- развитии творческих, интеллектуальных способностей обучающихся;
- обеспечении занятости обучающихся во внеурочное время;
- формировании положительного имиджа школы.
Для успешной реализации идеи интеграции основного и дополнительного образования нами были проведены такие организационные мероприятия как:
1 изучение основных документов по организации внеурочной деятельности и соотнесение: насколько избранные направления, формы и виды деятельности способствуют реализации целей и задач школы; какие направления, формы и виды внеурочной деятельности обучающихся можно осуществлять непрерывно на базе школы.
2 анализ творческого потенциала учителей, родителей; материально-технических возможностей школы и пути их совершенствования; эффективность и востребованность для обучающихся уже имеющихся, кружков, секций и т.д. возможности социальных партнеров школы в организации внеурочной деятельности учащихся.
3 изучение дополнительных образовательных услуг, предлагаемых ближайшими учреждениями (соседними образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта); а также пути возможных вариантов совместной работы с ними.
4 выявление при помощи анкетирования запросов детей и родителей на образовательные услуги в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Итоги социологического опроса, в котором приняли участие родители учащихся начальных классов, показал:
- 86% респондентов знакомы с новыми требованиями современного образования – повышением качества образовательных услуг;
- наиболее востребованы сферы внеурочной деятельности – спорт (53,4 % участников опроса), рисование - 42,2 %, танцы (37,1 %);
- наиболее важные для развития ребенка, по мнению родителей, образовательные услуги следующих направлений: духовно-нравственное и патриотическое воспитание (46,8%), спортивно-оздоровительное (34,5%), общекультурное (21%), социальное (23%) и общеинтеллектуальное (19%);
- большой интерес со стороны родителей вызвало предложение обучению детей проектной деятельности по программам «Мир глазами детей», «Зеленая планета», «Моя планета», «Мастерилки», «Своими руками».
Проанализировав исследования, мы выстроили смешанную модель организации внеурочной деятельности, основанной на интеграции основного и дополнительного образования.
Преимущество данной модели заключаются в предоставлении широкого выбора занятий по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированной и деятельностной основе организации образовательного процесса, присущей дополнительному образованию детей.
Реализовать данную модель внеурочной деятельности школе позволяют материально-технические условия, а именно:
МБОУ СОШ №34 располагается в трехэтажном здании, проектная мощность которого в соответствии с ФГОС 660 обучающихся. Сегодня в школе 360 учеников, а это значит, что есть кабинеты свободные от образовательного процесса, которые можно предоставить учреждениям дополнительного образования.
В школе имеется столовая, в которой организовано двухразовое горячее питание, по-необходимости детям готовят полдник.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, специализированными кабинетами, библиотекой, школьным музеем, актовым и музыкальным залами.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет. В 2 кабинетах имеются интерактивные доски, в 10 кабинетах имеется мультимедийный проектор, экран, оборудование для тиражирования материалов (принтер, сканер), поддержки школьного сайта и создания видеофильмов (фотоаппарат, видеокамера), школьный автобус.
Кабинет информатики подключен к сети Интернет, имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», наглядные пособия по естествознанию для младших школьников, игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу, коллекция медиаресурсов, разработанных педагогами школы.
Школа создает все условия для работы филиалов УДО: предоставляет отдельные помещения, технику, спортивный инвентарь.
Объединение ресурсов школы и УДО позволяет нам:
1) создать условия для свободного общего развития личности;
2) выравнять стартовые возможности развития личности ребёнка;
3) способствовать выбору образовательного маршрута
(индивидуального образовательного пути/траектории) обучающегося;
4) обеспечить каждому школьнику «ситуацию успеха»;
5) содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.
6) обеспечить целостность всей образовательной системы и в то же время ее многообразность;
7) более активно использовать инновационные педагогические идеи, современные образовательные технологии;
8) сохранить лучшие силы педагогического коллектива и пригласить новых людей, стремящихся работать с детьми;
9) обеспечить минимизацию финансовых расходов на внеурочную деятельность. Так как финансирование программ осуществляется как за счет школы, так и за счет средств УДО города.
Роль дополнительного образования в обновлении содержания общего образования мы рассматриваем через реализацию следующих принципов:
1. Личностной ориентации содержания образования
Каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт её освоения. Дополнительное образование заполняет пространство знаний, которое ребенок недополучает, расширяет возможности для развития (одаренных детей, с ограниченными возможностями здоровья и других особых категорий детей), их социализации и адаптации. Оно создает возможность для разработки индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
2. Комплексности содержания образования
Комплексный потенциал дополнительного образования выражается в триединстве задач обучения, воспитания и развития, а также в многообразии функций, направлении видов деятельности в образовательном процессе.
3. Обеспечения преемственности содержания образования
Дополнительное образование, как более мобильное и нерегламентированное стандартами заполняет образовательное пространство, удовлетворяя потребности детей. Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего образования реализуется через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных программ, включение в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ углубленного изучения предметов, реализация проектов по воспитанию и дополнительному образованию.
4. Усиления творческой составляющей содержания образования
Включение ребенка в процесс творчества необходимо для дальнейшего его саморазвития. Основной путь формирования развития творческой творческих способностей - включение в активную творческую деятельность с самого раннего возраста, предоставление возможности самостоятельного творчества, включения в эксперимент, проектную деятельность.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется нами по 5 направлениям развития личности:
Направление | Решаемые задачи |
Спортивно-оздоровительное | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Общекультурное | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
Духовно-нравственное | Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа |
Общеинтеллектуальное | Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора |
Социальное | Формирование таких ценностей, как познание, истина, целеустремленность, социально- значимая деятельность |
Программы дополнительного образования общекультурной направленности обеспечиыают воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействияи. Это направление представлено школьными объединениями внеурочной деятельности «Веселый хоровод», «Зеленая планета», «Моя планета», «Веселый английский».
Задачами программ спортивно-оздоровительного направления являются: всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом, через реализацию дополнительных образовательных программ нашей школы «Здоровейка», «Ритмика», «Здоровье и спорт» и программ УДО, работающих на базе школы. Многолетнее сотрудничество школы с ДЮСШ № 2, в частности секция гимнастика, не только помогает школе решать задачи эстетического и физического воспитания учащихся, но и дает видимые результаты. Гимнастки, воспитанницы тренера-преподавателя ДЮСШ № 2 Диденко В.П. имеют спортивный разряд кандидата в мастера спорта, а одна из них, выпускница школы, второй год работает в нашей школе учителем физической культуры. Молодой талантливый тренер по боксу Юсин А.А., выпускник школы № 34 сумел привлечь в свою секцию большое количество не только учеников школы, но молодежь поселка. Так как наша школа находится в непосредственной близости к ДЮСШ № 3, учащиеся школы активно посещают занятия по плаванию и футболу. Благодаря тесному сотрудничеству педагогов школы и тренеров ДЮСШ № 3, имеется возможность реализации 3 часа физической культуры в плавательном бассейне. Многие годы сборная команды школы держит лидерство в городских соревнованиях по плаванию.
Программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления являюся механизмом выявления и поддержки интеллектуально-одаренных детей.
Работа с обучающимися школы организована таким образом, что ребята постоянно вовлечены в интеллектуально-творческую деятельность по различным направлениям. Это и внеурочная деятельность по внутришкольным программам «Юный шахматист», «Веселые цифры», «Юный информатик», и школьные кружки «Юный информатик», «Интернет - легко и просто!», «Web-дизайн», «В мире математики», и тесное взаимодействие со школьной библиотекой, сотрудниками поселковой библиотеки им Н. Некрасова, и сотрудничество МБОУ СОШ №34 с Общероссийской детской общественной организацией «Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» города Обнинска, ЦДО «Снейл» ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», ООО «ЦДО Отличник» г. Екатеринбург, Гуманитарной Международной Интеллектуальной Ассоциацией КЛИиО, которые созданы для организации дистанционной работы с одаренными детьми по различным направлениям научной деятельности. Сотрудничество с последними у МБОУ СОШ №34 началось в 2011 году и дает отличные результаты. Так за последние несколько лет более 45% учащихся школы приняли активное участие в интеллектуальных конкурсах. Из них более 38% стали лауреатами и победителями на международном, общероссийском или региональном уровне. Сотрудничество с организациями дополнительной поддрежки одаренных детей крепнет и развивается. Первые годы сотрудничества учащиеся школы принимали участие в 4 дистанционных олимпиадах и конкурсах, сегодня мы являемся активными участниками более чем в 15 проектах этих организаций. Например, «Родное слово», «Ёж» (русский язык), «Вундеркинд» (общепредметный чемпионат), «Эврика», «Слон» (математика), «Лев» (английский язык), «Муравей» (ОБЖ), «Орленок» (физкультура), «Это знают все!» (окружающий мир) и др.
Данное сотрудничество дает возможность педагогам школы развиваться, обмениваться опытом, корректировать свою деятельность. А школа может увидеть свои результаты во внеурочной деятельности в сравнении с другими образовательными учреждениями России и продолжать создавать условия во внеурочной деятельности для воспитания разносторонне развитого человека.
Духовно-нравственное направление характеризуется поставленными задачами - воспитания нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания младших школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества и реализуется через программы «Мир глазами детей», «Калейдоскоп».
В рамках реализации программы «Памяти поколений» в школе проводится традиционная работа: уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Вахта памяти, конкурсы рисунков и плакатов, сочинений и т.д., которые наполняются новым содержанием. Особое место в этой работе занимает школьный музей «Боевой и трудовой славы».
Тесное сотрудничество кружковой работы в школе дает свои результаты, так как плоды выполненной работы в кружке «Поиск» видны всем и их можно использовать в учебной и внеучебной деятельности на уроках по истории и классных часах.
Социальное направление призвано развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство прекрасного, творческие способности, воспитывать нравственные чувства, формировать основы культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций через реализацию программ «Мастерилки», «Своими руками», «Веселый карандаш», «В мире искусств».
Также в этом направлении мы тесно сотрудничаем с ЦРТДиЮ. На базе нашей школы работает объединение ИЗО и ДПИ «Мастер класс!» (преподаватель Мухортова Т.В.). Дети с удовольствием посещают занятия и в самом Центре (театральное искусство, вокал, танцевальное объединение). Наши учащиеся, воспитанники ЦРТДиЮ всегда являются ярким украшением школьных и поселковых праздников.
До недавнего времени успешно функционировал филиал ДХШ им. Овечкина (преподаватель Матущенко Т.А.), который выпустил немало талантливых детей, дипломантов всевозможных Всесоюзных и Международных конкурсов.
Наряду с давними партнерами школы, такими как СЮТ, ДЮСШ № 2,№3, ЦРТДиЮ, мы приобретаем и новых. На протяжении последних четырех лет сотрудничаем с МБОУ ДОД «ЦДО», в этом учебном году представленным в нашей школе объединениями «Радиоконструирование» (преподаватель Морозов А.Б.), и «Я — конструктор» (преподаватель Морозова Э.В.).
Сложившийся опыт взаимодействия основного и дополнительного образования подтверждает, что найден путь органичного соединения урочной и внеурочной работы, состоящий в усилиении воспитательного потенциала основного образования, создающий условия для использования личностно-деятельностных технологий на уроках и одновременно повышающий познавательные, общеобразовательные возможности занятий по интересам.
Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить, что активная интеграция общего и дополнительного образования способна обогатить содержание и формы жизни и деятельности учащихся. Они сотрудничают в инновационном режиме, создавая и апробируя новые образовательные структуры, программы нового поколения, способные удовлетворять и обеспечивать развитие и обычных детей, и одаренных, и детей с замедленным развитием, вплоть до предоставления части из них начального профессионального образования.
Основное и дополнительное образование не существуют обособленно друг от друга, а взаимодействуют, пересекаются, интегрируя, что позволяет в полной мере решать основные задачи, стоящие перед школой нового типа. В связи с этим интеграция основного и дополнительного образования становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету, основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны.
Литература
- Закон Российской Федерации « Об образовании в РФ».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Плетенева О.В., Ионова Л.Ф. Интеграция учреждений дополнительного и общего образования детей: управленческий аспект организации внеурочной деятельности младших школьников: Методические рекомендации. – Нижний Новгород, 2012. - 60 с.
- Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. – N 3. – С. 15-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)
В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...
Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.
Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...
Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.
Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности.
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельностиСахипгараева Г.Сг. ОктябрьскийПедагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс ф...
Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники»
Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники» Всутпление...
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...