Внеурочная деятельность "Азбука пешеходных наук" 3 класс
рабочая программа
Внеурочная деятельность "Азбука пешеходных наук" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность 3 класс | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 59 г. Краснодара
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Азбука пешеходных наук»
Уровень - адаптированный
Класс-3
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Учитель: Пономаренко Юлия Александровна
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы школы, утвержденной на педагогическом совете школы № 1 от 30.08.2019 г.
Содержание программы:
1. Перечень нормативных документов
2. Пояснительная записка
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5. Содержание учебного предмета
6. Система оценки достижения планируемых результатов
7. Содержание обучения
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Перечень нормативных документов
- Федеральный государственный образовательный стандарт образование обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениям! приказ №1599 от 19.12.14.;
- Адаптированная основная образовательная программа школы
-СанПиН
2. Пояснительная записка
Программа курса "Азбука пешеходных наук" предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Азбука пешеходных наук» входит в часть коррекционно-развивающей области адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Курс «Азбука нравственности » изучается в 3 классе по 1 часу в неделю. При этом курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
Предмет | Часов в неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Азбука пешеходных наук | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1) принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
2) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
3) уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
4) осознание ответственности человека за общее благополучие;
5) этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
6) положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
7) способность к самооценке;
8) начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Предметные
1). Ориентирование и поведение в окружающей среде:
1. определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
2. определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2). Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
1. выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
2. определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
3. находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
4. находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
5. объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
6. выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
7. самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
Познавательные:
1) навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
2) умение ставить и формулировать проблемы;
3) навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
4) установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
1) использование речи для регуляции своего действия;
2) адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
3) умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
4) умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
1) работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
2) ставить вопросы;
3) обращаться за помощью;
4) формулировать свои затруднения;
5) предлагать помощь и сотрудничество;
6) слушать собеседника;
7) договариваться и приходить к общему решению;
8) формулировать собственное мнение и позицию;
9) осуществлять взаимный контроль;
10) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5. Содержание учебного предмета
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
6. Система оценки достижения планируемых результатов
Программа внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование. Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
7. Содержание обучения
№ п/п | Изучаемый раздел | Кол-во часов |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 10 |
2 | Ты – пешеход | 21 |
3 | Ты – пассажир | 3 |
Общее количество за год | 34 |
Ориентировка в окружающем мире- 10 часов: Повторение правил ДД по материалам 2 класса. Пространственные положения транспортных средств (несколько полос движения. Пространственные положения транспортных средств (одностороннее движение). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость. Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит. Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала. Встреча с инспектором ГИБДД. Игра «Аукцион знаний».
Ты – пешеход – 21 час: Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности. Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина. Рисуем схему дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки». Проектная работа «Виды перекрёстков». Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Викторина «В гостях у Светофорчика». Регулировщик, особенности его внешнего вида. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика. Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги. Правила движения в темное время суток. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Запрещающие знаки: «Движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «Велосипедная дорожка». Праздник «Дорожный переполох»
Ты – пассажир – 3 часа: Выходить из транспортного средства на проезжую часть. Экскурсия в Автогородок. Тест «Дорожная азбука».
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1) Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы:В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
2) Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
3) Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
4) Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
5) “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
6) “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е. Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС
Требования к личностным результатам:формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех н...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не все...