Внеурочная деятельность "Азбука пешеходных наук" 3 класс
рабочая программа

 Пономаренко Юлия Александровна

Внеурочная деятельность "Азбука пешеходных наук" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность 3 класс30.37 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 59 г. Краснодара

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Азбука пешеходных наук»

Уровень - адаптированный

Класс-3

Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;

Учитель: Пономаренко Юлия Александровна

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы школы, утвержденной на педагогическом совете школы № 1 от 30.08.2019 г.

Содержание программы:

1. Перечень нормативных документов

2. Пояснительная записка

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

5. Содержание учебного предмета

6. Система оценки достижения планируемых результатов

7. Содержание обучения

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. Перечень нормативных документов

- Федеральный государственный образовательный стандарт образование обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениям! приказ №1599 от 19.12.14.;

- Адаптированная основная образовательная программа школы

-СанПиН

2. Пояснительная записка

Программа курса "Азбука пешеходных наук" предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Программа решает следующие задачи:

- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;- привитие умения пользоваться общественным транспортом;

- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Азбука пешеходных наук» входит в часть коррекционно-развивающей области адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Курс «Азбука нравственности » изучается в 3 классе по 1 часу в неделю. При этом курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).

Предмет

Часов в неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

Азбука пешеходных наук

1

9

7

10

8

34

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

1) принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

2) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

3) уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

4) осознание ответственности человека за общее благополучие;

5) этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

6) положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

7) способность к самооценке;

8) начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Предметные

1). Ориентирование и поведение в окружающей среде:

1. определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

2. определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2). Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

1. выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

2. определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

3. находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

4. находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

5. объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

6. выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

7. самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Познавательные:

1) навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

2) умение ставить и формулировать проблемы;

3) навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

4) установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

1) использование речи для регуляции своего действия;

2) адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

3) умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

4) умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

1) работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

2) ставить вопросы;

3) обращаться за помощью;

4) формулировать свои затруднения;

5) предлагать помощь и сотрудничество;

6) слушать собеседника;

7) договариваться и приходить к общему решению;

8) формулировать собственное мнение и позицию;

9) осуществлять взаимный контроль;

10) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

5. Содержание учебного предмета

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

6. Система оценки достижения планируемых результатов

Программа внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование. Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

7. Содержание обучения

№ п/п

Изучаемый раздел

Кол-во часов

1

Ориентировка в окружающем мире

10

2

Ты – пешеход

21

3

Ты – пассажир

3

Общее количество за год

34

Ориентировка в окружающем мире- 10 часов: Повторение правил ДД по материалам 2 класса. Пространственные положения транспортных средств (несколько полос движения. Пространственные положения транспортных средств (одностороннее движение). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость. Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит. Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала. Встреча с инспектором ГИБДД. Игра «Аукцион знаний».

Ты – пешеход – 21 час: Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности. Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина. Рисуем схему дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки». Проектная работа «Виды перекрёстков». Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Викторина «В гостях у Светофорчика». Регулировщик, особенности его внешнего вида. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика. Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги. Правила движения в темное время суток. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Запрещающие знаки: «Движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «Велосипедная дорожка». Праздник «Дорожный переполох»

Ты – пассажир – 3 часа: Выходить из транспортного средства на проезжую часть. Экскурсия в Автогородок. Тест «Дорожная азбука».

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1) Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы:В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.

2) Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.

3) Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

4) Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

5) “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.

6) “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е. Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС

Требования к личностным результатам:формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех н...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс

 Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не все...