Программа Безопасное детство
рабочая программа
Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Цели и задачи программы «Безопасное детство»
Цель:
Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
формирование социального опыта школьника,
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в
понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи:
формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения
детей в экстремальных ситуациях,
сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bezopasnoe_detstvo.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка эффективности программы:
1.Круглый стол «Все профессии хороши – выбирай на вкус!»
2.Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»
3.Создание папки «Азбука профессий»
Цель программы:
- Расширять кругозор детей о мире профессий
- Расширять практические навыки и жизненные умения.
- Развивать речь детей.
Задачи:
Обучающие:
- Научить защищать проекты
- Познакомить с профессиями
- Расширять круг чтения младшего школьника о профессиях
- Научить обсуждать своё отношение к изучаемой профессии
Развивающие:
- Развивать творческие способности.
- Развивать любознательность, память, мышление.
- Развивать культуру общения.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к трудовой деятельности
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, ответственность за порученное дело
- Воспитывать дружбу среди детей.
- Формировать культуру речи.
Коррекционные:
1.Развивать искусство общения.
2.Формировать основы коммуникативной речи.
3.Развивать умение выступать на публике.
Календарно тематическое планирование занятий программы«Безопасное детство»
Тематический план предусматривает занятие 1 раз в неделю (33часа), включая теоретические часы и практическую часть.
№ | Темы занятий. | Количество часов | Сроки | |
теория | практика | |||
1 | Улица полна неожиданностей 1.Улица и мы 2. Обязанности пешеходов 3.Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки 4. Понятия «улица», «тротуар», «обочина» 5. Переход улицы 6. Правила перехода улицы 7. Составление маршрутного листа «Дорога в школу» 8. Светофор 9. Дорожные знаки. Их виды. 10. Итоговое занятие «Дорожная азбука» | 1 1 | ||
2 | Не шути с огнём 1.Пожарным можешь ты не быть 2.С огнём играть опасно 3. Личная безопасность 4. «Юные помощники пожарных. 5. Игры, головоломки 6. Закрепление терминов по пожарной тематике | 1 1 1 | ||
3 | Внимание! Опасность! 1.Служба спасения 2. Несчастные случаи: ПДД, детская шалость 3.Несчастные случаи: электрический ток, гроза. 4.Оказание первой помощи 5. Правила поведения в гололёд 6. Правила поведения на льду 7. Криминальные опасности. 8. Поведение при встрече с незнакомым человеком. 9.Стихийные бедствия: буран, снежные заносы. 10. Стихийные бедствия: землетрясение, наводнение. 11. Понятие аварии и катастрофы 12. Железнодорожные катастрофы 13. Поведение на воде. 14. Поведение на воде и у воды 15.Конкурс рисунков по безопасности. 16.Интеллектуальная игра по безопасности 17. Итоговое занятие | 1 1 1 1 1 |
Теория: 21 час Практика: 9 часов
Итоговое занятие: 3 часа
Цели и задачи программы «Безопасное детство»
Цель:
Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному ребенка, достижению планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования;
формирование социального опыта школьника,
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в
понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи:
формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения
детей в экстремальных ситуациях.
сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Ожидаемые результаты программы
Система занятий по программе позволяет решать следующие аспекты: познавательные, развивающие, воспитательные.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общекультурных умений и навыков.
Развивающий аспект
Создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов
мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы межличностных отношений;
Литература
1Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития,
1998
2 Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 1992
3 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
Пособие для учителя/Д.В.Григорьев, (Стандарты второго поколения)
4 Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985
5 Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982
6 Дорожная безопасность: обучение
Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.
7 Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -
М: Просвещение, 2003
8 Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на
улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008
9 Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989
10 Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О.
11 Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.
12 Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы).
Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).
13 Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997
14 Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград:Учитель,2006,-143с.
15 Полезные привычки/пособие для учителя-2000
16 Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель
Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 1981
Пояснительная записка
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.
Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Проблема безопасного дорожного движения в целом и детского дорожно- транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.
Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни
национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избежанию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния)в сельских условиях(электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.
Третья проблема – безопасность в окружающей их среде.
Походы, экскурсии способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды.
Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная
Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Направленность программы
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками средней общеобразовательной школы.
Содержание
Раздел 1 «Улица полна неожиданностей» знакомит младших школьников с
правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на
улице.
Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов,
соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.
Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании
дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень
детского травматизма на дорогах.
Цель:
Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
⎯обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
⎯научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в
ДТП;
⎯развить природные задатки, способствующие успеху в социальном
самоопределении детей.
Раздел 2 «Не шути с огнем». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.
Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.
Цель:
Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.
Задачи:
⎯познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;
⎯ сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой
помощи пострадавшим;
⎯ обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.
Раздел 3 «Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в
экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.
Количество насильственных преступлений в отношении детей,часто
заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Здесь многое зависит от родителей, педагогов школ, истинна, здесь проста, следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.
Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.
Задачи:
⎯показать связь дружбы и социального здоровья
⎯описать различные влияния друзей друг на друга
⎯познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению
⎯показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ
ответственного поведения
⎯познакомить с формами отказа.
Формы и методы работы:
Формы воспитательной работы:
⎯познавательная беседа;
⎯этическая беседа;
⎯профилактическая беседа;
⎯игры: ролевые, ситуационные;
⎯занятия с использованием художественных средств выразительности;
⎯упражнения;
⎯экскурсии;
⎯тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых),
групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
⎯методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод
примера);
⎯методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое
требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
⎯методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
(соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
⎯методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
IV гражданский форум "Безопасные дороги-безопасное детство"
В Городском концентном зале г. Тулы состоялось открытие гражданского форума "Безопасные дороги-безопасное детство"...
Программа деятельности детского общественного объединения «Планета Безопасного Детства»
“Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь...
Отчёт по плану месячника пожарной безопасности «Безопасное детство»
Работа содержит информационный методический материал о деятельности коллектива по пожарной безопасности, проводимой в образовательнойм учреждении....
Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.
Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...
План конспект занятия по авторской программе «Безопасное детство» «Поведение в общественном транспорте»
Конспект расшитан на проведение занятия в игровой форме, что позволяет продуктивному усвоению материала....
Программа «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»
ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения, социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми, требующими дополни...