Программа «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»
рабочая программа

Ибаева Саадет Мазахир Кызы

ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения, социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми, требующими дополнительного внимания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnoe_detstvo.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Автор-составитель: Ибаева С.М., социальный педагог

ПРОГРАММА «Безопасное детство»

(формирование законопослушного поведения, социально – педагогическая  деятельность

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

работа с детьми, требующими дополнительного внимания)

на 2019 – 2024гг.

МАОУ «Лянторская СОШ № 7»  

Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, наблюдение показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.

  • Нормативно-правовая база  программы:
  • Нормативно-правовые документы международного, федерального, регионального и муниципального значения:
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
  • Нормативно-правовые документы школьного уровня:
  • Устав МАОУ ЛСОШ № 7
  • Программа развития школы.
  • Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
  • Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».

Цель:

укрепить систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся; содействовать  формированию у обучающихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциалов, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими, родителями.

Задачи программы:

  • обеспечение  психолого-педагогического сопровождения обучающихся для реализации прав на получение основного общего образования;
  • способствование формированию гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры обучающихся, положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы;
  • создание условий для вовлечения детей, требующих дополнительного внимания в общественно-полезную деятельность, воспитания навыков неконфликтного поведения и общения, успешной самореализации личности ребёнка и повышения его самооценки;
  • формирование у обучающихся негативного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств;
  • обеспечение координации всех участников образовательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Адресаты программы: обучающиеся муниципального автономного образовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7».

Деятельность по реализации программы предполагает:

- проведение мероприятий по выявлению обучающихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

 - участие в операции «Подросток».

 - диагностику детей требующих дополнительного внимания , включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.

 - организацию интересного и полезного каникулярного отдыха обучающихся.

 - подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, часов общения, родительских собраний, лекториев.

 - выявление и постановку на учёт неблагополучных семей.

 - социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи.

Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы:

  • первый этап - организационный (анализ состояния в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов).
  • второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов детей, требующих дополнительное внимание).
  • третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
  • четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

В программе принимают участие

  • Заместитель директора школы по воспитательной работе;
  • Социальный педагог;
  • Педагог-психолог;
  • Педагог-организатор;
  • Инспектор по делам несовершеннолетних;
  • Классные руководители;
  • Медицинский  работник школы;
  • Учащиеся и их родители;

Основные направления деятельности и формы работы:

 1.Диагностика обучающихся, процесса и условий их развития:

- анкетирование и тестирование обучающихся;

- анализ медицинских карт;

- составление картотеки детей требующих дополнительное внимание;

- систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин педагогической запущенности;

- изучение положения ребёнка в семье, классе и школе;

- определение круга общения ребенка.

2. Организация взаимодействия между:

- школой и ОДН;

- школой и детскими объединениями;

- школой и городской больницей;

- школой и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав;

- школой и родителями обучающихся.

3. Информационно-просветительская правовая и охранно-защитная работа с обучающимися:

Индивидуальные:

 занятость учащихся во внеурочное время;

 беседы;

 социально-педагогическое сопровождение.

Групповые:

 нормативно-правовой всеобуч;

 тематические уроки;

 организация свободного времени учащихся школы;

 организация работы Совета Профилактики правонарушений;

 классные часы;

 создание ситуации успеха в учёбе;

 организация различных видов внеурочной деятельности: экскурсии, походы, поездки, спортивные мероприятия, творческое самовыражение      

  и т.д.;

 организация  летнего отдыха во время каникул и в летний период;

 акции, движения;

 выпуск тематических газет;

 дежурства по школе и классам;

 оформление информационных правовых стендов;

 развитие кружковой деятельности на базе школы по интересам учащихся.

 4. Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение:

 организация медико-социально-психолого-педагогической поддержки по работе с детьми, родителями и педагогами;

 проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;

 оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи;

 поддержка социально ценных инициатив и интересов школьников, забота о вовлечении детей, требующих дополнительное внимание в кружки, клубы, секции, в деятельность детских и юношеских общественных организаций;

 ведение систематического учёта пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;

 установление доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической и действенной помощи;

 ведение учёта особо сложных и неблагополучных семей, проводимой с ним работы и её результатов;

 проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских и других учреждений по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма.

 Информационно-просветительская работа с родителями:

 выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;

 обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов соответствующей КДНиЗП;

 организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей;

 посещение на дому детей, требующих дополнительное внимание и неблагополучных семей;

 организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;

 проведение классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма;

 лектории;

 семинары;

 педагогические практикумы;

 конференции;

 обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;

 организация групп поддержки;

 организация курсов по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;

 оформление информационных стендов.

 Информационно-методическая работа с учителями:

 групповые беседы;

 анализ методической литературы;

 круглые столы;

 решение практических задач;

 семинары;

 конференции;

 практические занятия по обмену опытом.

Ожидаемые результаты:

 повысится положительная мотивация к обучению и участию в общественной жизни класса и школы у учащихся;

 снизится количество правонарушений среди несовершеннолетних;

 возрастёт количество учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях, что даст возможность отвлечь ребят требующих дополнительного внимания от   вредных привычек и способствовать укреплению здоровья подростков;

 программа повысит эффективность воспитательной работы в школе.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«Безопасное детство»

на 2019 – 2024 гг.

п/п

МЕРОПРИЯТИЯ

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

1

МО кл. руководителей «Основные направления деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений среди подростков»

сентябрь.

Психолог, рук. МО, зам. директора по ВР,

соц. педагог

2

Участие в межведомственной операции «Подросток»

сентябрь.

Классные руководители, РК,

зам. директора по ВР, соц. педагог

3

Консультация «Итоги диагностирования учащихся 1-х классов»

октябрь

Психолог

4

МО кл. руководителей «Организация деятельности школы по вопросам укрепления здоровья»

ноябрь

Руководители  МО, медицинский работник

5

МО кл. руководителей «Конфликты в классном коллективе»

декабрь

Психолог, зам. директора по ВР

6

Семинар «Социальное партнерство, как основа воспитания и социализации личности».

март

Психолог, зам. директора по ВР, РК

7

7

Конференция «Работа с детьми, имеющими отклонения в поведении и здоровье»

апрель

Зам. директора по ВР, медицинский работник, инспектор ОДН.

8

Участие в межведомственных рейдах (по запросу)

В течение года

Соц. педагог, психолог, РК

8

Родительский всеобуч:

  •  «Методы семейного воспитания, их роль в нравственном развитии младшего школьника»
  • «Ребенок и коллектив»
  • «Здоровье  школьника»
  • «Проблемы духовного развития ребенка»

1 раз в полугодие

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, медицинский работник, инспектор ОДН.

10

Тематические родительские собрания:

  • 1-2 классы - «Развитие эмоционального мира младшего школьника»
  • 3-4 классы – «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки»
  • 5 классы – «Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников»
  • 6 классы – «Нравственное воспитание детей в семье»
  • 7 классы – «Психолого-педагогические аспекты ранней наркомании у детей и подростков»
  • 8 классы – «Нравственное здоровье в семье»
  • 9-11 классы – «Стрессовые ситуации в жизни старшеклассников»

В течение года

Зам. директора по ВР, инспектор ОДН, психолог, соц. педагог, классные руководители

11

День открытых дверей для родителей

Один раз в год (суббота)

Администрация

12

Индивидуальные семейные консультации по оказанию помощи родителям проблемных детей

В течение года

Инспектор ОДН, психолог, медицинский работник, соц. педагог

13

Заседания Совета профилактики правонарушений

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР, соц. педагог

14

Учет особо сложных  и неблагополучных семей

В течение года

Зам. директора по ВР, соц. педагог

15

Выявление проблемных детей

В течение года

Соц. педагог, психолог.

16

Работа Совета профилактики правонарушений с детьми, родителями, педагогами

1 раз в четверть

Инспектор ОДН, психолог, социальный педагог

17

Психолого-педагогические консультации

1 раз в четверть

Психолог, классные руководители.

18

Индивидуальная работа с детьми, требующими дополнительного внимания по вовлечению в кружки, секции, факультативы

В течение года

Соц. педагог, классные руководители.

19

Малые педсоветы

1 раз в месяц

Администрация, классные руководители,

соц. Педагог

20

Профилактические беседы, встречи с работниками медицинских   учреждений  по проблемам  наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения.

В течение года

Школьный фельдшер-нарколог, классные рук - ли, соц. педагог

21

Совместные рейды учителей, инспектора ОДН в неблагополучные семьи, по профилактике безнадзорности

В течение года

Соц. педагог, инспектор ОДН.

22

Классные часы, конференции по правовой культуре, оказание информационно-правовой помощи

В течение года

Кл. руководители, соц. педагог, инспектор ОДН

23

Организация каникулярного времени учащихся

Октябрь, декабрь, март, май

Классные руководители

24

Проведение занятий для детей и подростков по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций

по мере поступления заявок от кл. рук – лей

Психолог

25

Систематический учет пробелов в  знаниях, умениях и навыках проблемных детей

В течение года

Классные руководители

26

Тематические беседы по правилам поведения в школе, общественных местах, транспорте, вблизи автомобильных и железных дорог

В течение учебного года

Классные руководители, инспектор по пропаганде ПДД,

27

Беседы по профилактике ВИЧ-СПИДа «Полезная прививка»

 в 10 - 11 классах

В течение учебного года

Фельдшер-нарколог

28

Работа Школьного самоуправления, волонтерского объединения:

- проверка сменной обуви;

- контроль за чистотой рук в столовой;

- контроль за курильщиками на территории школы

В течение учебного года

Волонтерское объединение

Проведение профилактических бесед с детьми, требующими дополнительное внимание.

Темы:

  1. Когда сигарета не нужна.
  2. Береги здоровье смолоду.
  3. Не кури.
  4. Табак и верзилу сведёт в могилу.
  5. Вредные привычки.
  6. Наше здоровье в наших руках.
  7. Кто скажет курению нет.
  8. Суд над вредными привычками.
  9. Компьютер - враг или друг.

В течение учебного года

Социальный педагог

29

Проведение профилактических мероприятий:

игры:

  1. Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
  2. Деловая игра: «Как устроиться на работу»
  3. Правовая игра-соревнование «Имею право!?»
  4. Игра «Школа безопасности»

В течение учебного года

Социальный педагог

30

Родительский всеобуч «Методы семейного воспитания, их роль в нравственном развитии младшего школьника», «Ребенок и коллектив».

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, соц. педагог

31

Методика повышения мотивации к познанию у «педагогически запущенных» подростков (Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога»).

В течение учебного года

Социальный педагог

32

Классификация групп подростков – правонарушителей

(по Д.И. Фельдштейну)

(Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога»).

В течение учебного года

Социальный педагог, психолог

33

Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться?» (Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога»).

Март

Социальный педагог, психолог

Программу составил:

cоциальный педагог МАОУ «Лянторская СОШ № 7»    С.М. Ибаева                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

IV гражданский форум "Безопасные дороги-безопасное детство"

В Городском концентном зале г. Тулы состоялось открытие гражданского форума  "Безопасные дороги-безопасное детство"...

Программа деятельности детского общественного объединения «Планета Безопасного Детства»

“Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь...

Отчёт по плану месячника пожарной безопасности «Безопасное детство»

Работа содержит информационный методический материал о деятельности коллектива по пожарной безопасности, проводимой в образовательнойм учреждении....

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...

Программа Безопасное детство

Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что так...

План конспект занятия по авторской программе «Безопасное детство» «Поведение в общественном транспорте»

Конспект расшитан  на проведение занятия  в игровой форме, что позволяет  продуктивному  усвоению  материала....