Программа «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»
рабочая программа
ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения, социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми, требующими дополнительного внимания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnoe_detstvo.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель: Ибаева С.М., социальный педагог
ПРОГРАММА «Безопасное детство»
(формирование законопослушного поведения, социально – педагогическая деятельность
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
работа с детьми, требующими дополнительного внимания)
на 2019 – 2024гг.
МАОУ «Лянторская СОШ № 7»
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
Анализ правонарушений, беседы с подростками, наблюдение показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.
- Нормативно-правовая база программы:
- Нормативно-правовые документы международного, федерального, регионального и муниципального значения:
- Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
- Нормативно-правовые документы школьного уровня:
- Устав МАОУ ЛСОШ № 7
- Программа развития школы.
- Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
- Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
Цель:
укрепить систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся; содействовать формированию у обучающихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциалов, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими, родителями.
Задачи программы:
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся для реализации прав на получение основного общего образования;
- способствование формированию гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры обучающихся, положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы;
- создание условий для вовлечения детей, требующих дополнительного внимания в общественно-полезную деятельность, воспитания навыков неконфликтного поведения и общения, успешной самореализации личности ребёнка и повышения его самооценки;
- формирование у обучающихся негативного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств;
- обеспечение координации всех участников образовательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Адресаты программы: обучающиеся муниципального автономного образовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7».
Деятельность по реализации программы предполагает:
- проведение мероприятий по выявлению обучающихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.
- участие в операции «Подросток».
- диагностику детей требующих дополнительного внимания , включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.
- организацию интересного и полезного каникулярного отдыха обучающихся.
- подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, часов общения, родительских собраний, лекториев.
- выявление и постановку на учёт неблагополучных семей.
- социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи.
Методическое обеспечение программы
Этапы реализации программы:
- первый этап - организационный (анализ состояния в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов).
- второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов детей, требующих дополнительное внимание).
- третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
- четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
В программе принимают участие
- Заместитель директора школы по воспитательной работе;
- Социальный педагог;
- Педагог-психолог;
- Педагог-организатор;
- Инспектор по делам несовершеннолетних;
- Классные руководители;
- Медицинский работник школы;
- Учащиеся и их родители;
Основные направления деятельности и формы работы:
1.Диагностика обучающихся, процесса и условий их развития:
- анкетирование и тестирование обучающихся;
- анализ медицинских карт;
- составление картотеки детей требующих дополнительное внимание;
- систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин педагогической запущенности;
- изучение положения ребёнка в семье, классе и школе;
- определение круга общения ребенка.
2. Организация взаимодействия между:
- школой и ОДН;
- школой и детскими объединениями;
- школой и городской больницей;
- школой и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав;
- школой и родителями обучающихся.
3. Информационно-просветительская правовая и охранно-защитная работа с обучающимися:
Индивидуальные:
занятость учащихся во внеурочное время;
беседы;
социально-педагогическое сопровождение.
Групповые:
нормативно-правовой всеобуч;
тематические уроки;
организация свободного времени учащихся школы;
организация работы Совета Профилактики правонарушений;
классные часы;
создание ситуации успеха в учёбе;
организация различных видов внеурочной деятельности: экскурсии, походы, поездки, спортивные мероприятия, творческое самовыражение
и т.д.;
организация летнего отдыха во время каникул и в летний период;
акции, движения;
выпуск тематических газет;
дежурства по школе и классам;
оформление информационных правовых стендов;
развитие кружковой деятельности на базе школы по интересам учащихся.
4. Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение:
организация медико-социально-психолого-педагогической поддержки по работе с детьми, родителями и педагогами;
проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи;
поддержка социально ценных инициатив и интересов школьников, забота о вовлечении детей, требующих дополнительное внимание в кружки, клубы, секции, в деятельность детских и юношеских общественных организаций;
ведение систематического учёта пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;
установление доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической и действенной помощи;
ведение учёта особо сложных и неблагополучных семей, проводимой с ним работы и её результатов;
проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских и других учреждений по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма.
Информационно-просветительская работа с родителями:
выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов соответствующей КДНиЗП;
организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей;
посещение на дому детей, требующих дополнительное внимание и неблагополучных семей;
организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;
проведение классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма;
лектории;
семинары;
педагогические практикумы;
конференции;
обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;
организация групп поддержки;
организация курсов по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;
оформление информационных стендов.
Информационно-методическая работа с учителями:
групповые беседы;
анализ методической литературы;
круглые столы;
решение практических задач;
семинары;
конференции;
практические занятия по обмену опытом.
Ожидаемые результаты:
повысится положительная мотивация к обучению и участию в общественной жизни класса и школы у учащихся;
снизится количество правонарушений среди несовершеннолетних;
возрастёт количество учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях, что даст возможность отвлечь ребят требующих дополнительного внимания от вредных привычек и способствовать укреплению здоровья подростков;
программа повысит эффективность воспитательной работы в школе.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«Безопасное детство»
на 2019 – 2024 гг.
№ п/п | МЕРОПРИЯТИЯ | Сроки исполнения | Ответственный исполнитель |
1 | МО кл. руководителей «Основные направления деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений среди подростков» | сентябрь. | Психолог, рук. МО, зам. директора по ВР, соц. педагог |
2 | Участие в межведомственной операции «Подросток» | сентябрь. | Классные руководители, РК, зам. директора по ВР, соц. педагог |
3 | Консультация «Итоги диагностирования учащихся 1-х классов» | октябрь | Психолог |
4 | МО кл. руководителей «Организация деятельности школы по вопросам укрепления здоровья» | ноябрь | Руководители МО, медицинский работник |
5 | МО кл. руководителей «Конфликты в классном коллективе» | декабрь | Психолог, зам. директора по ВР |
6 | Семинар «Социальное партнерство, как основа воспитания и социализации личности». | март | Психолог, зам. директора по ВР, РК |
7 7 | Конференция «Работа с детьми, имеющими отклонения в поведении и здоровье» | апрель | Зам. директора по ВР, медицинский работник, инспектор ОДН. |
8 | Участие в межведомственных рейдах (по запросу) | В течение года | Соц. педагог, психолог, РК |
8 | Родительский всеобуч:
| 1 раз в полугодие | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, медицинский работник, инспектор ОДН. |
10 | Тематические родительские собрания:
| В течение года | Зам. директора по ВР, инспектор ОДН, психолог, соц. педагог, классные руководители |
11 | День открытых дверей для родителей | Один раз в год (суббота) | Администрация |
12 | Индивидуальные семейные консультации по оказанию помощи родителям проблемных детей | В течение года | Инспектор ОДН, психолог, медицинский работник, соц. педагог |
13 | Заседания Совета профилактики правонарушений | 1 раз в четверть | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
14 | Учет особо сложных и неблагополучных семей | В течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
15 | Выявление проблемных детей | В течение года | Соц. педагог, психолог. |
16 | Работа Совета профилактики правонарушений с детьми, родителями, педагогами | 1 раз в четверть | Инспектор ОДН, психолог, социальный педагог |
17 | Психолого-педагогические консультации | 1 раз в четверть | Психолог, классные руководители. |
18 | Индивидуальная работа с детьми, требующими дополнительного внимания по вовлечению в кружки, секции, факультативы | В течение года | Соц. педагог, классные руководители. |
19 | Малые педсоветы | 1 раз в месяц | Администрация, классные руководители, соц. Педагог |
20 | Профилактические беседы, встречи с работниками медицинских учреждений по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения. | В течение года | Школьный фельдшер-нарколог, классные рук - ли, соц. педагог |
21 | Совместные рейды учителей, инспектора ОДН в неблагополучные семьи, по профилактике безнадзорности | В течение года | Соц. педагог, инспектор ОДН. |
22 | Классные часы, конференции по правовой культуре, оказание информационно-правовой помощи | В течение года | Кл. руководители, соц. педагог, инспектор ОДН |
23 | Организация каникулярного времени учащихся | Октябрь, декабрь, март, май | Классные руководители |
24 | Проведение занятий для детей и подростков по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций | по мере поступления заявок от кл. рук – лей | Психолог |
25 | Систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей | В течение года | Классные руководители |
26 | Тематические беседы по правилам поведения в школе, общественных местах, транспорте, вблизи автомобильных и железных дорог | В течение учебного года | Классные руководители, инспектор по пропаганде ПДД, |
27 | Беседы по профилактике ВИЧ-СПИДа «Полезная прививка» в 10 - 11 классах | В течение учебного года | Фельдшер-нарколог |
28 | Работа Школьного самоуправления, волонтерского объединения: - проверка сменной обуви; - контроль за чистотой рук в столовой; - контроль за курильщиками на территории школы | В течение учебного года | Волонтерское объединение |
Проведение профилактических бесед с детьми, требующими дополнительное внимание. Темы:
| В течение учебного года | Социальный педагог | |
29 | Проведение профилактических мероприятий: игры:
| В течение учебного года | Социальный педагог |
30 | Родительский всеобуч «Методы семейного воспитания, их роль в нравственном развитии младшего школьника», «Ребенок и коллектив». | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
31 | Методика повышения мотивации к познанию у «педагогически запущенных» подростков (Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога»). | В течение учебного года | Социальный педагог |
32 | Классификация групп подростков – правонарушителей (по Д.И. Фельдштейну) (Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога»). | В течение учебного года | Социальный педагог, психолог |
33 | Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться?» (Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога»). | Март | Социальный педагог, психолог |
Программу составил:
cоциальный педагог МАОУ «Лянторская СОШ № 7» С.М. Ибаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
IV гражданский форум "Безопасные дороги-безопасное детство"
В Городском концентном зале г. Тулы состоялось открытие гражданского форума "Безопасные дороги-безопасное детство"...
Программа деятельности детского общественного объединения «Планета Безопасного Детства»
“Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь...
Отчёт по плану месячника пожарной безопасности «Безопасное детство»
Работа содержит информационный методический материал о деятельности коллектива по пожарной безопасности, проводимой в образовательнойм учреждении....
Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.
Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...
Программа Безопасное детство
Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что так...
План конспект занятия по авторской программе «Безопасное детство» «Поведение в общественном транспорте»
Конспект расшитан на проведение занятия в игровой форме, что позволяет продуктивному усвоению материала....