Секреты русского языка
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Данный курс разработан для учащихся 5-7классов.Позволяет развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_russkogo_yazyka.docx | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
Задачи:
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
формирование и развитие у обучающимся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
приобретение школьниками знаний о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса, осознанное овладение лингвистическими терминами.
-развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.
1.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы
Предметные: приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; закрепление уже изученных лингвистических терминов; знакомство с новой лексикографической терминологией
2.Содержание курса (34 часов)
1. Введение(3 часов). Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты.
2. О Слове.(6 часов) Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем.
О слове. Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Работа с этимологическим словарём.
Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций. Контроль: тест
3. Богатство русского языка( 5 часов) Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари.
Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова
однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Явление синонимии в русском языке. Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении.
4. Фразеология (3 часа) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в литературных произведениях. Контроль: проект
5. Это интересно (16 часов) Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища.
Секреты географических названий. Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, балки, горы, хутора.)
Всегда ли мы говорим правильно? Орфоэпия. Речь и культура общения.
Русская пунктуация и ее особенности. История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых? Контроль: проект
«Я люблю свой родной язык!» Итоговые занятия.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Разделы учебного курса | Кол-во часов |
1 | Введение | 3 |
2 | О Слове | 6 |
3 | Богатство русского языка | 5 |
4 | Фразеология | 3 |
5 | Это интересно | 15 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Сроки проведения занятия | Тема раздела, урока | |||||
Плановые | Скорректированные | ||||||
Введение(3 часов) | |||||||
Языкознание – удивительная наука. | |||||||
Русские лингвисты | |||||||
Русские лингвисты | |||||||
О Слове.(6 часов) | |||||||
Проблема происхождения языка. Наш язык. Когда и как люди научились говорить | |||||||
Происхождение и развитие письма. | |||||||
Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. | |||||||
Фонетика. Звуковая жизнь слова. | |||||||
Как рождаются и живут слова | |||||||
Как рождаются и живут слова | |||||||
Богатство русского языка.( 5 часов) | |||||||
Омонимы и многозначность. | |||||||
Лабораторная работа «Анализ текста» | |||||||
Явление синонимии в русском языке. | |||||||
Активные и пассивные слова. Группы слов | |||||||
Практическая работа «Роль омонимов в художественных произведениях.» | |||||||
Фразеология(3 часа) | |||||||
Русская фразеология. | |||||||
Русская фразеология. | |||||||
Защита проектов | |||||||
Это интересно (16 часов) | |||||||
Как вас зовут? Из истории имён, прозвища. | |||||||
Откуда пришли фамилии? Откуда появились прозвища? | |||||||
Значение имен в художественных произведениях | |||||||
Практическая работа «Фамилия моей семьи» | |||||||
Топонимика. Где вы живете? | |||||||
Секреты географических названий. | |||||||
Происхождение и жизнь топонимов нашей местности | |||||||
Всегда ли мы правильно говорим? | |||||||
Орфоэпия. Речь и культура общения. | |||||||
Составление орфоэпического словарика. | |||||||
Русская орфография и ее принципы | |||||||
«Занимательная орфография» | |||||||
«Занимательная орфография» | |||||||
Особенности русской пунктуации. | |||||||
«История русской пунктуации» | |||||||
Можно ли обойтись без запятых? | |||||||
«Я люблю свой родной язык!» Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...
Развивающее занятие для обучающихся "Секреты русского языка"
Развивающее занятие для обучающихся "Секреты русского языка". Презентация из 4 частей. Подготовили педагог-психолог Гребнева В.Ю., учитель-дефектолог Прошина Е.Б....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"
Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 10 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русского языка" предназначена для учащихся 10 классов....
Секреты русского языка. Программа внеурочной деятельности в 3 классе
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основ...
Программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка"
Программа позволяет в занимательной форме готовиться с учащимися 9 класса к ГИА...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл...